Оз. Выпускников – 1281 – 1032 – северный склон хр.Тигиртыш

Дежурят Ната и я

Утром дождь. Миша сказал, что дежурным надо вылезать в 9. Вылезнув, мы долго не могли вскипятить котлы. Разведённый на щепках костёр задувало и заливало. Я делал новые щепки, Ната приносила из леса мокрых сучков, делали новый костёр, побольше, но и его заливало. Расстроившись, однажды неловко разрубил полено и деформировал топор об камень – тогда понял, что дальнейшие мои старания будут только ухудшать ситуацию. Итого, через час позвали на помощь Миху Ла. Он выложил вокруг имевшегося небольшого костерка все дрова, что у нас были. В сам костёр нарезал ножом стружку. Достаточно быстро костёр взвеялся, и котлы были нагреты. Позавтракали-таки. Однако, с нашим долгим разведением костра, мы никуда не опаздывали: лил проливной дождь и выходить не торопились.

Дождь закончился. Мы спешно собрались и вышли в полдень. Собирались быстрее, потому что всем хотелось свалить из порядком надоевшего болота. Продукты бегают: сгрузил Наташке Ромкин овёс и пару пачек конфет. Шли по размазанной тропе… Шли по мокрым кустарникам… Продирались иногде по бурелому… Шли по куруму (мёртвый)… Кое-где встречали кустарниковые ягодки, которые на вид были жимолость, а на вкус – жесть. Начался и продолжался ощутимый подъём. Где-то среди него пошёл моросящий дождь. Залезли на достаточно низкую часть хребта. Подъём делали по свежему месту, и я бы назвал его сложным, но… Спасало то, что Миша Ла, который шёл впереди, всегда выбирал наименее энергозатратный путь. Поэтому на хребет мы залезли вполне свежие.

Однако свежесть эту скоро помутил вид с вершины хребта и последующий спуск. Сначала вид: перед нами открывалась долина диаметра километров 10, окружённая с северной стороны горой Двуглавой (её не было видно вполне), со всех остальных сторон – отрогами хребта Тигиртыш. Вся долина была укрыта пихтовым лесом, только на хребте был курум и снег. И вся долина была придавлена тучей. Мы могли видеть и нижний и верхний её края, так как находились с ней на одном уровне. Из тучи во многих местах проливал дождь, и это было явно видно с нашей высоты. Туча была поймана между хребтом и Двуглавой. Ни выхода для неё, ни лучика солнца не предвиделось даже в пространстве иллюзий. Ни одного светлого места там, куда нам идти, не было. И надежду не давало ничто, кроме Мишиного Ла меланхолического пофигизма. Мы сфотографировались на вершине и начали спуск.

Теперь про спуск: он проходил под сильным углом по мокрой траве. Очень и очень скользкий. Дождь усиливался. Часто зацепиться было не за что и приходилось соскальзывать вниз метров на семь, пока не встречалась опора. Спуск показался офигеть отвесным. С середины начались ивы, там стало легче, потому что можно было даже по отвесному скользкому месту сползать, цепляясь руками за крепкие ветки. Внизу пересекли грязный и плоский снежник. Льёт уверенный дождь. Конфетки у Наташки промокли. Участники промокли тоже.

Дальше мы переходили болото, пересекали мелкие мокрые речки. Видели водопады. Вероятно, в хорошую погоду место красивое, но в дождь человеку здесь не место. Кое-как добрались до курумных грив, где очень дул очень сильный ветер. Холодно, одежда мокрая до нитки. Может быть опасно. Между камнями иногде росли кедры – к одному из таких мы спустились и спрятались от ветра между камней. Взглянув назад, видели, как заволокло облако место, где мы спускались.

Развели костёр на сухих кедровых палках. Закипятили чай. Слава нарезал компонентов на перекус. Пообедали. Долго стояли у костра, отогреваясь и высыхая. Высушил всю одежду, что была надета. Сапоги сегодня не намокли особо, так как до этого момента я шёл в закатанных штанах. Вода не стекала в сапог так интенсивно, однако выразилась другая проблема: незачехлённые ноги натираются сапогами в местах комариных укусов. Кровь очень медленно вылезала через натёртую площадь и не успевала затянуться. На скользком спуске Наташа проехалась и оторвала рукав своего дождевика. Поэтому мы поменялись – дальше она шла в моей накидке на рюкзак – тканевом дождевике, а мой рюкзак ехал в её драном полиэтиленовом.

Пообедав, мы собрались дальше. Путь сложный – прыжки и перелазки по скользкому куруму казались ерундой по сравнению с плотным и мокрым кустарником.

Лёха:> Туристы УПИ лёгких путей не ищут! Пусть всякие прочие ходют по тропам, а мы ломанём напрямки! По крайней мере, без жидкой грязи под ногами в корытообразной тропе. Тем более, что Миха – очень качественный тропопрокладчик.

Мы пытались пройтись по хребту, не теряя высоты, но всё больше сваливали в долину реки Бельсы. Дождь продолжал поливать уверенно. Переходили участки курума, болота, перемедведивали стрёмный кустарник. Лезешь так между ним, как змея изворачиваешься, ну совсем «плохо». На привалах лень снимать рюкзак – холодно и мокро. Мы с Наташей нашли, что надо идти сразу за Мишей Ла – так значительно легче. Перемедведивая очередной кустарник, Наташка спросила его – уверен ли он, что мы идём в правильную сторону.

Миха Ла:> Нас невозможно сбить с пути – нам пофигу куда идти[2].

Тогда эта фраза прозвучала ошеломляюще, и только через несколько дней я понял, что она на самом деле вполне точно описывала ситуацию и что движение наше было верно при любом возможном отклонении. Дело в том, что с южной стороны от нас был хребет. Лезть на него мы бы не стали, потому что это сразу сильный набор высоты и лень такое сейчас предпринимать.

С западной стороны мы пришли и ясно, что обратно нам не интересно. С оставшихся двух сторон две долины речек. С севера – Бельса, с востока – Кульса. На Бельсу нам надо, чтобы лезть на Двуглавую. На Кульсу надо, чтобы идти на пилу Тайжесу и озёрный перевал. Куда бы мы не выпали – нам всё равно туда надо. К тому же у всех трёх речек можно ожидать хорошие тропы.

Миха Ла:> На самом деле просто шли траверсом, стараясь идти по одной высоте, но потихоньку сбрасывали, чтоб полегче было).

Дождь перестал около девяти часов вечера. Мы обеспокоились местом для стоянки. Кругом повсюду очень большой уклон, на котором нереально спать. В некоторой точке остановились и разбрелись в стороны каждый метров на сто. Ничего не нашли. Собрались обратно и пошли вниз от хребта. По дороге я споткнулся и упал на рюкзак кверху лапами. Стало ясно, что хватит уже сегодня ходить. Начиналось выполаживание, и через не более, чем 500м, нашлось удовлетворительное место. Нашлась и вода поблизости – ручей Садистский, в камнях. Воду в котлы черпали кружкой. Быстро поставили лагерь и развели костёр. Кругом сухая пихта, и он прекрасно и ярко горел. Мы развесились сушиться и переоделись в сухое (к утру высушил все вещи, кроме рубашки). Развернули в палатке мокрый тяжёлый спальник (он килограмма 3-3,5 уже).

У Миши Ла и Славы в этот день зашёл разговор о горных духах. Дело в том, что "у каждой реки – хозяиныр есть, и у каждой горы – хозяиныр есть". Он регулирует своё место как ему нравится. Некоторые из них жадные, и только тогда благосклонны, когда получают жертву. Коллеги то ли вспоминали, то ли придумывали, кто же хозяиныр поднебесных зубьев, и разговор у них пришёл к тому, что дух этого места называется Хоба. Вот так: ххобаа!

И тема, значит, у них такая: Слава отошёл от стана метров на 20 с кусками еды и спрайтом и громко разговаривал с Хобой, просил его о хорошей погоде.

Слава:> Прими наши дары и будь к нам благосклонен. Слава завхозу!

Последняя фраза у всех вызвала ржач. Миха Ла сказал, что в этой фразе слава сказал всё – и своё имя и должность. А вообще это "завхозу" действительно звучит как шаманское имя.

Более того, Хоба забрал себе жертву. Сам причём забрал, можно сказать, силой вырвал: в этот вечер понятно же, что надо играть на варгане, бить в бубен и колдовать хорошую погоду. Так вот, у меня лежит в рюкзаке два варгана (условно, свой и Наташкин). Перекладываю оба их из рюкзака в карман куртки (карман не застёгивается), иду к костру. По пути удерживаю в кармане оба варгана рукой. Очевидно, что оба здесь. Далее (я тогда как раз сушил мокрые вещи) – снимаю куртку и вешаю её на костровой трос. Сразу же устремляюсь достать варганы из кармана, но их там уже нет. Темно. На том же месте смотрю в землю и вижу один инструмент из двух. Поднимаю и вешаю на шею. Второго на земле нет. И рядом нет. И нигде вокруг нет. Как две одинаковые деревяшки размером с нокия 3310 могли одновременно выпасть из одного кармана неодинаково? Тем не менее, вся команда вечером тусовалась у костра и никто не встретил варгана. Искали и вечером с фонариками, и на следующий день утром. Поиск не дал результатов.

Ночью скатывались в палатке – там был небольшой уклон. Однако я особо не замечал его и не жалуюсь. Уклон гораздо более комфортен, чем болото у выпускников.

В этот день мы также узнали, что Наташа пьёт спирт.

Лёха:>

Если я задубею, к Врачу обращаться не стану.

Обращусь я к Завхозу, не сочтите, что это в бреду:

Он нальёт в кружки Спрайт, он нарежет на ломтики сало,

Я глотну,… закушу… и пойму, что я снова живу!

Date: 2016-07-18; view: 222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию