Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды собственности





Характерной чертой периода перехода от административно-командной системы к рыночной экономической системе является формирование многоукладной экономики, в которой присутствую разнообразные формы собственности на средства производства - это частная трудовая, частная капиталистическая, частная корпоративная, кооперативная, коллективная (или народная, собственность трудовых коллективов), государственная (федеральная, республиканская, местная или коммунальная).

Характеристика форм собственности:

Частная собственность - это закрепление прав контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Частная собственность имеет разновидности:

Индивидуальная или семейная собственность - это когда право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи (фермерские хозяйства, напр.).

Паевая неакционерная собственность - это объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами или пайщиками, каждому из них причитается определенная доля объекта собственности. Величина пая устанавливается в денежном выражении.

Акционерная собственность - имеет важное отличие от паевой неакционерной собственности, в этом случае акционер это тот, кто внес определенный пай, капитал в предприятие и взамен получил титул собственности - ценную бумагу, акцию.

Собственность общественных организаций - это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.).

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность, обычно делится на:

Общегосударственную собственность - при этой форме собственности основные распорядительные и управленческие функции над объектами собственности возлагаются на общегосударственные институты (крупные предприятия, системы энергообеспечиния и связи и т.д.).

Коммунальную или муниципальную собственность - при этой форме собственности распорядительные и управленческие функции по отношению к объектам этой собственности принадлежат местным органам власти (медицинские учреждения, культурные и т.д.).

Экономическое содержание и правовые формы собственности

Понятие "собственность" отражает совокупность экономических (объективных) и правовых (волевых) отношений складывающихся в обществе. Если экономические отношения характеризуются формой отношений между производителем и владельцем средств производства, то право собственности находит свое выражение через:

право владения, определяющее принадлежность той или иной ценности.

право пользования, определяющее условия использования принадлежащей кому-либо собственности другими лицами или экономическими субъектами.

право распоряжения (управления), принадлежащей кому-либо собственностью другими лицами или экономическими субъектами на определённых условиях.

Целью использования любого права собственности является получение экономического эффекта (доход, прибыль и т.д.). В законодательном порядке основные права собственности дополняются целым рядом положений, закрепляющих и развивающих эти права, это право наследования, бессрочного обладания, получения дохода от использования принадлежащих благ, система социальной защиты и т.д. Право собственности зафиксировано в Конституциии законе о собственности.

В ходе реформирования собственности в нашей стране сло­жились следующие основные и производные формы и виды соб­ственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь:

1.государственная собственность

• республиканская (собственник –РБ).Она вкл.ючает гос. предприятия и учреждения.

• коммунальная;(собственники- административно-террит.ед-цы). Она включает унитарные предприятия.

2.частная собственность

• физических лиц (индивидуальная);

• негосударственных юридических лиц (ОАО, ЗАО;ОДО; ООО);

3. общая собственность (семьи, коллектив)

совместная;

долевая.

Процесс реформирования собственности в РБ, при котором возникает частная собственность:

Разгосударствление- процесс экономических преобразований, который ведет к постепенному изменению функциональной роли государства и сокращению его предпринимательской деятельности в отраслях национальной экономики. Основными направлениямиразгосударствления собственности являются приватизация, либерализация, коммерциализация, создание смешанных предприятий с участием государственной собственности, а также денационализация.

Приватизация — это перевод государственной формы собственности в частную.

Денационализация — это преобразование государственных предприятий в предприятия других форм и видов собственности.

15)Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция

Рынок - совокупность экономических отношений производство и обмен товаров при помощи денег, одновременно, он выступает как форма организованного хозяйства, обеспечивающая решение эффективных экономических проблем в результате конкуренции, а проблемами экономики являются следующие: что производить, как производить и для кого (чего) производить.

Условия возникновения рынка. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

Разделение труда возникло в глубокой древности. Ис­тория знает ряд крупных ступеней общественного разделе­ния труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия; вторая — выделение ремесла как самостоя­тельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляться общественное разделение труда. Еще античные авторы подчеркивали положительное значение разделения труда для роста его производительности. Примечательны высказывания Арис­тотеля по поводу разделения и возникающего в этой связи обмена. Поистине гениальны его высказывания о справед­ливом равенстве обмена. Он видел и взаимосвязь между разделением труда, обменом и деньгами.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все глав­ные типы разделения труда - в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и дерев­ней, между промышленностью и торговлей, между умст­венным и физическим трудом, между различными регио­нами и целыми национальными хозяйствами.

Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подстальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - коопери­рованию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расшире­ния подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, ста­новится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специ­альностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в по­стоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об­ществе.

Функции рынка:

Регулирующая функция. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности.

Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур.

Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:

· простых товаропроизводителей;

· единоличных капиталов:

· монополий:

· национальных капиталов;

· интернациональных капиталов.

Для бывших соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:

между индивидуальными изготовителями товаров:

между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли;

между региональными экономическими образованиями;

между предприятиями СНГ;

с иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -нескольких видов:

функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг другу;

видовая конкуренция(результат того.что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным характеристикам:

предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции:

выявление и установление рыночной стоимости товара:

выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:

регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Date: 2016-07-18; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию