Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ инновационных стратегий регионов Российской Федерации





 

Во многих регионах РФ программы, связанные с инновационным развитием, не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательных организаций и крупных промышленных компаний. Кроме того, зачастую отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая целостное управление региональной инновационной стратегией и развитием.

На данный момент почти все регионы РФ не имеют развитой инновационной системы, не имеют полноценной стратегии инновационного развития, и, соответственно, не могут эффективно развиваться. В регионах существует непонимание вопроса разделения функций между федеральной и региональной властями в области совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных программ. На сегодняшний день ряд важных функций на федеральном уровне выполняется не в полной мере. Особенно сильно сказывается недостаточность аналитической, координирующей и консалтинговых функций.

С другой стороны, регионы должны стремиться не только к тому, чтобы просто производить больше продукции, а к тому, чтобы концентрировать у себя интеллектуальные права на нее, финансовые ресурсы, квалифицированные кадры. Это, в свою очередь, на региональном уровне содействует решению одной из ключевых задач государственной политики России — созданию экономики знаний. Кроме того, это содействует расширению процессов, связанных с реализаций структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и инновативности экономики.

В настоящий момент в некоторых регионах РФ уже создаются такие важные объекты, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного доступа к современным технологиям, но отсутствует какой-либо объединяющий (информационно-аналитический) центр стратегического развития, который проводил бы анализ сильных и слабых сторон региона, способствовал согласованию стратегий участников инновационной деятельности. Деятельность такого экспертного центра позволила бы сформировать профиль бизнес-инкубатора, технопарка или центра коллективного доступа.

Особо значимым является вопрос об инфраструктуре управления интеллектуальным потенциалом региона. Именно управляющая инфраструктура должна определять, какие проектные инициативы будут признаваться значимыми, кем и как будет осуществляться их экспертиза, каковы будут возможные способы и участники капитализации проектных инициатив, пути и инструменты инвестирования.

Наряду с инфраструктурой управления интеллектуальным потенциалом региона, также необходимо проработать вопрос о технологиях управления со стороны всех ключевых участников, заинтересованных в интеллектуальном потенциале региона. Данные технологии должны обеспечивать понятность и прозрачность процесса принятия решения для всех участников процесса, обеспечивать реализационное сопровождение и мониторинг, фиксировать результат проектов с точки зрения соответствия исходным критериям отбора, так и с точки зрения эффективности, обеспечивать изменение процедур и нормативов принятия и реализации решения, если будет выявлена их неэффективность.

Для внедрения эффективной инновационной инфраструктуры необходима разработка и утверждение в органах власти региональной инновационной программы. Это можно сделать путем реализации набора государственных программ. По сути, эти программы поддерживают ключевые механизмы (инструменты), закладывающие основу системы долгосрочного планирования и развития региональных инновационных программ субъектов РФ. Региональную инновационную программу можно рассматривать как многоуровневую формацию, где каждый уровень представляет собой проект определенной сложности.

Внедрение региональной инновационной программы осуществляется на следующих уровнях.

1. Формирование организационной структуры по разработке региональной инновационной программы. Выявление заинтересованных вузов, предприятий и организаций, формирование управляющего комитета. Политически наиболее сложная задача. Отсутствие решения на этом уровне очень затрудняет реализацию проектов на следующих уровнях.

2. Формирование стратегии промышленности региона, формирование объединений, промышленных групп, отраслей. Предполагает всесторонний анализ научно-технического, образовательного, организационного потенциала региона, для выделения научно-технологических направлений развития региона. На этом уровне правительственные структуры играют незаменимую роль. Через них осуществляется государственная политика, влияющая на инновационные процессы. Поэтому власти должны очень внимательно относиться ко всем инициативам по формированию подобных программ. На начальном этапе бизнес и инвесторы не готовы вкладывать деньги в проекты, перспективы которых неопределенны.

3. Реализация инвестиционных программ, инициированных на предыдущем уровне, по созданию новых и модернизации существующих элементов инновационной программы. Говоря о них важно отметить, что выходом из кризисной технологической ситуации (проблема несоответствия систем проектирования и производства современным мировым стандартам у большинства предприятий) может стать создание центров коллективного доступа к новым технологиям. Такие коллективные инжиниринговые центры смогут предоставлять новые технологии сразу нескольким предприятиям. Такой механизм модернизации является наиболее рациональным и экономически оправданным.

Финансироваться подобные проекты могут заинтересованными финансовыми группами и бизнес структурами в форме государственно-частного партнерства. Подобный коллективный инжиниринговый центр позволит предприятиям повысить конкурентоспособность своей продукции посредством сокращения сроков и ошибок проектирования, сокращения трудозатрат и расходов при совместном проектировании.

Как мы видим, на каждом из этих уровней формируются проекты. Каждый проект решает системные проблемы, которые присутствуют в регионе. По сути, разработка региональной инновационной программы и представляет собой выявление функций, которые сейчас не выполняются или плохо выполняются, и делегирование этих функций существующим организациям, а если таковых нет, то создание новых.

Участникам инновационных процессов в регионе требуется новый тип концепции инновационной политики, так как необходимо инициировать новые виды деятельности, которые требуют серьезной экспертизы и согласования с основными участниками. Очевидно, что государство не имеет возможности и способности решать все проблемы и выполнять все многообразие задач самостоятельно; это в большой степени зависит от внешней экспертизы.

В такой ситуации учреждение новой программы, такой как Программа создания сети Центров стратегического развития (Центров экспертизы), может стать эффективным решением, так как эта программа поможет всесторонне поддерживать региональный инновационный процесс. Организационный аспект данной программы отражает идею интеграции науки, бизнеса и власти в сетевые структуры для осуществления эффективной инновационной деятельности.

Как отмечалось выше, на федеральном уровне в недостаточном объеме выполняются информационная, консалтинговая и координирующая функции. Основными задачами Центров являются выполнение коммуникационной, аналитической и консалтинговой функции между политическим уровнем, где определяется научно-техническая политика, и бизнесом, где реализуются инновационные проекты.

Региональные Центры стратегического развития (Центры экспертизы) могут стать базовым элементом инновационного развития. Центр стратегического развития собирает информационно-аналитические данные о технологиях и рынках, оценивает эффективность и востребованность разработок, организует обмен мнениями всех заинтересованных участников и обеспечивает синергетический успех каждого инновационного проекта. Центр дает экспертную оценку инновационным проектам и определяет направления развития и взаимодействия. Подобные проекты могут финансироваться на паритетных началах федеральным и региональным правительством, заинтересованными бизнес структурами.

Основная роль Центров — создать платформу для конструктивного диалога всех участников, заинтересованных в развитии технологий и инноваций. Деятельность центров направлена на выявление и поддержку реализации стратегически важных для регионов проектов, которые способствуют развитию конкретных отраслей. Выявление таких проектов, формирование государственно-частного партнерства для их реализации (или других форм) — и есть основные результаты деятельности Центров.

Таким образом, стратегические инновационные программы, разрабатываемые в регионах РФ, должны быть направлены на ускоренное развитие российской экономики и достижение необходимого уровня национальной безопасности и обеспечивать получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне региона и экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения.

 

Date: 2016-07-05; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию