Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивно-пповеденческая психотерапия





Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой одно из современных направлений психотерапии, которое опирается на значительную роль познавательных процессов происхождении человеческих комплексов и психологических проблем.

Основную функцию познания у человека выполняет мышление. Создателем когнитивно-поведенческой психотерапии является Аарон Темкин Бек, американский психиатр, профессор кафедры психиатрии Университета Пенсильвании. Именно Аарон Бек дал миру такие основные модели и концепции в когнитивной психотерапии, как Опись тревоги, Шкала безнадежности Бека, Шкала Бека для суицидальных идей Опись депрессии Бека. На сегодняшний день когнитивно-поведенческая психотерапия признана одной из наиболее эффективных форм психотерапии в лечении состояний депрессии и предотвращения суицидальных наклонностей человека.

Когнитивно-поведенческая психотерапия применяет принципы изменения поведения человека для обнаружения существующих мыслей и обнаружения тех мыслей, которые являются источниками проблем. Поведенческие техники используются с целью устранения негативных мыслей, создания новых стереотипов мышления и способов анализа проблем, а также с целью подкрепления новых утверждений. Данные техники включают: а) обнаружение желательных и нежелательных мыслей и определение факторов их появления; б) проектирование новых стереотипов; в) применение воображения для визуализации того, как новые стереотипы могут быть согласованы с желательным поведением и эмоциональным благополучием; г) использование новых умозаключений в настоящей жизни, в реальных ситуациях, главная цель – принять их за привычный образ мышления человека.

Основная мысль когнитивной психотерапии заключается в том, что все психологические проблемы человека исходят от направления его мышления. Вовсе не обстоятельства становятся главной преградой человека на пути к гармоничной счастливой жизни – человек своим собственным разумом формирует то или иное отношение ко всему происходящему, формируя в себе не самые лучшие качества (страх, робость, пассивность, злость, паника). Человек, неадекватно оценивающий значение окружающих его людей, вещей и событий, наделяет их качествами, которые никогда не были им присущи. И этот принцип работает во всех жизненных сферах. Так, например, на работе, если ваш начальник пользуется у вас незыблемым авторитетом, любое его мнение тут же заставит вас покорно согласится с ним, пусть даже ваш разум и понимает парадоксальность этого мнения. Если же вы создали в своих мыслях образ строгого начальника, которого все боятся – вы невольно будете ждать, когда начальник проявит эти качества. Когда мнение начальника о вас — значит слишком много, то любой укор с его стороны по отношению к вам может быть крайне болезненно воспринят, что скажется на вашей работоспособности и собственном мнении о себе как о работнике.

Джордж Келли, один из соавторов когнитивной терапии, разработал техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. При лечении пациентов он использовал ролевые игры, предлагая человеку играть роль личности, не похожей на него самого. В итоге Келли пришел к однозначному выводу, что причиной всех психологических проблем являются неадекватные мысли человека, которыми он обладает в настоящем, а вовсе не его негативный опыт в прошлом. Первоочередная задача психотерапевта при лечении таких пациентов – выявление категорий мышления человека, приводящих к страданиям и неврозам, и замена данных категорий.

Сторонники когнитивно-поведенческой психотерапии считают наиболее приемлемым методом лечения психических расстройств личности выявление и последующее изменение внутренних “глубинных” проблем человека, которые являются доступными для его осознания. Пациенты с нарушениями чувства личности являются наиболее сложными для лечения, так как чаще всего направляются к психотерапевту под давлением со стороны семьи, не имея никакого желания изменяться. Человек, не осознающий свою проблему и не имеющий желания бороться с ней, испытывает внутреннее сопротивление, что негативно сказывается на результате лечения. В процессе попытки изменения мыслей и поведения человека наиболее сложным является стимулирование пациента к изменениям, так как человек очень неохотно покидает свою зону комфорта, многие пациенты не понимают, с какой стати они должны что-либо менять в жизни, если они превосходно чувствуют себя с данными мыслями и моделью поведения.

Как и многие другие виды психотерапии, когнитивно-поведенческая психотерапия имеет свои разновидности. Наиболее популярными и применяемыми видами когнитивно-поведенческой психотерапии являются:

1. Когнитивная терапия. В основе когнитивной терапии – принятие в качестве основной проблемы всех эмоциональных расстройств человека его заведомую фиксацию на мыслях о потенциальной неудаче. Человек охвачен мыслью о провале задолго до события, ему присуща крайне негативная самооценка, и даже наименьшая неудача рассматривается человеком как конец света. Данный вид терапии заключается в распознавании тенденций возникновения у человека негативных мыслей, выполнении домашних заданий, предназначенных для получения успешного опыта. Чем больше успешных событий будут происходить в жизни человека, тем быстрее возможно создание у него позитивного мышления о мире и самом себе.

2. Терапия методом скрытого моделирования. Пациенты представляют развитие ситуации в результате их поведения, проводят анализ предполагаемых действий, которые они могут совершить, чтобы справиться с ситуацией. Пациенты зачастую используют техники релаксации, что позволяет им избавится от чувства тревоги и снизить действие стресообразующих факторов. Данный метод применим при лечении страхов и неуверенности человека в собственных силах.

3. Тренинг контроля тревоги. Психотерапевт обучает человека использовать чувство тревоги как сигнал к мышечной релаксации. При работе с пациентом психотерапевт использует широкий спектр воображаемых ситуаций с целью подготовки клиента к наиболее часто встречающимся жизненным ситуациям. Целевая аудитория, на которую направлены данный тренинг – люди, не способные собраться в важнейших жизненных ситуациях для принятия спокойного решения вследствие чрезмерной тревоги.

4. Рационально-эмотивная терапия. Многие люди характеризуются наличием мыслей “я должен быть лучшим”, “меня должны любить и уважать”. Данные мысли приводят к тому, что при каждом несоответствии реальности данным мыслям человек испытывает стресс, воспринимает это расхождение как ужасное событие. Рационально-эмотивная терапия заключается в том, что пациента мотивируют к принятию более реалистичных адекватных мыслей, которые в наибольшей степени основаны на реальной, а не вымышленной жизни пациента. Умение принимать подобные решения оградит человека от лишних стрессов, он перестанет быть зависимым от своих фантазий.

5. Тренинг "прививка против стресса". По определению данного тренинга чудодейственной прививкой против стресса должна стать релаксация, которой пациент обучается при помощи психотерапевта. Клиент специально вводится в стрессовую ситуацию. Данная ситуация помогает пациенту получить опыт использования методики релаксации, что пригодится в дальнейшем при столкновении с реальными жизненными трудностями.

6. Терапия методами решения проблем. Решение жизненных проблем требует наличия у человека навыков знания и выбора средств решения проблемы, нахождения альтернативных путей решении проблемы, прогнозирования результатов при применении того или иного средства решения проблемы. При применении данного вида терапии пациенты обучаются формулированию своих жизненных проблем, поиску возможных решений и выбора наилучших из решений. Пациенты сами контролируют процесс сопоставления средств решения и предполагаемых результатов, а также обучаются способности самостоятельной оценки собственного поведения.

Date: 2016-07-18; view: 164; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию