Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я обязательно напишу эту книгу

Не одно поколение школьников зачитывалось книгами Крапи- вина, Полонского, Тендряко- ва, Щербаковой – романами при- знанных мастеров советской подро- стковой прозы. Эти авторы сумели выразить все очарование, гармонию и драматизм юношеской поры, ко- гда все происходит впервые. Такой же находкой для нынеш- них школьников и выпускников ста- нет и главная новинка этой весны – роман Александра Юка «Четыре четверти». Впрочем, и те, для кого последний звонок прозвенел много лет назад – сумеют оценить его по достоинству. Одна из читательниц назвала «Четыре четверти» библи- ей любви и подростковой жизни це- лого поколения, но можно брать и шире – книга вполне может назы- ваться библией всего юношества. Неслучайно даже аннотация от- сылает нас к монументальным тек- стам – к Шекспиру, у которого не- опытность тоже являет собой тра- гедию и торжество. Это история от- рочества, перерастающего в зре- лость. Последний учебный год в новой школе в новом городе – год, перевернувший жизнь юных геро- ев. «Четыре четверти пути» на фо- не условных декораций, первое столкновение с жестокостью и от- чуждением – сверстников и даже близких, первое большое чувство. Вместе с вдумчивой созерца- тельностью автор пробуждает в нас почти болезненное сопережи- вание – молодости, дерзости, го- рячности и страсти: «Молодые побеги тянулись к свободе сквозь строгую арифмети- ку решетки, и вопрос заключался лишь в одном: выдержат ли сталь- ные прутья этот натиск до того мо- мента, как откроются двери этой выстроенной в совсем иные време- на и для иных воспитанников тем- ницы знаний? Ребята начинали ощущать в себе силы и стремления к переменам, но никто не представ- лял, в какие формы могут вылиться эти слабоуправляемые процессы». Юк погружает нас в мир, где все чувства оголены и обострены. Первые испытания, какие бы то ни было, – враждой или интриганст- вом, дружбой или влечением, – предстают на его страницах не в виде циничного опыта, а в виде ис- ключительного дара – единствен- ного и неповторимого. Все поэтично в этом возрасте, все утонченно и все возвышенно – тут время словно замирает в од- ном кратком мгновении, как в     Женькиной мраморной копии «Веч- ной весны»: «К ее безусловно приятному, может, чуть зауженному личику придавались большущие черные глаза и, чтобы добить окончатель- но, толстенная тугая черная же ко- са, не знавшая в своей жизни нож- ниц. «Отпад» – характеристика бы- ла дана Громилой, а с ним редко кто спорил. Можно ли обвинять Машу, что она не в силах была здесь что-либо сделать? И уж сов-

 

  сем бесполезно требовать от маль- чишек невнимания к таким нетри- виальным явлениям в жизни клас- са. С тем же успехом можно бо- роться с весной, которая морочит голову поэтам и художникам. Правда, пока на город упрямо над- вигалась осень, но в шестнадцать лет весна не покидает души двена- дцать месяцев в году». И неслучайно важное место в жизни главного героя занимает именно скульптура – пространст- венно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах: Помнишь знаменитую фразу Микеланджело по этому поводу: «Я беру камень и отсекаю все лиш- нее». Это же так просто. Самое простое – механическое копирова- ние. Клонирование. Повторение «овечек Долли» – того, что было уже создано кем-то до тебя. Самое сложное – найти свою идею и по- том ее воплотить. Я – скульптор». В этих героях несложно узнать себя: в Женьке Мартове – увидеть свой вчерашний юношеский макси- мализм и вчерашние надежды, а в Маше Барышевой – разглядеть соб- ственную хрупкость и наивность. Они пока еще умеют мечтать и жить в полную силу: умеют любить, узнавать, рисковать. Жить так, словно завтра все их несбывшиеся мечты обязательно подвергнутся уценке. Им еще только предстоит этот путь: от первого поцелуя до тайного венчания, от сентименталь- ного романтизма до зрелой любви – путь ошибок и горьких уроков. Надо сказать, Юк знает об этом не понаслышке. Путь самого автора был не менее долгим и тернистым. Он стал физиком, хотя мечтал быть писателем. И стал писателем, пере- став быть физиком. Роман «Четыре четверти» был задуман им еще в школе, а издан лишь двадцать пять   лет спустя. В одном из своих интер- вью автор вспоминает, как на всту- пительном сочинении в институт, выбрав в качестве темы роман о потрясающей истории любви своих сверстников, – «забыл» указать на- звание и автора произведения. И только в последней строке признал- ся: «Эта книга существует пока лишь в единственном экземпляре в моей голове. Но когда-нибудь я ее обязательно напишу». Эта юношеская вера, юношеское умение жить «здесь и сейчас» и ста- вят Юка на особый пьедестал. Неда- ром на вечные темы он, как и его подростки – всегда разговаривает живым и современным языком: «Маша задумалась: – О, кругом столько вопросов... Например, о чем плачет туча, или куда ведет радуга? Что успевает передумать сорвавшийся осенний лист, прежде чем коснется земли? Зачем мы рождены и теперь жи- вем в этом мире и что надо приду- мать, чтобы не умирать?.. Я могу продолжать долго. – Ты задаешь вопросы, на кото- рые нет ответов. – Ответы есть на все вопросы. Но на эти вопросы ответов слиш- ком много. А хочется услышать тот, что найдет отзвук в твоей ду- ше. Ты меня понимаешь?» Именно благодаря такой досто- верности универсальная, казалось бы, «школьная история первой люб- ви» – зазвучала у Александра Юка по-новому. Впрочем, как зазвучали и вечные, вневременные вопросы юности, которые ментально прони- зывают все повествование романа «Четыре четверти». Ответить на них может только опыт, самая до- рогостоящая вещь на свете. И это, пожалуй, главное, о чем с носталь- гической грустью может вспомнить лишь взрослый читатель. Наталья ДМИТРИЕВА

 


<== предыдущая | следующая ==>
Тест 19. Роль государства в экономике ОБЩ – 8 | Оценка стоимости финансовых активов;

Date: 2016-07-18; view: 218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию