Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Эволюционизм





Весь эволюционизм как учение о постепенном усложнении и совершенствовании живых организмов строится на вере в то, жизнь возникла в результате перехода материи из неживых форм в живые. При этом эволюционизм не может дать ответы на принципиально важные вопросы, которые затрагивают самую его суть. Например, по какому закону из неживой материи образуется живая? Наука не знает такого закона. Более того, науке не известно ни одного факта образования жизни из неживой материи. А коль скоро эта вера эволюционизма не имеет никаких научных подтверждений, то сам эволюционизм, по сути, является антинаучным мировоззрением; и, в таком случае, все последующие утверждения эволюционизма не имеют смысла, поскольку они так же антинаучны, как и его вера в образование жизни из неживой материи. Тем не менее, несмотря на это, эволюционизм настаивает на том, что человек со всеми присущими ему особенностями, включая совесть, является продуктом эволюционных процессов.

Совесть и инстинкты

С позиций эволюционизма сложно объяснить возникновение и назначение совести. Каким образом она развивалась, а, главное, какую исключительную роль в процессе эволюции она играет? Если учитывать тот факт, что человек считается венцом эволюции, а из всех животных совесть присутствует только в человеке, то напрашивается вывод о каком-то особо важном назначении совести в деле выживания. Ведь не могла в самом совершенном животном развиться функция ненужная, или даже противоречащая законам эволюции. Отсюда логически следует вывод о том, что совесть должна иметь непременно положительное значение в деле выживания.

Эволюция беспристрастна и не щадит никого: с точки зрения эволюционизма в процессе естественного отбора выживают наиболее приспособленные и плодовитые особи. Закон выживания говорит, что слабым и больным особям не место в обществе, а совесть понуждает человека помогать таким людям. Могут возразить, что это всего лишь проявление жалости, а не совести. Надо сказать, одно другому не противоречит и не исключает. Зачем содержать детские дома, хосписы, учреждения паллиативной медицины? Не проще ли было всех «непригодных» с точки зрения естественного отбора убивать, или просто оставлять на произвол эволюции? Таким образом, и рабочие руки освободятся, и меньше хлопот будет, и больше свободного времени.

Эволюция подразумевает развитие у животных инстинктов, которые помогают им приспосабливаются к условиям выживания. Действительно, животное беспрекословно слушает голос своих инстинктов. Однако в случае с человеком нельзя утверждать, что он действует, руководствуясь исключительно инстинктами. Напротив, совесть, когда понуждает человека исполнять нравственный закон, тем самым очень часто противоречит инстинктам. В эти моменты в человеке просыпается другой, более мощный голос, который заглушает инстинкты и повелевает человеку действовать согласно иной логике, неподвластной инстинктам. Поэтому с точки зрения эволюционизма объяснить значение совести довольно сложно. Совесть, скорее, представляет собой помеху для естественного отбора, ведь она обязывает человека соблюдать условности в поведении, которые являются совершенно необязательными, а часто, обременительными в борьбе за выживание. Ведь человеку гораздо легче приспосабливаться и выживать без совести: использовать обман, воровство, насилие для поисков пищи, реализации полового влечения и продолжения рода. Взять хотя бы актуальный и всем понятный пример с бессовестным чиновником, который ворует народные деньги и обманывает государство. Это и есть эволюционная модель поведения, когда выживают не те, у кого совесть развита, а те, кто «забыл» про совесть и приспособился к жизни. Человек с ярко выраженным эволюционным поведением руководствуется исключительно соображениями своего благополучия: личного комфорта, достатка, обеспечения себя и своих близких. Человек фактически ведёт себя как хищный зверь, а всё общество постепенно превращается в джунгли, где выживает сильнейший.

Такое хищническое поведение уже совершенно не регулируется голосом совести. Единственным сдерживающим фактором для хищнического поведения является страх, который, опять же, является элементом инстинкта самосохранения, как в животном мире, так и среди людей. В животном мире, например, гиены не будут есть мясо в присутствии львов, потому что львы представляют для них опасность. Но стоит только львам потерять бдительность на какое-то время, как гиены тут же попытаются украсть их добычу. Иногда гиенам удаётся кража, но бывает и такое, что гиены попадаются в лапы львов. Подобные примеры можно встретить и среди людей. Человек может воровать долго и помногу, как это часто делают чиновники разных уровней и должностей во всех странах. И единственное, что может сдерживать масштабы воровства – страх разоблачения, тюрьмы или смерти. Но очень часто бывает так, что, преступая нравственный закон, человек теряет не только совесть, но даже и страх наказания. Как беспечная вороватая гиена попадает в лапы льва, так и потерявший страх чиновник, начинает воровать так явно и в таких масштабах, что неизбежно попадает в руки государственного правосудия. Только страх наказания является сдерживающим фактором для тех людей, которые попрали свою совесть. Если же человек живёт по совести, то его не нужно пугать наказанием, потому что совесть сама подсказывает ему направление его действий. Если бы в нашем мире не существовало страха смерти или тюремного заключения, то многие из людей, поправшие совесть, вполне уподобились бы животным, не знающим нравственного закона.

В дикой природе зверь, для того, чтобы выжить и продолжить род, в случае необходимости будет отнимать чужое и убивать. Не имеющие нравственного закона и совести, звери ведут себя вполне понятно и предсказуемо, а именно так, как подсказывают им инстинкты. Человек, оказавшийся в подобной ситуации, будет иметь препятствие в виде нравственного закона и совести, осуждающей нарушение этого закона. Однако и человек может жить исключительно по инстинктам, то есть придерживаться эволюционной модели поведения. Это происходит с человеком, если он постоянно игнорирует голос совести до тех пор, пока она совсем не замолчит. Зачастую человек, потерявший совесть, становится служителем инстинктов и низменных страстей, в нравственном отношении опускается до уровня животного, которое не имеет ни стыда, ни совести.

Между нравственным и эволюционным поведением человека существует обратно пропорциональная связь. Чем, более тщательно человек будет соблюдать нравственный закон, тем совесть его будет более развитой. А развитая совесть уже не позволит украсть: ни булку хлеба, ни миллионы и миллиарды рублей. Если брать пример с общечеловеческими нормами нравственности, то уже здесь совесть вступает в противоречие с эволюционной моделью поведения и является тормозящим фактором для естественного отбора. К общечеловеческим нормам нравственности относятся базовые нравственные нормы, принимаемые во всех народах: запреты на убийство человека, воровство и обман. Если же говорить о христианской нравственности[53], то она, тем более, никак не согласуется с эволюционным поведением.

Именно нравственный закон и совесть помогают человеку принципиально возвыситься над своими инстинктами, над своим животным началом. Человек – единственное живое существо, которое способно задаваться вопросами. Особенно остро перед человечеством всегда стояли вопросы поиска смысла жизни, моральных ценностей, нравственного совершенствования личности. Уже в дохристианскую эпоху античный мыслитель Аристотель подчёркивал особенно важную роль в деле нравственного совершенствования личности таких качеств, как «умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели» [54]. Ярким примером такого нравственного совершенствования личности могут служить христианские святые, особенно первых веков х ристианства, которые достигали удивительной нравственной чистоты и совершенства. Таким образом, совесть не только противоречит инстинктам, но и возвышает человека над ними. Поэтому нелепо было бы утверждать, что совесть является продуктом эволюции и является лишь частью телесно-психической природы человека. Исходя из вышесказанного, логичнее утверждать, что совесть, скорее, имеет не эволюционное (неземное) происхождение и относится к некоей высшей духовной составляющей человека.

Date: 2016-07-18; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию