Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святитель Тихон Задонский





 

О святом Крещении

 

Он, — как учит апостол, — будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–8). Такое Сына Божия ради нас снисхождение, которое принял по Своей воле и благоволением Небесного Своего Отца, и содействием Святого Духа, — причина всего нашего духовного блаженства, которое от щедрой Божией руки в Крещении верою в Него получаем. Ради нас Он явился на земле, ради нас родился плотью, чтобы мы родились духом. Ради нас пожил на земле, чтобы нас, из рая изгнанных, на небо возвести. Ради нас хуления страшные претерпел, чтобы заградить уста врагу нашему, дьяволу, который клевещет на нас пред Богом нашим день и ночь (Откр. 12, 10).

Но посмотрим еще на подвиг страдания Христова, в который Он ради нас вступил. Войдем прежде всего умом нашим, войдем и сердцем в весь, называемую Гефсимания, и прилежно посмотрим на Его подвиг, которым подвизался там ради наших грехов. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14, 33–34). Ужасается и скорбит Сын Божий, Господь наш, да от нас отнимет страх, трепет и ужас вечного осуждения в аду, вечную скорбь и тоску, которой мы из-за грехов наших были подвержены. Скорбит душой до смерти, да нас от душевной скорби избавит и подаст вечную радость.

Посмотрим далее на подвиг Христов. Неблагодарным учеником Он продается и предается в руки беззаконных (см. Мк. 14, 10–11, 41–46), — да нас, проданных за грехи, искупит (Ис. 50:1; Рим. 7:14). Оставляется один всеми учениками: тогда все ученики, оставив Его, бежали (Мф. 26, 56), — да нас оставленных, беззащитных, беспомощных и отверженных от лица Божиего, заступит и поможет нам, как Сам через пророка говорит: Смотрел — и не было помощника; и дивился, и никто не заступился; и избавила их мышца Моя (Ис. 63, 5). Схвачен беззаконными и связан Заступник наш Иисус (см. Ин. 18, 12), — да наши растерзает узы. Мы за свои грехи достойны были быть связанными адскими узами, и дьяволом и ангелами его на суд Божий вестись, и принять по делам нашим, но Иисус, Сын Божий, был связан неправедно, да наши растерзает узы, так что с Давидом поем Ему благодарно: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115, 7–8). Эту благодать подал и служителям Своим: что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

Пойдем умом и сердцем нашим во двор беззаконного архиерея, куда был приведен Иисус, Заступник наш, и посмотрим на суд, на котором связанным стоит связавший море повелением Своим, и Судия праведный всего мира беззаконными судится. Первосвященники же и весь синедрион, — говорит евангелист, — искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили (Мк. 14, 55). Ищут свидетельства, но не обретают, ибо ищут на Того, Кто не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2, 22). Многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны (Мк. 14, 56). Ибо там, где свидетельствуется не истина, а ложь, должно быть разногласие. Посмотри еще на производство того суда. Тогда, — говорит евангелист, — первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют» (Мк. 14, 60)? Что отвечает на это наш Заступник? Какие ответы дает на беззаконный вопрос? Не слышим ничего! Не отвечает ничего! Но Он молчал, — говорит Евангелист, — и не отвечал ничего (Мк. 14, 61).

Стоит и молчит Заступник наш, как повинный, сама неповинность,и не отвечает, как обличенный, Тот, Который не сделал никакого греха, как агнец незлобивый, не отверзает уст Своих Тот, о Котором пророчил Исаия: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и Праведный, за нас, беззаконных, неправедными судится. Мы суду Божиему подлежали, мы достойны связанными вестись на суд Божий, судиться, и навечно быть осужденными. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Божий, нами бесстрашно разоренный. На нас лежит рукописание, которое было против нас (Кол. 2, 14). На нас праведно вопиет наша совесть, законопреступлением раздраженная, вопиет более многих свидетелей. Здесь мы стоим безгласными, без ответа, со стыдом, ибо праведно обличаемы, потому что повинны. Ибо весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 19, 23). Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13, 3). Поэтому мы достойны суда и осуждения, и как негодные рабы выброшены будем во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 26, 30).

Но здесь, на суде неправедном, праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас, виновных, судится, ложные свидетельства слышит и терпит, чтобы нас, виновных, от клеветы дьявольской, законного осуждения, угрызений совести, защитить и избавить, как и Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36). Ради этого Защитника и Избавителя своего дерзают верующие во имя Его и любящие Его. На Него уповая, вопиют с апостолом Павлом: Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8, 33–34).

Постоим еще здесь, и посмотрим на этот суд, на котором неправда правду, ложь истину, и злоба неповинность судит, и послушаем, какое определение на беззаконном том суде последовало на Заступника нашего. Слышим, что осудили Его на смерть. Они же все, — говорит евангелист, — признали Его повинным смерти (Мк. 14, 64). Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26, 66). А за что? Он богохульствует, — вопиет беззаконный архиерей (Мф. 26, 65). Как богохульствует? Потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7), — Тот, о Котором Отец с небес свидетельствует: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17; 17, 5).

Посмотрим еще, что последовало за тем беззаконным определением. И некоторые начали, — говорит евангелист, — плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки (Мк. 14, 65), прореки нам, Христос, кто ударил Тебя (Мф. 28, 68). Вот что последовало после беззаконного суда и определения. Оплевание, оплеухи, закрывание Лица и удары, осмеяние и поругание Иисуса!..

Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херувимы и Серафимы! От кого? От Своего непотребного создания, которое пришел спасти, от Своих людей, которым закон дал и пророков послал! За кого? Кто он такой, столь почтенный, столь дорогой, что Бог во плоти (1 Тим. 3, 16) так бесчестится и мучается? За Свое создание погибшее, за грешника непотребного! Мы, человек, мы, погибшие, в том виновны. Вместо нас оплевывается, заушается, терпит удары и такое поругание принимает, за нас долг платит Милостивый Искупитель наш и Творец. Мы с прародителями нашими хотели быть как боги (Быт. 3, 5), и Божию честь похитить, как воры и разбойники, и потому достойны были, как хулители, быть осужденными на вечную смерть, на вечное поношение, быть преданными на посмеяние и биение дьяволу и ангелам его злым. Нам должно, прикрыв свои лица, перед Праведным Богом со стыдом стоять, и, вину свою признавая, исповедовать: У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд (Дан. 9, 7). Но Сын Божий казнь, которая должна совершиться над нашими грехами, здесь претерпевает. Он вместо нас осмеивается, терпит поругание, закрывание Лица и биение, да нам подаст власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12), с дерзновением к Отцу Своему Небесному приступать(см. Ин. 14, 6; Еф 2, 18), и открытым и непосрамленным лицом на пресвятое Его Лицо смотреть (см. 1 Кор. 13, 12; Ин. 3, 2).

Посмотрим далее на подвиг Христов, в который Он за нас вступил и подвизался. Видим, что беззаконный собор, учинивший поругание Сына Божиего и неправедно осудив Его на смерть, предает Понтийскому Пилату, игемону. И, связав Его, — говорит евангелист, — отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю (Мф. 27, 2). И тут опять обличают Неповинного, как виновного, и опять судят неправедные Праведного! Начали, — говорит Евангелие, — обвинять Его, говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк. 23, 2).

О злость человеческая! Называют развратником Того, Который путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), Который учил их пути истинному, и их бесноватых, хромых, слепых и прокаженных исцелил, и их мертвецов воскресил! Противником кесаря провозглашают Того, Который говорил им: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).

Нечестивый Пилат отсылает Его к лукавому лису Ироду (Лк. 23, 7). И тут фарисеи и книжники — со своей клеветою на Неповинность! Первосвященники же и книжники, — говорит Писание, — стояли и усильно обвиняли Его (Лк. 23, 10). Ирод, поругавшись над Тем, Кто выше всякой чести, опять возвращает Его к Пилату: Ирод, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк. 23, 11).

Так Сын Божий, связанный и обесчещенный, от бесчестия к бесчестию и от поругания к поруганию приводится. Его водят по улицам иерусалимским, водят враги Его, водят с поруганием, водят на позор Ангелам, и человекам, и всей твари. Приводится — и туда и сюда — и возвращается! В мою и твою совесть, о человек, это страшное позорище ударяет. Мы, грехов ради наших, блуждали по пустыне мира сего, тьмой неведения Божиего, как узами, связанные. Все, — говорит пророк, — как овцы, заблудились; человек от пути своего заблудился (Ис. 53, 6). Мы заблудились от пути истинного, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали (Прем. 5, 6–7).

Но Христос, Сын Божий, за нас встал, за нас с поруганием по улицам водимый, да нас наставит на путь истины, да нам, заблудшим, путь к небесам покажет и устроит, и приведет к Отцу Своему, как и говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Он стал поношением у людей и уничижением в народе. Все, видящие Его, насмехались над Ним, кивали головою, говорили устами (Пс. 21, 7–8). И таким образом Он от нас бесчестие отнял, а вместо бесчестия заслужил вечную славу верующим во имя Его. Одеждою поругания оделся, дабы нам подать чистую одежду оправдания, да, в нее одетые, явимся непосрамленными перед святейшим Лицом Небесного Его Отца, и возрадуемся с пророком о Господе: Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня (Ис. 61, 10).

Посмотрим еще, что делается с Заступником нашим, от Ирода возвращенным к Пилату, и послушаем, что Пилат и люди Его, дом Израилев, которые ожидали пришествия Его, которых Он пришел спасти, как Сам говорит: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24), — что о Нем судят? Какое определение с обеих сторон полагают?

Здесь слышим разные о Нем голоса. Пилат, язычник, не знающий Истинного Бога, закона Его и пророков, познает и признает Его неповинность: Не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти (Лк. 23, 14–15). Но сонм иудейский вопиет: «Возьми Его, а отпусти нам Варавву». Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк. 23, 18–19). Пилат снова признает и объявляет Его неповинность и хочет Его отпустить: Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса (Лк. 23, 20). Но народ Божий возглашает: Распни, распни Его (Лк. 23, 21). И опять Пилат оправдывает Его и хочет отпустить. Он в третий раз сказал им: «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23, 22). Но Израиль Божий крепится и усердно требует Его распятия: Они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят (Лк. 23, 23).

Что от этих разных голосов последовало? Какой конец был у этого несогласного суда? Видим, что пересилила злоба Израиля правду язычника. Не смог ничего сделать Пилат со своим оправданием против неправды беззаконных людей. Превозмогли голоса народа и архиерейские. И превозмог, — говорит евангелист, — крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их (Лк. 23, 23–24). Отпускается крамольник, злодей и убийца, а предается на смерть Сын Божий, сама неповинность!.. Отпустил игемон им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 25).

Мы, о человек, причина того, что злодей предпочтен неповинному Иисусу. Наши грехи, возверженные на Него, пересилили грехи убийцы. Ибо Он грехи всего мира взял на Себя, как Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Против нас совесть наша, грехами нашими раздраженная, вопияла к Богу. Против нас закон Божий, который мы разорили, суда у Бога просил, и на вечную осуждал смерть. Но Христос-Заступник встал вместо нас. Неповинный за повинных осуждается и предается на смерть. Господь предал Его за грехи наши, — вопиет пророк (Ис. 53, 6). Предан был за грехи наши, — проповедует нам Его апостол (Рим. 4, 25). Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, — тот же апостол нам открывает (2 Кор. 5, 21).

Посмотрим еще, что делается после беззаконного суда с неповинным нашим Заступником. Ужасное представляется очам нашим видение! Видим, что Иисуса, преданного в руки бесчеловечных воинов, они обнажают и одевают в багряницу на посмеяние и поругание, венчают терновым венцом, в руки Его святые, сотворившие чудеса, подается трость в поругание. Так Ему, как царю, на поругание увенчанному, поклоняются и поздравляют Его с поруганием, как царя: Радуйся, Царь иудейский! И этим не довольна бесчеловечная злость беззаконников! Еще беззаконие к беззаконию и лютость к лютости прилагают. Плюют на пресвятое Лицо Его, перед которым Ангелы и Архангелы благоговеют, бьют тростью по голове Его! Тогда, — повествует святой Матфей, — воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф. 27, 27–30). Так за нас стоит и подвизается заступник наш Иисус.

Нас грех обнажил от первой боготканной одежды и облек в кожаные одежды (см. Быт. 3, 6–7, 21). Мы захотели, по совету дьявольскому, славу Божию похитить и венчаться ею, как боги (Быт. 3, 5). Мы дали рукописание на себя врагу нашему, которым он нас обличал, как преступников закона, держал в своей власти, как пленников, и с собою в вечную погибель влек. Нас уязвляли совести нашей боли острее терния и всякого жезла. Но Христос вместо нас совлекается Своих риз, да нас ризою спасения и одеждою веселья оденет; тернием венчается, да нам подаст венец нетленный; трость в руку принимает, да рукописание обличающее разорвет; претерпевает биение по голове, да наши язвы, которыми нас сатана уязвил, исцелит, и уколы совести отнимет; одевается в багряницу и терпит поздравления с осмеянием, как царь, да соделает нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 1, 6). Так изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши наш Избавитель (Ис. 53, 5), ранами Его мы исцелились (1 Петр. 2, 24).

Еще здесь постоим и посмотрим далее на спасительный подвиг Заступника нашего. Видим, что воины, надругавшись, повели Его на распятие (Мф. 27, 31). И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа (Ин. 19, 17). Посмотрим здесь прилежнее, откуда Он вышел и что нес. Из города за город вышел, из места поругания и страдания на место большего поругания и страдания вышел. Что несет перед очами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? Крест Свой, на котором следует Ему пригвоздиться и вознестись. И на Кресте грехи всего мира несет Агнец Божий, на Которого указывая, Предтеча говорил: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). На этом древе несет Агнец Божий мои и твои, о человек, грехи, которые нас могли погрузить на дно адово. Ибо этого тяжкого бремени не только воздух, но и земля не может выдержать, но на дно адово погружает несущего, если не возьмет этого бремени Сей Непорочный и Пречистый Агнец. Поэтому Агнец Божий взял их на Себя, и несет их вместо нас, да мы от них избавимся. Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды, — проповедует апостол (1 Петр. 2, 24). И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр. 13, 12).

Пойдем и мы за Христом, и последуем Ему, несущему Свой Крест, отягченный нашими грехами, и так взойдем на Голгофу, и увидим, что там с Заступником нашим делается. Здесь нам опять страшное представляется зрелище! Видим, что там распяли Его и двух разбойников с Ним — ради большего поношения. Одного по правую, другого по левую сторону распяли, посреди же них — Иисуса. Когда пришли, — говорит евангелист, — на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону (Лк. 23, 33; Ин. 19, 18).

Постоим еще немного на этом месте, которое называется лобным, и очи наши с сердцами возведем на распятого Христа, да изобразится в нас Христос (Гал. 4, 19). Посмотрим: на чем Его распяли? На древе крестном. Как? Всего на древе том растянули, руки и ноги Его к древу пригвоздили и между небом и землей повесили. Кто Он, Которому такое бесчеловечие оказали? Господа славы распяли, — проповедует всему миру учитель вселенной апостол Павел (1 Кор. 2, 8). Сын Божий между разбойниками повешен на позор Ангелам и человекам! Судия Праведный к злодеям причтен (Ис. 53, 12)! Еще посмотрим, любезный христианин, на Христа, ради нас распятого, и прилежнее рассудим, за что Он так ужасно страдает. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его, — как учит Его апостол (1 Петр. 2, 22).

Мои и твои, о человек, грехи на Него возвержены. Господь предал Его за наши грехи, — свидетельствует святой пророк Исаия (Ис. 53, 6). За тебя и за меня правде Божией, раздраженной нашими грехами, платит Сын Божий, Иисус, Заступник наш, как говорит через пророка: Чего я не отнимал, то должен был отдать (Пс. 68, 5). Мы, которые хотели славу и честь Божию похитить с Адамом, как хищники и воры, достойны были вечно в огне геенском страдать и так огорченной правде Божией платить, но Христос, Сын Божий, этот долг на Себя взял, и так здесь воздает за него, воздает, чего не похищал. Таким образом, Он долг наших грехов, которым мы Царю и Богу нашему должны и не имели чем отдать, кроме смерти вечной (см. Мф. 18, 24–35), Своей неоцененной Кровью загладил, как говорит: Я Сам изглаживаю беззакония твои ради Себя Самого (Ис. 43, 25). Свои руки и ноги к Кресту пригвоздить попустил, да очистит грехи наши, руками и ногами сделанные: изъязвлен был за грехи наши. Он вознесся на древо и был повешен, да искупит нас от клятвы закона. Христос, — говорит апостол, — искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников (Гал. 3, 13–14). Как Моисей вознес змию в пустыне, взирая на которую, уязвленные змеями исцелялись (Числ. 21, 8–9), так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14–15).

Постоим еще и послушаем: не говорит ли чего в лютом Своем страдании Сын Божий, страдая, не грозит ли распинателям, не жалуется ли на врагов Своих Отцу Своему Небесному, не просит ли на них суда праведного за то, что так зверски с Ним поступают? Нет! Не слышим этого, не отверзает для этого Своих уст Непорочный Агнец Божий, но противоположное слышим. Слышим, что за них, а не против них, молится, им отпущения просит. Иисус же говорил, — повествует святой евангелист: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

О долготерпение Твое, Владыко, Милостивый наш Искупитель! О неисповедимая Твоя любовь и милосердие к грешникам! И в таком страшном мучении не столько о Себе, сколько о погибели грешников, да еще явных врагов, болезнуешь!.. Благословен Ты, Господи, образ такого терпения нам показавший! Да постыдится человеческая гордость, не терпящая укорительного слова, и ропщущая, и отмщения брату ищущая!

Еще постоим, христианин, на лобном месте и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распятого уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинного, насмехаются над терпящим такое лютое мучение. Проходящие злословили Его, — повествует евангелист, — кивая головами своими и говоря: «Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со Креста». Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15, 29–32). Об этом Он Сам через пророка к Небесному Отцу Своему говорит: Все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: «Он уповал на Господа; пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему». И ниже: Окружило Меня множество тельцов, тучные волы обступили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, похищающий добычу и рыкающий. И еще там же: Окружили Меня множество псов, скопище злых обступило Меня, они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчитали все кости Мои, а сами смотрели презрительно на Меня (Пс. 21, 8–9, 13–14, 17–18).

Нашу совесть, человек, это страшное позорище уязвляет. За нас такие язвительные насмешки и ругань терпит страждущий Сын Бога Живого (Мф. 16, 16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий — тела наши — разорили грехами и закон Божий нарушили, за что должны быть отданы в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и поруганием платит, чтобы нас от вечного посмеяния и укоризны избавить. Слышит неповинно: Э! Разрушающий храм, — да нас храмами Духа Святого сделает (1 Кор. 6, 19). Слышит с насмешкой: Спаси Себя Самого (Мф. 27, 40), — да нам вечное спасение устроит. Слышит: Если Ты Сын Божий, сойди с Креста (Мф. 27, 40), — да мы усыновление получим (Гал. 4, 5), да мы будем сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3, 26).

Постоим еще, христианин, на Голгофе перед Христом, страждущим ради нас, грешных, и посмотрим, какие еще перенес Он ради нас страдания. Видим, что пречистые Его уста, благовествовавшие мир и Евангелие, запеклись от страшной боли, и язык, проповедавший отпущение грехов грешникам, прильпнул к гортани Его (Пс. 21, 16). И слышим, что в том жесточайшем страдании Он вопиет: жажду (Ин. 19, 28). Кто Он, Который вопиет: Жажду? Он Тот, Которого земля и исполнение ее (Пс. 23, 1), Он напаяющий горы с высот Своих (Пс. 103, 13), собирающий, как мех, воды морские, заключающий бездны в сокровищницы (Пс. 32, 7); Он Тот, Который извел воду из камня и провел воды, как реки (Пс. 77, 16); Он Тот, Который, ударил камень — и потекли воды (Пс. 77, 20), расторг камень — и потекли воды (Пс. 104, 41).

Он плотью, ради нас принятой, жаждет в страдании, и в жажде Своей вопиет: жажду! За нас стоит Заступник и в страдании Своем жажду терпит. Нам следовало в пламени гееннском вечно страдать, жаждать, кричать и просить, но просить бесполезно, капли воды, ради прохлаждения языка нашего (см. Лк. 16, 24). Но Христос здесь, на Голгофе, жаждет, да от нас отнимет вечную в геенне жажду и подаст нам прохлаждение во царствии Своем небесном, да устроит нас возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном (Мф. 8, 11), где возлежащие не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце (Ис. 49, 10), ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр. 7, 16–17). Так Христос жаждой Своей отнимает вечную нашу жажду и подает нам воду живую, от которой пьющий не будет жаждать вовек (Ин. 4, 14).

Посмотрим, чем напояют жаждущего в страдании Сына Божиего. Видим, что и воды студеной не сподобляется Покрывающий небо облаками, но уксусом поят Его: напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его (Ин. 19, 29). И Сам Он через пророка говорит: Дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс. 68, 22). Желчи вкушает и горьким уксусом напаивается Избавитель наш, да отнимет горесть нашу, к душам нашим от плода заповеданного древа прилипшую, и подаст нам есть и пить за Трапезой Своею в царствии Его(Лк. 22, 30). И Церковь святая поет Ему: «Да избавимся мы сластнаго греха, желчи вкусил еси, Сладосте жизненная!» (Песнь 7 гласа 5-го, в пятницу на утрени).

Постоим еще на Голгофе и посмотрим на конец этого страшного и спасительного позорища. И вот, видим уже, что Заступник наш, Сын Божий окончил Свой подвиг, которым за нас подвизался. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: «Совершилось!» И, преклонив главу, предал дух, — проповедует возлюбленный Его ученик и наперсник святой Иоанн (Ин. 19, 30). Вот чем окончил, христианин, подвиг Свой Христос! Смертью, смертью же крестной окончил (Флп. 2, 8)!..

Посмотрим прилежнее на крестную смерть Сына Божиего, от которой жизнь наша зависит, ибо Он душу Свою за нас положил (см. Ин. 10. 15, 17–18). Нам, согрешившим, следовало не только временно, но и навечно умереть, ибо возмездие за грех — смерть, — говорит апостол (Рим. 6, 23). Но Христос, Сын Божий, на Кресте умер, да нашу смерть Своей смертью умертвит, и нас, умерших, Своей смертью оживит. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, — говорит апостол Павел, — что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8). Хотя и умирают временно верующие во имя Его, но поскольку жало смерти — грех (1 Кор. 15, 56), Христос Своей смертью истребил (Кол. 2, 14; 1 Кор. 15, 55), то и эта смерть умирающим о Господе является не смертью, а переходом от временной жизни к вечной. Хотя и разрушается земная храмина их тела, однако вера святая их утешает и утверждает, что от Бога жилище на небесах имеют, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5, 1). И как пшеничное зерно, пав в землю, умирает и приносит много плода (Ин. 12, 24), так и усопших о Господе тела, в земле погребенные и растлившиеся, услышав повеление Божие и глас Архангельский (1 Фес 4, 16), как посеянные семена из земли, из гробов выйдут, ибо вострубит — и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15, 52).

Этим упованием укрепляясь и утешаясь, верные дерзают с апостолом Павлом говорить: Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа (1 Кор. 15, 54–55)? Оставляют мир сей, отцов, матерей, братию, родственников, но несравненно большее и совершеннейшее приобретают. Ибо приходят к Богу Отцу и являются святейшему Лицу Его (см. Пс. 41, 3), чтобы видеть Его лицом к лицу (1 Кор. 13, 12). Обретают благоприятное содружество со святыми Ангелами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всем собором небесным. Там сияет прекрасное Солнце Правды — Христос, Которое никогда не заходит, не покрывается облаками, не помрачается мглою, но всегда в силе Своей блистает, творит радость и увеселяет Своих святых. Там наследуют блага, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Там славу и богатство нетленное принимают от руки Господней. Верное рассуждение об этом утешает верных и растворяет горесть смерти, даже желанной ее делает, так что с Симеоном святым встречают ее радостным духом и говорят: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, ежи еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2, 29–31), — и с великим апостолом Павлом: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23).

Так Христос умер за грехи наши (1 Кор. 15, 3), дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2, 14–15). Вот видим, христианин, как дорого сталоХристу, Сыну Божиему, спасение наше! Жесточайшим страданием, глубочайшим смирением, неизреченным бесчестием, постыдной смертью, и смертью крестной, искупил нас от смерти, ада и всего бедствия Искупитель наш, и возвратил нам спасение, которое мы самовольно потеряли.

Посмотрим еще и на погребение святейшей и живоносной Плоти Его, которая после многоболезненных трудов и страданий, подъятых ради нашего спасения, три дня и три ночи почивала во гробе. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 40). Был погребен Христос, погреб и грехи наши, и погрузил неправды наши, и ввергнул в глубины морские все грехи наши, дабы не явились они перед Лицом Божиим, если истинно и сердечно веруем в Него, ради нас умершего и погребенного. Так об этом предсказал святой Его пророк: Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши (Мих. 7, 19).

Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устроил и нам субботу, которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя в покой тот (Евр. 4, 1–11; Откр. 14, 13), который никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: Глас радости и спасения в селениях праведных (Пс. 117, 15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, будем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин. 5, 25).

Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его. И что сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 42–44). Вознесся Христос на небо, вознесемся и мы, если до смерти Ему верными будем (Откр. 2, 10), и претерпим до конца (Мф. 24, 13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Господь, там и слуги Его будут, игде Он Сам, там и верные Его будут, и видят славу Его (см. Ин. 17, 24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 20–21). И еще: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5, 1–2)…

1) Видишь отчасти страдание Христово, о котором нам святое Евангелие и прочее писание повествует и вера святая исповедует, но лучше увидишь, когда верно рассудишь о его обстоятельствах. Ибо если мы хотим что-либо лучше понять, то должно не только о самой вещи, но и о ее обстоятельствах рассуждать. Так, и когда важность и величие страстей Христовых хотим несколько понять (несколько, говорю, ибо постигнуть их ум человеческий не может), и в размышлении о них с пользой поучаться, должно об обстоятельствах их, которые Божие Слово нам представляет, верно рассуждать. Образ страстей Христовых видишь на иконах в святых храмах, но без размышления об обстоятельствах не что иное видишь, как только образ замученного и ко Кресту пригвожденного человека. Но верное о них рассуждение из Слова Божиего представляет тебе важность и силу их.

Примечай же: Кто пострадал? Отвечает нам с удивлением и проповедует богомудрый апостол Христов Павел: Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Итак, Тот же Бог, Который явился во плоти — во плоти Своей пострадал. Господа славы распяли, — тот же апостол вопиет к вселенной (1 Кор. 2, 8). И Церковь святая воспевает Его и молится Пострадавшему: «Распныйся, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас» (Стих, который поется на Литургии). То же и в прочих местах.

От кого пострадал? Отвечает святой Евангелист: Пришел к Своим, и Свои Его не приняли (Ин. 1, 11). От Своих неблагодарных людей, то есть израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, — воздыхает о них апостол Павел (Рим. 9, 4–5). От тех пострадал, которых более прочих народов держал в особенной милости, которых пришел спасти, как Сам говорит: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). От тех пострадал, которых учил истине, которым проповедал царствие небесное, показывал путь к небу, у которых слепых, хромых, прокаженных, бесноватых и прочих недужных исцелил, мертвых воскресил и прочие чудесные и сверхъестественные дела сделал.

От этих людей Своих пострадал Христос, Сын Божий, их Благодетель, Творец и Бог! Своим неблагодарным учеником предан и продан в руки беззаконных Учитель, сошедший с небес и учивший истине. За сколько продан? За тридцать сребренников (Мф. 26, 15). За такую малую цену продан Бесценный, Чье — небо и земля со всем исполнением их (Пс. 49, 12; 23, 1; Ис. 19, 5)! Тяжко нам от всякого терпеть, но еще тяжелее от того, кто от нас благодеяние получает. Не так и Христову святую и непорочную душу уязвляла неправда язычника Пилата, как злоба беззаконного Израиля, столькими Его благодеяниями одаренного.

Каким образом пострадал? Всякое бесчестие, хуление, поругание, осмеяние, биение, оплевание, оплеухи, уязвление, связывание, обнажение, переводы с места на место, венчание терновым венцом, ко Кресту пригвождение, смерть крестную и всякое зверское бесчеловечие, какое могла злоба человеческая, дьяволом подстрекаемая, вымыслить, — такое страдание претерпел, какое и помыслить ужасно! Слово Божие представляет нам ужасный вид страждущего Христа. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, так обесславится от человеков вид Твой и слава Твоя от сынов человеческих, — говорит о Нем пророк Исаия (Ис. 52, 14). Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем ни вида, ни красоты, но вид его бесславен, умален более всех сынов человеческих: человек уязвленный и терпящий боль, и прочее (Ис. 53, 2–3 и след.). И далее Сам через пророка: Я разлился, как вода, и рассыпались все кости мои; сердце мое сделалось, как тающий воск, посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и прочее (Пс. 21, 15–16 и след.).

Но сколь тяжко было телесное мучение, когда мягкое, чистое, девственное и непорочное Божие Тело уязвлялось, пробивалось и терзалось, столь мучительна была внутренняя печаль и болезнь, которой непорочная, святейшая и Божественная Его душа уязвлялась, как говорит Сам, вступая в подвиг Своего страдания: Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38). И еще: Поношение и страдания ожидала душа моя, и ждал я сострадающего — и не было, и утешителей — и не нашел (Пс. 68, 21). Итак, ужасное и неизреченное было мучение тела и души Сына Божия, Который захотел и пришел тело и душу нашу, смертельно уязвленную, исцелить и оживить.

Как пострадал? Неповинно и терпеливо. Неповинно,ибо не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2, 22), но наоборот, Он сокровище и образ всех добродетелей. Терпеливо,ибо как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

Где и когда пострадал? В столичном граде иудейском Иерусалиме, куда на праздник Пасхи собралось со всех стран бесчисленное множество народа. Итак, при собрании и взорах такого количества народа пострадал, как один из преступников, Искупитель наш, христианин! Посреди двух разбойников, пред взорами Ангелов и людей повешен был на древе, как злодей, един Праведный и Святой! И так сделался за нас клятвою един Благословенный во веки (Гал. 3, 13)!..

Болезнь и страдание непорочного Его сердца умножает и то, что Он Своими людьми признан хуже злодея и убийцы, что испрошен на свободу убийца, а Он на смерть испрошен у Пилата, как обличает их святой апостол Петр: Отреклись от Него перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили (Деян. 3, 13–15).

За кого пострадал? За тебя и меня, непотребного, окаянного, беззаконного, нечестивого, проклятого раба Своего, или, точнее, врага Своего, един Царь царствующих и Господь господствующих! Я и ты — причина ужасного Его страдания были. Мои и твои грехи и скверны очищал на крестном алтаре Непорочный Агнец, Сын Божий. Мы виноваты, но Сын Божий казнь терпел. Мы закон Божий нарушили, но Христос Безгрешный к злодеям причтен (Мк. 15, 28). Мы должны Богу десять тысяч талантов, но Христос, Который ничего не должен был, наш долг за нас Кровью Своей заплатил, как говорит: чего Я не отнимал, то должен был отдать (Пс. 68, 5).

2) Страдание и смерть Христову понимать должно по Плоти, от Девы ради нас принятой. Ибо Божество Бесстрастно и Бессмертно, и потому страдать и умереть не может. Приписывается же страдание и смерть Сыну Божиему воплотившемуся потому, что Он Своей Плотью, от Святой Девы принятой, пострадал и умер. Ибо во Христе веруем и исповедуем едино Лицо, но два естества, Божество и человечество,в одном Лице неслитно соединившиеся, и потому Христос — совершенный Бог и совершенный Человек. Но ради единства Лица, един Христос. Итак, когда говорим: Христос пострадал, то разумеем, что не простой человек, но Богочеловек пострадал, хотя, как выше сказано, страдание это разумеется не по Божеству, а по человечеству.

3) Страдание Христово было вольное. ОнСам восхотел ради нас, грешных, эту чашу страдания и смерти пить, и испил, как мы видели. Так свидетельствует о Нем святое Слово Божие: Тогда Я сказал: «Вот Я иду, как в свитке книжном написано о Мне. Исполнить волю Твою, Боже Мой, Я восхотел» (Пс. 39, 8–9), — говорит через пророка. Это слово о вольном Его страдании и святой апостол приводит (см. Евр. 10. 7). И еще: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10. 17–18). Так верует и исповедует святая Церковь, и поет Ему: «Благословенную нарекий Твою Матерь, Христе, пришел еси на страсть вольным хотением» (в воскресенье Богородичен 6 гл. и в прочих премногих местах).

4) Таким Своим страданием Сын Божий заслужил нам у Небесного Отца милость, которой мы лишились было из-за грехов наших. Заслужил отпущение грехов и нам, согрешившим, оправдание. Так избавил нас от власти дьявольской, осуждения, смерти, ада и вечного мучения и привел нас в царствие Свое, присвоил Себе нас, отпадших от Него, и отворил нам дверь в вечную жизнь, блаженство и славу вечную. Так Своей смертью нас, умерших, оживил, Своей язвой нас исцелил: язвою Его мы исцелились (Ис. 53, 5). Своим смирением нас восставил. Своей скорбью нам радость, Своими узами нам избавление и свободу, Своим бесчестием и поношением нам честь и славу, — словом, Своим неизреченным бедствием, которое за нас претерпел, нам вечное и неизреченное блаженство исходатайствовал.

5) Отсюда видишь, сколь великое, тяжкое и ужасное зло есть грех, который к такому бедствию привел, что его никто не мог с плодом его пагубным отнять, кроме Иисуса Христа, Сына Божиего, Господа славы и Господа Сил. Велик и тяжек грех, так что и малейший, по мнению человеческому, силен согрешившего погрузить на дно адово, если не подоспеет милость Божия о Христе Иисусе. Ибо всякий грех бесконечное величество Божие оскорбляет и бесконечную правду раздражает. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола, — говорит святой апостол Иоанн (1 Ин. 3, 8).

6) Из этого познавай, сколь великую любовь и милость нам, бедным, показал Бог, что и Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8, 32; 5, 8), Он так ужасно за наши грехи был обесчещен, осмеян, уязвлен, мучим и постыдной смертью умер. Ум созданный такой благости и милости Божией постигнуть не может, христианин!

7) Видишь, как дорого стало Богу и Сыну Божиему, Искупителю нашему, спасение наше, в прародителях нами потерянное. Не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1, 18–19). Ранами Его мы исцелились (1 Петр. 2, 24).

8) Отсюда примечай, насколько усердно должно благодарить, любить, почитать, прославлять и хвалить Бога за все Его благодеяния, а особенно за такое великое дело.

9) Насколько усердное послушание Ему должны показывать, без которого истинного благодарения и почитания быть не может.

10) Как должно нам, которые во Христа веруем, и святое имя Его исповедуем, и святым Крещением от скверн греховных очистились, беречься от грехов, ибо за грехи наши Христос муки претерпел.

11) Отсюда видишь, что вера истинная есть мать добрых дел, ибо вера все эти благодеяния Божии представляет верующему и научает его, что все эти блага, которые всему миру изливаются, и ему от Бога подаются, и все себе присваивает, что всем вообще дано. Сам рассуди, как захочешь против своей совести грешить и Богу послушания не оказывать, чем Бог оскорбляется и раздражается, если истинно веруешь в сердце своем — как требует свойство истинной веры, — что Бог — это твой Бог, Господь и Искупитель, Который Сына Своего, как за всех, так и за тебя, то есть как за грехи всех, так и за твои, на смерть предал.

12) Так как Христос есть Бог бесконечный, Который ради нас, грешных, пострадал, то и заслуги Его Божественные бесконечны. А отсюда следует, что и всякие грехи, как бы они ни были велики, тяжки и ужасны, и сколько бы их ни было, истинно кающемуся и сердечно верующему во Христа отпускаются ради Его заслуг, так что никакой грех и никакое множество грехов верующего победить не может, но всякий грех и великое множество грехов очищает Кровь Иисуса Христа, ради грешника пролитая. Ибо Кровь Христова — бесконечной важности и силы, так как Кровь Христова — Божия Кровь (Деян. 20. 28). Потому и апостол говорит: Кровь Иисуса Христа Сына Божиего очищает нас, то есть верующих во Христа, от всякого греха, то есть как бы он велик и тяжек ни был (1 Ин. 1, 7).

13) От этого источника согрешившим и кающимся проистекает живое утешение, что всякий грех, ради имени Христова, кающемуся отпускается. А где отпущение грехов, там и все блага, Богом обещанные, последуют (о которых упомянуто в четвертом пункте). Этим утешайся, согрешившая и сетующая за грехи душа!

14) От страстей Христовых мы должны учиться свои страсти усмирять и побеждать, христианин, как говорит Христос: Научитесь от Меня (Мф. 11, 29). Скорбь Его душевная, которой скорбел до смерти (Мф. 26, 38), да научит нас каяться и скорбеть за соделанные грехи, но не отчаиваться, но на Его благодать и на Божие милосердие возлагать надежду. Предательство Его, учиненное неблагодарным учеником, да отвратит нас от предательства благодати Его, даром нам подаваемой, но более пусть увещает употреблять ее во славу Божию и пользу ближнего. Связывание святейших рук Его да развяжет сердце наше от скупости, и руки наши откроет к помощи ближнему и подаянию милостыни, да научит отпускать долги должникам нашим, долговые записи их разрывать, и отпускать на свободу сидящих из-за нас в темнице.

Терпение неправедного суда и осуждения и слышанные Им хуления да удержат нас от осуждения, оклеветания, злословия и празднословия. Перенесенное Им посмеяние и поругание да отвратит нас от насмешек, поругания и прочих язвительных слов, изрыгаемых на ближних. Оплевание святейшего Его Лица да не попустит женам намазывать лица белилами, красками и прочими помазаниями, чтобы показываться и прельщать юных. Обнажение святейшего Его тела да научит одежду иметь ради прикрытия наготы и согрева немощной плоти, а не ради щегольства, пышности, гордости и тщеславия. Венчание терновым венцом и биение Божественной Его головы да увещает нас изгонять из ума и сердца помыслы суетные, злые, скверные и прочие, противные воле Божией. Крестоношение Его да научит нас от себя, то есть от своей воли и прихотей отречься и, взяв свой крест, вслед Его идти, как Он говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Распятие Его и пригвождение Божественных Его членов ко Кресту да подвигнет нас распинать плоть нашу со страстями и похотями, как говорит апостол: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24), — и умертвить земные члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, — по увещанию того же апостола (Кол. 3, 5). Вкушение желчи и уксуса да удержит нас от сладострастия, излишней сладкой пищи и роскоши. Смерть Его живоносная да убедит нас умереть для греха, мира и плоти, и жить для Него, за нас умершего, по увещанию апостола: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5, 15).

Словом, глубочайшее Его смирение да отвратит нас от гордости. Всесовершенное Его послушание, послушание даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2, 8), да отвратит нас от непокорности, непослушания, и да убедит покоряться и повиноваться Богу и властям о Господе. Нищетой Его да учимся презирать богатство мира сего, бесчестием Его — славу, горчайшим мучением Его — сладострастие, как увещевает апостол: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 15–16). От терпения и кротости Его да научимся наше нетерпение, роптание, гнев и злобу усмирять. Так почтим страсти Христовы и Его, ради нас пострадавшего.

15) Видишь, наконец, христианин, в каком опасном состоянии находятся те христиане, которые бесстрашно, без покаяния живут, но своим прихотям служат, Христа исповедуют, но делами отметаются от Него. Почувствуют они, что такое грех, насколько велика горесть его, когда от лица Божиего навеки будут отвергнуты, и в геенне огненной с дьяволом и ангелами его горестную чашу вечного мучения будут пить, ибо возмездие за грех — смерть (Рим. 6, 23). Ибо если Христос, Сын Божий, за чужие грехи так страшно был мучим, как же пострадают за грехи те, которые по своей воле согрешают? Если с зеленеющим деревом, — говорит страждущий Христос, — это делают, то с сухим что будет (Лк. 23, 31)? Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21, 8).

 

Date: 2016-07-18; view: 205; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию