Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Англии в XVI - первой половине XVII в.

Рассматриваемое время – эпоху расцвета английского абсолютизма и рождения англиканской церкви. Параллельно с процессами государственной консолидации складывался единый литературный английский язык, формировалась национальная культура, открытая общеевропейским верованиям. Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты. Особенно Оксфордский – колыбель англ. гуманизма. Здесь – высокообразованные интеллектуалы – Линэкр, Гросин, Лили – знатоки латыни, греческого, сторонники классического образования в школах, Джон Колет – теолог, теоретик педагогики (один из первых ан гуманистов, критиковал церковь с моральных позиций, ратовал за ее обновление, высоко оценивал способности человека, свободная воля – путь к достижению духовных идеалов, хотел реформировать образование, которое хотел основать не на средневековых схоластах, а на Платоне и Аристотеле, естественных и прикладных научных знаниях. Эразм Роттердамский - член оксфордского кружка английских гуманистов (называл кружок “республикой ученых”), посещал лекции Колета, считал, что в Англии начала форм-ся “философия Христа”. Томас Мор (1478-1535)– тоже ученик Колета Антропоцентризм, вера в достоинство человека – но при этом большое внимание теологии, сильное влияние традиционной христ-ской этики. Этическая доктрина Томаса Мора основана на понятии “христианская добродетель”. Именно она требует служить обществу, а не просто созерцать. Юрист по образованию. Избирался в парламент. При Генрихе VIII – канцлер. Мечтал облегчить жизнь малоимущим. В то же время – эпикурейство в мировоззрении и прославление земных радостей. “Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройств государства и о новом острове Утопия” (1516). Главный герой – путешественник Рафаил Гитладей. Его устами Мор критикует английские порядки, а потом рисует идеальное общественное устройство. Государство = заговор богатых. Собственность отвращает людей от христианской любви. В Утопии все владеют всем и все трудятся. Труд легкий. Много времени на досуг, искусство, науку. Уравнительности нет, но потреблять больше, чем надо, никому не хочется. Распределение без денег по заслугам перед обществом. Политическое устройство – принцип выборности. На высших должностях – люди безупречной морали. Веротерпимость.
Архитектура. Генрих VII и Генрих VIII приглашали в Англию иностранцев, особенно из Италии. При них были построены Виндзор, Ричмонд, Вестминстер, но несмотря на присутствие итальянцев, английская архитектура сохранила традиции “перпендикулярной готики”. Лучший образец – капелла Королевской колледжа в Кембридже.
Живопись. Много средневековых черт, но интерес к светской жизни. Начало портретной живописи – Ганс Гольбейн мл. Придворный художник Генриха VIII. Музыка и театр. Ведущие композиторы Тевернер и Таллис. ГVIII – ценитель музыки и сам автор популярных баллад. Театральные представления. Аллегорические и морально-дидактические пьесы. Майские забавы с переодеваниями. Игры о Робин Гуде. Театрализованные рыцарские турниры. Сражения кавалеров и дам, которые обыгрывали идею рыцарской преданности дворянства монарху. Поэзия. Двор ГVIII – “храм муз” (Э.Роттердамский). Влияние сонетов Петрарки. Со второй ½ XVI в. елизаветинский век – золотой век литературы.Ф.Сидни. Сонеты. Жанр пасторали. Поэма “Майская королева”. Трактат “Защита поэзии” (против пуританской идеи о развращении поэзии). Э.Спенсер. Сонеты. Поэмы “Королева фей”, “Пастушеский календарь”. Образ идеальной державы, где благородные рыцари совершают подвиги добродетели. “Королева фей” - Елизавета. Ей же и посвятил.
В жанре сонетов работали У.Рейли, У.Шекспир, К.Марло и др. Литература. Хаклюйд. “Основные плавания, путешествия и открытия английской нации” новелистика Делони. Поэмы для бюргерства. Честный труд, благонравие. Т.Нэш. Сатирические новеллы и плутовской роман “Злополучный скиталец”. Высмеивал ханжество, пуританскую добропорядочность и пр. историческая Холиншед. “Хроники Англии, Шотландии, Ирландии”. Кемден. Выдающийся историограф елизаветинской поры. Создатель научного кружка антиквариев. Собиратель документов древности. драма Ведущий литературный жанр. Сложился профессиональный театр.
Труппы “Глобус”, “Лебедь”, “Театр”, “Куртина”. Для них писали Марло, Шекспир, Джонсон и др. Кристофер Марло. Трагедия “Тамерлан Великий”. Драма “Трагическая история доктора Фауста”. “Мальтийский еврей” - актуальные морально-этические проблемы. Все произведения назидательны. Главные герои показаны без оков христианской морали, а потому гибнущие. Уильям Шекспир (1564-1616). Адвокат сильной королевской власти. Философские драмы “Гамлет”, “Отелло”, “Король лир”. Мало радостного оптимизма. Мироощущение окрашено трагизмом. Вместе с Гамлетом сомневается: человек – венец природы? В сомнениях – кризис ренессансного сознания. Обуздание страстей по Шекспиру – гарантия гармонии. В последних своих пьесах, особенно “Зимней сказке”, создает образы людей, царящих над природой, наделенных большими знаниями, но сам понимает утопичность этих надежд, а потому это и есть сказка. Бен Джонсон. Автор бытовых комедий “Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”. Основоположник английской морализирующей литературы, хотя и в жанре комедии. Естественные науки. Врач Горвей = большой круг кровообращения. Гилберт = магнетизм, электричество. Нэпер = система логарифмов. Хэлиот, астроном = пятна на солнце. Философия. Бэкон Фр. = крупнейший философ. Профессиональны юрист. Лорд-канцлер. Вера в человека. Гуманистический индивидуализм. Вопрос о месте науки в жизни об-ва. “Новая Атлантида” = утопический роман, где всеобщая гармония основана не на социальных, а на научно-технических преобразованиях. Его идеальным обществом руководит “Дом Соломона” - лаборатория открытий и знаний. Предсказал использование солнечной энергии, селекцию, летательные аппараты для передвижения, консервацию органов для медицины. В отличии от дедукции, Бэкон разработал новую теорию научного познания – индукцию, движение от частного к общему, от наблюдения к эксперименту. Учение Бэкона оказало влияние на всех последующих философов. Декоративно-прикладное искусство. Век расцвета. Миниатюрная живопись – аллегория и символизм. При Елизавете – художники (Поливер, Хиллиард), использовавшие светотень, пейзажный фон, реализм в портретной живописи. Архитектура XVII в. – классицизм. Эниго Джонс.

52 Аграрный строй во Франции в XVI – первой половине XVII в. Арендные отношения. Франция вступила в XVI в., завершив свое территориальное объединение. С присоединением г королевскому домену герцогств Бургундия и Бретань и графства Прованс французское государство в основном приобрело географические контуры, существовавшие в течение всего XVI и первой половины XVII в, По территории и численности населения (20 mju^ человек) Франция не знала себе равных в Западной Европе. Объединение страны создало благоприятные условия для ее дальнейшего экономического развития и политической консолидации. Аграрный строй. Три региона Франции, очень несхожие между собой, определяли ее аграрный строй. На Севере (Парижский бас-сейн) в крестьянском хозяйстве издавна сочетались возделывание злаков, огородничество и разведение домашней птицы и животных. Юг (Аквитанский бассейн и средиземноморские провинции) был царством унаследованной от античности поликультуры — возделывание зерновых, виноградных лоз, оливы и фруктовых деревьев. Третью часть составляли горные области, там преобладало скотоводство, а земледелие играло меньшую роль. Земля находилась в собственности феодалов. На территории своих сеньорий они взимали с крестьян, сидевших на их земле, ценз (денежную ренту) и другие феодальные платежи (баналитеты, шамщф). В то же время крестьяне, рассчитавшись с феодалом, могли свободно распоряжаться своей землей и даже ее продать, уплатив сеньору продажную пошлину. При таких условиях землевладение крестьян — цензива — приобрело к XVI в, черты фактической собственности. При продаже цензивы ее новый владелец должен был уплачивать впредь все положенные с этой земли феодальные платежи. На Севере Франции все формы феодальной ренты были невыкусдемы; на Юге обычаи некоторых провинций допускали такой выкуп. Размеры феодальных платежей в зависимости от состояния феодальных отношений в целом варьировались от одной местности к другой. В северных областях с богатыми городами, развитыми товарно-денежными отношениями и господством денежной ренты тяжелым побором была церковная десятина с зерна, скота и вина. Другие феодальные платежи в зерне были невелики, денежный ценз был ничтожен, баналитеты редки. В областях с замедленными темпами разложения феодального строя (Центр, Восток, Северо-Запад) феодальные платежи были выше и многочисленнее. В начале XVI в» сложилась гораздо более однородная, чем в предшествующие века, масса крестьянства. Главной фигурой французской деревни стал цензитарий — лично свободный наследственный держатель своей цензивы. Лично зависимые крестьяне (сервы и менмортабли) остались в незначительном числе лишь в некоторых восточных и центральных провинциях. Для французской деревни XVI — первой половины XVII в. характерно сохранение крестьянской общины. Верность традиции объяснялась главной хозяйственной функцией, которую играла община в условиях местных ландшафтов и климатических различий. Общины Северной Франции обладали наиболее развитой системой коллективной организации сельскохозяйственного производства: открытые поля, чересполосица, принудительные севооборот и выпас, строгая регламентация использования общинных угодий, общие для всех хозяев сроки сева, сенокоса, жатвы, сбора винограда. Община Южной Франции была другого типа: регион поликультуры требовал иного хозяйствования. Там не было чересполосицы и принудительного севооборота, но существовала регламентация использования общинных угодий, сроков жатвы и сбора винограда. В общинах горной части Франции регламентация выражалась прежде всего в установлении порядка использования горных пастбищ. В XVI — первой половине XVII в» крестьянская община значительно расширила свои административные функции и укрепила самостоятельность в сношениях с окружающим миром. До конца XVII в. она фактически осуществляла местное самоуправление: защищала через прокурора в королевском суде свои права пользования лесами и пустошами, рассматривала и утверждала расходы и раскладку государственных налогов, следила за соблюдением общественного порядка. Арендные отношения. В начале XVI в, на землях вблизи городов стала распространяться краткосрочная аренда. Она приобрела..> две основные формы, определявшиеся характером арендной платы: с фиксированными платежами — чисто денежными или в соедине-< нии с натуральными (денежная, или фермерская аренда) и с натуральными платежами, которые составляли ту или иную долю реального урожая (испольщина, испольная аренда). Фермерская аренда развивалась в местностях с повышенным плодородием почв и вблизи больших городов.

53.Мануфактуры и цехи. Торговля. Особенности первоначального накопления. Мануфактуры и цехи. Промышленное развитие Франции характеризовалось как появлением новых, так и сохранением традиционных форм организации производства. Новым явлением стала мануфактура, одновременно с возникновением которой продолжалось начатое при Людовике XI принудительное насаждение цехов. Наемных работников для мануфактур поставляла деревня, Совмещение сельскохозяйственных работ на своем клочке земли с ремесленной деятельностью на заказ породило самую распространенную во Франции форму раннекапиталисгическоло производства — рассеянную мануфактуру. Организатором ее был купец. Французские города славились своими сукнами, когорые успешно конкурировали на внешнем рынке с английскими, фландрскими и итальянскими» Производство сукон было налажено в Пуату, Оверни, Руэрге, Лангедоке и Дофинэ» Франция занимала первое место в Европе по производству холстов и полотен. Эти ткани выде-лывались в деревнях Шампани, Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бретани, Божале, Дофинэ и Оверни. Широкое распространение рассеянных мануфактур компенсировало слабое развитие централизованного мануфактурного производства. Централизованные мануфактуры возникали преимущественно при поддержке королевской власти и главным образом в Париже, а также в крупных городах и в начале XVII в. еще не имели широкого распространения. В основном они изготовляли предметы роскоши, конкурируя с иностранными, в первую очередь с итальянскими, производителями. С XVII в, начинается централизованное производство предметов широкого потребления. Появившиеся в конце XV — начале XVI в. новые отрасли — книгопечатание и шелкопрядение — чаще всего были организованы по типу мануфактур, работавших на широкий рынок. Печатные дворы Парижа и Лиона и шелкопрядильные мануфактуры, которые находились под покровительством монархии, снабжали своей продукцией не только Францию, но успешно конкурировали на внешнем рынке. XVI — первая половина XVII в. стали временем возрождения цехового строя. Этот процесс совершался под давлением центральной власти. Корона действовала, исходя из своих финансовых и политических интересов, стремясь пополнить казну за счет продажи метризы (звания цехового мастера), а также создать в городах такую организацию, которая была бы в силах держать в узде городские низы: недовольство массы мелких ремесленников прорывалось в восстаниях и беспорядках. Вновь созданные цехи ставились в зависимость от королевской власти. Однако такое возрождение цехового ремесла не воспроизводило его в классическом средневековом виде. Цеховые статуты XVI в. закрепляли порядки, сложившиеся в результате разложения цехового строя, они утверждали господство мастеров — фактически полных хозяев ремесленников. Рабочее время, наем подмастерьев, их заработная плата — все это регулировалось в интересах мастеров. Королевская власть создавала себе в городах прочную социальную опору. Она не разрушала до конца феодальную форму организации производства, но приспосабливала ее к новым условиям. Цеховые корпорации были свидетельством ие столько консервации мелкого самостоятельного производителя — ремесленника, сколько показателем, хотя и медленного, благодаря существованию цехов, лишения ремесленника своей производственной самостоятельности. Феодальная природа цеха не препятствовала возможности формирования новых отношений в рамках ремесленной корпорации. Торговля * Сукноделы Франции экспортировали свою продукцию в Левант и Испанию, удовлетворяли внутренний рынок. Из Испании французские сукна доставлялись в Америку. Полотна и холсты шли в Англию, Италию, Левант и Испанию, откуда также попадали в Америку. К середине XVI в. французский экспорт в Америку резко возрос и стал главной составной частью французской внешней "Торговли вообще. Это вызвало приток во Францию испанских денег, в результате чего с 40-х годов XVI в. страна испытала резкий подъем цен. Со второй половины XV в. Франция благодаря итальянским банкирам и купцам была втянута в систему итальянской торговли, В XVI в. Лион, куда итальянцы перенесли свои конторы, превратился в крупный заальпийский центр итальянской торговли. Лионские ярмарки снабжали местный рынок главным образом предметами роскоши, XVI — первая половина XVII в. отмечены успехами в формировании внутреннего рынка: стиралась экономическая разобщенность отдельных частей страны и укреплялись их связи между собой и с центром. Этому содействовали те сдвиги, которые произошли в промышленности. Рассеянная мануфактура, сосредоточиваясь рядом с сырьевыми ресурсами, стимулировала развитие промышленной специализации отдельных французских провинций. Усилилась специализация и в земледелии: выделились районы виноградарства, производства льна, конопли и красителей, а также скотоводческие провинции.
Особенности первоначального накопления. Вступление Франции в эпоху формирования раннекапиталистических отношений происходило в условиях слабости ее колониальной системы. Это означало, что складывание крупного денежного капитала, необходимого для мануфактурного производства, требовало иных, нежели колонизация, усилий со стороны монархии. Главное место в экономической политике монархии занимают государственные займы (государственный долг), фискальная система и протекционизм. Государственные займы имели три разных источника: продажа государственных рент (ценных бумаг казны с обязательством выплатить сумму с процентами), продажа государственных должностей и займы у финансистов. Продажа государственных рент была ранней формой государственного долга. В акте продажи рент реализовалось право монарха на регулярное получение дохода с домена и от сбора косвенных налогов» К рентам монархия обратилась в 1522 г.: Франциск I обложил особым побором каждый акт продажи или передачи государственной должности, таким образом придав имевшей место практике законную силу, Займы у владельцев крупных капиталов оплачивались предоставлением заимодавцам прав на откупа косвенных налогов и разных поборов. Важным рычагом первоначального накопления стала налоговая политика. XVI век — время формирования централизованной фискальной системы. Этому сопутствовал постоянный рост прямого на-лога-тальи и косвенных налогов. Наконец, протекционистская политика французских монархов проявлялась в активном снабжении чужих, прежде всего испанских, колоний изделиями своих мануфактур и сельскохозяйственными продуктами.

54. Социальный строй. Феодальная аристократия. Дворянство. Бюргерство. Плебейство. Крестьянство. Духовенство Социальный строй * Феодальная аристократия, В иерархии сословий французского общества верхнюю ступень занимала знать. Она являлась самой богатой частью дворянства. Первое место в ее рядах принадлежало принцам крови, т.е. отпрыскам боковых ветвей правящей династии. К вельможам относилась и новая знать, обязанная своим положением милостям короля. Для ослабления слишком могущественных старых аристократов короли прибегали к возвеличиванию своих незнатных фаворитов, предоставляя им земли и важнейшие должности.
Сила феодальной аристократии зиждилась на ее богатствах и политической власти в провинциях. Состоятельность обеспечивали С не столько сеньориальные платежи, сколько дарения, пенсии и владения доходными должностями — губернаторскими, придворными, военными и церковными. Политическое влияние обеспечивало знати ее главенство над дворянством. В XV в., когда еще не было изжито территориальное деление страны на королевский домен и феодальные владения, дворянство распадалось на отдельные группы — клиентелы во главе с королями или крупными феодалами. Каждый дворянин имел своего патрона — короля или вельможу. Кроме того, отношения между феодалами всех рангов укреплялись сходством экономического положения: различия между землевладением крупных и мелких феодальных собственников не было, сеньории знати и остального дворянства отличались только размерами. Между тем сохранение клиентел замедляло разрушение феодальных связей и затрудняло превращение феодалов всех рангов в подданных короля.
Дворянство. Юридически единое привилегированное дворянское сословие составили два самостоятельных социальных слоя — старое и новое дворянство. Начиная с середины XV в., в потомственное, родовитое дворянство, происходившее из старинных рыцарских домов, владевших фьефами и обязанных военной службой, стали вливаться горожане (купцы, цеховые мастера), получившие дворянское звание путем покупки, благодаря королевской милости, через владение должностью высокого ранка в государственном аппарате или приобретению фьефа. К середине XVII в, во Франции почти не осталось старых дворянских семей, которые бы не породнились с новыми дворянами. Но это сближение не устранило разницу между двумя слоями дворянства. Во второй половине XV в. появился термин "родовитое дворянство". В юридическую практику вошли понятия "дворянина, происходящего из дворянского рода" ("дворянство шпаги") и просто дворянина. Различие между старым и новым дворянством — в отсутствии равных привилегий. Новый дворянин не был обязан военной службой, она оставалась привилегией родовитого дворянства. Дворянская кавалерия составляла главную военную силу Франции. Профессиональное воинство средневековья — французское рыцарство — превратилось в дворянство, не утратив этой характерной черты: по-прежнему военная служба была его правом, обязанностью, привилегией, делом чести и дворян ской гордости. Воинская повинность освобождала потомственного дворянина от уплаты налогов, т.е. была условием важнейшей дворянской привилегии — налогового иммунитета. Новому дворянину дворянский статус обеспечивал освобождение от налогов в том случае, если он оставлял свою прежнюю торговую или финансовую деятельность. Процесс пополнения дворянства представителями бюргерства стал особенно заметным с середины XVI в. Это было связано с революцией цен, пагубные последствия которой отчетливо проявились именно тогда. Экономической базой родовитого дворянства оставалась сеньория — крестьянские цензивы, с которых оно получало ценз и другие фиксированные платежи. Его домен — собственная земля — был незначительным. Основной доход родовитых дворян оставался неизменным в своем денежном выражении, но реально все время падал. Дворяне оказывались в петле неоплатных долгов; это вело к продаже земель. Сеньорию нового дворянина составляли скупленные крестьянские земли. Путь в дворянство через должности в государственном аппарате или городских муниципалитетах был самым распространенным. Самые важные должности в центральном и провинциальном управлении давали их владельцам дворянское звание еще в XV в. К началу XVII в. уже сформировался многочисленный слой чиновного дворянства, или "дворянства мантии". Чиновное дворянство скупало земли, сочетая свою деятельность на государственном или городском поприще с дворянским землевладением. Высшее чиновничество — члены парламентов и государственные секретари — все более приобщались к аристократическому землевладению, превращаясь в прослойку знати, титулованной аристократии. В целом новое дворянство, чиновное и нечиновное, обновило господствующий класс. Оно внесло изменения в методы хозяйствования в дворянском поместье (собственное управление с помощью наемных работников и срочная аренда), приспособив хозяйство к новым отношениям, складывавшимся во французской деревне, хотя радикально не изменило природы феодальной земельной собственности. Бюргерство. В многоликом портрете французского общества видное место занимало бюргерство. Его значение было прямо пропорционально возросшей роли денежного капитала в раннее новое время. С момента своего оформления это непривилегированное сословие несло тяжесть косвенных налогов и разных поборов. В XVI в. в состав бюргерства входили полноправные горожане, выполнявшие свою главную обязанность перед короной — оплату налогов, купцы и цеховые мастера» домовладельцы, ростовщики и мануфактуристы, а также интеллигенция (преподаватели университетов и школ, правоведы и врачи). Город раннего нового времени стал симбиозом традиций и новаций: сосуществования цехов, активно насаждавшихся короной, и королевских мануфактур. В Северной Франции бюргерство было тесно связано с развивающимися внутренним рынком и мануфактурами. На Юге, напротив, оно оказалось слабо связанным с внутренним рынком, его привлекали заморские страны — Левант, Италия, Испания и торговля традиционным продуктами. Общей для бюргерства Северной и Южной Франции стала утрата им средневековых привилегий, а вместе с ними средств защиты от посягательств короны. Королевский фиск поглощал значительную часть его накоплений. Налоговый пресс заставлял сопротивляться и искать защиты, выдвигая требование возврата к муниципальным свободам. Бюргерство представляло собой значительную силу, с которой власти приходилось так или иначе считаться. В социальном плане торговцы, финансисты, мануфактуристы находились под обаянием блеска дворянского имени и ранга. Сознавая свое приниженное положение, они стремились затушевать его при помощи некой социальной мимикрии: фамилии подделывали под дворянские, подражали "благородному сословию" в костюме и в быту. Плебейство. Городской плебс формировался из бывших самостоятельных ремесленников, разорившихся мелких цеховых мастеров, подмастерьев и учеников, низведенных до положения наемных рабочих, а также слуг, нищих и бродяг, В поисках работы они постоянно бродили по стране* Цеховая политика короны в условиях тех изменений, которые претерпели ремесленные корпорации к XVI вм приводила к ухудшению положения ремесленников: падению заработной платы, удлинению рабочего дня и т.п. Подмастерья не имели права оставлять работу хотя бы на один день, по истечении контракта они обязывались сразу же наниматься на работу, иначе их считали бродягами и подвергали наказаниям. О все возрастающей численности горожан, оказавшихся выбитыми из колеи обычной занятости, свидетельствовали королевские ордонансы о бродягах. Согласно указам, нищенство строго запрещалось, нару-I шителям угрожали галерами и другими наказаниями. Крестьянство» Крестьянство, как и бюргерство, принадлежало к податному сословию. Вследствие своего численного преобладания эта часть населения Франции приносила в казну наибольшую долю доходов» В XVI в. на крестьянстве лежали не только феодальная рента и прямой подушный налог, но также арендная плата, И если революция цен сократила сеньориальную ренту» то платежи по срочной аренде не отставали от роста цен, поэтому крестьянин не, имел возможность использовать выгоды от повышенного спроса на сельскохозяйственные продукты. В результате изменений, происходящих во французской деревне, ускорялся процесс обезземеливания крестьян, Наибольшие масштабы он приобрел в экономически развитых северных областях. Недовольство крестьянства своим положением провоцировало его на восстания, однако последние не выходили за рамки отдельных провинций. Духовенство, Социальную структуру всего французского общества в своеобразном преломлении отражала иерархия духовенства. Духовное сословие, из-за целибата себя не воспроизводящее, вербовалось, из разных сословий. Прелаты — архиепископы, епископы, аббаты богатейших монастырей были выходцами из среды феодальной знати и высшего чиновничества. Столичное и провинциальное чиновное дворянство владело богатыми городскими приходами и пополняло ряды каноников, советников при епископских советах. Масса сельских и городских священников происходила из небогатых горожан н крестьян. Своеобразие происхождения духовного сословия объясняет разницу в имущественном положении и в правах князей церкви (прелатов) и мелких сельских и городских священников. Итак, портрет французского общества нес на себе следы перемен, которые переживала Франция в XVI — первой половине XVII в* Трансформация дворянского сословия, появление нового дворянства, изменения в положении бюргерства, крестьянства, внутри- и межсословные противоречия, а также опасность народных выступлений — все это создавало условия для изменения политического строя — формирования абсолютной монархии

55.Абсолютная монархия. Франциск I. Абсолютная монархия. Франциск L XVI — первая половина XVII в. — время утверждения абсолютной монархии во Франции. Показателями этого процесса стали сосредоточение в руках монарха законодательной и исполнительной власти и ее правовое оформление. На территории Франции создавалось единое правовое пространство, из которого вытеснялось местное сеньориальное право, Это нарушало сложившуюся систему вассальных отношений ("вассал моего вассала — не мой вассал") и вело к созданию нового централизованного порядка подчинения монарху ("вассал моего вассала — мой вассал'1). В это время снижается и сходит на нет роль старых органов власти. Вторая половина XVI — начало XVII в. — последний период в деятельности Генеральных штатов: ассамблеи этих сословио-пред-ставительных органов созывались всего 4 раза — в 1560, 1576, 1588, 1614 гг. Монарх отказался от созыва собраний представителей сословий, Кроме того» был не только взят под строгий контроль, но и лишен права вето на регистрацию королевских актов Парижский парламент (Высшая судебная палата). Вместе с тем создавались новые правительственные органы — Большой, деловой и частный королевские советы и узкие советы нотаблей, назначенные монархом. Параллельно с этим возросла роль и политический вес королевского двора. Расширялся и укреплялся бюрократический аппарат и создавалась постоянная провинциальная администрация в лице государственных чиновников (интендантов), выполнявших волю монарха на местах. Принимались меры по организации централизованной финансовой системы — сбору налогов. Укреплялась армия. Господствующим типом военной организации становилась наемная армия. Реформа государственного управления и политика монархии встречали сопротивление со стороны привилегированного сословия. Это обстоятельство осложняло и затягивало становление абсолютизма. Складывание абсолютизма связано с правлением Франциска (1515—1547). Военачальник и просвещенный монарх, Франциск I отвечал представлениям французов о государе. Его мужество, жажду ратных подвигов и жизнелюбие соотечественники воспринимали как воплощение французского национального характера. При Франциске I возникли новые правительственные советы: Большой совет, деловой и частный, которые делили между собой отдельные сферы государственного управления. За годы своей власти король ни разу не созвал Генеральные штаты и держал под строгим контролем деятельность Парижского парламента. С его санкции стали практиковаться переносы дел из парламента а Большой совет короля. При Франциске I впервые в королевских указах появляется формула изъявления самодержавной власти — "ибо таково наше соизволение".
Король вел систематическое наступление на сепаратистски настроенные города Лангедока и Оверни. Указом 1536 г. он наделил органы королевской власти на местах — сенешальства и бальяжи — разнообразными административными полномочиями. Стремясь расширить государственный аппарат, он увеличил численность чиновников более чем на 100 человек. При нем была учреждена так называемая сохранная казна, куда поступали суммы от продажи государственных должностей. Практика продажи государственных должностей приобрела законную силу. Пополнение государственной казны было предметом особой заботы короля: с 1517 по 1543 г. только прямой налог — таль* — вырос вдвое, не считая повышения косвенных налогов и других платежей. Огромные суммы расходовались на военные операции в Италии: наследник Карла VIII и Людовика XII не отказался ни от боевых подвигов, ни от богатых военных трофеев. Увлекая военными походами за пределы Франции значительную часть дворянства, он создал благоприятную обстановку для осуществления своих внутриполитических реформ. С Франциска I Франция начинает заморские экспедиции. Королевская инструкция, врученная в 1534 г, моряку из Сен-Мало Жаку Картье, положила начало участию французов в исследовании Нового Света. В ней предписывалось отправиться в новые земли, открыть те острова и страны, "где, как говорят, должно находиться большое количество золота", 24 июля 1534 г. два небольших судна Жака Каргъе появились на берегу залива, названного потом заливом св. Лаврентия. Этот день считается днем открытия Канады. Во время последующих экспедиций были намечены места будущих поселений — Монреаль, Квебек, Щарлсбург. Канада, в 18 раз превосходящая Францию по своей территории и немногим меньше всей Западной Европы, принадлежала французам в течение 200 лет, пока в 1763 г, не перешла к Англии. Но за эти 200 лет французы мало успели узнать и освоить эту землю. Канада заселялась медленно, только начиная с XVII в. этот процесс принял заметные масштабы. Одно из важных мест во внутренней политике монарха занял церковный вопрос. Согласно Прагматической санкции 1438 г., гарантом автономии галликанской церкви от Рима выступал монарх. Королевская власть, ограждая французское духовенство от чрезмерных притязаний папства, пользовалась правом на вмешательство в дела клира, В 1^1^г^ходе Итальянские войн в интересах военного сотрудничества с папой Львом X было принято решение об отмене Прагматической санкция и заключен Болонский конкордат о разделе права инвеституры. Согласно конкордату, Франциск I получил право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности с последующим утверждением назначенных в Риме; папа восстанавливался в правах на получение аннат без согласования с французским духовенством. Таким образом назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское пожалование. Болонский конкордат окончательно оформил право вмешательства короны в церковные дела.
Французский король строил новое государственное здание — абсолютную монархию — и делал явные успехи, которые давались нелегко. Но несмотря на это абсолютизму еще рано было торжествовать победу. 13 лет спустя после смерти Франциска I на ассамблее Генеральных штатов в Орлеане (1560) представители дворянства заявили о том, что король и дворяне, в сущности, равноправны; если король подобен солнцу, то дворянство может претендовать на роль луны. Дворянство безоговорочно признавало полноту власти, государя лишь во время войны, отказывая суверену в праве посягать на свои привилегии. Дворянские клиентелы оставались источником постоянной нестабильности. Новая политическая организация дворянства не могла уберечь монархию ни от мятежей и смут, ни от гражданской войны. Высшее сословие противилось ущемлению своих политических привилегий, в частности утрате права ка участке в работе ассамблей Генеральных штатов, и не упускало случая воспользоваться временным ослаблением монаршей власти, чтобы заявить о своих правах. Ослабление власти при внуках Франциска I Франциске Н (1559—1560) и Карле IX (1560—1574), связанное с малолетством наследников престола, способствовало активизации сопротивления проабсолзотистской политике короны со стороны части дворянства и городов.

56. Реформация во Франции. В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д'Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д'Этапль перевел Библию на французский язык.Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части – Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» – эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.При Генрихе II (1519-1559) создается чрезвычайный трибунал, получивший название «Огненной палаты», специально для борьбы с кальвинистским движением.Несмотря ни на Сорбонну, ни на «Огненную палату», Реформация во Франции распространялась, находя сторонников и в городах, и в деревнях. В середине XVI в. на Юге страны широко распространился кальвинизм. На Юге, издавна считавшемся котлом ересей, к кальвинизму присоединились наемные рабочие, ремесленники, дворянство. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее развитие (Нормандия).Французские протестанты получили название гугенотов. К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи. Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д'Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.

57.Религиозные войны. Первый период религиозных войн (1562-1570). Второй период (1572-1576). Третий период (1580-1594). В первые десятилетия 16 в. во Франции получили распространение идеи Лютера. Однако лютеровский протестантизм не пустил во Франции глубоких корней.Кальвинизм в свою очередь был объявление еретическим движением, «Наставление» было сожжено на паперти собора Нотр-Дам. Первые реформаторские церкви появились в начале 40-х годов в Эльзасе, затем Турине, Пикардии и в 1557 г. в Париже. Реформаторская церковь не получила официального статуса и оказалась легко втянутой в политическую борьбу.Франция вступила в период политического кризиса, появлением которого стали Религиозные войны 1562-1594 гг. Поводом послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания итальянских войн. К середине 16 в. стали ощутимы последствия революции цен и тяжесть налогового бремени. В тоже время стала сказываться реакция на политику абсолютизма. Первый период 1562-1570. В это время борьба не отличалась ожесточением. Католическая сторона находила поддержку в северной части Франции, она опиралась на Париж. Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилий, вступивших под знамением протестантизма. Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене 1570 г. Второй период 1572-1576. Главным событием была расправа над гугенотами в Париже. В ночь на 24 августа 1572 года - праздник Св. Варфоломея – дворяне католики и парижская толпа перебили несколько сотен гугенотов. Военные действия перекинулись из Парижа в провинции и продолжались до октября 1572 года. Второй период закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду кроме Парижа и территорий кор. двора, а также право организовать свои отделения при судебных палатах «парламентах» провинций. На исходе второго периода образовалась Католическая лига, которая предлагала полностью восстановить и сохранить католическое богослужение и обеспечить ГенрихуIIIавторитет его власти. Третий период 1580-1594 гг. Смерть последнего мужского представителя династии герцога Алансонского привела к тому, что дофином Франции стал принц крови из династии Бурбон гугенот Генрих Наваррский. Он принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов — герцога Майенна, который держал в своих руках Нормандию, и герцога Меркёра, который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани.В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври, но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха. К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам.

 

58Победа Генриха Наваррского. Нантский эдикт. Победа Генриха Наваррского. Начавшийся период безвластья стал не менее тяжелым, чем предыдущие годы. Францию опустошали дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского. Недюжинные способности позволили законному наследнику на престол в середине 1598 г. приблизиться к Парижу и начать осаду. Не желая подвергать город разрушению, Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества: Париж стоил мессы. Законный наследник престола, хотя и был французом, но в глазах своих соотечественников оставался прежде всего гугенотом — еретиком. Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г. в соборе Сен-Дени, за этим в феврале 1594 г. последовала коронация в Шартре. * Генрих Бурбон, король Наварры, стал королем Франции под именем Генриха IV (1594—1610). С этого времени на французском престоле утвердилась династия Бурбонов. Спустя месяц, в марте 1594 г., Генрих IV вошел в Париж, В страхе и сомнения парижане ожидали первых распоряжений нового короля. После долгих лет распрей инерция войны не могла быть сразу остановлена. Генрих IV принял разумное решение не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество.
После шестилетнего безвластия престол оказался в крепких руках умного и опытного правителя. Долгие годы борьбы не прошли бесследно: Генрих IV должен был извлечь уроки. Религиозные войны выявили непоследовательность политики короны, антиабсолютистский характер выступлений дворянства как под католическим, так и под протестантским знаменами и слабость бюргерства, которому еще не чужды были средневековые муниципальные интересы. Отлично понимая политическую подоплеку религиозных войн, Генрих IV попытался прежде всего вырвать из рук антиабсолютистских сил религиозные знамена — разрешить конфессиональный конфликт
Нантский эдикт. Гарантией мира в послевоенной Франции стал Нантский эдикт, обнародованный Генрихом IV в 1598 г. Указ объя­вил в качестве официальной галликанскую церковь. Вместе с тем, став отражением внутренней политики монархии, он преследовал цель разрешить религиозно-политические проблемы. Это была пер­вая попытка создания своего рода декларации прав подданных французской короны независимо от их конфессиональной принад­лежности. В эдикте декларировались права на положение, имущест­во, образование, суд, медицинскую помощь. Однако реализация этих прав для католиков и протестантов была не одинаковой. Эдикт территориально ограничивал права протестантов на отправление культа: молебны могли совершаться в строго указанных местах, из которых исключались Париж, все крупные города и епископские резиденции. Протестанты могли обучать своих детей только в своих школах, коллегиях и университетах, которые разрешалось строить в местах отправления ими культа. Они не могли воспользоваться гос­питалями, ибо последние находились под покровительством католи­ческой церкви. Право на суд протестантам разрешалось осуществ­лять только в специальных палатах, созданных при провинциаль­ных парламентах. Протестанты, как подданные короны, помимо всего обязывались платить церковную десятину в пользу галликан­ской церкви. С политической точки зрения Нантский эдикт был призван содействовать укреплению власти на местах. Корона стремилась использовать судебные палаты, пополняемые доверенными лицами из числа католиков и протестантов. Кроме того, повсеместное дей­ствие Нантского эдикта, начиная с 1598 г., лишало знать права по собственному усмотрению решать конфессиональную проблему в своих сеньориях. Генрих IV сделал важный шаг к превращению феодалов, прежде обладавших столь значительной привилегией, в королевских подданных. Вместе с тем Генрих IV вынужден был сделать протестантам весомые уступки. Гибкость его политического курса в интересах мира заключалась в предоставлении протестан­там права на сохранение занимаемых ими со времени образования Гугенотской конфедерации городов-крепостей и укреплений. Это право жаловалось как "королевская милость" на 8 лет, по истече­нии которых надлежало его продлить либо отменить.

59.Реформы Генриха IV. Реформы Генриха IV. Стремясь к укреплению своей власти и упрочению экономической базы дворянства, Генрих IVстал инициатором ряда реформ. Проводником монаршей политики был его первый министр Максимилиан Сюлли. Рассматривая укрепление крестьянского хозяйства как залог благополучия дворянства, жив­шего преимущественно на натуральную и денежную ренты, Сюлли принял ряд мер в поддержку крестьян: ввел запрет на произвольное обложение крестьянского хозяйства, отменил продажу за долги сельскохозяйственного инвентаря, разрешил крестьянским общинам выкупать проданные общинные земли и добился более справедливо­го распределения прямого налога — тальи посредством привлечения к его уплате злостных неплательщиков. В интересах дворянства он списал значительную часть его долгов, образовавшихся за годы ре­лигиозных войн. Кроме того, он попытался приобщить дворянство к ведению хозяйства на манер английских джентри. С этой целью с санкции монарха началась пропаганда агрономических знаний: поя­вились первые агрономические трактаты ("Театр земледелия" О. де Серра — 1600 и др.). В интересах крестьян и дворянства были приняты меры по расширению хлебной торговли: правительство по­шло на сокращение пошлин и уничтожение внутренних таможен.Торговая политика Сюлли характеризовалась меркантилизмом — покровительством вывозу промышленной продукции и запретом на вывоз сырья. В соответствии с этим были заключены торговые дого­воры с Англией и Испанией.Достаточно успешной была колониальная политика Сюлли в Северной Америке и Вест-Индии. Результатом экономических мер монархии стал количественный рост мануфактур. Особое место сре­ди них занимали королевские мануфактуры по производству шелка, полотна, золотой пряжи и фаянсовых изделий. Новые предприятия обладали привилегиями в торговле и распоряжались большим де­нежным капиталом. Усилиями Генриха IV Франция вступала в новую фазу полити­ческой эволюции, которая характеризовалась созданием единооб­разного во всех частях государства. Отстранением от участия в Королевском совете и руководстве внешней политикой был нанесен ощутимый удар по аристократии. Монарх отказался от созыва Гене­ральных штатов, предпочитая им узкие советы назначаемых лиц — нотаблей. Стремясь ограничить власть губернаторов — последнего оплота аристократии в провинциях, Генрих IV направлял в провин­ции генеральных наместников из числа преданных людей для от­правления финансовых и судебных дел, оставляя знати полномочия командования местными военными силами. Более того, была изме­нена практика продажи государственных должностей. Узаконенная еще Франциском I широкая продажа государственных должностей не только поощрялась, но приобретенные должности становились наследственными. Для этого достаточно было вносить в казну еже годный налог — полетту. Таким образом корона изыскала новую доходную статью. Все очевиднее проявлялась исключительная роль бюрократического аппарата как специфическая черта абсолютной монархии Франции. Представители "дворянства мантии" занимали важные должности в центральном и провинциальном аппаратах, входили в состав дипломатического корпуса, им же принадлежали доходные церковные и придворные должности. Высшее чиновниче­ство сближалось с аристократией.


<== предыдущая | следующая ==>
Індикатори потреби в профорієнтації старшокласників та дорослих. Первинна та поглибленна консультація з профорєнтації | Цели и задачи контрольной работы

Date: 2016-07-18; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию