Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты культуры Междуречья.





Древнейшей мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены между Тигром и Евфратом. Много народов прошло через Месопо­тамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоева­телям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древ­ней Вавилонии. Северная Вавило­ния носила название Аккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия.

Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от “варварства” к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей:

- Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена. В тоже время в отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как все они имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.

- В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой горо­дов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созда­нию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Го­рода в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.

- На протяжении всего периода древности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в конце периода древности.

- Особое место в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клино­пись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья.

- Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление порт­ретного искусства. Все изображения носят условный характер.

- Из-за особого географического положения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становлении ирригационной системы.

 

 


 

60
КЛАССИЦИЗМ,
одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма. История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютноймонархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма. И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

61 ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в. в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.
В процессе слияния мелких феодальных владений отчетливо проявилась тенденция объединенных государств к эмансипации от политической власти папства. В XIII в. римско-католическая церковь представляла собой огромное общеевропейское «государство над государствами». Папы активно вмешивались в дела управления европейскими государствами, ставили и короновали королей, отстраняли неугодных им королей и даже императоров. Через свою систему централизованного духовного управления Ватикан выкачивал из стран Западной Европы огромные средства.
Беззастенчивое корыстолюбие высшего духовенства римско-католической церкви, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали стихийные протесты среди верующих и низшего духовенства. В различных странах Европы возникло движение так называемой реформации (изменения в церковном управлении), вспыхнул ряд восстаний против засилия пап (индульгенции), епископов и монастырей. В начале XV столетия в Чехии началось знаменитое восстание против власти Ватикана под руководством Яна Гуса — видного проповедника, профессора и ректора Пражского университета (основан Карлом IV в 1349 г.).
В обстановке всеобщего возмущения корыстолюбием римско-католического духовенства в различных странах Европы стали открыто высказываться сомнения не только в законности светской власти пап, но и в справедливости некоторых религиозных догматов и схоластической философии, составляющих идейные основы католицизма. Неудовлетворенность религиозной схоластикой, поиски новых путей для решения мировоззренческих вопросов значительно оживили умственную жизнь Европы.
В образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских «языческих» философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках — Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки с сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс), ознаменовавшая собой начало нового времени в социальной истории.
На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм (humanitas — «совершенство человека»). Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265—1321), Петрарка (1304-1374), Боккаччо (1313-1375) и др.
В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения -- Леонардо да Винчи (1452—1519), Микельанжело (1475— 1564), Рафаэля (1483-1520), Дюрера (1471-1528), Тициана (1477—1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.
Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.
В эпоху Возрождения были сделаны великие географические открытия. Еще в конце XIII в. Марко Поло (1254—1324) совершил путешествие через страны Ближней Азии в Китай, причем провел в азиатских странах более 20 лет. Описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников, искавших дорогу в сказочную Индию. В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469—1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий. Христофор Колумб (1450—1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку. Магеллан (1480—1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.
В области естественных наук эпоха Возрождения ознаменовалась появлением ряда ученых-новаторов, впервые своими трудами поколебавших основы перипатетической и схоластической философии. В 1542 г. Николай Коперник (1473—1543) ниспроверг старую, поддерживавшуюся авторитетом церкви, геоцентрическую систему Птолемея (II в), и развил новую гелиоцентрическую систему. Дальнейшее развитие учение Коперника получило в открытиях Галилео Галилея (1564—1642) и Иоганна Кеплера (1571—1630), заложивших основы теоретической астрономии. Заметных успехов в эту эпоху достигли механика, математика и другие науки.
Движущими силами крупнейших научных открытий и достижений эпохи Возрождения были глубокие преобразования в характере и масштабах производства. Уже в XV в. начался процесс перехода от ремесленных способов производства, характерных для эпохи феодализма, к мануфактуре. Этот процесс, ознаменовавший собой начало капиталистической системы производства, вызвал глубокие социально-экономические изменения в жизни общества.
Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук и, в частности, химии. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».
Одним из крупнейших представителей науки и искусства эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи. Будучи замечательным механиком, математиком, инженером-конструктором, анатомом и художником, Леонардо да Винчи интересовался и некоторыми вопросами химии. Он сам, например, изобретал и готовил краски для своих картин. В его взглядах отразились новые веяния эпохи Возрождения. Вот что пишет Леонардо да Винчи о роли воздуха в процессе горения: «Огонь-стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».
Подобные новаторские мысли, как будет видно, характерны для многих химиков эпохи Возрождения.

62Эпоха Просвещения

В науке цивилизацию называют техногенной, если ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах. Это проложило путь к политическим переменам и в итоге потрясло государственные основы Франции (а также других стран Европы и Северной Америки). Возможно, именно в это время светская культура стала определяющим фактором, основной движущей силой. Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая человека гражданином.

Характерные черты культуры эпохи европейского Просвещения:

деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой исторической веры и вывести ее из естественного знания.

апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации, что вызвало падение чувства патриотизма.

«научность»; к началу XVIII в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XIII в., по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.

рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Сам термин «Просвещение», которым обозначился разрыве прошлым, входивший в намерения «философов», на самом деле не обозначают разрыва, но обнаружил интересную мимикрию. Здесь напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с подлинной сущностью Просвещения. Главные протагонисты естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму. В свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Рационализм — основополагающая черта культуры эпохи Просвещения; естественно, что просветителям был свойствен «рационалистический индивидуализм», неразрывно связанный с гуманизмом. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.

идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Здесь нужно учитывать изменение понимания «разума» — до середины XVII в. разум, воспринимался философами как «часть души», после Локка он становится скорее процессом мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.

абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искорене

63ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА


Существует различие между культурой (хадара), и цивилизацией (мадания). Культура представляет собой комплекс понятий о жизни, а цивилизация представляет собой материальные формы осязаемых вещей, используемые в жизни. Культура, согласно тому или иному мировоззрению, является частной. Цивилизация же бывает и частной, и общей. Например, объекты цивилизации, исходящие из культуры, такие как скульптуры, являются частными. Объекты же цивилизации, являющиеся следствием достижений науки, промышленности и его прогресса, являются общемировыми, и не являются характерными для какого-то отдельного народа.
Это существующее различие между культурой и цивилизацией следует всегда правильно и ясно понимать, как и следует правильно понимать различие, имеющееся между объектами цивилизации, исходящими из культуры и объектами цивилизации, являющимися результатом достижений науки и промышленности. Это необходимо для того, чтобы при принятии цивилизации иметь в виду различия между ее объектами, а также различия между ней и культурой. Нет того, что запрещает принятие западной цивилизации, являющейся следствием науки и промышленности. А вот западную цивилизацию, являющуюся результатом западной культуры ни в коем случае нельзя принимать. Поскольку недопустимо принятие западной культуры в силу ее полного противоречия исламской культуре в своей основе, на которой она зиждется, а также в представлении жизни и в объяснении смысла человеческого счастья.
Западная культура основана на принципе отделения религии от жизни и исключении любого влияния религии на жизнь. Из-за этого произошла идея отделения религии от государства, поскольку такая идея получается естественной при отделении религии от жизни и отвержении наличия религии в жизни. На этой основе зиждется вся жизнь и ее система. Западная культура изображает жизнь выгодой, так как выгода является критерием поступков в западной культуре. И как следствие на выгоде основывается система и строится культура. Отсюда выгода является ярким понятием в системе и культуре, так как она изображает жизнь выгодой. Поэтому, счастьем у них считается предоставление человеку наивысшего уровня плотского наслаждения с предоставлением ему возможностей для достижения такого наслаждения. Таким образом, западная культура является чисто корыстной культурой, которая во всем преследует выгоду, не принимая в расчет ничего кроме выгоды, и определяет выгоду критерием поступков человека. А духовная сторона, рассматривается как личное дело индивида, не имеющее распространения на все общество. Духовная сторона ограничивается церковью и церковными служителями. Вследствие этого, в западной культуре нет места нравственным, духовным и гуманным ценностям. В ней имеются только материальные, корыстные ценности. Вследствие такого подхода, гуманитарной деятельностью занимаются организации, отделенные от государства, такие как Организация Красного Креста, миссионерские организации. От жизни отдалены все остальные ценности, кроме материальной, которой является материальная прибыль. Таким образом, западная культура является этим комплексом представлений о жизни.
Исламская же культура строится на основе, которая противоположна основе западной культуры, ее взгляд на жизнь отличается от взгляда западной культуры на нее, и также понимание счастья в исламской культуре полностью отличается от понимания счастья в западной культуре. В основе исламской культуры лежит вера в Аллаха и, что Он создал для вселенной, человека и жизни определенную систему, и все это функционирует в соответствии с этой системой. Аллах послал человечеству Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха) с религией Ислам. Это значит, что исламская культура в своей основе построена на исламской акъиде. Эта акийда заключается в вере в Аллаха, Его ангелов, Книги, Посланников, Судный День, а также в то, что судьба и божественные предначертания, хорошие или плохие, исходят только от Всевышнего Аллаха. Эта акийда является основой культуры и таким образом культура строится на духовной основе.
Представление жизни в исламской культуре выражается в исламской философии, которая исходит из исламской акийды, и на которой строится вся жизнь и поступки человека. Этой философией является единение материи с духом, то есть требование осуществлять все поступки в соответствии с предписаниями Аллаха. Эта философия и является основой представления жизни. Поступок человека является материей, осознание же человеком своей связи с Аллахом при совершении поступка со стороны того, что он относится к запрещенному или разрешенному, является духом. В результате этого осуществляется единение материи с духом. Основываясь на этом, направляющим фактором поступков мусульманина являются приказы Аллаха и Его запреты. Целью же совершения мусульманином своих поступков в соответствии с приказами и запретами Аллаха является достижение довольства Всевышнего Аллаха, а совсем не достижение корысти. Желанием же выполнения поступка является ценность, преследуемая при выполнении данного поступка. Имеются различного рода ценности согласно наличию различных поступков. Так ценность может быть материальной, как в случае если человек занимается торговлей с желанием получения прибыли. При этом сама торговля представляет собой материальный поступок. В этом действии направляющим фактором для человека является осознание им своей связи с Аллахом согласно Его приказам и запретам, желая при этом приобрести довольство Аллаха. Преследуемая же при выполнении такого действия ценность, представляет собой приобретение материальной прибыли, что и называется материальной ценностью.
Ценность может быть духовной, к которой относятся намаз, закят, пост, паломничество и другое. Имеется также и категория нравственных ценностей, таких как правдивость, надежность, верность. Ценности бывают гуманными, такие как спасение утопающего, оказание помощи бедствующим. Человек, совершая какой-либо поступок, преследует осуществление этих ценностей. Но не эти ценности являются направляющим фактором действий человека и не они являются конечной целью, которую человек стремится достичь. Они являются лишь ценностями, которые бывают различными согласно наличию различного рода действий.
Счастьем является достижение довольства Аллаха, а не удовлетворение потребностей человека, поскольку удовлетворение всех потребностей человека, как органических потребностей, так и потребностей инстинктов, является необходимым для сохранения жизни человека. Само лишь их удовлетворение не может быть счастьем. Таковым является представление жизни и это – основа, на которой строится это представление. Это – основа исламской культуры, которая полностью отличается от западной культуры. Также и объекты цивилизации исходящие из исламской культуры противоречат объектам цивилизации, исходящим из западной культуры. Например, картина является одним из объектов цивилизации. Так, картина обнаженной женщины, на которой показываются все ее красоты, принимается западной культурой как объект цивилизации, который соответствует жизненным понятиям западной культуры о женщине. Представители западной культуры видят в этой картине произведение искусства, и гордятся ею как объектом цивилизации, если она соответствует требованиям искусства. Однако такой объект цивилизации полностью противоречит культуре Ислама, не соответствуя понятиям Ислама о женщине, честь и достоинства которой должны всегда находиться под защитой. Поэтому Ислам запрещает подобное изображение, так как, оно способствует возбуждению инстинкта рода и приводит к полному беспорядку нравственности. Подобно этому, если мусульманин желает построить дом, который является объектом цивилизации, то он принимает во внимание, чтобы женщины в доме, одетые в обычные домашние одежды, были укрыты от взглядов посторонних. Вследствие этого, он окружает свой дом забором, что не учитывает приверженец западной культуры. И таким же образом все объекты, исходящие из западной культуры, такие как скульптуры и другое. Также и одежда, если она характерна для неверных, то мусульманину ее одевать запрещается, поскольку она связана с определенной точкой зрения на жизнь. Если же одежда не признается как присущая только неверным, как, например если они просто привыкли носить какую-то определенную одежду по надобности или для украшения, то эта одежда относится к числу предметов общей цивилизации и их использование разрешено.
Если же объекты цивилизации исходят из науки и промышленности, как, например медицинское оборудование, транспорт, техника, мебель и тому подобное, то они являются общемировыми объектами цивилизации и их применение разрешено шариатом, поскольку они не исходят из культуры и не имеют отношения к ней.
Беглый взгляд на западную культуру, которая сегодня доминирует во всем мире, показывает, что она не в состоянии обеспечить для человечества спокойствие. Напротив, именно западная культура стала причиной несчастий современного мира. Культура, которая основана на отделении религии от жизни в противоположность природе человека, культура, которая не придает никакого значения духовной стороне общественной жизни, и представляет жизнь только как стремление к выгоде, считая ее основой отношений между людьми, такая культура может приносить людям только постоянные беспокойства и бедствия. До тех пор, пока эта корысть будет являться основой, то обычным явлением в отношениях между людьми будут оставаться споры, распри и борьба за получение этой корысти, и тогда естественно приходиться опираться только на применение силы, на пути установления отношений между людьми. Вследствие этого, для приверженцев западной культуры свойственна политика империализма, и не свойственна устойчивая нравственность, поскольку, основой их жизни является выгода. Так в западном обществе естественно игнорируются благие нравственные качества, таким же образом удалены духовные ценности, и жизнь в этом обществе строится на конкуренции, борьбе, вражде и империализме. Существующий сегодня в мире духовный кризис, постоянное беспокойство и зло является лучшим доказательством, указывающим на результаты этой западной культуры. Поскольку именно она господствует в мире, и именно она привела к этим опасным для всего человечества результатам.
Если же рассмотрим исламскую культуру, которая лидировала в мире, начиная с 7-го столетия и вплоть до конца 18-го столетия, то ясно наблюдается, что она не была империалистической. Империалистические мотивы вообще противоречат ее сущности, поскольку она не проводит различия между мусульманами и немусульманами. И для всех народов, подчинившихся ее законам, она обеспечила справедливость на протяжении всего времени своего правления. Поскольку она является культурой, строящейся на духовной основе, которая осуществляет все ценности – духовные, материальные, нравственные и гуманные. Она придает все значение в жизни акъиде. Ее представление о жизни заключается в том, чтобы жизнь велась в соответствии с приказами и запретами Аллаха, разъясняя, что истинным смыслом счастья является достижение довольства Всевышнего Аллаха. Когда эта культура, как и прежде, будет господствовать в мире, то она обеспечит разрешение всех кризисов в мире и обеспечит процветание всему человечеству.

64 первобытные знания и верования особенности первобытного мышления

Первобытные люди еще не выделяли себя из окружающей при- родной среды и были глубоко интегрированы в свое социальное окру- жение. Их мышление не было отделено от эмоциональной сферы и от- личалось большой образностью.

Следствием всего этого явилось наивное очеловечивание окру- жающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонифи- кация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных

и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природ- ные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, чело- веческие чувства.

Нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчет- ливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множествен-

ного, пространственных и временных отношений, начала и принципа,

т.е. происхождения и сущности.Мифологическая картина мира первобытного человека

Общая характеристика первобытной мифологии

Мифология (греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфиче- ский способ отражения мира в сознании человека, характеризую- щийся чувственно-образными представлениями о небывалых суще- ствах, явлениях, процессах.Вопрос о происхождении мифов – один из самых сложных и до сих пор не решенных наукой вопросов. Этнографические и археологи- ческие источники не дают прямого ответа на него. Поэтому суждения по данному вопросу неизбежно носят гипотетический характер.На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позд- нее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повество- вания, связываются друг с другом, образуя циклы.

Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что:

1. весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в са-

мых различных частях мира;

2. уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др., - затрагивает широчайший, бук- вально «глобальный» круг коренных вопросов мироздания.

В первобытном обществе миф представлял основной способ по- нимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпо- хи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыс-

лять окружающий мир. Мифотворчество и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному общест- ву форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобыт-

ным человеком, как первоначальная форма духовной культуры челове-

чества.

То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйствен-

ных и исторических условий и уровня социального развития, при кото-

ром жили народы – носители данной мифологии. Но причины появле-

ния мифов следует, по-видимому, искать и в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежно- сти в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заме- нять.

Для мифа характерна замена причинно-следственных связей пре-

цедентом: происхождение предмета выдается за его сущность. Науч- ному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «нача- ло» во времени. Объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – значит рассказать о его про- исхождении.

Функции первобытной мифологии:

 

1. систематизация знаний, превращение хаоса в космос;

2. объяснение реальных явлений в окружающей человека среде;

3. моделирование, создание некой новой, фантастической «высшей реальности», которая парадоксальным образом воспринимается

носителями соответствующей мифологической традиции как пер-

воисточник и идеальный прообраз («архетип») жизненных форм;

4. регулирование социальных отношений, санкционирование суще- ствующего порядка в том понимании, которое свойственно данной культуре.

Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне ре- альным, различия между реальным и сверхъестественным не проводит- ся. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф – «правда», пото-

му что он – осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действи- тельности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллек- тивный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множе- ством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно

«надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был со- средоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фак- тов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала

проверке и не нуждалась в ней.

 

Мифологические модели мира

Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения, а значит, древней культуры в целом, являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколь-

ко групп.

Зооморфные модели мира

Современный человек с детства привыкает делить природу на жи- вую и неживую, а зверей считать «братьями меньшими». Наши же да- лекие предки мыслили прямо противоположным образом. В их пони- мании ничего мертвого в мире нет и быть не может: все, что окружает человека, - деревья, камни, реки, всевозможные предметы и явления – все полно жизни, наделено волей, разумом, чувствами, одухотворено. В первую очередь, такие представления распространялись на животных, которых люди не просто наделяли человеческими качествами, но ста- вили выше себя, приписывая им особое могущество и сверхъестест- венные свойства. Звери занимали важное место в мировоззрении лю- дей, в том числе в их взглядах на вселенную.

Из повседневного опыта человек знал, что ни один из реальных предметов не может держаться «ни на чем», значит, и вселенная долж-

на покоится на некой опоре. Ориентируясь на такие установки, творцы мифов выбирали для этой роли животных, поражающих своими разме- рами, силой или другими качествами. Это слоны, быки, одна или не-

сколько гигантских рыб (или китов), плавающих в мировых водах; че-

репахи, лягушки, змеи и т.п.

Значение животных в мифологической картине мира не ограничи-

вается одной лишь вспомогательной ролью опоры мироздания. Неред-

ко сама вселенная мыслится как космически огромный зверь.

Антропоморфная модель мира

В результате долгой и сложной эволюции мифологическая вселен- ная в образе животного уступает место антропоморфному космосу. Че- ловеческий облик обретают не только боги и духи, но и все мироздание

в целом. Вселенная есть не что иное, как космически громадное чело- веческое тело (древнеиндийские, иранские, древнегреческие, сканди- навские, древнерусские, китайские, тибетские и другие мифы)

Представления о соотнесенности человека и вселенной составляют одну из фундаментальных идей мифологического сознания. Возникнув в древности, они знаменуют собой крупный этап в развитии человече- ского мировоззрения. Уподобив своему «я» космос, человек совершил

переворот в своем отношении к окружающему миру, выработал каче- ственно новый взгляд не только на вселенную и природу, но и на само- го себя.

Модель «многоэтажной» вселенной

Суть концепции «многоэтажной» вселенной заключается в том,

что мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом

надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три

(часто каждый из них, в свою очередь, подразделяется на особые зоны).

Это – небеса, населенные богами; земля – обиталище людей; преис-

подняя, где живут всевозможные демоны и духи.

Такую вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зда- нием или ступенчатым сооружением наподобие пирамиды, поднимаясь или, наоборот, спускаясь по ступеням которого, можно попасть как в небесные чертоги, так и в адскую бездну.

Примечательно, что картина мира, предлагаемая мировыми рели-

гиями – христианством, исламом, буддизмом – принципиально ничем не отличается от первобытных религиозных верований. Иначе выгля-

дят лишь те или иные конкретные детали, образы, понятия, наслоив-

шиеся за долгое время. Общая же схема, в соответствие с которой мыс-

лится устройство вселенной, та же, что и в архаичных представлениях.

Древо мировое

Для целой эпохи в истории мировоззрения человечества характер-

но рассмотрение древа мирового как идеальной модели мира.

Образ древа мирового засвидетельствован практически повсемест- но или в чистом виде, или в вариантах («древо жизни», «древо плодо- родия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «ша-

манское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.п). Этот образ зафиксирован в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глипти-

ка, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культо- вых), утвари, в ритуальных действиях и т.д. Он присутствует в различ- ных традициях в диапазоне от эпохи бронзы до нашего времени

С помощью древа мирового воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных па- раметров мира. Этот образ играл особую организующую роль, опреде-

ляя внутреннюю структуру мифологических систем.

Древо мировое помещается в сакральном центре мира и занимает вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей ор-

ганизацию вселенского пространства.

 

Представления о времени и пространстве

 

Представления о времени

В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от

«настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним време-

нам», «начальным временам». Резкое разграничение мифологического периода и современного («сакрального» и «профанного» времени)

свойственно даже самым примитивным мифологическим представле-

ниям.

Мифическое прошлое – это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые

поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, - ре-

зультат развертывания первоначального прецедента.

Время с его несколькими циклами возвращающихся событий и яв-

лений подтверждало естественность и нормальность существующего уклада жизни. Вот почему любые нарушения в его течении, в циклич- ности событий и явлений, всегда воспринимались людьми с огромной тревогой.

Время, оторванное от события, становилось в народном сознании ритмичной, все более явственной чередой часов, суток, недель, меся-

цев, лет. На смену циклическому времени шло видение его линейности. За этим процессом скрывался глубокий перелом в общественной мыс- ли, которая отходила от древнего видения действительности как неиз-

менной данности, замкнутой в циклы повторяющихся событий, и осоз-

навала ее изменчивость, текучесть.

Представления о пространстве

Первобытное сознание больше интересовалось пространственной,

чем временной протяженностью окружающей действительности. В пространственных представлениях находили выражение идеи общества о его месте в мире, о его внешних взаимоотношениях с окружающей средой. Процесс осмысления пространства включал в себя как реаль- ное познание окружающего мира, так и фантастические, субъективные образы и идеи.

Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания. По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ведь ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое про- странство находилось далеко и высоко, а реальное – в непосредст- венной близости к человеку.

Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась ос- тающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос – это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического

пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство. В повседневной жизни два ти- па пространства противостояли друг другу, как деревня – окрестному

лесу, жизнь – смерти. Мифический мир непроницаем для человека, ко-

торый был изгнан оттуда богом.

В мифическом и социальном мирах люди и предметы обладали противоположными свойствами. Мифическое пространство и все, что в

нем происходило, в известных пределах воспринималось как перевер-

нутое отражение реальной действительности.

Формы первобытных верований

 

С древних пор существования человека его знаниям сопутствует вера. Наряду с накапливавшимися знаниями у человека оставалась об- ширнейшая область незнания. Он стремился заполнить этот пробел, найти объяснение тем явлениям, которые остаются за пределами его положительного опыта, создать и здесь какие-либо представления, по- нятия. Подобные представления о своей собственной и окружающей природе и составили область религии, характерной чертой которой яв- ляется вера в реальность сверхъестественного.

Многие современные исследователи датируют зарождение рели- гии наиболее поздним периодом раннего палеолита, т.е. не позднее 33- го тысячелетия до н.э. Главным источником существования людей того времени была охота – занятие тяжелое, опасное, полное всяческих зло- ключений и отнюдь не гарантирующее регулярное получение пищи. С целью добиться успеха в этой жизненно важной деятельности человек прибегал к помощи одной из наиболее ранних форм религии – магии.

 

Магия

 

Магия (колдовство, волховство, чародейство, ведовство) – сово- купность обрядов, связанных с верой в способность человека сверх- естественным путем воздействовать на мир (природу, животных, людей, духов).

Магические обряды преследовали разнообразные цели (производ-

ственная, любовная, военная, вредоносная магия).

В поисках эффективных магических средств человек идет путем своеобразной аналогии. Перед началом охоты люди устраивали своего

рода представления, рисовали на земле, на стене или потолке пещеры зверя и исполняли вокруг него ритуальный танец, имитируя различные охотничьи приемы, а под конец пронзали рисунок копьями. Считалось,

что таким образом можно привлечь, заманить зверя в удобное для охо-

ты место, обеспечить удачу и обезопасить себя в предстоящем походе.

Потребность оградить себя от враждебных действий, в свою оче-

редь, привела к появлению различных охранительных, оберегающих магических обрядов. Полагали, что магия может действовать как физи- чески, непосредственно, так и нефизически, на расстоянии. Более ре- зультативным представляли воздействие на объект, так или иначе со- прикасавшийся с врагом, - на его одежду, волосы, ногти. Поэтому ног- ти и волосы никогда не выбрасывали, а либо сохраняли, делая пояса, браслеты и т.д., либо тщательно прятали, закапывали.

В связи с этим развилась целая система запрещений – табу (от по-

линезийского слова «нельзя»). Например, мужчина-охотник не должен

был есть колено дичи, чтобы не стать слабым в коленях; индейцы, на- ходясь на тропе войны, всегда обязаны были спать лицом к своей стра- не; запрещалось перешагивать через товарища, лежащего на земле, и через оружие – томагавк, копье.

Убеждение в магической связи вещей и явлений приводило к воз-

никновению примет – хороших и дурных, многие из которых дожили и до настоящего времени.

Тотемизм

 

Другой ранней формой религиозных верований является тотемизм. На языке североамериканских индейцев слово «ототем» буквально оз- начает «его род».

Тотемизм – это вера в сверхъестественную кровнородственную

связь между людьми данного рода и тотемом (каким-либо живот- ным, растением, реже – неодушевленным предметом или явлением природы).

У коренных жителей Австралии ученые обнаружили до 700 «пред-

ков». Около 50 из них можно было отнести к предметам или явлениям природы, большинство же составляли животные и растения. Люди на- зывали себя их именами, считали священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев, порядков, а позднее – творцами и хранителями общественной морали.

Из представлений о том, что род происходит от определенного то-

тема, вытекает другое представление – о родстве всех живых членов рода со всеми существующими представителями данного тотема. Если австралийский абориген принадлежал, положим, к тотему кенгуру, то он так и говорил о кенгуру: «Это – мой брат». Когда же колонисты убивали тотемное животное, люди данного рода говорили: «Зачем вы убили этого человека? Это наш брат».

Тотемизм соединял в единое целое, систематизировал и своеоб- разно объяснял многие сложные явления в природе и обществе. С то- темом был связан ряд табу: его нельзя было убивать, употреблять в пищу, если это не обусловлено определенными обрядовыми церемо- ниями; нельзя наносить ему вред.

 

Анимизм

 

В более поздние времена возник анимизм (лат. anima - душа) – вера в душу и духов. На смену первоначальным представлениям об оживленности и одухотворенности человека и всей природы приходит представление о раздельности души и тела и возможности самостоя- тельного существования души. Первоначально душа мыслится физи- чески, указывается ее местонахождения в теле (кровь, дыхание, тень).

Душа считается воплощением жизни: ушла душа, прекратилась и жизнь. Сон – это временное оставление душой тела. Предполагалось, что во время сна душа может улетать очень далеко, поэтому у некото- рых племен запрещалось будить спящего или переносить его на другое место – ведь душа, вернувшись, может и не найти тело.

Позднее развивается идея «загробной жизни», согласно которой люди не умирают, а лишь перемещаются в другой мир и оттуда наблю-

дают за действиями живых, направляют их, а иногда, чтобы активно участвовать в жизни живых, переселяются в тотем.

 

Культ предков и культ природы

В развитом родовом строе складывается культ умерших членов

рода, которые сыграли известную общественную роль, родовых глав,

воинов – культ предков.

Первобытные люди наделяли душой не только человека, но и весь окружающий мир: животных, растения, стихии, различные предметы.

С развитием отвлеченного мышления представления о душе и духах приобрели более обобщенный характер. Развивается новая форма рели- гии – культ природы. Культ природы – это поклонение отдельным

ее элементам и силам, которые человек считает наиболее влия-

тельными или наиболее к себе расположенными.

Особое место в культе природы занимают те ее элементы и силы,

которые имеют наибольшее производственное значение. Преимущест- венное распространение и развитие получили культы земли, солнца, огня, деревьев, отдельных животных.

По отношению к человеку духи могли быть добрыми и злыми, благожелательными и неблагожелательными. Как и люди, они нужда- лись в еде и питье, и чтобы заслужить их расположение, им приноси-

лись умилостивительные и благодарственные жертвы (продукты охоты и рыболовства, скотоводства и земледелия; огонь; воскурение благо- вонных трав, человеческие жертвоприношения).

 

Фетишизм

 

Стремясь приблизить духов к себе, человек ищет их материальное вместилище. Так возникли фетиши и широко распространенная форма культа – фетишизм.

Фетиш (амулет, талисман) – неодушевленный предмет, который якобы наделен сверхъестественной магической силой и является

объектом религиозного поклонения.

Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, по-

читаемым как вместилища духов, покровительствующих человеку,

приносящих счастье, успех, оберегающих от болезней, опасностей и т.д.

Амулетам приписывались всевозможные сверхъестественные

свойства: зубы хищника якобы могут наделить человека силой, а перья орла – зоркостью и т.п. Отправляясь на охоту, африканцы, чтобы обезопасить себя от нападения львов и леопардов, носили на шее зубы и когти этих животных.

Первоначально каждый первобытный человек сам производил колдовские действия. Однако как только он начал осознавать ограни-

ченность своих личных магических возможностей и наличие особых, не подчиняющихся ему сил, - параллельно с поисками новых магиче- ских путей и средств выделяются особые лица (шаманы, колдуны,

маги, ведуны), якобы «знающие» эти средства и находящиеся в той или иной связи, близости с соответствующими невидимыми силами.

 

Язык, счет и позитивные знания первобытного человека

 

Язык и счет

 

Язык человека, как и его мышление, возникает и развивается в не- посредственной связи с его трудовой деятельностью, по мере накопле- ния наблюдений и опыта в процессе труда.

Характерной особенностью примитивных языков является их конкретность, мышление скудно общими понятиями. Словарный запас племени определяется его производительной деятельностью. Так,

в языке эскимосов существует около двадцати разных слов для обозначения льда в различных состояниях его образования и таяния.

У самых отсталых племен, которым нечего и незачем считать,

счет и число находятся в самом зачаточном состоянии (счет до трех или пяти, а выше этого – «много» и «очень много»). Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соло- мы, камешки, снизки раковин, шнурки с узелками и др., затем возника- ет пятеричная система счисления, надежной основой которой оказались пальцы руки.

 

Позитивные знания

 

Знания первобытного человека были ограничены целым рядом факторов (уровнем развития производительных сил, характером трудо- вой деятельности, опыта, выражают потребности человека), однако они

не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Трудно исчерпать пере- чень тех знаний, которые были накоплены первобытными людьми во всех отраслях их деятельности. Изготовление орудий и оружия, соби- рательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, – все это развивалось на основе громадного накопления знаний.

Условия жизни первобытного человека предопределяют его осно-

вательное знание географии своей кормовой области. У него развита способность быстро и верно набросать «маршрутную карту» (на песке, коре, коже).

Превосходны знания флоры и фауны, которые возвышаются до подлинного искусства чтения самых сокровенных страниц природы: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать

следы человека или зверя. Туркменские «изчи» («из» – след), зная след отца или матери, всегда определят по детским следам, чьи дети про- шли.

Первобытный человек накопил немало знаний в области минера-

логии (породы камней и их месторождения), физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов), химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), в том числе токсикологии (обра- ботка ядами наконечников стрел) и т.д.

Основательны знания анатомии (преимущественно костяка), а вот знания физиологии скудны и зачастую облечены в полуфантастиче-

скую форму.

Широкое развитие получила примитивная медицина (палеоме-

дицина) – лечение ран, вывихов, удаление зубов. Из нее происходит народная медицина и здесь, в конце концов, лежат корни современной

фармакологии и терапии. Первобытная диагностика наивна, но разли-

чает разные болезни, пользует определенные средства от определенно-

го недуга. Открыты лечебные свойства различных растений, веществ минерального и органического происхождения. Применяются обезбо- ливающие, рвотные, слабительные, контрацептивные средства. Извест- ны массаж, гидротерапия и диеты. Существуют малая и большая хи- рургия (умело останавливается кровотечение, искусно удаляются из тела инородные предметы, залечиваются переломы, производятся ам- путации и трепанация черепа).

65Ремесло и торговля

В XIV-XV вв. продолжалось развитие ремесла. Главными
центрами ремесленного производства выступали города, но
многие ремесленники жили в селах и вотчинах. Можно
говорить и об определенной специализации: во многих
городах существовали слободы, населенные ремесленниками
одной специальности (например, Гончарная, Кузнечная,
Бронная в Москве). В конце XV в. в Москве создается
Пушечный двор.

Несмотря на расширение во второй половине XV-начале XVI в.
хозяйственных связей между различными регионами, нельзя их
преувеличивать. Широкая внутренняя торговля еще только
налаживалась.

В большей степени развивалась внешняя торговля. Водным и
сухопутным путями велась торговля с Востоком, куда
поступали льняные и шерстяные ткани, меха, оружие,
ремесленные изделия. В обмен привозились шелковые и
хлопчатобумажные ткани, драгоценные камни, пряности.
Несмотря на частые войны, Русь имела постоянные торговые
связи с западными странами. Туда ввозили в основном сырье
(воск, меха, пенька, лес), а вывозили благородные металлы,
селитру, суконные ткани, вино, оружие.

Существенное значение для западной торговли имела
постройка Иваном III в 1492 г. "на немецком рубеже" против
Нарвы крепости Ивангород. Это создало благоприятные
условия для торговли со Швецией и для борьбы на Балтике с
могущественным объединением немецких торговых городов -
Ганзейским союзом.

В целом, несмотря на внушительные размеры, внешняя
торговля Руси испытывала большие трудности вследствие
многих препятствий, в том числе и из-за географического
фактора. Для дальнейшего экономического развития необходим
был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским путем.

66Литературный процесс последних двух десятилетий характеризуется сосуществованием в едином культурном пространстве предельно разных, опирающихся на противоположные эстетические принципы направлений. Более того, наряду с произведениями, созданными за последние пятнадцать—двадцать лет, видели свет и те, что были написаны в конце 1960-х — начале 1970-х годов, но до конца 1980-х годов оставались неопубликованными («Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, «Пушкинский дом» А.Битова, «Школа для дураков» Саши Соколова). Подспудно они оказали огромное влияние на формирование важнейших тенденций, определивших развитие именно современной литературы. Вместе с тем в конце 1980-х — начале 1990-х годов составной частью современного литературного процесса стала и литература русского зарубежья (от Набокова до Бродского). Тем самым в литературу одновременно — на равных — оказались включены произведения модернистской, постмодернистской, реалистической, неосентименталистской, неонатуралистической ориентации.

Однако наряду с выраженной «поляризацией» литературы значима и тенденция притяжения противоположностей. Все более прозрачной и подвижной становится граница между высокой и массовой литературой — налицо очевидное тяготение к совмещению в пределах одного текста сложных приемов письма, пришедших из элитарной литературы, и беллетристически занимательных ходов, позволяющих поддерживать сюжетный интерес (характерный пример — литературный проект Б. Акунина).

Внешне сходными оказываются отдельные черты поэтики и стилистики, характеризующие произведения разных литературных течений. В частности, по справедливому замечанию М.Липовецкого, «внешние приметы постмодернистского письма — вроде цитатности, монтажа различных дискурсов, расширения категории текстуальности... — сегодня не использует только ленивый. Маканин, Королев, Шишкин, Полянская, Дмитриев, Улицкая, Эппель— этот список легко продолжить, — достаточно вспомнить их последние тексты, чтобы убедиться в том, что так называемые постмодернистские приемы давно уже органически усвоены писателями как модернистской (Шишкин, Полянская), так и реалистической (Маканин), как романтической (Дмитриев), так и натуралистической (Королев, Эппель) или даже сентименталисте кой (Улицкая) закалки»

Более того, литература non-fiction («Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А. Жолковского, «Записи и выписки» М. Гаспарова, «Конец цитаты» М. Безродного, «Черным по белому» Р. Гальего) вообще ставит под вопрос традиционные принципы разграничения литературы художественной, с одной стороны, и документально-автобиографической (мемуарной), научной — с другой. Достаточно сопоставить произведения non-fiction (большая часть создана известными литературоведами) с «fiction» — рассказами, например, С. Довлатова (будь то «Зона (Записки надзирателя)» или «Заповедник»): явно сходными окажутся повествовательные и композиционные приемы, а также принципы, по которым конструируется в тексте авторское «я». В конечном итоге в привычных оппозициях «реальность / текст», «жизнь / литература» разделяющую понятия косую черту можно заменить знаком равенства (характерно высказывание известного ученого Р. Тименчика, которое приводит в «Записях и выписках» М. Гаспаров: «Если наша жизнь не текст, то что же она такое?»).

И все же при отсутствии жестких границ, разделяющих литературные явления, современная критика выделяет несколько основных направлений и течений, определяющих литературную ситуацию последних десятилетий в России.

Одно из самых влиятельных культурных явлений второй половины XX века — постмодернизм. Однако, если в западноевропейской литературе и культуре постмодернизм сформировался и был осознан как принципиально новая художественная парадигма в 1950—1960-е годы, то в русской литературе его появление относится к началу 1970-х годов. Лишь в конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотменимой литературной и культурной данности, а к началy XXI века приходится уже констатировать завершение «эпохи постмодерна».

Постмодернизм нельзя охарактеризовать как исключительно литературное явление и тем более литературное направление или течение. Постмодернизм непосредственно связан с самими принципами мировосприятия, которые проявляют себя не только в художественной культуре, но и в науке (философии, литературоведении, культурологии), и в разных сферах социальной жизни (реклама и PR-технологии). Точнее было бы определить постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов, причем оппозиционных к традиционной, классической картине мира и способам ее представления в произведениях искусства.

Под сомнение прежде всего поставлена возможность рационального и целостного объяснения мира. Наиболее характерные определения, которыми сопровождается понятие «реальность» в эстетике постмодернизма, — хаотичная, изменчивая, текучая, незавершенная, фрагментарная, децентрированная. Мир — «развеянные звенья» бытия, складывающиеся в причудливые, а подчас абсурдные узоры человеческих жизней или во временно застывшую картинку в калейдоскопе всеобщей истории. «Распалась связь времен», исчерпала себя линейная последовательность событий, связанных жесткими причинно-следственными отношениями, и отсюда — виртуальная история России в романе «Кысь» Т. Толстой, или виртуальная Гражданская война в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота», или заново сконструированная история коронации последнего российского императора в романе Б. Акунина «Коронация».

Незыблемые универсальные ценности утрачивают в постмодернистской картине мира статус аксиомы. Все относительно. Об этом очень точно пишут в своей статье «Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме» Н. Лейдерман и М. Липовецкий: «Невыносимая легкость бытия», невесомость всех доселе незыблемых абсолютов (не только идеологических, но и онтологических, не только общечеловеческих, но и личностных) — вот то трагическое состояние духа, которое выразил постмодернизм». Релятивизм — одна из сущностных черт мировосприятия в эпоху постмодерна; распространяясь на сферу познания, релятивизм снимает актуальность извечного вопроса «что есть истина?», поскольку не приемлет единственно «правильной» иерархии смыслов. Единой картины мира для постмодернизма не существует — есть многообразие «версий и вариантов» реальности (весьма показательно, что именно такие подзаголовки у глав одного из эталонных произведений русского постмодернизма — романа А. Битова «Пушкинский дом»). Важно, что все версии реальности существуют одновременно и отнюдь не исключают одна другую; мир компьютерной игры («Принц Госплана» В. Пелевина) или мир снов Петьки Пустоты («Чапаев и Пустота») мало чем отличаются от вполне «земного» мира рекламного бизнеса, в котором совершает свое карьерное восхождение

Date: 2016-07-18; view: 1135; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию