Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционизм и христианская нравственность





История человечества говорит о том, что люди практически непрерывно воюют друг с другом. Чаще всего войны носят вполне «эволюционные» мотивы: стремление человека в борьбе за выживание к власти, к обогащению, к материальному достатку и роскоши за счёт порабощения или уничтожения других людей. Минувший XX век был, пожалуй, самым жестоким и кровопролитным по количеству человеческих жертв. И сейчас, в начале XXI века, человечество стоит на пороге, очередной большой войны. По сути, эта война уже идёт, но только носит не мировой, а локальный характер в разных точках планеты. И всё, что сдерживает сейчас приближение этой войны – это Россия с её ядерным потенциалом. Не будь сейчас ядерного оружия, наша планета со всеми её богатствами давно бы уже была поделена между крупнейшими «странами-хищниками», которые исповедуют ярко выраженную «эволюционистскую» политику силы. Очевидно, что путь эволюционизма для человечества является тупиковым и гибельным: ничего кроме страданий и смерти он в себе не несёт. А в итоге этот путь ведёт человека к звериному состоянию, или ещё хуже, к демоническому. «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает с себя – и образ человеческий и возревнует об образе зверином [60]». Выход из этого тупика возможен только при условии решительного изменения нравственного отношения людей к окружающей природе и к себе самим.

Сейчас только страх мировой ядерной катастрофы сдерживает «хищников» от последнего решительного передела мира. Что же кроме ядерного оружия может уберечь человечество от гибели? Очевидно, что совесть, основанная на христианской нравственности.[61] Ведь, если бы каждый человек стремился к нравственному идеалу Иисуса Христа, описанному в Евангелии, то в мире гораздо меньше было жестокости и страданий, и гораздо больше любви. Христианство дало миру то, чего раньше мир не знал, именно смысл жизни в жертвенной любви ко всему окружающему: к людям, к животным, к окружающему миру. Только в жертвенной христианской любви и сострадании может быть подлинный смысл жизни и спасение человечества от самоуничтожения.[62]

ГЛАВА 4. СОВЕСТЬ – ГОЛОС БОЖИЙ

4.1. Взгляд В.С. Соловьёва на происхождение совести

В контексте обсуждения нравственного аргумента бытия Бога заслуживает внимания книга выдающегося русского мыслителя 19 века, В.С. Соловьёва, «Оправдание добра». Владимир Сергеевич в своём труде высказывает ряд интересных точек зрения по вопросам морали, в частности, по вопросу происхождения совести в человеке. По его мнению, «существует неразложимая основа общечеловеческой нравственности, и на ней должно утверждаться всякое значительное построение в области этики.» [63] Далее интересно будет проследить ход мысли Соловьёва, который приведёт его к выводу об истоках происхождения совести в человеке.

 

4.1.1. Половой стыд – основа нравственного отношения человека к его животной природе

В.С. Соловьёв указывает на человека как на исключительное существо, отличающееся коренным образом от всех прочих животных. По его мнению, именно половой стыд сильнее всего отличает человека от остальных животных.[64] Помимо того, что человек является единственным обладателем совести в животном мире, он ещё единственный из животных, кто обладает чувством стыда, в частности, полового стыда. Обнаружение наготы или половой функции для человека является предметом стыда. Он также отмечает, что половой стыд «не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обнаруживается у самых низших человеческих рас». [65]

Далее В.С. Соловьёв делает очень интересное наблюдение касательно полового стыда. Он пишет, что в чувстве стыда человек выделяется не только из всего многообразия животного мира, но даже из своей собственной животной природы. «Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он не есть только это природное материальное существо, а еще нечто другое и высшее. То, что стыдится, в самом психическом акте стыда отделяет себя от того, чего стыдится; но материальная природа не может быть другою или внешнею для самой себя, – следовательно, если я стыжусь своей материальной природы, то этим самым на деле показываю, что я не то же самое, что она». [66]

Половой стыд обнаруживает в человеке несоответствие животного начала некоему высшему нравственному началу и вследствие этого приводит человека в смущение. Исходя из этого понимания полового, стыда можно сделать вывод о том, что в человеке присутствует понятие о высшем духовном идеале, которому человек не соответствует и к которому он призван стремиться. «Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, – я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек». [67]

Объяснить возникновение и назначение полового стыда с точки зрения эволюционизма невозможно по той причине, что стыд не приносит человеку никакой материальной выгоды. И это весьма странно. Ведь, если учесть тот факт, что стыд - свойство, принадлежащее только одному человеку как самому высокоорганизованному животному, то напрашивается вывод о каком-то исключительно важном назначении стыда для процесса выживания. Если допустить предположение эволюционизма о том, что стыд призван предохранять человека от половых излишеств, то и оно не будет состоятельным. Дело в том, что стыд не имеет достаточной власти над человеком, чтобы воспрепятствовать ему в удовлетворении необузданного полового желания. В тех случаях, когда даже основной инстинкт самосохранения не справляется с этой функцией, то едва ли можно возложить её на некий «новый инстинкт» полового стыда. Напротив, стыд часто бывает поругаем со стороны похоти и оказывается лишь помехой на пути эволюционного развития человека.

Кроме того, половой стыд проявляется ярче всего у человека в юном возрасте. Но в этом возрасте ещё не может идти речи о злоупотреблениях в половой жизни. И, напротив, при злоупотребления в половой жизни, когда стыд наиболее необходим, он ослабевает или вовсе пропадает. «Нормальный человек и без того достаточно огражден от пагубных излишеств простым чувством удовлетворенной потребности, а человек ненормальный или с извращенными инстинктами менее всего отличается стыдливостью. Итак, вообще, с утилитарной точки зрения, там, где стыд мог бы быть полезен, его нет, а там, где он есть, он вовсе не нужен.» [68] Таким образом, чувство стыда в человеке проявляется ярче всего тогда, когда в нём нет надобности, в то же время оно не проявляется в те моменты, когда оно больше всего нужно. В итоге, никакой материально-практической пользы для эволюционного развития человека чувство стыда не несёт. Таким образом, с позиций эволюционизма невозможно объяснить причины возникновения и само предназначение стыда для человека.

Помимо этого, важно отметить, что стыд пробуждается не во время злоупотребления половой функцией, а в момент обнаружения самой этой функции. Если здесь и можно говорить об охранительном назначении стыда, то только не по отношению к телу. Стыд, скорее, охраняет не материальную природу человека, а духовную, нравственную составляющую человеческой природы и свидетельствует о том, что в человеке ещё осталось нравственное достоинство. Можно сказать, что в данном случае проявляется особый духовный инстинкт самосохранения, который охраняет не телесное начало в человеке, а его высшее духовное начало. Если же человек будет действовать вопреки стыду, то со временем стыд ослабевает и может вовсе исчезнуть. Когда человек стыдится своего животного начала, он, тем самым, проявляет свою самостоятельность и внутреннее достоинство по отношению к этому началу, а, значит, и необходимость господствовать над ним, а не быть в рабстве у него. «Независимо от всяких соображений об эмпирическом происхождении чувства стыда в человечестве это чувство имеет то принципиальное значение, что им определяется этическое отношение человека к материальной природе» [69]. Таким образом, по мнению В.С. Соловьёва, стыд есть первая и основная составляющая нравственного начала в человеке, посредством которой человек выражает своё этическое отношение к своей низшей животной природе.

 

4.1.2. Жалость – основа нравственного отношения человека к живым существам

Наряду с чувством стыда В.С. Соловьёв выделяет чувство жалости, которое, по его мнению, является второй неотъемлемой частью нравственного начала и выражает этическое отношение человека к живым существам. «Рядом с этим основным нравственным чувством находится в природе человеческой другое, составляющее корень этического отношения уже не к низшему, материальному началу жизни в каждом человеке, а к другим человеческим и вообще живым существам, ему подобным, – именно чувство жалости» [70]. Чувство жалости состоит в том, что человек «ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя, таким образом, в большей или меньшей степени свою солидарность с другими». [71]

Жалость и сострадание, присущие человеку, являются неотъемлемой частью его нравственного начала. В некоторой степени жалость может проявляться и у животных, поэтому невозможно утверждать, что она есть продукт позднейшего человеческого развития. И, в таком случае, если человек, лишённый всякого стыда, стоит на одном нравственном уровне с животным, то человек, не имеющий нисколько сострадания и жалости, стоит в нравственном отношении ниже животного.

В.С. Соловьёв полагает, что чувство жалости нельзя сводить только лишь к развитию общественных отношений между людьми. Ведь в таком случае оно распространялось бы лишь на представителей одного конкретного общества. Однако человек способен проявлять жалость не только к представителям своего общества, но и ко всем вообще людям и к животным. Даже животные способны проявлять жалость не только к представителям своего вида, но и к представителям других видов, равно как и к человеку. Поэтому чувство жалости относится не к области общественной жизни, а к индивидуальной нравственной сфере человека. Подводя некий итог, В.С. Соловьёв говорит, что жалость составляет психологическую основу, суть нравственной связи человека со всеми живыми существами.[72]

4.1.3. Благоговение – основа нравственного отношения человека к высшему началу

Помимо стыда и жалости В.С. Соловьёв выделяет благоговение в качестве третьей составляющей нравственного начала в человеке. «Кроме этих двух основных чувств есть в нас еще одно, третье, не сводимое на них, столь же первичное, как они, и определяющее нравственное отношение человека не к низшей стороне его собственной природы, а также не к миру подобных ему существ, а к чему-то особому, что признается им как высшее, чего он ни стыдиться, ни жалеть не может, а перед чем он должен преклоняться. Это чувство благоговения…» [73]. Если стыд и жалость выражают нравственное отношение человека к его материальной природе и к окружающему миру, то благоговение представляет собой выражение нравственного отношения человека к чему-то высшему, что вызывает священный трепет и что достойно поклонения. Благоговение, как отмечает В.С. Соловьёв, есть основа религиозного чувства. По его мнению, некие зачатки благоговения обнаруживаются и у животных в виде преклонения и подчинения кому-то высшему (например, хозяину). В благоговении животного перед хозяином В.С. Соловьёв выделяет такие составляющие религиозного чувства как любовь, благодарность, почтение, трепет, надежду. Хотя, конечно, о религиозности в собственном смысле слова в случае с животными, говорить не приходится.

 

Date: 2016-07-18; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию