Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподобный Симеон Новый Богослов





«Ставроанастасима» (Крестовоскресные слова)

 

Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога — как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата?

 

I. О КРЕСТЕ

 

Христос, Иисус, Спаситель и Царь всего — свет; хлеб Его пречистой Плоти — свет; чаша Его честной Крови — свет; Его воскресение — свет; Его лицо — свет; Его руки, пальцы, уста — свет; Его глаза – свет*.

Сноска: *(3-е Богословское слово)

В рае от мужа произошла жена — мать всех родившихся от земли.

В Церкви верных от жены родился муж — Христос Бог наш — начало и жизнь всех возрождающихся духовно верой в Него.

Там — дерево познания добра и зла, ставшее причиной смерти первородителей, когда они вкусили от его плода. Здесь — дерево креста, где Христос — второй Адам и Бог — был пригвожден в руки за руки Адама, которые прикоснулись к плоду, и в ноги за ноги, которые спешили навстречу преслушанию.

И если Адам, попробовав плод того дерева, стал причиной смерти и проклятия для всех, кто от него произошел, то Христос и Бог, вкусив желчи и испив уксуса, избавил их от проклятья, освободил от смертного тления и всем верующим в Него даровал вечную жизнь, дав им возможность уже в этом мире жить равноангельным сообществом**.

**(2-е Нравственное слово)

Когда кто-нибудь вложит в свой ум, какие страдания претерпел за него бесстрастный по природе Сын Божий: предательство ученика, оковы, претерпленные Им от хулителей, то, как Его волочили подобно злодею, предали как преступника Пилату, как Он был заушаем от раба и молча принимал осуждение на смерть (Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (Ин. 19,10)), затем бичевание, осмеяние, оскорбления, багряницу, трость, которой богораспинатели били Его по пречистой главе, терновый венец и крест, который нес на Себе содержащий Своим словом миры, — когда задумается над тем, как Он был выведен за город на Лобное место, когда Его окружили палачи и воины вместе с толпой, следовавшей за Ним с тем, чтобы посмотреть на зрелище, как Ангелы ужасались с неба, а Бог и Отец видел единосущного, единопрестольного и единочестного Сына, понесшего все это от нечестивых иудеев, вспомнит, что Он был повешен на кресте обнаженным, пригвожденным в руки и ноги, пронзенным копьем в ребро, напоенным желчью и уксусом, и все это Он не только терпеливо претерпел, но и молился за своих распинателей, — как не возлюбит Его всем своим сердцем?

Христос называется тельцом потому, что как рога высоко поднимает крест, на котором враги распяли и умертвили Его и которым Он наносит врагу смертельную рану***.

***(1-е Нравственное слово)

Подражай своему Христу и Богу. Пострадай и ты за свое спасение, как Он пострадал за тебя.

Услышь, как связанного Господа волочат подобно убийце и злодею, как унижают Его перед Пилатом, как Он принимает пощечину от раба, как Его заключают в темницу, как выводят из темницы, как Он влачится воинами и как Пилат предает Его народу, говоря: Возьмите Его вы и распните (Ин. 19,6).

Рассуди, что терпит, предавшись в их руки, Тот, Кто находится превыше всех небес и содержит все в Своей руке: Его толкают в разные стороны, бьют кулаками, заушают, осмеивают, бичуют, а затем ведут в преторию, раздевают — Того, Кто непостижим для всей твари и даже Серафимов, — привязывают к столбу и дают сорок ударов, что означает осуждение на смерть.

Что дальше? Его, издеваясь, облачают в красную хламиду, дают пощечину и спрашивают:

Кто ударил Тебя?

Его увенчивают тернием, поклоняются Ему, издеваются, плюют на Него и с насмешкой говорят:

Вот, Царь Иудейский, — затем опять одевают Его в Его одежду, обвязывают шею веревкой и влачат на смерть. Его заставляют нести крест, и, дойдя до места мучения, Он видит, как воздвигают этот крест. В это время Его оставляют друзья и ученики. Затем Его вновь раздевают и прибивают ко кресту; солдаты пригвождают руки и ноги, поднимают крест, поят Его желчью, пронзают ребро, разбойник хулит Его, а толпа смеется над Ним, говоря:

Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого;.. сойди с креста (Мф.27,40).

Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф. 27,42).

И после всех этих страданий Он благодарит и молится за Своих распинателей, пока, наконец, не предает души в руки Своего Отца****.

****(6-е Огласительное слово)

Господь и Бог наш Иисус, ни в чем не провинившись, был заушаем для того, чтобы грешники, которые будут подражать Ему, не только получали оставление своих грехов, но и становились через послушание сопричастниками Его Божества.

Он был Богом и стал ради нас человеком. Был заушаем, поругаем и распинаем. И всем тем, чем пострадал бесстрастный по Божеству, Он как бы учит и говорит каждому из нас:

«Если хочешь, человек, стать богом, удостоиться вечной жизни и жить вместе со Мной — то есть всего того, чего не достиг твой праотец (Адам), ибо стремился к этому злым путем,— смирись, как и Я смирился за тебя, избегай самонадеянности и демонской гордости, прими заушения, пощечины; претерпи их до смерти и не стыдись.

Если ты постыдишься претерпеть за Мои заповеди что-либо из этого, как Я, Бог, претерпел за тебя, то и Я посчитаю для Себя за стыд, чтобы ты был рядом со Мной во время славного Моего пришествия, и скажу Своим Ангелам:

«Этот постыдился исповедать Меня из-за Моего уничижения и не соизволил оставить мир, чтобы стать подобным Мне. Сейчас же он обнажился тленной славы, тогда как Я прославился в бессмертной славе Отца Моего, и Мне стыдно даже видеть его. Итак, бросьте его снаружи:

Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа (Ис. 26,10).»

Трепещите, люди, убойтесь и терпите с радостью оскорбления, которые Бог претерпел за наше спасение. Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога — как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата? Если бы и Он не захотел стать человеком для тебя и оставил бы тебя до сего дня лежать в падении, то не был бы ли ты сейчас на дне ада, несчастный, с неверными и злочестивыми?

Но что скажем тем, кто оставил все и стал нищим ради Царства Небесного?

Брат, ты обнищал и уподобился Господу Христу и Богу своему. Ты видишь, как Тот, Кто находится превыше всех небес, живет и соизменяется вместе с тобой. То есть на всем духовном пути человека Господь всегда пребывает рядом с ним, как бы восходя вместе с ним «от славы в славу». Вот, вы идете вдвоем, кто-то встречает вас на пути жизни, дает пощечину твоему Владыке, дает и тебе. Владыка не прекословит, а ты отвечаешь тем же? — «Да, — говорит, — потому что Он сказал заушавшему Его:

Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18,23)» -

Однако Он сказал это не противореча, как тебе кажется, но так как Сам не сотворил греха, и не обрелось лести в устах Его.

Он сказал эти слова для того, чтобы не показалось, будто раб справедливо ударил Его, говоря:

Так отвечаешь Ты первосвященнику? (Ин. 18,22),— будто Он действительно согрешил, но чтобы доказать Свою невиновность. Мы же, виновные во множестве грехов, не подобны Ему.

Далее, несмотря на то, что Он претерпел намного больше этого, не проронил и слова, но молился за Своих распинателей.

Он, хотя Его и осмеивали, не раздражался, а ты ропщешь?

Он терпит оплевания, пощечины и бичевания, а ты не можешь потерпеть и одного жесткого слова?

Он принимает крест, боль от гвоздей и бесчестную смерть, а ты не можешь совершить смиренное служение?

Так как же тебе стать сообщником в Его славе, если ты не можешь быть сообщником в Его бесчестной смерти? Воистину напрасно оставил ты свое богатство, если не несешь своего креста, то есть не терпишь нападения всех искушений. Из-за этого ты остаешься на дороге жизни один, и, к сожалению, отделяешься от сладчайшего своего Владыки и Бога!*****

*****(26-е Огласительное слово)

 

Date: 2016-07-18; view: 222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию