Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопр.Утверждение гоминьдановской государственности и ее эволюция





Гоминьдан был учрежден 25 августа 1912 года в Пекине, где Революционный альянс и несколько мелких революционных партий соединили усилия, чтобы участвовать в национальных выборах[2]. Сунь Ятсен был избран главой партии,

В январе 1928 г. Чан Кайши вернулся в Нанкин из Японии, где он же­нился на Сун Мэйлин (сестре жены Сунь Ятсена). В апреле 1928 г., во взаимодействии с Фэн Юйсяном, Чан Кайши возобновил военные действия против армии маньчжурского диктатора Чжан Цзолиня. По­следний вскоре погиб во время взрыва железнодорожного вагона. Его наследник — сын генерал Чжан Сюэлян, признал национальное пра­вительство в Нанкине.

Затем, в результате успешной войны против южных генералов и Ван Цзинвэя, Чан Кайши заставил признать свою власть и Ухань, и Гуанчжоу. Таким образом, уже к концу 1928 г. формально вся страна признала национальное правительство Гоминьдана в Пекине. ЦИК Гоминьдана принял специальное постановление о завершении воен­ного этапа. В стране была установлена политическая опека на 6 лет начиная с января 1929 г.

К тому времени практически все ведущие государства признали правительство Чан Кайши, и ему удалось добиться укрепления сувере­нитета Китая. В 1928—1930 гг. был заключен ряд договоров, по которым европейские страны отказались от ряда концессий в Китае. Англия вер­нула порт Вэйхайвэй. С 1 января 1930 г. отменен режим экстерриториаль­ности иностранцев. Китай получил право повышать таможенные пош­лины, вводить протекционистские меры для защиты своей экономики.

Происходит устойчивое сближение Китая с США и Германией — именно эти страны оказывают огромную экономическую помощь, присылают многочисленных советников, экспертов и т. д.

Намного сложнее складывались отношения с СССР. В июне 1929 г. дело дошло до вооруженного столкновения в районе КВЖД. Военные действия с советской стороны возглавлял В.К. Блюхер. Ему уда­лось нанести ряд поражений китайским войскам, полностью устано­вить контроль над КВЖД к декабрю того же года. Но дипломатичес­кие отношения между СССР и Китаем были восстановлены только в 1932 г.

Режим политической опеки в Китае внешне выглядел как дикта­тура Чан Кайши (формально сам он занимал около 70 постов в выс­шей иерархии). Однако власть Чан Кайши была откровенно слабой. Он вынужден был считаться с влиятельными генералами на пери­ферии, зачастую не мог затронуть интересы какого-нибудь чинов­ника в столице, если у того были сильные родственные связи в ка­кой-либо провинции. Клановость, семейственность, местничество, коррупция, неэффективность госаппарата — все это было характер­но для нового режима.

В мае 1931 г. принимается «Временная конституция Китайской республики на период политической опеки». Китай разделили на 28 провинций и 2 национальных района (Тибет и Внутренняя Мон­голия). В каждом регионе действовало свое правительство — реально власть находилась в руках командующих войсками. Очень часто слу­чалось, что интересы центральных структур правительства приходи­ли в столкновение с интересами местных властей. После серии инци­дентов (1928—1930) Чан Кайши пришлось уступить — в Манчжурии, Пекине и на Юге власть была передана в руки местных генералов.

Гоминьдан вовсе не стремился кардинально изменить систему уп­равления, в рамках которой государство является верховным соб­ственником и высшим субъектом власти. Мало того, Чан Кайши пы­тался усилить роль государства. Он национализировал крупнейшие банки и через них установил экономический контроль.

В 1931 г. был создан Национальный экономический совет и принят «6-летний план». Главные задачи плана сводились к созданию инфра­структуры и налаживанию производства экспортной продукции (цветные и редкие металлы, шелк, тунговое масло, соя). Почти поло­вина бюджета ежегодно уходила на стимулирование государственного сектора экономики.

Национальное предпринимательство концентрировалось, в ос­новном, в сфере торговли и мелкого производства. 60% всей китай­ской промышленности было сосредоточено в Шанхае, а местные предприниматели сами охотно вносили вклады в государственно-ча­стные предприятия, пользуясь покровительством чиновников на ро­дине Чан Кайши. Такое сращивание интересов вело к укреплению традиционной системы управления в Китае.

Наступил период быстрого экономического роста, изменений в жизни людей, сфере образования, культуры и т. д. В 1930 г. был при­нят аграрный закон с целью облегчить положение большинства насе­ления. Закон ограничил размеры арендной платы, упорядочил отно­шения в этой сфере и был призван защитить крестьянина от произвола властей. Крестьянство страдало не только от военных реквизиций (часто они проводились под видом взимания налогов на несколько лет вперед; так, в провинции Фуцзянь в 1929 г. налоги были уплаче­ны на 12 лет вперед). Отсутствие твердой власти поощряло грабежи бандитов, которым пытались противостоять отряды крестьянской самообороны.

Разобщенность страны вызывала провинциальный сепаратизм: за­прещалось, например, продавать зерно даже в соседней провинции. Из бюджета отпускались огромные средства на развитие сельскохо­зяйственной инфраструктуры, строительство плотин, но, как вскоре выяснилось, большая часть денег бессовестно разворовывалось госу­дарственной бюрократией. Это подтвердило чудовищное наводнение на реке Янцзы в 1931 г., когда обрушились только что возведенные плотины. В результате около 5,5 млн. га плодородных земель было за­топлено, многие районы оказались под водой в течение 4—6 месяцев, погибли 160 тыс. человек.

Одним из направлений политики Гоминьдана было поощрение пе­реселения в малонаселенные районы — Синцзян, Шэньси, Ганьсу, Маньчжурию. В Маньчжурию массовая эмиграция китайцев началась еще в 1923 г. А в 1928 г. был принят специальный «6-летний план ко­лонизации Северо-Запада и Северо-Востока», в котором предусмот-ривались льготы для китайских крестьян-переселенцев. Проводимая с конца 1920-х гг. миграционная политика быстро меняла ситуацию в колонизируемых районах, хотя и вызывала напряженные отношения приезжих с местными жителями. В той же Маньчжурии в 1930-е гг. население составляло около 30 млн. человек, из них 95% были китай­цами. Так что коренные маньчжуры быстро растворились в этом люд­ском океане.

Правительство практиковало традиционную для Китая опеку над людьми. В 1929 г. были созданы официальные государственные проф­союзы. Фактически вся их деятельность контролировалась властями, вплоть до утверждения повесток профсоюзных собраний и выборов активистов.

В 1930 г. принят закон «Об урегулировании конфликтов между тру­дом и капиталом». В соответствии с этим законом устанавливается минимум заработной платы, ограничивается продолжительность рабочего времени, рабочие получают право на забастовки, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями и по­лучение доли прибыли. Были приняты и законы, гарантирующие пра­во собственности, что должно было поощрить развитие частного предпринимательства.

Следует признать, что лично Чан Кайши всегда стремился де­монстрировать на собственном примере образец поведения: он не употреблял алкоголь, не курил, был умерен в еде, прост в одежде, ре­гулярно занимался физическими упражнениями и строго соблюдал правила гигиены. Этого же он требовал от своих соратников.

Еще в 1928 г. в Китае было запрещено употребление наркотиков, вве­дены строгие наказания (вплоть до смертной казни) за распростране­ние этого зелья. Постоянно пропагандировались официальные лозун­ги: «Пристойность, справедливость, честность, чувство собственного достоинства». Чан Кайши в своих выступлениях призывал к бережли­вости, скромности, опрятности («быть энергичным, подтянутым, сто­ять прямо, есть бесшумно» и т. п.). В Китае организовывались специ­альные кампании «За чистоту и порядок».

Став христианином в 1931 г., Чан Кайши издает указы об ограниче­нии развлечений, о запрете работы ночных ресторанов. С февраля 1932 г. в стране начинается «движение за новую жизнь», направлять ко­торую призвана созданная в марте организация «синерубашечников». Ее основу составили воспитанники школы на острове Ванпу.

В поисках примера для Китая Чан Кайши часто обращался то к опыту Германии и Японии, то к конфуцианству и христианству, то к марксизму, то к фашизму. В частности, у немцев он призывал заим­ствовать дисциплину, порядок, энергию, организаторские способнос­ти, у фашистов и коммунистов — диктаторские методы руководства, политику государственного обеспечения населения.

На протяжении долгих лет Чан Кайши пытался бороться с неэф­фективностью бюрократии, коррупцией, клановостью, казнокрадством чиновников, но ему это не удавалось. Руководство в Гоминьдане было слабым, разобщенным, связанным местническими отношениями. По­пытка снять с должности откровенно слабого министра была чревата осложнениями взаимоотношений с его родственниками в других сфе­рах. Будучи верховным главнокомандующим, Чан Кайши не мог от­давать приказы генералам, если в результате их исполнения наруша­лись личные интересы генералов. Все это ослабляло режим, тем более в условиях противостояния с коммунистами и при наличии внешней угрозы.

Гоминьдановский режим предпринял шаги по укреплению Китая. В 1928 г. Китай восстановил контроль над таможнями. В 1931 г. был принят закон, по которому иностранцы стали подсудны китайским судам. В 1931 г. был принят закон, по которому иностранцы не могли иметь более 49 % акций в китайских предприятиях. В 1935 г. Китай установил полный контроль над финансовой системой страны. К 1937 г. правительство добилось возврата Китаю большинства концессий. Таким образом, Китай ликвидировал большинство неравноправных договоров. Великие державы на интервенцию не решились, т.к. понимали, что на борьбу поднимется весь народ.

В экономической сфере гоминьдановское правительство построило за счёт государства ряд современных предприятий и предприняло шаги по развитию транспорта. В 1936 г. был принят 3-летний план развития тяжёлой и военной промышленности. В сельском хозяйстве правительство действовало осторожно, т.к. боялось потерять поддержку помещиков. Оно ограничилось снижением арендной платы до 37,5 % урожая. И только в 1935 г. была разработана программа по освоению целинных земель, развитию ирригации, созданию сельскохозяйственных банков и крестьянских кооперативов.

В социальной сфере гоминьдановское правительство впервые в истории Китая приняло рабочее законодательство, которое установило продолжительность рабочего дня и минимальный размер зарплаты, предоставило рабочим право на забастовку и на создание профсоюзов. Правительство также открыло в Китае около 2,5 тысяч новых школ и 22 университета.

Все эти действия укрепили гоминьдановский режим и позволили ему успешно бороться с внутренними врагами. Одним из противников стали милитаристы, поддержавшие в ходе революции Чан Кайши в надежде сохранить свои сферы влияния. В 1929 – 1931 гг. Чан Кайши подавил их мятежи. И хотя затем милитаристы вместе с противниками Чан Кайши в партии периодически выступали против его власти, реальной угрозы режиму они не представляли.

В 1935 г. Чан Кайши мог полностью уничтожить КПК, но не стал этого делать, т.к. в это время усилилось давление Японии на Китай. Уже в 1931 г. японцы захватили Северо-Восточный Китай и в 1932 г. создали там марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1935 г. Япония организовала сепаратистское движение в 5-ти провинциях Северного Китая с целью создать ещё одно марионеточное государство. В ответ развернулось широкое антияпонское движение под лозунгом объединения всех сил страны. Для Чан Кайши продолжение войны с КПК в этих условиях стало политически не выгодным. Кроме того, Чан Кайши хотел получить помощь СССР, который предварительным условием предоставления такой помощи назвал нормализацию отношений с КПК. Именно поэтому в 1936 г. Гоминьдан начал переговоры с КПК о создании антияпонского союза. Переговоры шли трудно, т.к. Гоминьдан не хотел идти на уступки коммунистам. 7 июля 1937 г. Япония начала новую войну с Китаем и к концу 1938 г. захватила почти всю приморскую часть страны. В 1937 и 1938 годах Япония предлагала Чан Кайши заключить мирный договор, но добиться капитуляции Китая так и не сумела. С 1937 г. Китай начал получать помощь СССР, а с 1939 г. также помощь от Англии и США. В 1944 г. Япония возобновила активные действия в Китае и захватила ещё около 2 млн. кв. км его земель. Но и на этот раз добиться капитуляции Китая не сумела.

Японская агрессия ускорила сближение антияпонских сил. В сентябре 1937 г. Гоминьдан и КПК заключили соглашение о единстве действий. По его условиям отряды КПК становились 8-й и 4-й армиями гоминьдановских войск, КПК прекращала борьбу с Гоминьданом, а Гоминьдан разрешал КПК легально работать в Китае. 1 июля 1938 г. был создан Национально-политический совет, объединивший представителей разных политических партий Китая. Таким образом, был создан антияпонский блок, основу которого составили Гоминьдан и КПК.

Однако Гоминьдан и КПК не отказались полностью от борьбы друг с другом. Уже в 1939 г. гоминьдановские войска блокировали базы КПК, прекратилось снабжение 4-й и 8-й армий. В январе 1941 г. между гоминьдановскими и коммунистическими войсками произошёл вооружённый конфликт, который поставил союз двух партий на грань развала. Со своей стороны КПК в 1941 г. приказала своим отрядам прекратить активную борьбу с японцами. В партии в 1941 – 1942 гг. Мао Цзэдун развернул борьбу со своими противниками и в 1945 г. стал полным хозяином КПК.

В годы войны начался кризис гоминьдановского режима. На своей территории Гоминьдан резко усилил регулирование экономики, которая оказалась целиком в руках бюрократии. Особую силу набрали 4 клана (Чан Кайши и его родственников), в чьих руках оказались самые прибыльные сферы экономики. Это вызвало недовольство интеллигенции и буржуазии, которые ранее поддерживали Чан Кайши. Они создали в 1941 г. партию Демократическая Лига, выступившую за ограничение госрегулирования и за демократизацию страны.

КПК учла ошибки Гоминьдана. В 1944 г. она потребовала ввести политические свободы, создать коалиционное правительство с участием всех антияпонских сил, созвать конференцию партий Китая для подготовки к созыву Национального собрания. Эти требования получили поддержку ряда партий, в т.ч. и Демократической Лиги.

Кризис Гоминьдана

Начало кризиса гоминьдановского режима было положено еще военными поражениями Китая в первые годы антияпонской войны. Социальная трансформация Гоминьдана в годы войны затрудняла выход из этого кризиса из-за социального обособления правящей гоминьдановской элиты, ослабления ее социальных связей, явного сужения ее социальной базы. Предпринятая Гоминьданом в первые послевоенные годы попытка перенесения сложившейся в годы войны модели социально-политической организации на всю страну привела к углублению кризиса.

Это углубление проявилось в двух основных направлениях. Во-первых, в экономической жизни, где Гоминьдан сделал попытку полностью монополизировать командные экономические высоты путем расширения государственного сектора за счет иностранного и национального капитала. Эти процессы обернулись для Гоминьдана дальнейшим сужением социальной базы и быстрым нарастанием коррупции. Во-вторых, попытка сохранить и упрочить политическую монополию Гоминьдана, нежелание пойти по обещанному в годы войны пути демократизации политической жизни обернулись обострением отношений не только с КПК, но и с политическими организациями промежуточных сил, с некоторыми элементами внутри Гоминьдана, обернулись полной политической изоляцией режима.

Захват командных экономических высот, прежде находившихся в руках империализма, осуществлялся путем «освоения» японского «наследства» и перенесения на всю страну модели экономического контроля, сложившейся в Чунцине. В промышленности государственный сектор превратился в господствующую силу в результате огосударствления всей бывшей японской промышленной собственности, которая к 1945 г., как известно, во многом сложилась за счет экспроприации части китайских предприятий и предприятий западных конкурентов. Вот почему этот процесс фактически привел вообще к ликвидации иностранного капитала в промышленности. В 1947 г., по данным промышленного ценза, сохранилось всего 17 иностранных предприятий, на которых было занято менее 1 тыс. рабочих и капитал которых составлял менее 0,5% всех промышленных капиталовложений страны. Однако, поскольку Гоминьдан не пошел по пути приватизации национализированной вражеской собственности, этот процесс означал и сокращение национального промышленного капитала. В руках правительства оказалось, таким образом, более 2/3 промышленных капиталовложений, причем речь шла о наиболее крупных и технически лучше оснащенных предприятиях. Гоминьдановское государство унаследовало не только японский промышленный капитал, но и в значительной мере созданную оккупантами систему управления хозяйством, основывавшуюся на держательских компаниях, фактически контролировавших все основные отрасли хозяйства, в том числе и частного.

В послевоенные годы завершается образование и государственной банковской монополии. Усиливаются позиции государственного сектора на транспорте, особенно железнодорожном. Значительные социально-экономические последствия имело усиление государственного воздействия на внутреннюю и внешнюю торговлю.

Экономические последствия этих процессов ускоренного огосударствления хозяйства не были однозначными. В первые два года после войны промышленность тех районов, которые надежно контролировались Гоминьданом (прежде всего шанхайский экономический район), развивалась весьма высокими темпами, причем государственная промышленность восстанавливалась и развивалась быстрее, чем частная. В потерявших свое прежнее значение районах северо-запада и юго-запада (прежде всего чунцинском районе) с большим трудом правительство пыталось поддержать высокий военный уровень производства. В районах же, находившихся в зоне боевых действий (прежде всего Маньчжурии), восстановление хозяйства происходило крайне медленно. В целом все это свидетельствовало об ограниченных возможностях гоминьдановского государства стимулировать экономический прогресс. Более того, начавшаяся в 1946 г. инфляция быстро подрывала все усилия по восстановлению и развитию хозяйства, отрицательно сказываясь на положении трудящихся.

В 1946 г. ежемесячный рост цен составлял 12%, а в 1947 г. — 26%, быстро возрастал объем денежной массы, падал курс юаня. Постепенно инфляция и другие последствия развертывания гражданской войны начинают сказываться на положении не только трудящихся, но и предпринимателей, особенно мелких. Растет недовольство китайской буржуазии, городской мелкой буржуазии, интеллигенции экономической политикой правительства, усиливается их раздражение по отношению к мероприятиям по огосударствлению хозяйства, в которых они видят главную причину ухудшения своего положения. Тяжелая экономическая ситуация, связанная прежде всего с последствиями восьмилетней войны и развитием войны гражданской, начинает восприниматься как прямое следствие гоминьдановской экономической политики. Инфляция особенно болезненно сказывалась на тех городских слоях, которые жили на фиксированные доходы, она подрывала их жизненный уровень. Все это стало подлинной экономической причиной роста оппозиционных настроений среди китайской буржуазии, интеллигенции, массы рядовых служащих по отношению к гоминьдановскому правительству.

Еще более тяжелые для Гоминьдана социальные последствия имела его экономическая политика в деревне. Она во многом была продолжением политики периода антияпонской войны, но без учета коренных перемен в социально-политической обстановке. Так, чтобы сдержать инфляцию, сохранить рычаги воздействия на рынок, гоминьдановское правительство продолжает взимать поземельный налог в натуральной форме, дополняя это тяжелое налогообложение принудительными закупками зерна по заниженным ценам. Несколько укрепив правительственные позиции на рынке, эти меры имели катастрофические социальные последствия для режима, ибо это означало, по данным многих китайских авторов, фактическое значительное возрастание налогообложения по сравнению с довоенным уровнем: если крестьянин-собственник теперь был вынужден отдать государству весь прибавочный продукт, то арендодатель — всю или значительную часть земельной ренты.

Потеря несколькими десятками миллионов богатых землевладельцев земельной ренты разрушила экономическую основу союза сельских эксплуататоров с гоминьдановским режимом, сложившегося в ходе борьбы Гоминьдана с «советским движением», в которой Гоминьдан выступал как защитник всех имущих в их борьбе за сохранение частной собственности. Первой и очень опасной для Гоминьдана реакцией крупных землевладельцев на этот «фискальный взрыв» было их нежелание посылать своих сыновей в гоминьдановскую армию и тем самым превращение этой армии в «армию бедняков», делавшуюся легкой добычей целенаправленной пропаганды КПК.

Изменение хода гражданской войны в 1947 г. — переход вооруженных сил КПК в контрнаступление и начавшаяся полоса поражений гоминьдановской армии — усилило кризис гоминьдановского режима и поставило его уже на грань катастрофы. Главным механизмом влияния военных действий на состояние гоминьдановской экономики оставалась инфляция, в основе которой лежало дефицитное финансирование военных расходов. Три четверти правительственных расходов продолжали покрываться работой печатного станка и за один только год (лето 1947 — лето 1948 г.) денежная масса выросла в 25 раз, а цены поднялись почти в 30 раз. Попытка проведения валютной реформы (август 1948 г.) — выпуск новых банкнотов, их принудительный обмен на золото, серебро, иностранную валюту — приостановить эти процессы уже не могла и лишь нанесла последний удар по тем имущим слоям, на которые Гоминьдан еще рассчитывал опереться.

Таким образом, гоминьдановская социально-экономическая политика, исходившая из узкогрупповых интересов бюрократической буржуазии, посягнула на частную собственность проведением огосударствления хозяйства, валютными реформами, усилением налогообложения собственности и т.п. Все это имело для Гоминьдана катастрофические социальные последствия, предельно сузив его социальную базу в условиях гражданской войны с КПК.

Но и последняя опора режима — гоминьдановский партийный, государственный, военный аппарат — в этих условиях подверглась быстрой эрозии. Проявилось это прежде всего в нарастании коррупции всех звеньев аппарата такими темпами и в таких масштабах, которые свидетельствовали уже о развале режима. По мере потери веры в способность добиться военной победы над КПК гоминьдановские функционеры стали превращаться в мародеров, стремившихся урвать хоть что-нибудь с этого гибнущего государственного корабля, уже мало думая о сопротивлении наступлению вооруженных сил КПК. Коррупция как раковая опухоль быстро ослабляла сопротивляемость гоминьдановского режима. Острота кризиса на политическом уровне в новых условиях проявилась уже не только в усилении антигоминьдановских настроений среди политических представителей промежуточных сил, но и в переходе на античанкайшистские позиции многих деятелей Гоминьдана. Гоминьдан никогда не был достаточно единой и сплоченной организацией ни в идейно-политическом отношении, ни с точки зрения его военной организации. Поражения в гражданской войне и глубокий социально-экономический кризис быстро выявили стремление ряда политических групп и военных деятелей, еще недавно находившихся на антикоммунистических позициях, не связывать свою политическую судьбу с гибнущим режимом.

Главным фактором углубления политического размежевания в гоминьдановских районах было, вполне естественно, развитие военной обстановки. Неслучайно, что именно в 1948 г., после тяжелых поражений гоминьдановских армий, колеблющиеся политические деятели и группы были вынуждены более четко выявить свои позиции по отношению к Гоминьдану и КПК, сформулировать свое отношение к разваливавшемуся гоминьдановскому режиму и к складыванию новой революционной государственности. Сама активизация тех политических сил, которые теперь стремились отмежеваться от Гоминьдана, свидетельствовала не только об их признании неизбежности гибели гоминьдановского режима, но и о стремлении в этих новых условиях сыграть еще какую-то политическую роль.

В 1947 г. в период обострения политических репрессий британская колония Гонконг делается тем центром, где начинают собираться оппозиционно настроенные по отношению к Чан Кайши гоминьдановцы, искавшие каких-то новых политических форм институализации своей политической активности. В ноябре они проводят «съезд демократических групп Гоминьдана», в котором принимали участие некоторые видные гоминьдановские деятели, представители таких организаций, как «Товарищеская ассоциация по осуществлению трех народных принципов», «Общество содействия развитию демократии» и др. 1 января 1948 г. было объявлено о создании Революционного комитета Гоминьдана и его руководящих органов. В качестве почетного председателя была названа Сун Цинлин (вдова Сунь Ятсена). Председателем стал Ли Цзишэнь, членами Постоянного комитета — Хэ Сяннин, Фэн Юйсян, Ли Чжанда, Тань Пиншань, Цай Тинкай, Чжу Юаньшань. Политическая пестрота организаторов и руководителей этого комитета отражала реальный факт перехода на античанкайшистские позиции не только деятелей, которые в какой-то мере занимали «левый» фланг Гоминьдана, но и политиков, стремившихся удержаться на поверхности политической жизни нового Китая, несмотря на свою прошлую контрреволюционную активность.

Здесь же активизируют свою работу и деятели распущенной гоминьдановскими властями в 1947 г. Демократической лиги. В январе 1948 г. часть ее руководителей во главе с Шэнь Цзюньжу провели совещание, на котором приняли решение возобновить деятельность Демократической лиги и воссоздать ее руководящие органы. В опубликованной декларации совещание выразило решимость продолжать борьбу за мирный, независимый и объединенный Китай, а также подчеркнуло необходимость сотрудничества с КПК в борьбе за новый Китай.

Все эти политические группы в Гонконге прямо воздействовать на развитие политической ситуации в Китае не могли, ибо не имели возможности вести работу на гоминьдановской территории. Однако их пропагандистская работа, их декларации и заявления создавали определенные политические ориентиры для довольно широкого круга гоминьдановских и негоминьдановских деятелей, в том числе и в военной среде, создавали определенные психологические предпосылки, помогавшие им покинуть гибнувший гоминьдановский корабль.

Нарастание кризиса гоминьдановских «верхов» с самого начала происходило на фоне быстро развивавшихся студенческих выступлений как важнейшей составной части общедемократического оппозиционного движения. Студенчество всегда было политически самой подвижной и активной частью китайского общества, наиболее быстро реагировавшей на обострение национальных проблем. Послевоенное студенческое движение во многом (особенно первоначально) продолжало развивать сложившиеся еще в годы войны основные требования и задачи, сводившиеся прежде всего к лозунгам патриотизма, демократизма и улучшения жизни студенчества. Однако постепенно на первый план выступают политические требования, сформировавшиеся уже в послевоенных условиях и при прямом воздействии КПК. Коммунисты учли рост в военные и послевоенные годы националистических настроений в студенческой среде и сумели хорошо их использовать для антиамериканской пропаганды и для дискредитации Гоминьдана, материала для чего было достаточно. Так, наиболее массовое студенческое выступление началось в декабре 1946 г. в ответ на надругательство американского солдата над пекинской студенткой. В крупнейших городах страны к началу 1947 г. в демонстрациях и забастовках под антиамериканскими лозунгами приняло участие более 500 тыс. учащихся. Несмотря на то, что и националистические верхи Гоминьдана были достаточно заражены ксенофобией и антиамериканизмом, объективно эти выступления наносили удар по Гоминьдану и гоминьдановской политике сотрудничества с США.

Продолжались студенческие выступления весной и летом 1947 г., а также в 1948 г., значительно расширив круг своих требований и лозунгов. Эти наиболее мощные в истории последней гражданской войны выступления студенчества стали заметным и важным фактором развития политической обстановки, воздействовавшим в антигоминьдановском плане на общественное мнение страны, усиливавшим неудовлетворенность промежуточных слоев гоминьдановским режимом.

Неслучайно, что именно студенческие выступления руководство КПК оценило как «второй фронт» борьбы с Гоминьданом, не имея возможности дать такую оценку, скажем, крестьянскому или рабочему движению. Забастовочные выступления рабочего класса в гоминьдановских районах были связаны прежде всего со стремлением защитить свои экономические интересы перед угрозой инфляции и фактического падения жизненного уровня. Постепенно происходит и некоторая политизация рабочего движения, вовлечение рабочих и их организаций в выступления против однопартийной власти Гоминьдана, за демократию и мир. Однако в целом в рассматриваемый период рабочее движение значительно отстает от уровня военно-политического обострения борьбы Гоминьдана и КПК и в сущности является частью общедемократического движения в гоминьдановских районах, причем и здесь оно выступает отнюдь не как авангард и руководитель, а скорее как вспомогательная сила более активных и мощных действий средних слоев и прежде всего студенчества.

79 Вопр.Формирование государственности в Индии после обретения независимости (1950-1964)

Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)

Date: 2016-07-05; view: 473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию