Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воп.Средневековый Египет.Государства Фатимидов,Аййубидов и Мамлюки





Окончательно политическую власть Аббасидские халифы потеряли в 945 г., когда Багдад был взят представителями иранского шиитского рода Буидов (945-1056). За халифами был оставлена только духовная власть, но имя халифа по-прежнему произносилось в хутбе, чеканилось на монетах, он давал инвеституру на правление. Все права по управлению страной оставались у Буидов. Халиф лишился пышного двора и гвардии. (Назначалось содержание халифу 2 тыс. динаров в год (хотя халифам на содержание двора требовалось 7 тыс. динаров в день.). Так халифы превратились в своеобразных «пап Востока». В 1055 г., когда Багдад захватили турки-сельджуки, халиф передал главе сельджуков инвеституру на правление, короновал султаном, и только после этого тюркский правитель был признан в мусульманском мире. Окончательно же Багдадский (Аббасидский) халифат пал в 1258 г., когда Багдад захватили монголы.

Посмотрим, каким же образом происходило отделение от Халифата отдельных областей, как происходил политический распад.

Египет и Сирия

В 60-х гг. IX в. эмир Египта Ахмад ибн Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое государство Тулунидов (868-905). С начала X в. Египет стал объектом притязаний шиитской династии, утвердившейся в Магрибе, – Фатимидов, которые вели свою родословную от дочери пророка – Фатимы. В 969 г. после продолжительной борьбы, Фатимиды захватили столицу Египта – Фустат, а затем и всю страну и основали новую столицу – Каир. Затем Фатимиды сумели завоевать Сирию. К началу XI в. в состав Фатимидского государства входили уже Египет, современные Ливия, Сирия, Палестина, Западная Аравия, острова Мальта, Сицилия, Сардиния и Корсика. Фатимидские правители еще в начале X в. приняли титул Халифа.

 

Хозяйство Египта в первую половину правления Фатимидов процветало. Земледелие, ремесло и торговля приносили большие доходы. Главным направлением развития аграрных отношений стала трансформация земель государственного фонда. Изначально государственные земли (васийа, савафи) сдавались на откуп. Процедура сдачи земли на откуп происходила в главной мечети Фустата, бывшей столицы Египта (постепенно сливавшейся с Каиром); соглашения заключались на срок до 6 лет при условии взноса в казну определенной суммы хараджа. Акт соглашения о сдаче на откуп носил название кабала; взятые на откуп земли (акта) могли обрабатываться членами семьи откупщика, но, по-видимому, преобладала субаренда (или трудовая аренда).

Институт кабала был широко известен в мусульманском мире; связанная с ним практика уходила корнями в обычаи, существовавшие до арабского завоевания. В частности, в Египте она была порождена влиянием института долгосрочной или вечнонаследственной аренды (эмфитевсис). Откупа, способствовавшие углублению общественного неравенства, сделались в эпоху Фатимидов одним из каналов дальнейшей феодализации Египта, благодаря которому сформировалась после вытеснения византийских патронов значительная часть класса феодалов.

В 70-х годах Х в. Фатимиды поставили откупщиков под строгий государственный контроль (реформы Ибн Киллиса), сохранявшийся, как можно предположить, почти столетие. Это время наибольшего развития государственного землевладения являлось и периодом наивысшего подъема благосостояния страны.

Однако со второй половины XI в. государственная земельная собственность начинает разлагаться, что выразилось в постепенном превращении икта -откупов в и кта - временные земельные пожалования, обусловленные военной службой. Основной причиной такого поворота в развитии была необходимость обеспечения военного сословия, усиление которого было характерно для всего мусульманского Востока той эпохи.

В начале XII в. поступления в казну с икта-откупов сократились, увеличились доходы эмиров, завладевших к этому времени откупами, которые они отнимали у низших военных чинов; своими доходами от откупов они не делились с казной. При халифе ал-Амире (1101-1130) срок держания икта был увеличен до 30 лет и все держания перераспределены; одновременно было запрещено требовать от откупщиков сумм больших, нежели обусловленные, а также до срока передавать откуп другому лицу. Однако восстановления откупной системы в ее прежнем виде не произошло. В конце правления Фатимидов военные икта, свободные (или почти свободные) от взносов в казну, составляли большую часть государственных земель.

В фатимидском Египте, как и в других современных ему государствах Ближнего и Среднего Востока, издольная аренда (музараа) являлась типичной правовой формой мелкого наследственного крестьянского держания, а по существу - формой феодального землепользования. Представляет интерес то обстоятельство, что в арендных договорах этого периода встречается условие, согласно которому земледелец был обязан выращивать на арендованном участке определенные технические культуры, нужные для лица, сдающего землю (индиго, лен, сахарный тростник), в чем можно усматривать связь землевладения с рынком. Средоточием ремесел и торговли в фатимидском государстве были города, многие из которых сохранились с древних времен. Общественное разделение труда вело к росту числа ремесел и их дроблению. В египетских документах ХI-ХIII вв. насчитывается 265 терминов, обозначающих ремесленные специальности, тогда как для византийской эпохи их известно менее 180. Главное место среди ремесел, как это было характерно для средневековья, занимало древнее искусство изготовления тканей. Основными центрами выделки льняных-тканей были Александрия, Дамиетта, Дабик, Тиннис, Шата. В Нижнем Египте выделывались и шелковые ткани из привозного (из Сицилии, Сирии, Ирана и Ирака), и местного сырья. Асйут в Верхнем Египте славился шерстяными одеждами. В ткацком деле наблюдалась большая специализация.

Далее шли обработка металлов, стекольное и гончарное дело, в которых преобладали иудейские ремесленники, обработка кожи и дерева, изготовление бумаги, вытеснившее древнее ремесло выделки папирусов и пергамента. У Фатимидов было большое хранилище книг, где находилось не менее 600 тыс. томов. Халифы нанимали переписчиков, приобретали книги и в других странах; их примеру следовали везиры и прочая знать. Развиты были изготовление мыла, сахароварение.

Богатство и международный престиж фатимидского Египта привлекали сюда ремесленников из Сирии, Византии, Магриба и других стран. Что же касается организации ремесла, то в ткацком деле главную роль играли государственные мастерские (тираз), централизованные и децентрализованные; продукция их шла на нужды халифского двора, а также на вывоз. Крупные мастерские имелись и в сахароварении, и в бумажном деле. Остальные ремесла были представлены мелким индивидуальным хозяйством, где ремесленники были собственниками своих мастерских и орудий. Они трудились обычно вместе с членами своих семей; целью производства было создание потребительной стоимости, поддержание "приличествующего" данному общественному слою образа жизни. Существовали объединения ремесленников по профессиональному (а одновременно иногда и локальному, религиозному или этническому) признаку; по-видимому, исполнением фискальной обязанности перед властями, передачей профессиональных навыков и контролем за соблюдением установленных цен деятельность фатимидских корпораций и ограничивалась. Были распространены контракты между несколькими ремесленниками (товарищества), причем орудия труда становились общей собственностью, а убытки и доходы делились поровну. Целью таких объединений было установление монополии в данном виде ремесла.

В окрестностях Каира и других крупных городов имело место товарное производство продуктов земледелия. Центрами обмена между городом и деревней были регулярно действовавшие городские рынки. Крупнейшим центром как внутренней, так и внешней торговли в первой половине фатимидского периода оставалась бывшая столица Египта - Фустат, занимавший выгодное географическое положение на берегу Нила, между Верхним и Нижним Египтом. В 1168 г. Фустат в результате пожара был почти полностью разрушен и только тогда перестал играть сколько-нибудь значительную роль в экономике страны.

Утверждение Фатимидов в Египте способствовало восстановлению древних торговых связей с Востоком через Красное море, прерванных в VI в. персо-византийскими войнами. Основной поток транзитных товаров был отвлечен от Персидского залива. Восстановлению красноморской торговли способствовали действия бахрейнских карматов, затруднявших плавание купцов по Персидскому заливу. Главной же причиной перемещения сферы действия египетского и магрибского купечества в области Индийского океана был постепенный переход торгового первенства в Средиземном море к европейским державам. Во внешней торговле, как то было характерно для всего средневекового Востока, принимала участие феодальная знать (члены правящей династии и сами фатимидские халифы, военачальники, наместники, судьи и др.).

Разнообразные формы торгового сотрудничества были весьма популярны; при этом отсутствовали какие-либо этнические или религиозные ограничения. Приобретение некоторых товаров (железа, дерева, смолы) было государственной монополией; государство же являлось первым покупателем прочих иноземных товаров. Внешняя, а особенно транзитная торговля с другими странами Востока (пряностями, благовониями, тканями) приносила Фатимидам огромные доходы в виде пошлин, арендной платы за торговые помещения, прибыли от перевозки купеческих товаров или прямого участия в торговле с ее разницей цен при купле и продаже.

 

 

Таким образом, на востоке появились два халифа, каждый из которых считал законным только себя. Халифат раскололся на сторонников и противников того и другого халифа. Государственной религией был объявлен шиизм, хотя Фатимиды отличались веротерпимостью, так как большинство населения Египта исповедывало суннизм. Центром Фатимидского халифата был Египет и на время их правления приходится заметный подъем развития хозяйства, подъем производительных сил. Но уже во второй половине XI в. могущество фатимидских халифов слабеет. Страной фактически некому было управлять, каждый везир был занят только защитой себя от доносов (за 12 лет сменилось 35 везиров). Войска и гвардия боролись за влияние и халиф не смог справиться с ситуацией. К 60-м гг. XI в. империя Фатимидов уже фактически не существовала: в Сирии шли междоусобные войны, часть Египта подчинялась командующему тюркской гвардии, а часть – гвардии из негров, власть халифа признавалась только в окрестностях его дворца. Йемен и Мекка вновь подчинялись Аббасидам, Сицилия захвачена крестоносцами. После захвата Багдада в 1055 г., турки-сельджуки отвоевали отвоевали у Фатимидов Дамаск и Иерусалим. В дальнейшем Иерусалим был завоеван крестоносцами в 1099 г. Вскоре Фатимиды потеряли всю Сирию.

 

В XI в. власть в государстве переходит от халифов к везирам из военных. Падение халифата произошло при следующих обстоятельствах. В начале XII в. в междоусобную борьбу в Египте вмешался сирийский правитель из атабеков – Нур ад-Дин. Его целью было создания плацдарма для нападения на Иерусалимское королевство крестоносцев с юга. Для этого он послал в Египет большую армию во главе с полководцем – курдом Ширкухом, предотвратив тем самым угрозу захвата Египта крестоносцами. Своей умелой политикой при фатимидском дворе Ширкух добился в 1168 г. назначения себя везиром. В следующем году, после внезапной смерти Ширкуха, везират перешел к находившемуся при нем его племяннику Салах ад-дину Юсуфу ибн Аййубу (Саладину).

В 1171 г., низложив умирающего фатимидского халифа, Салах ад-дин захватил власть в Египте, став первым султаном династии Аййубидов. Сопротивление сторонников Фатимидов было сломлено, остатки армии распущены и т.о. династия Фатимидов фактически и формально прекратила свое существование.

 

Утверждение Аййубидов сопровождалось отказом от шиизма в качестве официальной религии и восстановлением суннизма в его более развитой в сравнении с ранним исламом форме. К началу XII в. суннитский ислам развил сложную схоластическую систему - калам, включил в себя культы многочисленных святых; сформировалось сословие духовенства. Египет вернулся под духовную власть аббасидских халифов, и в 1174 г. аббасидский халиф ал-Мустади даровал Салах ад-дину титул султана и санкционировал его завоевания, послав ему грамоту инвеституры и почетные одежды.

Отказ от шиизма в Егийте не встретил никакого сопротивления, но в Сирии Аййубидам пришлось столкнуться с исмаилитами. Главным шейхом сирийских исмаилитовв 1169-1192 гг. был Рашид ад-дин Синан. Салах ад-дин совершил в Ливан два похода; множество исмаилитов было перебито, а на него самого было совершено два покушения. В 1176 г. Салах ад-дин заключил, вероятно, соглашение с Синаном, ибо исмаилиты никогда более не выступали против него. В 1192 г. они убили в Тире видного вождя крестоносцев маркиза Конрада Монферратского, что было, возможно, одним из результатов этого соглашения. Преемники Салах ад-дина продолжали его политику по отношению к исмаилитам, не отказываясь от использования их тайной организации в своих политических целях.

В 1170 г. в Египте появились первые религиозные училища нового типа, медресе, где основой преподавания стала суннитская доктрина. В качестве учредителей выступали сам Салах ад-дин, его эмиры, богатые купцы, ученые, женщины знатных фамилий. Строительство медресе продолжалось и при преемниках Салах ад-дина.

С новым усилением влияния суннизма было связано распространение суфизма - мистико-пантеистического течения ислама в его ортодоксальной форме, выработанной знаменитым теологом ал-Газали (1058-1111). При Аййубидах в Египте появились многочисленные суфийские обители (ханака). Главы крупных религиозных учреждений назначались обычно самим султаном; от правительства они получали выдачи натурой и значительные денежные средства. Кроме того, они имели в качестве вакфов движимое и недвижимое городское имущество, а также земельные владения в сельской местности.

Что касается египетской экономики этого периода, то налоги с крестьян при Аййубидах несколько уменьшились. В городах на смену строгой регламентации фатимидского периода пришло более свободное развитие ремесла. Эпоха Аййубидов богата торговыми договорами с европейскими государствами.

В конце XII - начале XIII в. в армии египетских Аййубидов наемники - курды и туркмены - стали уступать свое место купленным рабам. Особенно много их было приобретено султаном Салихом (1240-1249); султан сделался игрушкой в их руках. Его преемник, Муаззам Туран-шах (1249-1250), который пытался противопоставить им свою волю, поплатился жизнью. После трехмесячного правления жены Туран-шаха, Шаджарат ад-Дурр, правлению Аййубидов в Египте пришел конец.

 

 

Салах ад-Дин осуществлял в Египте абсолютную власть. Ядром новой армии Салах ад-дина стали туркмены и курды, в чью пользу были перераспределены отряды икта. Был восстановлен и пришедший в упадок египетский военный флот. В 1174 г. Салах ад-дин завоевал с небольшим отрядом Дамаск и другие сирийские территории. К 1186 г. он покорил северную часть междуречья Тигра и Евфрата.Объединив в одно целое остатки Фатимидского халифата и государства сирийских атабеков, Салах ад-дин противопоставил своим врагам единый большой султанат, оказавшись самым могущественным правителем в мусульманском мире. После этого он смог приступить к главной задаче – решительной борьбе с крестоносцами. По условиям заключенного с ними мира в 1192 г. в руках Салах ад-Дина оказались почти вся Сирия с Палестиной.

 

После его смерти государство превратилось в своеобразную федерацию княжеств под руководством Аййубидов. В конце XII – начале XIII вв. в армии египетских Аййубидов наемники – курды и туркмены – стали уступать свое место купленным рабам, мамлюкам. Особенно много их было приобретено султаном Салихом (1240-1249). Султан сделался игрушкой в их руках. Его преемник, в 1250 г. попытавшийся проявить волю, поплатился жизнью, и после трехмесячного правления жены этого преемника, правление Аййубидов в Египте завершилось.

 

В Египте и Сирии с 1250 г. правит династия мамлюкских султанов. Именно им пришлось столкнуться с монголами, которые в 1260 г. предприняли поход в Сирию. 3 сентября 1260 г. в местечке Айн-Джалут монголы потерпели полное поражение от мамлюков, их предводитель был взят в плен и казнен.

Государство мамлюкских султанов, как и его предшественников, раздирали междоусобицы. Задачей султанов была расправа с мятежными наместниками и одновременно – борьба с крестоносцами. Борьба с последними шла достаточно успешно, и к 1273 г. в руках европейцев оставались только Триполи и Акка, все остальные города подчинялись мамлюкам. Мамлюкские султаны также предвидели возможный союз двух своих врагов – крестоносцев и монголов и заключали для предотвращения такого сговора ряд договоров со всеми врагами своих врагов, в частности, с кипчаками. Борьба с монголами продолжалась до XIV в. В ходе этой борьбы мамлюки раскалываются на две династии – Сирийских и египетских, или черкесских, мамлюков. Огромный урон мамлюкам нанесли походы Тимура в к XIV-н.XV вв., разорившие страну. Но власть мамлюкских султанов сохранялась еще долгое время.

 

Date: 2016-07-05; view: 686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию