Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совесть - сердцевина нравственного закона в человеке





«Психологически – совесть есть сознательная оценка свободных нравственных деяний как добрых или злых и самочувствие – приятное или неприятное, сопровождающее эту оценку» [19]. Сердцевиной нравственного закона является совесть. Что такое совесть, знает каждый – и верующий, и неверующий и молодой, и старый. Голос совести проявляется во всех людях независимо от пола, возраста, национальной, культурной и религиозной принадлежности: она является всеобщим законом существования человека. Всякий раз, когда человек нарушает нравственный закон, в нём просыпается голос совести, который осуждает человека за преступление этого закона. И, напротив, когда человек следует голосу совести, и исполняет нравственный закон, то в этих случаях он испытывает не «холодно-рациональное», но живое нравственное переживание правильности своих поступков. «Таким образом, совесть является с одной стороны нравственно-законодательной силой, а с другой – судьёй и мздовоздаятельной силой» [20].

И, хотя содержание нравственного закона может быть различным в разных людях и зависеть от того общества, в котором человек воспитывался, тем не менее, принцип действия совести в каждом человеке один и тот же. Помимо обличения, или напоминания человеку о нарушении нравственного закона, голос совести может причинять человеку внутреннее беспокойство, смущение, вплоть до тяжёлых мучений – в зависимости от тяжести совершённого преступления. Причём, совесть доставляет мучения не телу, а именно душе человеческой. И, как ни странно, человек обычно понимает, или догадывается, что душевные мучения, которые причиняет ему совесть, есть своего рода наказание за нравственные преступления. Таким образом, в сознании человека выстраивается причинно-следственная связь между душевными мучениями, причиняемыми совестью и теми нравственными деяниями, которые привели в действие голос совести. Итак, налицо факт, что всякий раз после совершения человеком недолжных поступков внутри него происходит нравственный суд. При этом важно отметить, что внутренний суд не подчиняется ни разуму, ни инстинктам. Суд совести самый неподкупный и неумолимый, его нельзя обойти или обмануть, от него нельзя нигде укрыться. С совестью невозможно спорить или каким-то образом «торговаться»: никакие доводы разума на неё не действуют: она непременно будет стоять на своём и обличать человека в недолжных поступках.

Совесть имеет по отношению к человеку обязывающую функцию. Осуждая недолжные поступки человека, она запрещает совершать их и понуждает поступать в соответствии с нравственным законом. Осуждая тот, или иной поступок, совесть, тем самым, указывает человеку направление мысли и действия, противоположные этому поступку. Тем самым, совесть подсказывает человеку, как следует действовать, мыслить и жить. Именно поэтому «совесть» происходит от слова «совет», что она выступает в роли нравственного судьи и советника для человека.

Кроме того, совесть имеет охранительное значение для души человека. Совесть можно уподобить болевому эффекту в человеческом теле, с той лишь разницей, что она приносит не телесную боль, а душевную. Боль имеет место лишь в живом теле. Так, что пока тело болит, в нем ещё есть жизнь. Как только тело умирает, оно перестаёт болеть. Телесные повреждения доставляют человеку физические страдания посредством болевого эффекта, а преступления нравственного закона доставляют человеку душевные страдания посредством совести. Физическая боль предупреждает человека о телесных повреждениях, тем самым, охраняя его от телесной смерти. Душевная боль, причиняемая совестью, предупреждает человека о нравственных преступлениях, тем самым, охраняя его от телесной смерти. Например, ушибы, укусы, ожоги, порезы, переломы костей и т.д. сопровождаются болевыми ощущениями разной силы, тем самым сигнализируя человеку о разной степени опасности для жизни тела. Если бы в теле человека отсутствовал болевой эффект, то в таком случае человек мог бы просто не заметить, как он истекает кровью, или как отмирают его внутренние органы. Так и душа: пока она болит, она ещё жива. Ведь не случайно совесть приносит человеку мучения разной степени тяжести, в зависимости от того, насколько далеко человек зашёл в нарушении нравственного закона. К примеру, толкнёт человек своего соседа с чувством ненависти – от этого одна степень мучения совести для толкнувшего; если же убьёт человек своего соседа – это уже другая степень мучений, более тяжёлая. Вспомнить хотя бы Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», которому совесть причиняла тяжёлые душевные страдания после совершённого им убийства.

Хотя совесть действует во всех людях по одному принципу, обличая человека в преступлении нравственного закона, однако голос совести – «величина» не абсолютная, а относительная. Развитие совести зависит от самого человека. Голос совести может говорить в отдельных людях «громче» и чаще или «тише» и реже: в зависимости от того, насколько человек следует этому голосу, или игнорирует его. Если человек прислушивается к голосу совести и следует ему, то происходит градация совести, то есть, усиление её свойств. Развитие совести состоит в том, что она начинает говорить внутри человека не только в ситуациях явного и вопиющего нарушения нравственного закона, но также и в менее значительных случаях подобного рода. Если же пренебрегать голосом совести, то со временем он будет звучать всё тише и реже, пока совсем не умолкнет. Таким образом, происходит постепенная деградация совести в человеке, то есть, ослабление её свойств. Такая ослабленная совесть, если и говорит в человеке, то очень редко, в случаях вопиющего нарушения нравственного закона. Если же и в этих случаях человек будет пренебрегать совестью и продолжать нарушать нравственный закон, то, в конце концов, совесть в человеке «умирает», или «сгорает», и голос её перестаёт звучать в человеке.

Здесь уместно провести аналогию с отношениями между двумя людьми. Чем больше ты слушаешь своего собеседника, тем больше он готов с тобой общаться и на более глубокие темы. И, наоборот, чем больше ты игнорируешь слова человека, тем скорее он перестанет с тобой общаться, вплоть до полного разрыва отношений. Предательство всегда тяжелее переживать, если оно совершено близким человеком: к близкому будет и больше нравственных претензий, если он предаст. Также и совесть, в случае нравственного преступления, будет сильнее терзать того человека, который был «ближе» к ней и исполнял её советы, нежели того, который регулярно попирал её, нарушая нравственный закон.

К чему может привести отсутствие голоса совести в душе человека? К тому же, что и отсутствие болевого синдрома в теле человека: к скорой смерти, только не физической, а нравственной. Если физическая смерть приводит к омертвению тела и полному телесному бесчувствию, то нравственная смерть приводит к полному безразличию в области морали: когда человек уже не различает, где добро, а где зло. Человек с мёртвой совестью даже тяжёлые нравственные преступления, такие как, например, грабёж или убийство, воспринимает как нечто должное, само собой разумеющееся.

 

 

1.3. Доводы «против» нравственного закона

Против существования в человеке нравственного закона со стороны атеизма нередко приводится точка зрения, согласно которой сам нравственный закон рассматривается как нечто условное и относительное. Согласно этой логике, нравственный закон не является данностью, а имеет социальное [21]происхождение и формируется в человеке благодаря общественной жизни. «Если Кант сравнивает «нравственный закон» со «звездным небом над нами», то марксизм объясняет его происхождение из реальных факторов, управляющих всей общественной жизнью. Отсюда следует, что не существует нравственных законов, годных для всех времен и народов». [22] Объясняется это тем, что в разных социальных группах людей могут быть различные нравственные утверждения, исходя из которых, в человеке и формируется нравственный закон. «Каждый класс, каждый род занятия имеет свою собственную мораль, которую он при том же нарушает всякий раз, когда может сделать это безнаказанно». [23] Несмотря на то, что содержание нравственного закона в человеке формируется благодаря общению с другими людьми, однако этот факт не даёт объяснения причин появления в человеке самого нравственного закона. Если нравственный закон получает своё наполнение благодаря общественной жизни человека, то возникает вопрос: откуда берётся сам закон? Ведь, так или иначе, человеку присущ голос совести, понятие о добре и зле, справедливости, честности. Нравственное чувство присуще всем народам и служит источником для общественных законов. В то же самое время среди животных ничего подобного не наблюдается. Отсюда логичнее будет заключить, что в человеке уже с рождения присутствует семя нравственного закона, которое развивается благодаря общественной жизни.

Date: 2016-07-18; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию