Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура Англии в XVI - первой половине XVII в.Рассматриваемое время – эпоху расцвета английского абсолютизма и рождения англиканской церкви. Параллельно с процессами государственной консолидации складывался единый литературный английский язык, формировалась национальная культура, открытая общеевропейским верованиям. Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты. Особенно Оксфордский – колыбель англ. гуманизма. Здесь – высокообразованные интеллектуалы – Линэкр, Гросин, Лили – знатоки латыни, греческого, сторонники классического образования в школах, Джон Колет – теолог, теоретик педагогики (один из первых ан гуманистов, критиковал церковь с моральных позиций, ратовал за ее обновление, высоко оценивал способности человека, свободная воля – путь к достижению духовных идеалов, хотел реформировать образование, которое хотел основать не на средневековых схоластах, а на Платоне и Аристотеле, естественных и прикладных научных знаниях. Эразм Роттердамский - член оксфордского кружка английских гуманистов (называл кружок “республикой ученых”), посещал лекции Колета, считал, что в Англии начала форм-ся “философия Христа”. Томас Мор (1478-1535)– тоже ученик Колета Антропоцентризм, вера в достоинство человека – но при этом большое внимание теологии, сильное влияние традиционной христ-ской этики. Этическая доктрина Томаса Мора основана на понятии “христианская добродетель”. Именно она требует служить обществу, а не просто созерцать. Юрист по образованию. Избирался в парламент. При Генрихе VIII – канцлер. Мечтал облегчить жизнь малоимущим. В то же время – эпикурейство в мировоззрении и прославление земных радостей. “Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройств государства и о новом острове Утопия” (1516). Главный герой – путешественник Рафаил Гитладей. Его устами Мор критикует английские порядки, а потом рисует идеальное общественное устройство. Государство = заговор богатых. Собственность отвращает людей от христианской любви. В Утопии все владеют всем и все трудятся. Труд легкий. Много времени на досуг, искусство, науку. Уравнительности нет, но потреблять больше, чем надо, никому не хочется. Распределение без денег по заслугам перед обществом. Политическое устройство – принцип выборности. На высших должностях – люди безупречной морали. Веротерпимость. 52 Аграрный строй во Франции в XVI – первой половине XVII в. Арендные отношения. Франция вступила в XVI в., завершив свое территориальное объединение. С присоединением г королевскому домену герцогств Бургундия и Бретань и графства Прованс французское государство в основном приобрело географические контуры, существовавшие в течение всего XVI и первой половины XVII в, По территории и численности населения (20 mju^ человек) Франция не знала себе равных в Западной Европе. Объединение страны создало благоприятные условия для ее дальнейшего экономического развития и политической консолидации. Аграрный строй. Три региона Франции, очень несхожие между собой, определяли ее аграрный строй. На Севере (Парижский бас-сейн) в крестьянском хозяйстве издавна сочетались возделывание злаков, огородничество и разведение домашней птицы и животных. Юг (Аквитанский бассейн и средиземноморские провинции) был царством унаследованной от античности поликультуры — возделывание зерновых, виноградных лоз, оливы и фруктовых деревьев. Третью часть составляли горные области, там преобладало скотоводство, а земледелие играло меньшую роль. Земля находилась в собственности феодалов. На территории своих сеньорий они взимали с крестьян, сидевших на их земле, ценз (денежную ренту) и другие феодальные платежи (баналитеты, шамщф). В то же время крестьяне, рассчитавшись с феодалом, могли свободно распоряжаться своей землей и даже ее продать, уплатив сеньору продажную пошлину. При таких условиях землевладение крестьян — цензива — приобрело к XVI в, черты фактической собственности. При продаже цензивы ее новый владелец должен был уплачивать впредь все положенные с этой земли феодальные платежи. На Севере Франции все формы феодальной ренты были невыкусдемы; на Юге обычаи некоторых провинций допускали такой выкуп. Размеры феодальных платежей в зависимости от состояния феодальных отношений в целом варьировались от одной местности к другой. В северных областях с богатыми городами, развитыми товарно-денежными отношениями и господством денежной ренты тяжелым побором была церковная десятина с зерна, скота и вина. Другие феодальные платежи в зерне были невелики, денежный ценз был ничтожен, баналитеты редки. В областях с замедленными темпами разложения феодального строя (Центр, Восток, Северо-Запад) феодальные платежи были выше и многочисленнее. В начале XVI в» сложилась гораздо более однородная, чем в предшествующие века, масса крестьянства. Главной фигурой французской деревни стал цензитарий — лично свободный наследственный держатель своей цензивы. Лично зависимые крестьяне (сервы и менмортабли) остались в незначительном числе лишь в некоторых восточных и центральных провинциях. Для французской деревни XVI — первой половины XVII в. характерно сохранение крестьянской общины. Верность традиции объяснялась главной хозяйственной функцией, которую играла община в условиях местных ландшафтов и климатических различий. Общины Северной Франции обладали наиболее развитой системой коллективной организации сельскохозяйственного производства: открытые поля, чересполосица, принудительные севооборот и выпас, строгая регламентация использования общинных угодий, общие для всех хозяев сроки сева, сенокоса, жатвы, сбора винограда. Община Южной Франции была другого типа: регион поликультуры требовал иного хозяйствования. Там не было чересполосицы и принудительного севооборота, но существовала регламентация использования общинных угодий, сроков жатвы и сбора винограда. В общинах горной части Франции регламентация выражалась прежде всего в установлении порядка использования горных пастбищ. В XVI — первой половине XVII в» крестьянская община значительно расширила свои административные функции и укрепила самостоятельность в сношениях с окружающим миром. До конца XVII в. она фактически осуществляла местное самоуправление: защищала через прокурора в королевском суде свои права пользования лесами и пустошами, рассматривала и утверждала расходы и раскладку государственных налогов, следила за соблюдением общественного порядка. Арендные отношения. В начале XVI в, на землях вблизи городов стала распространяться краткосрочная аренда. Она приобрела..> две основные формы, определявшиеся характером арендной платы: с фиксированными платежами — чисто денежными или в соедине-< нии с натуральными (денежная, или фермерская аренда) и с натуральными платежами, которые составляли ту или иную долю реального урожая (испольщина, испольная аренда). Фермерская аренда развивалась в местностях с повышенным плодородием почв и вблизи больших городов. 53.Мануфактуры и цехи. Торговля. Особенности первоначального накопления. Мануфактуры и цехи. Промышленное развитие Франции характеризовалось как появлением новых, так и сохранением традиционных форм организации производства. Новым явлением стала мануфактура, одновременно с возникновением которой продолжалось начатое при Людовике XI принудительное насаждение цехов. Наемных работников для мануфактур поставляла деревня, Совмещение сельскохозяйственных работ на своем клочке земли с ремесленной деятельностью на заказ породило самую распространенную во Франции форму раннекапиталисгическоло производства — рассеянную мануфактуру. Организатором ее был купец. Французские города славились своими сукнами, когорые успешно конкурировали на внешнем рынке с английскими, фландрскими и итальянскими» Производство сукон было налажено в Пуату, Оверни, Руэрге, Лангедоке и Дофинэ» Франция занимала первое место в Европе по производству холстов и полотен. Эти ткани выде-лывались в деревнях Шампани, Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бретани, Божале, Дофинэ и Оверни. Широкое распространение рассеянных мануфактур компенсировало слабое развитие централизованного мануфактурного производства. Централизованные мануфактуры возникали преимущественно при поддержке королевской власти и главным образом в Париже, а также в крупных городах и в начале XVII в. еще не имели широкого распространения. В основном они изготовляли предметы роскоши, конкурируя с иностранными, в первую очередь с итальянскими, производителями. С XVII в, начинается централизованное производство предметов широкого потребления. Появившиеся в конце XV — начале XVI в. новые отрасли — книгопечатание и шелкопрядение — чаще всего были организованы по типу мануфактур, работавших на широкий рынок. Печатные дворы Парижа и Лиона и шелкопрядильные мануфактуры, которые находились под покровительством монархии, снабжали своей продукцией не только Францию, но успешно конкурировали на внешнем рынке. XVI — первая половина XVII в. стали временем возрождения цехового строя. Этот процесс совершался под давлением центральной власти. Корона действовала, исходя из своих финансовых и политических интересов, стремясь пополнить казну за счет продажи метризы (звания цехового мастера), а также создать в городах такую организацию, которая была бы в силах держать в узде городские низы: недовольство массы мелких ремесленников прорывалось в восстаниях и беспорядках. Вновь созданные цехи ставились в зависимость от королевской власти. Однако такое возрождение цехового ремесла не воспроизводило его в классическом средневековом виде. Цеховые статуты XVI в. закрепляли порядки, сложившиеся в результате разложения цехового строя, они утверждали господство мастеров — фактически полных хозяев ремесленников. Рабочее время, наем подмастерьев, их заработная плата — все это регулировалось в интересах мастеров. Королевская власть создавала себе в городах прочную социальную опору. Она не разрушала до конца феодальную форму организации производства, но приспосабливала ее к новым условиям. Цеховые корпорации были свидетельством ие столько консервации мелкого самостоятельного производителя — ремесленника, сколько показателем, хотя и медленного, благодаря существованию цехов, лишения ремесленника своей производственной самостоятельности. Феодальная природа цеха не препятствовала возможности формирования новых отношений в рамках ремесленной корпорации. Торговля * Сукноделы Франции экспортировали свою продукцию в Левант и Испанию, удовлетворяли внутренний рынок. Из Испании французские сукна доставлялись в Америку. Полотна и холсты шли в Англию, Италию, Левант и Испанию, откуда также попадали в Америку. К середине XVI в. французский экспорт в Америку резко возрос и стал главной составной частью французской внешней "Торговли вообще. Это вызвало приток во Францию испанских денег, в результате чего с 40-х годов XVI в. страна испытала резкий подъем цен. Со второй половины XV в. Франция благодаря итальянским банкирам и купцам была втянута в систему итальянской торговли, В XVI в. Лион, куда итальянцы перенесли свои конторы, превратился в крупный заальпийский центр итальянской торговли. Лионские ярмарки снабжали местный рынок главным образом предметами роскоши, XVI — первая половина XVII в. отмечены успехами в формировании внутреннего рынка: стиралась экономическая разобщенность отдельных частей страны и укреплялись их связи между собой и с центром. Этому содействовали те сдвиги, которые произошли в промышленности. Рассеянная мануфактура, сосредоточиваясь рядом с сырьевыми ресурсами, стимулировала развитие промышленной специализации отдельных французских провинций. Усилилась специализация и в земледелии: выделились районы виноградарства, производства льна, конопли и красителей, а также скотоводческие провинции. 54. Социальный строй. Феодальная аристократия. Дворянство. Бюргерство. Плебейство. Крестьянство. Духовенство Социальный строй * Феодальная аристократия, В иерархии сословий французского общества верхнюю ступень занимала знать. Она являлась самой богатой частью дворянства. Первое место в ее рядах принадлежало принцам крови, т.е. отпрыскам боковых ветвей правящей династии. К вельможам относилась и новая знать, обязанная своим положением милостям короля. Для ослабления слишком могущественных старых аристократов короли прибегали к возвеличиванию своих незнатных фаворитов, предоставляя им земли и важнейшие должности. 55.Абсолютная монархия. Франциск I. Абсолютная монархия. Франциск L XVI — первая половина XVII в. — время утверждения абсолютной монархии во Франции. Показателями этого процесса стали сосредоточение в руках монарха законодательной и исполнительной власти и ее правовое оформление. На территории Франции создавалось единое правовое пространство, из которого вытеснялось местное сеньориальное право, Это нарушало сложившуюся систему вассальных отношений ("вассал моего вассала — не мой вассал") и вело к созданию нового централизованного порядка подчинения монарху ("вассал моего вассала — мой вассал'1). В это время снижается и сходит на нет роль старых органов власти. Вторая половина XVI — начало XVII в. — последний период в деятельности Генеральных штатов: ассамблеи этих сословио-пред-ставительных органов созывались всего 4 раза — в 1560, 1576, 1588, 1614 гг. Монарх отказался от созыва собраний представителей сословий, Кроме того» был не только взят под строгий контроль, но и лишен права вето на регистрацию королевских актов Парижский парламент (Высшая судебная палата). Вместе с тем создавались новые правительственные органы — Большой, деловой и частный королевские советы и узкие советы нотаблей, назначенные монархом. Параллельно с этим возросла роль и политический вес королевского двора. Расширялся и укреплялся бюрократический аппарат и создавалась постоянная провинциальная администрация в лице государственных чиновников (интендантов), выполнявших волю монарха на местах. Принимались меры по организации централизованной финансовой системы — сбору налогов. Укреплялась армия. Господствующим типом военной организации становилась наемная армия. Реформа государственного управления и политика монархии встречали сопротивление со стороны привилегированного сословия. Это обстоятельство осложняло и затягивало становление абсолютизма. Складывание абсолютизма связано с правлением Франциска (1515—1547). Военачальник и просвещенный монарх, Франциск I отвечал представлениям французов о государе. Его мужество, жажду ратных подвигов и жизнелюбие соотечественники воспринимали как воплощение французского национального характера. При Франциске I возникли новые правительственные советы: Большой совет, деловой и частный, которые делили между собой отдельные сферы государственного управления. За годы своей власти король ни разу не созвал Генеральные штаты и держал под строгим контролем деятельность Парижского парламента. С его санкции стали практиковаться переносы дел из парламента а Большой совет короля. При Франциске I впервые в королевских указах появляется формула изъявления самодержавной власти — "ибо таково наше соизволение". 56. Реформация во Франции. В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на французский язык.Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части – Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» – эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.При Генрихе II (1519-1559) создается чрезвычайный трибунал, получивший название «Огненной палаты», специально для борьбы с кальвинистским движением.Несмотря ни на Сорбонну, ни на «Огненную палату», Реформация во Франции распространялась, находя сторонников и в городах, и в деревнях. В середине XVI в. на Юге страны широко распространился кальвинизм. На Юге, издавна считавшемся котлом ересей, к кальвинизму присоединились наемные рабочие, ремесленники, дворянство. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее развитие (Нормандия).Французские протестанты получили название гугенотов. К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи. Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д'Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию. 57.Религиозные войны. Первый период религиозных войн (1562-1570). Второй период (1572-1576). Третий период (1580-1594). В первые десятилетия 16 в. во Франции получили распространение идеи Лютера. Однако лютеровский протестантизм не пустил во Франции глубоких корней.Кальвинизм в свою очередь был объявление еретическим движением, «Наставление» было сожжено на паперти собора Нотр-Дам. Первые реформаторские церкви появились в начале 40-х годов в Эльзасе, затем Турине, Пикардии и в 1557 г. в Париже. Реформаторская церковь не получила официального статуса и оказалась легко втянутой в политическую борьбу.Франция вступила в период политического кризиса, появлением которого стали Религиозные войны 1562-1594 гг. Поводом послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания итальянских войн. К середине 16 в. стали ощутимы последствия революции цен и тяжесть налогового бремени. В тоже время стала сказываться реакция на политику абсолютизма. Первый период 1562-1570. В это время борьба не отличалась ожесточением. Католическая сторона находила поддержку в северной части Франции, она опиралась на Париж. Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилий, вступивших под знамением протестантизма. Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене 1570 г. Второй период 1572-1576. Главным событием была расправа над гугенотами в Париже. В ночь на 24 августа 1572 года - праздник Св. Варфоломея – дворяне католики и парижская толпа перебили несколько сотен гугенотов. Военные действия перекинулись из Парижа в провинции и продолжались до октября 1572 года. Второй период закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду кроме Парижа и территорий кор. двора, а также право организовать свои отделения при судебных палатах «парламентах» провинций. На исходе второго периода образовалась Католическая лига, которая предлагала полностью восстановить и сохранить католическое богослужение и обеспечить ГенрихуIIIавторитет его власти. Третий период 1580-1594 гг. Смерть последнего мужского представителя династии герцога Алансонского привела к тому, что дофином Франции стал принц крови из династии Бурбон гугенот Генрих Наваррский. Он принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов — герцога Майенна, который держал в своих руках Нормандию, и герцога Меркёра, который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани.В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври, но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха. К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам.
58Победа Генриха Наваррского. Нантский эдикт. Победа Генриха Наваррского. Начавшийся период безвластья стал не менее тяжелым, чем предыдущие годы. Францию опустошали дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского. Недюжинные способности позволили законному наследнику на престол в середине 1598 г. приблизиться к Парижу и начать осаду. Не желая подвергать город разрушению, Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества: Париж стоил мессы. Законный наследник престола, хотя и был французом, но в глазах своих соотечественников оставался прежде всего гугенотом — еретиком. Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г. в соборе Сен-Дени, за этим в феврале 1594 г. последовала коронация в Шартре. * Генрих Бурбон, король Наварры, стал королем Франции под именем Генриха IV (1594—1610). С этого времени на французском престоле утвердилась династия Бурбонов. Спустя месяц, в марте 1594 г., Генрих IV вошел в Париж, В страхе и сомнения парижане ожидали первых распоряжений нового короля. После долгих лет распрей инерция войны не могла быть сразу остановлена. Генрих IV принял разумное решение не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество. 59.Реформы Генриха IV. Реформы Генриха IV. Стремясь к укреплению своей власти и упрочению экономической базы дворянства, Генрих IVстал инициатором ряда реформ. Проводником монаршей политики был его первый министр Максимилиан Сюлли. Рассматривая укрепление крестьянского хозяйства как залог благополучия дворянства, жившего преимущественно на натуральную и денежную ренты, Сюлли принял ряд мер в поддержку крестьян: ввел запрет на произвольное обложение крестьянского хозяйства, отменил продажу за долги сельскохозяйственного инвентаря, разрешил крестьянским общинам выкупать проданные общинные земли и добился более справедливого распределения прямого налога — тальи посредством привлечения к его уплате злостных неплательщиков. В интересах дворянства он списал значительную часть его долгов, образовавшихся за годы религиозных войн. Кроме того, он попытался приобщить дворянство к ведению хозяйства на манер английских джентри. С этой целью с санкции монарха началась пропаганда агрономических знаний: появились первые агрономические трактаты ("Театр земледелия" О. де Серра — 1600 и др.). В интересах крестьян и дворянства были приняты меры по расширению хлебной торговли: правительство пошло на сокращение пошлин и уничтожение внутренних таможен.Торговая политика Сюлли характеризовалась меркантилизмом — покровительством вывозу промышленной продукции и запретом на вывоз сырья. В соответствии с этим были заключены торговые договоры с Англией и Испанией.Достаточно успешной была колониальная политика Сюлли в Северной Америке и Вест-Индии. Результатом экономических мер монархии стал количественный рост мануфактур. Особое место среди них занимали королевские мануфактуры по производству шелка, полотна, золотой пряжи и фаянсовых изделий. Новые предприятия обладали привилегиями в торговле и распоряжались большим денежным капиталом. Усилиями Генриха IV Франция вступала в новую фазу политической эволюции, которая характеризовалась созданием единообразного во всех частях государства. Отстранением от участия в Королевском совете и руководстве внешней политикой был нанесен ощутимый удар по аристократии. Монарх отказался от созыва Генеральных штатов, предпочитая им узкие советы назначаемых лиц — нотаблей. Стремясь ограничить власть губернаторов — последнего оплота аристократии в провинциях, Генрих IV направлял в провинции генеральных наместников из числа преданных людей для отправления финансовых и судебных дел, оставляя знати полномочия командования местными военными силами. Более того, была изменена практика продажи государственных должностей. Узаконенная еще Франциском I широкая продажа государственных должностей не только поощрялась, но приобретенные должности становились наследственными. Для этого достаточно было вносить в казну еже годный налог — полетту. Таким образом корона изыскала новую доходную статью. Все очевиднее проявлялась исключительная роль бюрократического аппарата как специфическая черта абсолютной монархии Франции. Представители "дворянства мантии" занимали важные должности в центральном и провинциальном аппаратах, входили в состав дипломатического корпуса, им же принадлежали доходные церковные и придворные должности. Высшее чиновничество сближалось с аристократией.
|