Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архимандрита Иоанна Крестьянкина).





Ныне Православная Церковь вспоминает день кончины дивного угод­ника Божия, покровителя и молитвенника земли Русской, отца нашего Серафима Саровского. Краткое житие его почти всем вам известно. Сейчас же Божиим благословением к нам приходят книги о препо­добном старце, изданные большим тиражом. Их читали некогда наши бабушки и дедушки и даже, может быть, наши родители, и эти книги поддерживали в них живое горение любви к дивному угоднику Божию, повествуя о подвигах и наставлениях преподобного Серафима. А те­перь и мы с вами имеем такую радостную возможность — подробно узнать его житие и руководствоваться его на­ставлениями на пути к Богу.

158 лет назад отошел в мир иной великий подвижник, перейдя от великих трудов к великой радости вечной, дерзновенно молясь Святой Троице за многострадаль­ную Русь. Он ушел, но опыт его жизни, его советы и любовь остались с нами, и сегодня я хочу воспроизвести беседу старца с тем, кто, как и мы с вами теперь, искал пути спасения. Преподобный Серафим Саровский живою любовью к людям подобен ключу, который забил чистой струей из глубины темного леса, разлился в реку и, неся в море неиссякающие волны свои, поит миллионы людей.

Живя на земле, старец Божий учил, утешал, исцелял тех, кто с верой, любовью, надеждой приходил к нему, подкреплял и вразумлял тех, кто желал побеждать гре­хи. “Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас,” — говорил старец друзьям перед смертью.

Не всем людям, особенно беднякам, труженикам или больным, даже при глубокой вере в молитвенную помощь и любовь старца, удается прийти к нему, но зато все мо­гут прочитать советы его сердца святого, которые он ос­тавил нам.

Вот почему в эти святые дни, когда Церковь славосло­вит Христа и вспоминает кончину преподобного старца, верного слуги Христова, хорошо и нам вспомянуть советы святого Серафима.

В день Рождества Христова 1832 года некий раб Божий удостоился видеть отца Серафима в Саровской пустыни. “Я,— говорил этот раб Божий,— пришел в больничную церковь к ранней обедне еще до начала службы и увидел, что отец Серафим сидит на правом клиросе, на полу... По окончании же обедни, когда я снова подошел к нему, он приветствовал меня словами: "Молитвами Пресвятыя Богородицы все благо будет!” Тогда я осмелился попро­сить его о назначении мне времени для выслушания от него спасительных советов. Старец на то отвечал мне так: “Два дня праздника. Времени не надо назначать. Святой апостол Иаков, брат Божий, поучает нас: аще Господь восхощет, и живы будем, сотворим сие и сие.”

Я спросил его: продолжать ли мне мою службу или жить в деревне? Отец Серафим отвечал: “Ты еще молод, служи.” — “Но служба моя нехороша,” — возразил я. “Это от твоей воли, — отвечал старец. — Добро делай; путь Гос­подень все равно! Враг везде с тобой будет. Кто приоб­щается — везде спасен будет, а кто не приобщается — не мню. Где господин, там и слуга будет. Смиряй себя, мир сохраняй, ни за что не злобься.”

Я спросил еще: благополучно ли кончится мое дело? Старец отвечал: “Надобно полюбовно разделиться с род­ными, у кого есть что разделить. Было у двух родных бра­тьев два озера; у одного все множилось, а у другого нет. Тот и захотел завладеть войною. Одному нивы надобно двенадцать сажен, а другому более. Не пожелай.”

После того я спросил: учить ли детей языкам и прочим наукам? И он отвечал: “Что же худого знать что-нибудь?” Я же, грешный, подумал, рассуждая по-мирскому, что нужно, впрочем, ему самому быть ученым, чтобы отвечать на это, и тотчас же услышал от прозорливого старца обли­чение: “Где мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума? Спроси кого поумней.”

Вечером я умолял его продолжить спасительную бесе­ду и предложил ему следующий вопрос: скрывание дел, предпринятых во имя Господне, в случае, когда знаешь, что получишь за них скорее осмеяние, нежели похвалу, не похоже ли на отвержение Петра; и что делать при про­тиворечиях? Старец на это отвечал мне так:

“Святой апостол Павел в послании к Тимофею говорит: пей вино вместо воды, а вслед за ним следует: не упивай­тесь вином. На это надо разум. Не воструби; а где нужно, не премолчи.”

Я спросил еще: что прикажет он мне читать? И полу­чил ответ: “Евангелие по четыре зачала в день, каждого Евангелиста по зачалу, и еще жизнь Иова. Хотя жена и говорила ему: лучше умереть; а он все терпел и спасся. Да не забывай дары посылать обидевшим тебя.”

На вопросы мои: должно ли лечиться в болезнях и как вообще проводить жизнь, он отвечал: “Болезнь очища­ет грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем; выше сил не берись — упадешь, и враг посмеется тебе; аще юн сый, удержись. Однажды диавол предложил праведнику прыгнуть в яму, тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. Вот что делай: укоря­ют — не укоряй; гонят — терпи; хулят — хвали; осуж­дай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло; блажен человек, который знает это, люби ближнего тво­его: ближний твой — плоть твоя. Если по плоти живешь, то и душу, и плоть погубишь; а если no-Божьему, то обо­их спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти или и далее, кого Бог позовет.”

Последние слова отца Серафима относились к жела­нию моему отправиться на богомолье в Киев и далее, если благословит.

Впрочем, я не открыл ему еще этого желания, и отец Серафим узнал о нем единственно по дару прозрения, которое имел он по благодати Божией... Я попросил его помолиться обо мне, он отвечал: “За всех молюсь вся­кий день. Устрой мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст сле­зы раскаяния.” И опять подтвердил: “Укоряют — не укоряй” и т. д.

На вопрос мой: как сохранить нравственность людей, мне подчиненных, и не противны ли Богу законные, по-видимому, наказания — он отвечал: “Милостями, облег­чением трудов, а не ранами. Напои, накорми, будь справедлив. Господь терпит; Бог знает, может быть, и еще про­терпит долго. Ты так делай: аще Бог прощает, и ты про­щай. Сохрани мир душевный, чтобы в семействе у вас ни за что не было ссоры; тогда благо будет. Исаак, Авраамов сын, не злобился, когда у него колодцы засыпали, и отхо­дил; а потом его же стали просить к себе, когда Господь Бог благословил его стократным плодом ячменя.”

Я спросил старца: нужно ли молиться Богу об избав­лении от опасных случаев? Старец отвечал: "В Еванге­лии сказано: “молящеся же не лишше глаголите... весть бо Отец ваш, их же требуете, прежде прошения вашего. Сице убо молитеся вы: Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во иску­шение, но избави нас от лукавого. Тут благодать Господ­ня; а что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней: будь воздержен, ходи в церковь, раз­ве немощи когда, молись за всех: много этим добра сде­лаешь; давай свечи, вино и елей в церковь: милостыня много тебе блага сделает.”

Когда я спросил о посте и браке, старец сказал: “Цар­ство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Духе Святе; только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благо­словен Богом: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся. Только враг смущает все.”

На вопрос мой о духе мнительности и о хульных помыс­лах он отвечал: “Неверного ничем не уверишь. Это от себя. Псалтирь купи: там все есть...”

Я спросил его: можно ли есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна и врачи приказывают есть скоромное? Старец отвечал: “Хлеб и вода никому не вред­ны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек; но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских Со­борах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что врачи говорят про праведных, кото­рые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением, и про жезл Моисея, которым Бог из камня извел воду? Ка­кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Господь призывает нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть: да мы сами не хотим.”

Во все время всей нашей беседы отец Серафим был чрез­вычайно весел. Он стоял, опершись на дубовый гроб, приготовленный им для самого себя, и держал в руках зажженную восковую свечу.”

Но бывали у старца Серафима и такие люди, которые не искали себе назидания, а хотели лишь удовлетворить свою пытливость.

Так, одному Саровскому брату подумалось, что уже бли­зок конец мира, что наступает великий день второго пришествия Господня. Вот он и спрашивает о сем мнения отца Серафима. Старец же смиренно отвечал: “Радость моя! Ты много думаешь о Серафиме убогом. Мне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в кото­рый Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каж­дому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно...

Господь сказал Своими пречистыми устами: “О дни же том и часе никто же весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един. Яко же бо бысть во дни Ноевы, тако будет и при­шествие Сына Человеческаго. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческаго” (Мф. 24, 36-39).

Цри сем старец тяжко вздохнул и сказал: “Мы, на зем­ле живущие, много заблудили от пути спасительного; про-гневляем Господа и нехранением святых постов; ныне христиане разрешают на мясо и во святую четыредесят-ницу и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют; а Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат. Но не до конца прогневается Господь, паки помилует. У нас вера Право­славная, Церковь, не имеющая никакого порока.”

И “исполнение заповедей Христовых для каждого хри­стианина есть бремя легкое, как сказал сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь их в памяти; а для этого всегда нужно иметь в уме и на устах молитву Иисусову, а пред очами представлять жизнь и страдания Господа на­шего Иисуса Христа, Который из любви к роду человече­скому пострадал до смерти крестной. В то же время нуж­но очищать совесть исповеданием грехов своих и приоб­щением Пречистых Тайн Тела и Крови Христовой.”

“Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!” — ска­зал отец Серафим другому вопрошающему и тут же объяс­нил: “...это значит надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо при­ходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым.”

А заканчивались беседы старца почти всегда словами о необходимости тщательно заботиться о своем спасении, пока не прошло еще благоприятное время. Преподобный Серафим Саровский еще в начале прошлого века сказал:

“У нас вера Православная, Церковь, не имеющая ника­кого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие... — сих врата адова не одолеют.”

Из истории России видно, что есть соответствие внеш­ней судьбы нашей Родины с внутренним состоянием на­родного духа. Поэтому необходимо понять, что как грех привел к катастрофе, так и покаяние способно привести к восстановлению России.

События XX века показали, что мир стоит перед лицом гибели. Дай Господь вам всем мужество очнуться, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то миру и понадобится неугасимая лампада — Свя­тая Русь, ибо без нее не выбраться из трясины.

Россия! Будь такой, какой ты нужна Христу!

Дорогие мои, великое счастье и утешение, но и трепет велик видеть сбывающимися обетования Божий. Сегод­ня сбываются не только обетования Самого Спасителя, сбываются предсказания святых угодников Божиих — Божиих людей.

Россия за многие согрешения идет путем огненного и скорбного очистительного испытания, и это чувствует вся страна, вся Церковь, каждый человек.

Особенно тяжки скорби тех, кому дал Господь прови­деть судьбы народа Божия. Скорбел обо всем мире, о Цер­кви и ее иерархах, о каждом приходящем к нему челове­ке преподобный Серафим Саровский. В молитве, на мо­розе, примерзая к земле, плакали в судьбоносные момен­ты жизни России воспитанницы преподобного — юроди­вые Христа ради. Но обещали они сквозь слезы и гряду­щее за горем облегчение.

В свое время, когда взращенная молитвой и трудами преподобного Серафима Саровского Дивеевская обитель еще была в расцвете, ее великий покровитель однажды в незначительном на первый взгляд разговоре на праздни­ке Рождества Пресвятой Богородицы сказал: “Придет вре­мя, и мои сиротки в Рождественские ворота как горох посыпятся". И никто ничего не понял из его слов. А в 1927 году, в день Рождества Пресвятой Богородицы, тяжелая рука гонителей опустилась на обитель, и надолго умолк­ло живое слово молитвы к Богу в стенах ее.

Но тот же преподобный Серафим произнес тогда — еще при жизни своей — и другое пророческое слово о Дивееве. Обещая возрождение обители, он говорил: "Не хлопо­чите и не доискивайтесь и не просите монастыря — при­дет время, без всяких хлопот прикажут вам быть монас­тырем, тогда не отказывайтесь.”

И время пришло. В апреле 1988 года светские власти неожиданно приказали верующим принимать монастыр­ский Троицкий собор.

А теперь и сам преподобный хочет исполнить свое про­рочество о возвращении его в Дивеево. Ведь при жизни он там никогда не был, а мощами своими обещал упокое­ние в созданной его трудами Дивеевской обители, возрож­дающейся в наши дни его молитвой.

Дорогие мои, сейчас происходят знаменательные собы­тия в духовном мире. Одно из них — удивительное второе обретение святых мощей преподобного Серафима Саров­ского. Ровно семьдесят лет томившийся в заточении сво­ими нетленными мощами угодник Божий преподобный Серафим возвратился в Церковь.

В 1920 году при закрытии Саровского монастыря рака его была вскрыта, и останки великого старца земли Рус­ской исчезли, и след их затерялся. Но он потерялся для нас, но сокровен и сохранен Господом. Святейший Пат­риарх Алексий II в связи с этим знаменательным событием сказал, обращаясь ко всем нам, что преподобный Серафим во дни своей земной жизни, в начале XIX века, был тем духовным огоньком, у которого отогревалась Россия, уже более века насильственно ведомая по пути расцерковления и обмирщения народной жизни. Он был общенародно прославлен в первые годы нашего века, накануне новых невиданно тяжких испытаний для стра­ны и Церкви.

И вот сейчас, когда мы вновь входим в скорбные годы (хотя Церковь ныне и не притесняема, но она не может не скорбеть вместе со своим народом обо всех его бедах), сно­ва нам явлен и, если можно так сказать, зримо прибли­жен к нам преподобный Серафим.

Сегодня, вспоминая заветы преподобного, особо хочет­ся вспомнить о его удивительном, поистине благодатном умении радоваться людям. “Радость моя!” — этими сло­вами он встречал каждого приходящего.

В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать врага, соперника, помеху, нам так необходи­мо вспомнить, что можно и должно иначе относиться к ближним.

Ни один человек не уходил не утешенным из келии Саровского старца. Надеюсь, ныне он донесет и наши мо­литвы до Престола Всемилостивого Спаса, тогда наше ду­ховное обновление и выздоровление не замедлит. Дай Бог всем нам стать причастниками “Серафимовой радости.”

Мощи преподобного, освещая Русскую землю, после второго обретения ради поклонения многих людей первоначально находились в Александро-Невской Лавре, затем в Москве в патриаршем Елоховском соборе. А ко дню памяти преподобного — 1 августа — его мощи обрели покой и остались на постоянное пребыва­ние в Дивеевской обители, основанной святым угодником.

И верится нам, что если преподобный Серафим при жизни своей согревал любовью приходящих людей, то и теперь с прежней лаской согреет он изболевшие души. Только приди к нему мысленно, обратись к нему в молит­ве. И услышишь сердцем своим: “Радость моя, гряди, гря­ди ко мне”

Трогательное до слез, привязывающее сердце невыра­зимой властью есть в дивном старце Серафиме. “Он, как пудовая свеча,— говорил Воронежский архиепископ Ан­тоний,— всегда горит пред Господом, как прошедшею своею жизнью на земле, так и настоящим своим дерзнове­нием пред Святою Троицею.”

И именно в те дни, когда оскудела среди людей любовь, когда стала остывать в народе вера, взошел в блистающем ореоле любви и святости преподобный отец Серафим, Са­ровский чудотворец.

Возрадуемся же, други мои, что имеем мы среди наших русских святых такого дивного, жившего во славу Божию преподобного старца, память которого сегодня мы собра­лись молитвенно прославить. И из глубины сердец наших воззовем: “Ублажаем, ублажаем тя, преподобие отче Се­рафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.” Аминь.

2 (15) января 1991 года.

 

 

Date: 2016-07-18; view: 211; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию