Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карелина Инесса Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент





КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

КУРС ПО ВЫБОРУ «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)

для студентов специальности «Физическая культура» (4 курс д/о, 5 курс з/о)

Автор курса:

Карелина Инесса Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент

ТЕМА 1:

«Место и роль сферы дополнительного образования в системе образования РФ»

Среди общественных институтов воспитания особое место сегодня занимает система дополнительного образования детей. Этот вид образования исторически сложился как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие ребенка в его свободное время. Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. К 90-м г. XX в. сформировались главные особенности внешкольных учреждений как составной части социума: свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы; возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога; главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях; особые взаимоотношения сотрудничества и сотворчества между ребенком и педагогом; сочетание индивидуального подхода с социальной направленностью деятельности, ориентацией на профессиональную подготовку. В середине 90-х г. XX в. начался этап эволюционного преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей.

В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании». Закон установил принцип автономности образовательных учреждений, предоставил им статус юридического лица и право действовать на основе собственного устава, разрабатывать собственные образовательные программы, а также право реализовывать в соответствии со своими уставными целями и задачами дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Статья 26 Закона посвящена дополнительному образованию. Введен новый термин «дополнительное образование», дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в подсистему общего образования, дана типология образовательных учреждений дополнительного образования детей.Закон РФ «Об образовании» является государственно-правовой основой организации дополнительного образования детей.1 января 2002 г. был принят Федеральный закон о дополнительном образовании.

В Федеральном законе о дополнительном образовании используется следующее понятие: дополнительное образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное и дополнительное образование являются двумя автономными сферами общего образования, обеспечивающими его целостность. Если основное образование ориентировано на построение научно-рациональной картины мира, усвоение предметных знаний и является моновозрастным, то дополнительное образование ориентировано на развитие самодеятельности детей, раскрытие личностных интересов и склонностей, воспитание самобытной личности и является поливозрастным (разновозрастным). В центр дополнительного образования должен быть поставлен ребенок с его возможностями и потребностями. Время, которое ребенок проводит в стенах дошкольного учреждения, школы - это его образовательный ресурс, а свободное время может стать ресурсом индивидуального развития.

Наиболее перспективные направления дополнительного образования: культурно-этнографическое – способствует культурной самоидентификации человека, возрождению забытых традиций и ремесел; духовное – отражает стремление к духовно-нравственному совершенствованию; профессионально-ориентирующее – обеспечивает раннее вхождение молодежи в сферу трудовых отношений; социально-адаптирующее – направлено на формирование тех качеств и умений, которые помогут «войти в мир».

Приоритетные идеи, на которых строится дополнительное образование: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности (возможность выбора направления деятельности – художественной, спортивной и др., степени участия в коллективных делах, форм представления результатов своего труда); ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания и развития за счет признания участников образования равноценными субъектами деятельности и общения; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Наиболее значимые ценности дополнительного образования: доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью; доминирование собственной исследовательской практики ребенка над репродуктивным усвоением знаний; создание ситуации успеха; ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка; социальная предъявленность (возможность предъявить продукты собственного творчества окружающим).

Функции дополнительного образования: ценностно-ориентационная (освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей); коммуникативная (расширение круга общения); социально-адаптационная (обеспечивает ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, гармонизировать отношения с обществом); психотерапевтическая (создает комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где нет постоянного оценивания, где он может пережить ситуацию успеха); профориентационная (позволяет получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения профессионального пути); рекреационная (восстановление творческой и социальной активности, организация досуга); культурообразующая (активное включение ребенка в самые разные области культуры).

Основное предназначение дополнительного образования детей: сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме; создание и развитие пространства детского благополучия, пространства развития активности и самодеятельности ребенка.

ТЕМА 2:

«СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Одним из основных в педагогике дополнительного образования детей является личностно-ориентированный подход. Педагог дополнительного образования соединяет в своей деятельности следующие процессы: педагогический процесс по созданию адекватных внешних условий, среды общения, творческой деятельности, комфортного психологического состояния для саморазвития детей; процесс организации детского сообщества, скрепленного совместной деятельностью и общением; процесс обеспечения внутренних условий (потребностей, способностей, установок) для развития каждым ребенком своего «Я».

Главные принципы организации деятельности детских образовательных объединений: ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их; занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по интегрированным программам; численный состав объединения, продолжительность занятий определяются Уставом учреждения; занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения; расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и санитарно-гигиенических норм; в работе объединений могут участвовать родители при наличии условий и согласия руководителя.

Основополагающим принципом педагогической деятельности в сфере дополнительного образования является педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка –это непосредственное выражение гуманистической позиции педагога в его взаимодействии с ребенком.Педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания: ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; всегда принимай ребенка таким, какой он есть; не унижай достоинства своей личности и личности ребенка и др. В зависимости от возможностей ребенка справиться с проблемой, педагог выбирает соответствующую тактику поддержки: «защита» (действенная позиция взрослого, принятие обязательств изменить условия, в которых ребенку приходится жить и развиваться); «помощь» (активный диалог с ребенком и проектирование выхода из ситуации), «содействие» (деятельное участие в делах ребенка, когда педагогическая деятельность строится как нахождение ребенком собственной «достаточности», т.е. понимания того, чего он на самом деле хочет и может, и «недостаточности», т.е. выяснения того, что еще нужно узнать).

ТЕМА 3:

«ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Типовые характеристики учреждения дополнительного образования детей выражены в определениях Типового положения, утвержденного постановлением правительства РФ в 1995 г., с изменениями и дополнениями в 2006 г. Учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения дополнительного образования детей: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Учреждение дополнительного образования детей – социально-педагогическая система, которая: создана обществом, функционирует на основе социального заказа; оказывает широкий спектр разнообразных услуг; удовлетворяет постоянно изменяющиеся потребности детей, обеспечивает детям свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений, создает условия для творческого развития, адаптации детей к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.Учреждение дополнительного образования выполняет образовательные функции (обучения, воспитания и развития детей) и социально-педагогические функции (социальной защиты, помощи и поддержки детей, оздоровления, рекреации (снятия напряжения, восстановления сил) и компенсации (возмещение и уравновешивание сил) и др.).

В современной России существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей (согласно закрытому перечню видов образовательных учреждений дополнительного образования детей от 7 декабря 2006 г.): дворцы (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, художественного творчества и т.д.); дома (детского творчества, детства и юношества, детского (юношеского) технического творчества, художественного творчества и т.д.); центры (дополнительного образования детей, детского творчества, детский экологический центр, центр детского и юношеского туризма и экскурсий, технического творчества, эстетического воспитания детей, оздоровительно-образовательный центр и т.д.); станции (юных туристов, натуралистов, техников); школы по различным областям науки, искусства (музыкальная, художественная, школа искусств), спорта (детско-юношеская спортивная школа, школа олимпийского резерва).

Направления деятельности учреждения дополнительного образования детей: туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность, техническое творчество и военно-патриотическая работа, эколого-биологическое направление, физическая культура и детский спорт, художественно-эстетическое направление, социально-педагогическая адаптация и профессиональная ориентация.

Нормативно-правовая база учреждения дополнительного образования детей:

Устав учреждения дополнительного образования детей – нормативно-правовой документ, в котором указываются: наименование, местонахождение, статус образовательного учреждения, учредитель, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ, основные характеристики образовательного процесса, порядок приема воспитанников, продолжительность обучения на каждом этапе, порядок и основания отчисления воспитанников, режим занятий воспитанников, наличие платных образовательных услуг, структура финансовой и хозяйственной деятельности, порядок управления образовательным учреждением, права и обязанности участников образовательного процесса.

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей, в структуре которой указываются: характеристика учреждения, аналитическое обоснование программы, ведущие концептуальные подходы, цели и задачи образовательной деятельности учреждения, учебный план учреждения, особенности организации образовательного процесса, психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации образовательных программ учреждения.

Программа развития учреждения дополнительного образования детей – документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий исходное состояние системы (достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и анализ состояния), образ желаемого будущего состояния этой системы, состав действий по переходу от настоящего к будущему.

Date: 2016-07-18; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию