Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основная часть курсовой работыСтр 1 из 33Следующая ⇒ План Введение Основная часть 1.Содержание категории экономического роста 1.1.Сущность экономического развития 1.2.Показатели экономического роста 2.Типы экономического роста 2.1.Экстенсивный тип экономического роста и его факторы 2.2.Интенсивный тип и факторы экономического роста Заключение.
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Вторым этапом выполнения курсовой работы является сбор информации, подбор литературы, а также фактического и цифрового материала. Подбор источников информации во многом определяется избранной темой курсовой работы. Например, раскрытие темы "Предприятие в условиях рыночной экономики" требует получения информации: фактических данных из статистических сборников, журнальных статей, периодической печати. Для этого необходимо познакомиться с экономическим и финансовым положением какого-либо конкретного предприятия, проанализировать его хозяйственную деятельность в рыночных условиях. Предварительно следует продумать вопросы, для ответа на которые вам понадобится справочный материал, определиться, с какими вопросами вы будете обращаться к работникам экономических служб предприятия, если, конечно, избранная вами тема требует сбора такой информации. Если тема курсовой работы носит более теоретический характер, как в нашем примере с составлением плана - "Экономический рост и его типы", то источниками информации могут быть учебники по экономической теории, монографические исследования, журнальные, газетные и иные научные статьи. Там же можно подобрать и статистические материалы. Кроме того, по избранной теме надо изучить законодательную базу и теоретический материал. Начать работу надо с изучения теоретических вопросов. Такую информацию вы можете получить из различных публикаций - книг, научных сборников, журналов, газет, правительственных бюллетеней, учебных пособий и т.п. Надежным помощником для подбора необходимой литературы являются библиотеки. Особенно важно то, что в библиотеках есть широкий набор текущей периодики, в том числе экономического профиля. В библиотеках студенту открываются широкие возможности максимально использовать алфавитные и систематические каталоги монографий и работ, относящихся к теме курсовой работы. Студент может самостоятельно подбирать дополнительную литературу, позволяющую более полно раскрыть отдельные вопросы темы. В процессе изучения рекомендованной и самостоятельно отобранной литературы студент должен найти и выделить теоретические положения по теме курсовой работы. Затем можно переходить к отбору фактологии и статистических данных, используя для этого сборники, центральные и местные журналы, газеты. При этом следует брать только ту фактологию и те статистические материалы, которые обосновывают и подкрепляют теоретические положения, а также общие и частные выводы по теме. Наличие фактологии не только говорит о самостоятельном выполнении студентом курсовой работы, но и придает ей весомую убедительность, свидетельствует о творческом подходе и эрудиции студента. Не менее важен и подбор статистических данных. Надо стремиться к тому, чтобы приводимые статистические материалы были хронологически и количественно сопоставимы, если речь идет о динамике какого-либо процесса. При отборе таких данных весьма полезно сразу группировать получаемый материал и весьма желательно оформить его в таблицу и дополнить графиком или диаграммой. Использование фактологии и статистики придает студенческой работе значительный интерес и помогает выявить качественную характеристику рассматриваемого экономического явления. Студентам экономических и управленческих факультетов и институтов необходимо систематически знакомиться с материалами журналов "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Экономист", "Мировая экономика и международные отношения", газет - "Экономика и жизнь", "Деловой мир", "Финансовая газета", "Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)" и др. В случае затруднения с подбором литературы студент может обращаться за помощью к научному руководителю кафедры экономической теории и корпоративного управления. При изучении рекомендованной и дополнительно подобранной литературы большое значение имеет система и правильная обработка прочитанного материала. На источники информации по теме целесообразно составлять конспект. Конспект - это предельно краткое и самостоятельное изложение содержания изучаемой книги, брошюры или статьи. Прежде чем составить конспект, нужно внимательно прочитать рекомендованный параграф или главу изучаемой работы, познакомиться с содержанием, структурой, уяснить основные понятия и определения, относящиеся непосредственно к избранной теме. В процессе первичного чтения того или иного источника уясняется и план конспекта на него. Затем можно приступить к повторному чтению и одновременному составлению текста конспекта. Подобный порядок и последовательность работы над источником позволят студенту глубже проникнуть в его содержание, предотвратить возможность повторений. В конспекте следует оставлять широкие поля (обычно они отводятся с левой стороны листа), чтобы во время конспектирования можно было записать собственные мысли, суждения, доказательства, которые появятся у студента в процессе проработки книги или статьи. Тут же рекомендуется привести и статистический материал, иллюстрирующий то или иное записанное в конспект теоретическое положение или, наоборот, находящийся с ним в противоречии. Можно указать источник, в котором имеются нужные статистические данные и фактология. Все это значительно облегчит окончательное выполнение курсовой работы по основам экономической теории. Если в конспектируемой работе или документе содержатся принципиальные положения, дается какое-либо теоретическое определение или обобщение, то можно выписать в конспект полную и правильно оформленную цитату. Менее важные работы, особенно из дополнительной литературы, конспектировать необязательно. При ознакомлении с ними вполне допустимо ограничиться первичным чтением, преследуя единую цель: уяснить те места, где-либо по-новому освещается рассматриваемая проблема, либо расширяется и углубляется ее анализ. В этом случае на отдельных листах рекомендуется делать выписки, краткие записи, относящиеся к отдельным проблемам темы. Затем эти выписки и записи будет сравнительно легче систематизировать и сгруппировать по вопросам плана курсовой работы. После того как будут законспектированы основные первоисточники и собран материал, требующийся для курсовой работы и в достаточном количестве, может возникнуть необходимость в уточнении, некотором изменении или дополнении плана работы, о чем уже говорилось выше. И только тогда студенту следует приступать к составлению чернового варианта текста работы по избранной теме.
3. ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Заключительный этап работы над литературой - составление в полном объеме в письменной форме текста курсовой работы. Здесь самое сложное заключается в том, что требуется самостоятельно, грамотно, своими словами изложить знания и в то же время не допустить поверхностного, ненаучного толкования тех или других вопросов темы. Дословное копирование прочитанной литературы неприемлемо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает возможностей для получения знаний, выработки убеждений, развития способностей и дарований, приучает к литературной компиляции, что рано или поздно тяжело сказывается на привычке автора как студента и будущего специалиста. Это наиболее порочный, но нередко встречающийся метод выполнения курсовой работы. В случае неизбежности дословного заимствования текста монографий, брошюры или статьи следует давать ссылку на автора и источник. Но число таких случаев в письменной работе студента должно быть минимальным. Учитесь самостоятельно жить, работать, мыслить и излагать свои мысли. Изложение каждого пункта или раздела плана рекомендуется начинать с характеристики важнейших категорий, составляющих основу освещаемой проблемы. Затем надо дать широко аргументированный анализ самой проблемы, логически увязывая каждый предыдущий пункт с последующим. При этом необходимо помнить, что качество курсовой работы оценивается прежде всего потому, насколько самостоятельно, верно и обстоятельно будет раскрыто содержание главных вопросов темы и какие знания рекомендованной литературы покажет студент в процессе освещения темы. По тексту работы следует избегать поверхностного изложения, общих фраз, декларативных, бездоказательных положений, не относящихся к существу анализируемой проблемы. Структурно курсовая работа должна излагаться четко и обоснованно, так, чтобы была видна авторская логика освещения проблемы. По ходу изложения постарайтесь не противоречить самим себе, не делать безапелляционных и, вообще, слишком резких заявлений, а также не допускайте грубых грамматических или фактологических ошибок. Освещение основных теоретических положений темы необходимо увязывать с современностью - переходом России к рыночной экономике. Тем самым вы достигнете тесной связи практики с теорией. При анализе собранных вами фактов и цифр и в общем резюме (заключении) вы должны постараться показать свои знания экономической теории. При этом весьма, важно помнить, что частными фактами, отдельными цифрами можно лишь иллюстрировать явление, но строить доказательства на них нельзя. Иллюстрация и доказательство - вещи совершенно разные. Факты, примеры, цифровой материал должны быть точными, яркими, убедительными и достоверными. В контексте их надо теоретически комментировать, "обыгрывать". Не стесняйтесь больше делать выводов и объяснений причин тех или иных явлений экономической жизни. Курсовая работа качественно выигрывает, когда ее автор излагает различные точки зрения по дискуссионной проблеме (если избранная им тема окажется таковой) и по возможности попытается определить свою собственную позицию по тому или иному спорному вопросу. Свой подход к решению того или иного вопроса следует аргументированно обосновать. Очень важно, чтобы текст работы был написан простым, ясным языком, четко сформулированными фразами, чтобы он не был перегружен многосложными придаточными предложениями. Практика рецензирования курсовых работ показывает, что значительная их часть не заслуживает высокой оценки из-за наличия допущенных студентами стилистических погрешностей и грамматических ошибок. На эту сторону работы следует обращать серьезное внимание, ибо выпускник вуза должен быть прежде всего грамотным человеком. Для того чтобы устранить грамматические ошибки, стилистические и логические погрешности, целесообразно вначале работу написать вчерне, затем тщательно отредактировать, внося необходимые исправления и дополнения, изъять повторы, лишние, ничего не говорящие фразы и целые абзацы и, еще раз прочитав работу вслух, перепечатать набело. Черновой вариант письменной работы лучше всего писать на отдельных листах, оставляя большие поля на левой стороне. Это делается для того, чтобы было куда вносить необходимые исправления, упущения, а также менять отдельные части работы. В окончательном варианте курсовой работы, который студент представляет на рецензию, надо также оставлять поля с левой стороны для возможных замечаний рецензента. Выполняя курсовую работу, не следует стремиться написать ее по объему больше рекомендуемого. Надо помнить, что оценивается не количество, а качество написанного. Количество, как правило, свидетельствует о низком качестве. Как уже говорилось, структурно курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения.
Введение
Во введении излагается постановка проблемы, обосновывается ее актуальность, раскрываются важные понятия и положения работы. Здесь также характеризуется структура работы с перечислением узловых вопросов (разделов) основной части, отмечается уровень научной разработанности избранной темы и цель исполнителя. Поэтому во введении к курсовой работе рекомендуется отразить ряд обязательных пунктов. 1. Обосновать выбор и актуальность избранной темы, ее значимость в экономической теории и экономической практике. 2. Определить основную цель работы и сопряженных с нею более частных задач. Исполнителю следует хорошо представлять, что цель определяет его стратегию исследования, а задачи определяют его тактику. Описание решения поставленных задач составляет основу работы и способствует лучшей проработке ее структуры. Наконец, во введении не менее важно определить объект и предмет курсовой работы. Объект исследования определяется как процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования охватывает все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте (срезе) рассмотрения. Иными словами, один и тот же объект может стать предметом исследования разных научных дисциплин; исследованию может быть подвергнута лишь одна из многих частей объекта. 3. Весьма желательно обозначить теоретические основы и базовые методы исследования фактического или статистического материала. 4. Отразить степень ее научной разработки или дискуссионности 5. Сделать краткий обзор литературы по избранной теме. Иногда 1. Он должен быть более полным - не опускать какого-либо исследования по данной теме. 2. Историографию следует систематизировать по критериям хронологической последовательности, национальности автора, уровня 3. Взгляды наиболее видных ученых по данной проблеме должны Аналогичные требования предъявляются и к обзору источников. 6. Объем введения, как правило, должен составлять примерно одну десятую часть работы.
Основная часть курсовой работы
В основной части также можно выделить стандартные подразделения. В большинстве случаев по характеру излагаемого материала работа делится на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы, в практической части рассматривается конкретный текстовой, или эмпирический материал. Последовательность указанных частей зависит от ваших предпочтений, а также от предпочтения вашего научного руководителя. Некоторые любят, чтобы сначала анализировался конкретный материал, а затем на основе этого анализа делают теоретические обобщения, другие предпочитают, чтобы сначала выделялись основоположения и гипотезы, а затем они применялись или проверялись на конкретном материале. По педагогическому опыту следует подчеркнуть, что второй вариант значительно более легок для изложения. Структурно основная часть работы разбивается на главы или разделы. Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждого раздела основной части обычно требуют составить краткие выводы из предшествующего изложения, однако, на самом деле, это требование не так уж строго. Главное, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов. В основной части, как и во вводной, важно соблюдать ряд общих требований. 1. Дать научное определение важных экономических категорий, которые приходится использовать при выполнении курсовой работы. 2. Попытаться изложить теоретическую оценку анализируемых в работе экономических явлений, статистических и фактологических данных, которые автору удалось собрать. 3. Весьма желательно показать то или иное экономическое явление в динамике, развитии. Поэтому в таком случае продуктивно использовать метод статистического наблюдения, который позволяет аналитику видеть экономическое явление в развитии, с происходящими в нем изменениями. При этом для экономиста важно показать наиболее эффективные факторы изменения данного экономического явления. 4. В данном разделе курсовой работы у студента есть возможность максимально использовать и показать собственный творческий потенциал, применяя как можно больший спектр общенаучных и специфических методов исследования: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, метод научной абстракции, мозговой атаки, экономического эксперимента, статистического наблюдения, сравнительного и исторического анализа, экономико-математического моделирования и т.д. 5. Все дискуссионные проблемы избранной темы курсовой работы необходимо рассматривать пусть даже с кратким, лаконичным представлением данных позиций и точек зрения, но без личных эмоциональных оценок. В случае вашего несогласия с какой то точкой зрения приведите собственные аргументы и контраргументы, доказательства и контрдоказательства по дискуссионной проблеме.
Заключение После основного текста курсовой работы пишется предельно краткое заключение. Объем заключения, как правило, составляет примерно одну двадцатую часть общего объема работы. В заключении вы должны суммировать все те выводы и научные рассуждения, которые состоялись в работе, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере экономической жизни. Если же курсовая работа посвящена проблеме, имеющей непосредственную связь с практикой, и написана на основе эмпирических исследований, то студент может выдвинуть и конкретные практические рекомендации. Большое значение имеет правильное оформление письменной работы, ибо нередки случаи, когда студент даже старших курсов небрежно и неправильно оформляет подготовленную к рецензированию работу.
4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В соответствии с требованиями ГОСТа и методики на титульном листе курсовой работы указывается название министерства, в ведении которого находится данное учебное заведение; полное название вуза, факультета, кафедры, курса; название темы работы, фамилия и инициалы автора работы, шифр и домашний адрес (для студентов заочной формы обучения), фамилия научного руководителя, его академические звания; названия города, в котором находится учебное заведение (См. Приложение 1). На второй странице приводится план-оглавление (содержание) с указанием страниц соответствующих разделов или пунктов. Все страницы текста надо пронумеровать, а в конце работы студенту следует подписаться и поставить дату выполнения. Каждый раздел плана работы выделяется по тексту отдельно, и перед изложением нужно написать его полное название. Разграничение между разделами или главами (См. Приложение 2) плана дается арабскими цифрами. Введение и заключение не имеют цифровых обозначений. На каждой странице курсовой работы должно быть 1800 знаков, при этом учитываются пробелы и знаки препинания. Параметры страниц: верхнее поле – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; межстрочный интервал – 1,5; количество строк на странице – не более 30 (для электронной версии размер шрифта №14). Печатается текст через два интервала с обязательным выделением абзаца. При этом надо помнить, что абзацным отступом, равным пяти ударам 0,5 см, оформляются фразы, начинающиеся с новой (красной) строки. Важно также учитывать следующие варианты выделения текстовых фрагментов и возможности их использования. Формы выделения: - курсив; - р а з р я д к а; - подчеркивание; - жирный шрифт. Элементы текста, как правило, выделяемые: - важные термины; - наиболее важные элементы определений (или определения в целом); - наиболее важные цитаты; - наиболее важные компоненты рассуждений (особенно в экономике); - элементы графико-организационные: вводные слова, называющие порядок изложения (во-первых, во-вторых и др.); цифры и буквы, являющиеся элементами рубрикации. Кроме того, студент должен учитывать некоторые технические детали оформления, касающиеся, например, правил цитирования, правил оформления таблиц (схем, диаграмм), правил употребления числительных, правил сокращения и т.п. При цитировании необходимо соблюдать следующие правила: - текст цитаты заключается и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания; - цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если это не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска; - каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, Отсутствие ссылок на используемые источники или небрежное и неправильное их оформление рассматривается как большой недостаток курсовой работы, приводит к снижению оценки и заслуженному упреку со стороны рецензента. Таблицы оформляются следующим образом. Все таблицы (схемы, диаграммы), если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста курсовой работы. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например, Таблица 2) без значка N перед цифрой и без точки после нее. Если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце (См. Приложение 3). При переносе таблицы на другую страницу над ней следует поместить слова "Продолжение таблицы". Те же правила касаются диаграмм и схем. Немаловажно знать также, каким образом в академическом тексте оформляется написание различных числительных. Во-первых, однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например, "пять лет" (неправильно - "5 лет"), "в пяти пунктах" (неправильно - "в 5 пунктах"), "на пяти страницах" (неправильно - "на 5 страницах"). Во-вторых, многозначные количественные числительные пишутся цифрами ("15 лет", а не "пятнадцать лет", "224 года", а не "двести двадцать четыре года"), за исключением числительных, которыми начинается абзац. Такие числительные пишутся словами. В-третьих, числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например, 5 м, 11 т. После сокращений типа "т", "кг", "л", "м", "см" точка не ставится. В-четвертых, количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например, "в 12 пунктах" (неправильно - "в 12-ти пунктах"). В-пятых, однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами Например, "второй", "сорок первый", "шестисотый". Исключение составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией. Например, "1-й Прибалтийский фронт". В-шестых, порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например, "20-процентный раствор", "7-тонная глыба" и т.п. В-седьмых, порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания, состоящие из: 1) одной буквы, если числительное оканчивается на две согласные, на "и" и не согласную букву (например, четвертая "4-я", а не "4-ая" или "4-тая", шестидесятых - "60-х", а не "60-ых" или "60-тых", "в 70-м году", а не "в 70-м" или "в 70-том году") 2) двух букв, если числительное оканчивается на согласную и гласную букву (например, "1-го ранга", а не "1-о ранга" или "1-ого ранга") Порядковые числительные обозначаются арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому они относятся. Например, "в гл.1", "на диаграмме 7", "в ч.1. абз.2". При записи римскими цифрами порядковые числительные окончаний не имеют. Например, "XIX (а не "ХIХ-я") партийная конференция", "XVIII (а не "ХVIII-й") век". Существуют общепринятые сокращения слов и выражений в академических текстах. При сокращенной записи слов подобного рода используются три основных способа: 1)оставляется только первая буква слова (век-"в", год -"г",); 2)оставляют только две первые буквы слова ("ст." - статья, "св." 3)оставляется часть слова без окончания и суффикса ("абз." - абзац, "рос." - российский, "англ." - английский); 4)пропускается несколько слов в середине слова, а вместо них ставится дефис (издательство - "изд-во", университет - "ун-т"). Сокращение не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква слова), на букву "й", на мягкий и твердый знак. В академических текстах встречаются три вида сокращений: а) буквенные аббревиатуры, б) сложносокращенные слова, в) числовые графические сокращения по начальным буквам Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв полных наименований ("вуз", "СНГ", "НАТО"). В академических текстах кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются и авторские. Если вы хотите какой-то свой сложный термин обозначить такой аббревиатурой, укажите эту аббревиатуру в скобках после первого же упоминания данного термина. Например, "транснациональные корпорации" (ТНК). И далее вы можете употреблять свою аббревиатуру без расшифровки. Сложносокращенные слова составляются из сочетания усеченных и полных слов ("студсовет" - студенческий совет), либо только усеченных слов ("колхоз" - коллективное хозяйство). Существуют общепринятые условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов "т.е." (то есть), "и т.д." (и так далее), "см." (смотри). Слова "и другие", "и тому подобное", "и прочее" внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов "так называемый" (т.н.), "так как" (т.к.), "например" (напр.), "около" (ок.). При оформлении работы следует обращать внимание и на то, что каждая последующая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: оглавлению, введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя. Оглавление желательно помещать на одной странице. Для этого, при необходимости его печатают не через два, как весь текст, а через полтора интервала. Текст должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. В оглавлении разделы можно разбивать на подразделы. Важно помнить, что название разделов курсовой работы не должно совпадать с общим названием работы (т.е. с ее темой).
|