Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности философии Древнего Китая.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. 2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм; • конфуцианство; • легизм. Меньшее распространение получили: • моизм; • натурфилософия; • номинализм. После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; • неодаосизм; • неоконфуцианство. В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: • христианской религии; • марксизма; • ведущих европейских философов; • американской философии прагматизма. 3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира; • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; • восприятие человека, природы и космоса как единого целого; • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством; • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности); • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов"). ВОПРОС 7: 1. Первые философские школы Древней Греции: Фалес Милетский, Гераклит Эфесский, Пифагор. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: • милетская школа; • школа пифагорейцев; • школа Гераклита Эфесского; • элейская школа; • атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. 2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: • выступали с материалистических позиций; • занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков"); • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); • допускал наличие множества богов; • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года — 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. 3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, осно- ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему". 4.Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); • считали единицу мельчайшей частицей всего; • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). 5.Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). 6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания. ВОПРОС 8: Классический период древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. Классическая философия (5-4 век до н. э.). Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ хочет понять мир, двигаясь от общего к событиям. В этом отношении типичным для него явл-ся рассуждение о прекрасном. «Каждая вещь прекрасна по-своему, но все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл». Раз общее м.б. обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы идеализма. Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в т.ч. и справедливости. Олицетворением объективного идеализма античности был Платон. Он сформировал структуру мира, связан. с текучим многообр-м чувственных вещей и одновременно противостоящую этому многообр-ю в мире идей. Именно в идее, олицетворяющей сущность одноименных ей вещей, «снимаются» противоречия чувственного мира. Платон пропагандирует широко распростр. на Востоке идею освобождения души от кругооборота земных рождений в результате благой жизни. Теория идей Платона: подлинными предметами разумного знания являются не вещи, а идеи как «подлинно сущее» бытие. Платон разделяет подлинное знание и мнение, подчеркивая, что без учения об идеях невозможно никакое достоверное знание. Идеи обладают абсолютным совершенством – это первопричины. Чтобы открыть истину человек должен приблизиться к идее. Аристотель был учеником, а затем решительным противником Платона. Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие он называет субстанцией – это такое бытие, кот. не способно пребывать в другом бытии, оно сущ-ет в самом себе. Мир есть совок-ть субстанций, каждая из них – некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единич. бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность бытия и вместе с тем некоторая основа. Эйдос – форма – это и сущность отдельного, единич. предмета, и то, что охватывается этим понятием. Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (основу), действие (начало движения) и цель. Но и действительную причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи – вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. ВОПРОС 9: Специфика и основные представители Средневековой философии. Средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга. Поэтому мировоззрение «средневекового человека» опиралось, с одной стороны, на античную философию, с другой - на христианство, пытаясь согласовать и то, и другое. К тому же основоположники средневековой философии были в большинстве своем «отцами» христианской Церкви, что, несомненно, объясняет неповторимый колорит философии того периода. Средневековая философия пронизана теоллогической идеей (опирающейся на идею Бога и защиту учения о нем). Средневековые философы постоянно озабочены вопросом об отношении религии и философии. Если на ранних этапах эпохи они думают о том, как поставить философию на службу религии, то позднее - как, сохраняя лояльность по отношению к религии, освободить философию из-под ее опеки. Характерные черты средневековой философии: Средневековая философия справедливо получила название схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования). Большое значение в схоластике уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссии, что косвенно стимулировало интерес к логике, лингвистике, теории познания. Впоследствии слово «схоластика» стало употребляться как синоним науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта, основанной на некритическом следовании авторитетам. ВОПРОС 10: Философия Ф. Аквинского Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. 2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; • причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; - • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. 3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; • подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи — единство формы и материи; • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. 4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. 5.Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: • даны пять доказательств существования Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; • логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского. ВОПРОС 11: Августин Блаженный – крупнейший философ периода патристики. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики. Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке". Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: • ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; • в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир; • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь. 2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога. 3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им: • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства); • обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех); • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу. ВОПРОС 12: Особенности и тенденции философии эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). 2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: • гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; • реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; • политическое (XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; • утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. 3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма; • широкое распространение идеи социального равенства ВОПРОС 13(ТУТ не всё- я больше ничего не нашла!)): Английский материализм XVII-XVIII вв. Английский материализм XVIII в. — яркое и зна- чительное явление в западноевропейской философии нового времени. В лице своих выдающихся представи- телей Джона Толанда (1670—1722), Антони Коллинза (1676—1729), Давида Гартли (1704—1757), Джозефа Пристли (1733—1804) он сыграл важную роль в развитии философской мысли в Англии, оказал боль- шое влияние на развитие философии в других стра- нах. Вместе с тем история английского материализма XVIII столетия принадлежит к наименее разработан- ным разделам историко-философской науки, что объяс- няется рядом причин. Главная из них — искажение и замалчивание истории материализма буржуазными историками философии. Сошлемся на две известные ра- боты: «Историю новой философии» В. Виндельбанда, получившую широкое распространение в конце прош- лого и начале нынешнего века, и «Историю западной философии» Б. Рассела, весьма популярную в настоя- щее время. Виндельбанд, претендующий на объективное изложение истории философии «в ее связи с общей куль- турой и отдельными науками», не оставляет без вни- мания английских материалистов XVIII в. Он упомина- ет Толанда и Коллинза, Гартли и Пристли, но извраща- ет материалистическую сущность их учения. Толанда он изображает «наихарактернейшим представителем религиозной философии Просвещения» *, тогда как Гартли и Пристли фигурируют у него как филосо- фы, которые забрели «в бесславные лжеучения мате- риализма» ** и только благодаря «личной религиозно- сти» смогли избежать полного грехопадения. Что ка- сается книги Рассела, то история материалистической философии в ней большей частью игнорируется. От- сюда вытекает и его отношение к английским материа- листам XVIII в. Достаточно сказать, что ни Толанд, ни Коллинз, ни Гартли даже не названы автором, а упо- мянутый вскользь Пристли фигурирует лишь как один из предшественников утилитаризма ***. 1. ВОПРОС 14(Я НЕ НАШЛА ПОКА ЧТО!): Идеалистическая философия XVII-XVIII вв. 2. ВОПРОС 15: Французский материализм XVIII в.
|