Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность административной ответственности и виды административных взысканий





 

Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РБ. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности по КоАП РБ, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве.

Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Принципы и условия административной ответственности определены в главе 4 КоАП РБ.

Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности, выражающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП РБ.

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Принцип законности выражается в том, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП РБ.

Согласно принципу равенства физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности выражается в том, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

По принципу виновной ответственности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Более того, КоАП РБ содержит указание на обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В их числе:

· чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

· добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

· наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

· совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

· совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

· совершение административного правонарушения беременной женщиной;

· иные обстоятельства, признанные смягчающими административную ответственность судом или органом, ведущим административный процесс.

При наличии обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, равно как и в случае совершения административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств, административные взыскания за административные правонарушения против порядка налогообложения (стст. 13.1–13.11 КоАП РБ), налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть и освобождено от административной ответственности. Глава 8 КоАП РБ содержит основания для освобождения от административной ответственности. В числе таких оснований малозначительность совершённого административного правонарушения (освобождает суд, орган, ведущий административный процесс).

Кроме того, физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случаях:

· предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

· или добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

· или совершения административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· или примирения с потерпевшим либо его законным представителем;

· или возникновения у него психической или иной тяжелой болезни после наложения административного взыскания (либо административное взыскание может быть заменено более мягким);

· совершения административного правонарушения в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении него деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Торговля людьми», либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171 «Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией», 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией», 182 «Похищение человека», 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» УК РБ.

Однако КоАП РБ содержит и указание на обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В их числе:

· продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

· совершение административного правонарушения повторно;

· вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

· совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

· совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

· совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

· совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

· совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

· совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

Необходимо учесть, что суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство из числа выше перечисленных.

Административная ответственность характеризуется следующими чертами:

· представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных взысканий;

· для нее характерна множественность государственных органов (должностных лиц), имеющих право ее применять;

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. меры ответственности применяются к любым лицам за пределами ведомственных границ;

· применение административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Возраст, с которого наступает административная ответственность физических лиц, и условия её наступления определены в ст. 4.3 КоАП РБ.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РБ. Так, физическое лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности:

· за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);

· за мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП РБ);

· за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

· за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29 КоАП РБ);

· за жестокое обращение с животными (ст. 15.45 КоАП РБ);

· за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП РБ);

· за мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП РБ);

· за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая ст. 18.3 КоАП РБ);

· за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, правил пользования транспортным средством или правил пользования метрополитеном (стст. 18.4, 18.9, 18.10 КоАП РБ);

· за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34 КоАП РБ);

· за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4 КоАП РБ);

· за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7 КоАП РБ);

· за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия, за незаконные действия в отношении холодного оружия (стст. 23.46, 23.47 КоАП РБ).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

КоАП РБ (ст. 4.5) определен перечень деяний, содержащих признаки административных правонарушений и влекущих для правонарушителя административную ответственность лишь при наличии от потерпевшего (его законного представителя) требования об этом, выраженного в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. В числе таких деяний:

· умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);

· клевета (ст. 9.2 КоАП РБ);

· оскорбление (ст. 9.3 КоАП РБ);

· отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП РБ);

· присвоение найденного имущества (ст. 10.6 КоАП РБ);

· причинение имущественного ущерба (ст. 10.7 КоАП РБ);

· уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8 КоАП РБ);

· умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

· разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13 КоАП РБ).

Особые правила установлены для привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП РБ. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП РБ для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП РБ. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административное взыскание является мерой административной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. В то же время, наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с соблюдением условий и правил наложения административных взысканий в пределах, установленных санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РБ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Виды административных взысканий установлены в ст. 6.2 КоАП РБ.

За совершение административных правонарушений к физическим лицам применяются следующие виды административных взысканий:

· предупреждение;

· штраф;

· исправительные работы;

· административный арест;

· лишение специального права;

· лишение права заниматься определенной деятельностью;

· конфискация;

· депортация;

· взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

В отношении юридических лиц применяются следующие административные взыскания:

· штраф;

· лишение права заниматься определенной деятельностью;

· конфискация;

· взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Предупреждение представляет собой письменное предостережение физического лица о недопустимости противоправного поведения, является наиболее мягкой мерой административного наказания (ст. 6.4 КоАП).

Штраф (ст. 6.5 КоАП РБ) является денежным взысканием в пользу государства, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Для физического лица штраф может быть установлен в размере от 0,1 до 50 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 200 базовых величин, для юридических лиц – от 10 до 1000 базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП РБ, но не ниже 0,5 базовой величины.

Исправительные работы заключаются в удержании из заработка физического лица 20% в доход государства и устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев с отбыванием их по месту работы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 6.6 КоАП РБ). Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также иным лицам, указанным в КоАП РБ.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до 15 суток (ст. 6.7 КоАП РБ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к иным лицам, указанным в КоАП РБ.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права управления транспортными средствами), применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. (ст. 6.8 КоАП РБ).

Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

· управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ,

· отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ,

· или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года (ст. 6.9 КоАП РБ).

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РБ.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения (ст. 6.10 КоАП РБ).

Депортация означает административное выдворение за пределы Республики Беларусь, которое может быть применено исключительно в отношении иностранных гражданин и лиц без гражданства (ст. 6.11 КоАП РБ).

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о таком взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части КоАП РБ предусмотрена их конфискация (ст. 6.12 КоАП РБ).

Административные взыскания разделяют на основные и дополнительные. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РБ. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ.

Установлены ограничения на применение отдельных видов административных взысканий. Так, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. В то же время, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РБ.

Для правомерности административных взысканий должны быть соблюдены сроки их наложения. Сроки наложения административных взысканий установлены в ст. 7.6 КоАП РБ.

Административное взыскание может быть наложено:

1) за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения;

2) за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, – не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП РБ, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения, статьей 13.14 КоАП РБ, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее двух лет со дня их совершения и двух месяцев со дня их обнаружения);

5) за совершение административного правонарушения, заключающегося в нарушении авторских, смежных и патентных прав (ст. 9.21 КоАП РБ), – не позднее одного года со дня его совершения.

При совершении административного правонарушения группой лиц для административная ответственность для соучастников наступает по определенным правилам. Так, за деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

· мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП РБ);

· умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

· незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 11.26 КоАП РБ);

· подделка проездных документов (ст. 11.33 КоАП РБ);

· нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.17 КоАП РБ);

· незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 14.4 КоАП РБ);

· недекларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 14.5 КоАП РБ);

· приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (ст. 14.7 КоАП РБ);

· незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности (ст. 15.22 КоАП РБ);

· нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35 КоАП РБ);

· нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37 КоАП РБ);

· незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (ст. 23.14 КоАП РБ);

· незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29 КоАП РБ);

· нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.31 КоАП РБ);

· самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41 КоАП РБ).

Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье КоАП РБ, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на ст. 2.4 КоАП РБ «Соучастие в административном правонарушении».

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.

 

Общие положения административного процессуального права. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

 

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП РБ) устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания. Данный кодекс вступил в силу с 1 марта 2007 г.

О совершении каждого административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти. Исчерпывающий перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, дан в ст. 3.30 ПИКоАП РБ. В числе уполномоченных на составление протокола должностные лица:

· органов внутренних дел, исполнительных комитетов, прокуратуры, Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· лесной и земельной охраны, воздушного и водного транспорта;

· органов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, государственного санитарного надзора;

· органов государственного энергетического, газового, пожарного надзора;

· финансовых органов, налоговых органов;

· таможенных органов, военных комиссариатов, пограничных войск, органов Министерства обороны Республики Беларусь и др.

Протокол об административном правонарушении должен содержать (ст. 10.2 ПИКоАП РБ):

· дату и место его составления;

· должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;

· сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

· время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП РБ, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

· фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

· объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;

· отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

· перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении;

· иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

Все участники административного процесса (а это лица, привлекаемые к административной ответственности, потерпевшие, свидетели и др.) обладают как общим набором прав человека и гражданина, так и теми правами и обязанностями, которые возникают именно в связи с их участием в административном процессе.

Дополнительно урегулированные права лиц, привлекаемых к административной ответственности, определены в главе 4 и других статьях ПИКоАП РБ (например, в ст. 2.8).

Так, физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право (ст. 4.1 ПИКоАП РБ):

· знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;

· знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению;

· давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

· представлять доказательства;

· заявлять отводы и ходатайства;

· иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании;

· беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

· пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;

· возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

· подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;

· получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

· участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

· получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления о наложении административного взыскания.

В порядке, установленном ПИКоАП, права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

Физические лица, в отношении которых ведется административный процесс, имеют и свои связанные с этим обязанности, определенные в той же ст. 4.1 ПИКоАП РБ.

В административном правонарушении могут быть потерпевшие. Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации (ст. 4.2 ПИКоАП РБ).

В административном процессе потерпевшие также имеют свои связанные с участием в нем права (ст. 4.2 ПИКоАП РБ). Потерпевший – физическое лицо имеет право:

· давать объяснения;

· не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;

· представлять доказательства;

· заявлять отводы и ходатайства;

· пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

· возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

· участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

· получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;

· в случаях, предусмотренных КоАП РБ, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

· иметь представителя и прекращать полномочия представителя;

· подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

· являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

· подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

· участвовать в процессуальных действиях.

Физическое лицо – индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя, права и обязанности которого предусмотрены ПИКоАП РБ.

В ПИКоАП оговорены и случаи ограничения прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности, например, при применении к нему мер обеспечения административного процесса:

· административное задержание лица – не более 3 часов, или 3 суток, или 10 суток (с санкции прокурора) в зависимости от причин задержания (ст. 8.4 ПИКоАП РБ);

· личный обыск задержанного - производится лицом одного пола с задержанным и в присутствии 2 понятых того же пола (ст. 8.6 ПИКоАП РБ);

· досмотр вещей административно арестованных – производится в присутствии собственника или владельца, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в присутствии 2 понятых в отсутствии собственника (владельца) (ст. 18.7 ПИКоАП);

· изъятие вещей и документов (ст. 8.9 ПИКоАП РБ) и др.

В случае административного задержания, согласно ст. 8.2 ПИКоАП РБ, задержанный вправе:

· отказаться от подписания протокола;

· уведомить (по его просьбе уведомляются) о задержании защитника, родственников, нанимателя, администрацию учреждения образования. Обязательно уведомляются родители и лица, их заменяющие, о задержании несовершеннолетних.

Применение мер обеспечения административного процесса в соответствии с главой 7 ПИКоАП РБ могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд.

 

Рекомендуемые источники:

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 63. - 2/946; № 87. - 2/980; № 139. - 2/1004; 2004. - № 94. - 2/1039; № 107. - 2/1048; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1128; № 120. - 2/1129; № 121. - 2/1137; № 179. - 2/1151; 2006. - № 6. - 2/1182; № 7. - 2/1188; № 78. - 2/1207, 2/1211, 2/1212; № 106. - 2/1233, 2/1234; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244, 2/1245; № 122. - 2/1259; 2007. - № 4. - 2/1284, 2/1296; № 6. - 2/1298; № 118. - 2/1306, 2/1307, 2/1309; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 170. - 2/1348; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 291. - 2/1385; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417, 2/1418; № 119. - 2/1434; № 170. - 2/1464; № 184. - 2/1508; № 196. - 2/1525; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 14. - 2/1291; № 118. - 2/1307; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417; № 119. - 2/1434; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651; № 15. - 2/1666.

3. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 70. - 2/953; 2004. - № 120. - 2/1053; 2006. - № 78. - 2/1208; 2008. - № 14. - 2/1413; № 184. - 2/1506; 2009. - № 136. - 2/1572.

4. Административное право: Учеб. Пособие / Л. М. Рябцев, Г. А. Василевич, А. Г. Тиковенко, Г. Б. Шишко и др.; Под общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск: Книжный Дом, 2007.

5. Дулуб, Д. Я. Событие и состав административного правонарушения // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 24. - С. 30-37.

6. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2004.

7. Крамник, А. Н. Административное задержание как важное средство реализации административно-деликтных норм // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2007. - № 1. - С. 88-94.

8. Кулаковский, С. Прекращение дела об административном правонарушении // Юрист. - 2008. - № 3. - С. 57-59.

9. Кулак, С. М. Прекращение производства по делу об административном правонарушении // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 12. - С. 30-39.

10. Лукашов, А. О некоторых положениях общей части кодекса РБ об административных правонарушениях 2003 года // Юстиция Беларуси. - 2003. - № 5. - C.50-54.

11. Лукашов, А. Безлицензионная деятельность: административное правонарушение или преступление // Юридический мир. - 2009. -№ 5. - С. 64-69.

12. Половинко, М. Проблемы нового КоАП и ПИКоАП // Юрист. - 2007. - № 8. - С. 59-61.

13. Половинко, М. Конфискация предмета административного правонарушения: требуется единый, основанный на законе, подход // Юрист. - 2007. - № 8. - С. 38-41.

14. Ростоцкий, Г. Обжалование и опротестование постановления о наложении административного взыскания // Главный бухгалтер. - 2007. - № 28. - С. 70-73; № 29. - С. 77.

15. Ростоцкий, Г. Порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания // Главный бухгалтер. - 2007. - № 36. - С. 101-104.

16. Степанов, В. Проблемы возмещения вреда, причиненного административным правонарушением // Юрист. - 2009. - № 2. - С. 63-66; № 4. - С. 63-66.

17. Черемисин, П. Административное правонарушение, его признаки и юридический состав // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 8. - С. 76-84.

 

Date: 2016-07-18; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию