Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2007 по делу N А05-4274/2007. 8 page





--------------------------------

<40> См., например: п. 1.1 Постановления КС РФ от 12.03.2001 N 4-П, п. 2 Определения КС РФ от 18.12.2008 N 1086-О-П.

 

В п. 2 Постановления КС РФ от 26.05.2011 N 10-П также выражена правовая позиция, основанная, в том числе и на практике Европейского суда по правам человека, на том, что заключение третейского соглашения не противоречит праву на судебную защиту, которое в рамках третейского разбирательства "...обеспечивается возможностью обращения в предусмотренных законом случаях в государственный суд, в частности путем подачи заявления об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда...".

С учетом приведенных выше норм Конституции РФ и правовых позиций КС РФ представляется, что вопрос о конституционности "антиисковых обеспечительных мер" может быть решен следующим образом:

- по общему правилу, "антиисковые обеспечительные меры" в виде запрета лицу пользоваться принадлежащим ему правом на судебную защиту, а равно и правом на разрешение дела в третейском разбирательстве в соответствии с третейским соглашением, вероятно, нарушают конституционные гарантии;

- вместе с тем вряд ли будет нарушением конституционных гарантий ограничение, посредством "антиисковых обеспечительных мер", процессуальных действий, направленных на рассмотрение дела судом, не компетентным рассматривать спор (с нарушением установленных правил подсудности и подведомственности);

- наконец, возможны и ситуации, в которых применение "антиисковых обеспечительных мер", как представляется, будет направлено не на ограничение, а на обеспечение права на судебную защиту (например, в ситуации, когда применение таких обеспечительных мер позволяет лицу защитить свои права в государственном суде при отсутствии действительного третейского соглашения - предположим, к примеру, что подпись лица на третейском соглашении подделана).

В целом, представляется, что могут существовать ситуации, когда применение "антиисковых обеспечительных мер" оправданно с точки зрения конституционных гарантий <41>. В то же время вряд ли возможно заранее, без учета конкретных обстоятельств дела, дать какой-либо универсальный ответ на вопрос о допустимости с конституционной точки зрения того или иного вида "антиисковых обеспечительных мер".

--------------------------------

<41> В данной статье не затрагивается сложный вопрос о возможности конфликта между конституционными правами различных лиц и механизмах разрешения такого конфликта.

 

Г. Нормы Закона МКА о недопустимости

судебного вмешательства

 

Одним из аргументов против "антиисковых обеспечительных мер" в делах, связанных с международным арбитражем, является то, что в ст. 5 Типового закона закреплен принцип недопустимости судебного вмешательства по вопросам, урегулированным Типовым законом, за исключением предусмотренных в нем случаев. Отмечается, что большая часть стран, имплементировавших положения Типового закона в свое законодательство, предпочли перечислить конкретные ситуации, в которых национальный суд может вмешиваться в деятельность арбитража. Россия, как известно, имплементировала в свое национальное законодательство положения Типового закона, в том числе и ст. 5 Типового закона. В российской доктрине высказано мнение о том, что имплементирующая норма (ст. 5 Закона о МКА) делает невозможным принятие российскими судами любых "антиисковых обеспечительных мер", направленных либо на запрещение третейского (арбитражного) разбирательства, либо на обязание сторон к участию в нем <42>.

--------------------------------

<42> В литературе изложено и мнение, что, исходя из существующего в РФ толкования конституционного права на судебную защиту, применение "антиисковых обеспечительных мер" вряд ли возможно. См.: Ходыкин Р.М. Указ. соч. С. 274 - 297; Карабельников Б.Р. Указ. соч. С. 60 - 62.

 

При анализе ст. 5 Закона о МКА прежде всего обратим внимание на то, что она касается только международного арбитража и не распространяется на "внутреннее" третейское разбирательство в рамках ФЗ о третейских судах. Обратим внимание также на то, что согласно п. 1 ст. 1 Закона о МКА он только в ограниченном объеме применяется к международному арбитражу, если место его проведения находится за границей (к такому разбирательству применимы только ст. 8, 9, 35 и 36 Закона о МКА, что позволяет говорить о том, что вопрос о возможном применении в России "антиисковых обеспечительных мер" в отношении такого иностранного разбирательства Законом о МКА не урегулирован).

Что касается международного коммерческого арбитража на территории России, к которому Закон о МКА применим в полном объеме, обратим внимание на формулировку ст. 5 о недопустимости вмешательства суда только "...по вопросам, регулируемым настоящим Законом". Отметим и то, что ст. 9 Закона о МКА, в полном соответствии с Типовым законом, предусматривает, что обращение стороны арбитражного (третейского) разбирательства в государственный суд за получением обеспечительных мер само по себе не является несовместимым с арбитражной оговоркой (хотя в рамках ст. 9 не конкретизируется перечень возможных обеспечительных мер).

Исходя из ст. 5 и 9 Закона о МКА, представляется, что применение "антиисковых обеспечительных мер", направленных на ограничение проведения международного коммерческого арбитража в России (в частности, судебный запрет на проведение арбитражного разбирательства), равно как и на обязание сторон к совершению определенных действий в рамках третейского разбирательства, скорее всего, действительно вступает в противоречие с Законом о МКА (как, впрочем, и с Нью-Йоркской конвенцией). Сложнее согласиться с позицией о том, что и "проарбитражные" "антиисковые обеспечительные меры" нарушают ст. 5 Закона о МКА. С точки зрения автора, подобные "антиисковые обеспечительные меры", оказывающие непосредственное воздействие не на сам международный арбитраж, а лишь на препятствующие ему параллельные судебные разбирательства, вряд ли могут считаться судебным вмешательством по вопросам, урегулированным Законом МКА (так как вопрос о пресечении параллельных разбирательств Закон о МКА не регулирует, за единственным исключением - п. 1 ст. 8, требующего прекращения производства по делу в случае обращения с иском в суд при наличии арбитражного соглашения; к тому же, возможность обращения за судебной поддержкой предусмотрена ст. 9 Закона о МКА).

 

Д. Допустимость принятия "антиисковых обеспечительных мер",

рассчитанных на применение за границей, с точки зрения

норм международного права и корреспондирующих с ними норм

национального права

 

Международно-правовой принцип суверенного равенства государств, закрепленный в п. 1 ст. 2 Устава ООН, в принципе не позволяет российским судебным органам принимать какие-либо меры, нарушающие суверенитет иностранных государств.

Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. За пределами действия суверенитета РФ (а значит, и юрисдикции российских судебных органов) находятся территории иностранных государств, т.е. российские судебные органы, в принципе, не могут напрямую принудить какое-либо иностранное лицо (в том числе иностранный суд или арбитражный институт), на которое не распространяется их территориальная юрисдикция, к совершению каких-либо действий или к отказу от совершения каких-либо действий. Этот же вывод следует из применения принципов международного права, определяющих границы суверенитета государств (а издание судебного акта, безусловно, является реализацией суверенитета) и не допускающих нарушения суверенитета иностранного государства.

Территориальные границы действия актов российских арбитражных судов отражены и в ч. 1 ст. 16 АПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации <43>. A contrario, исходя из данной нормы (и тем более исходя из принципов международного права) вряд ли можно говорить о какой-либо принудительной силе российского судебного акта об обеспечительных мерах за пределами РФ. Представляется, что российский судебный акт о применении "антиисковых обеспечительных мер", предусматривающий необходимость приостановления иностранного судебного (арбитражного) процесса, вряд ли может подлежать принудительному исполнению в иностранном государстве (если только иное не следует из национального законодательства соответствующего государства или из международного договора, что представляется маловероятным), так как будет нарушать принцип суверенного равенства государств (а, возможно, и иные принципы международного права) <44>.

--------------------------------

<43> Аналогичная норма содержится в ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

<44> В частности, может быть поднят вопрос о нарушении принципа международной вежливости (comity). Подробный анализ принципов суверенного равенства и международной вежливости и их применения к судебным актам государств не входит в предмет данного исследования.

 

В то же время следует обратить внимание на формулировку в п. 1 ст. 16 АПК о всеобщей обязательности судебного акта. Данная формулировка в сочетании с ч. 2 той же статьи, а также ст. 315 УК РФ создают условия для привлечения к уголовной ответственности любых лиц, не исполняющих судебный акт. Таким образом, механизм экстерриториального действия российских "антиисковых обеспечительных мер" по сути может быть аналогичным механизму действия аналогичных обеспечительных мер в странах общего права (а именно, вместо формального признания и приведения в исполнение судебного акта об обеспечительных мерах в иностранном государстве, действие обеспечительной меры достигается за счет угрозы применения к лицу, которому она адресована, ответственности за неисполнение решения суда).

Зададимся вопросом, не означает ли применение подобных обеспечительных мер в отношении ведения судебных или арбитражных процессов за границей (фактически предписывающих стороне произвести определенные действия в иностранном суде или арбитраже и тем самым предопределяющих ход проводимого за рубежом судебного или арбитражного процесса) косвенным расширением юрисдикции российских судов за пределами территории РФ и нарушением суверенитета иностранных государств? Представляется, что в данном вопросе, как минимум, существует почва для споров и обвинений российских судов во вмешательстве в вопросы ведения судебных и арбитражных процессов за границей, подобно тому, как английские суды подвергаются критике за выдачу anti-suit injunctions в отношении судебных и арбитражных процессов за границей <45> (равно как и для встречных аргументов о том, что введение обеспечительных мер в России в отношении стороны, по отношению к которой российские суды имеют юрисдикцию, правомерно и не равнозначно вынесению судебного акта, напрямую подменяющего собой решение иностранного суда).

--------------------------------

<45> По данному вопросу см., в частности: Рожкова М. Обеспечительные меры иностранного суда // ЭЖ-Юрист. 2006. N 30 // СПС "КонсультантПлюс".

 

VI. Соответствие "антиисковых обеспечительных мер" общим

процессуальным нормам о применении обеспечительных мер

 

А. Применение антиисковых обеспечительных мер судами

 

Далее рассмотрим вопрос о процессуальной возможности "антиисковых обеспечительных мер" при рассмотрении дел в государственных арбитражных судах (с учетом того, что в целом данный вопрос более подробно урегулирован АПК РФ по сравнению с ГПК РФ и существует достаточно подробно разработанная правовая позиция ВАС РФ по различным вопросам применения арбитражными судами обеспечительных мер).

Согласно ч. 1 ст. 90 АПК РФ, "арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры)". Обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса, "если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю" (ч. 2 ст. 90 АПК РФ).

В качестве признаков обеспечительных мер в российской доктрине принято выделять: срочность (необходимость безотлагательного разрешения спора); временный характер (ограниченность срока действия обеспечительных мер определенных периодом); направленность на защиту нарушенных имущественных или неимущественных интересов заявителя; соразмерность заявленному имущественному требованию <46>.

--------------------------------

<46> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа, 2011 // СПС "КонсультантПлюс" (комментарий к ст. 90 АПК РФ).

 

Предусмотренные главой 8 АПК РФ обеспечительные меры применяются по делам с участием российских лиц, а также по делам с участием иностранных лиц, отнесенным к компетенции арбитражных судов в Российской Федерации в соответствии с главой 32 АПК РФ (ст. 250 АПК РФ). В ч. 1 ст. 91 АПК РФ (применительно к корпоративным спорам - также ч. 3 ст. 225.6 АПК РФ), приведен перечень допустимых обеспечительных мер, который является открытым. В нем прямо не упоминаются "антиисковые обеспечительные меры".

Date: 2016-07-18; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию