Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о нравственности и духовности

«Нравственность - русский вариант греческого термина «этика», латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»; нем. – Sittlichkeit)»[3]. Понятие о нравственности из всех животных присуще только человеку. Оно основывается на способности человека различать добро и зло, то есть, должное и недолжное. «Фундаментом и источником всей жизнедеятельности человека, определяющим ее направление, характер и содержание, является духовное и нравственное состояние человека, формируемое его свободой, его волеизъявлением перед лицом добра и зла, перед зеркалом своей совести»[4]. Интересно при этом, что различение добра и зла в человеке обусловлено не прагматическими целями, продиктованными его животной природой, то есть, законами выживания или инстинктами, а представлением о некоем высшем нравственном идеале, никак не связанном с материальной сферой человеческого бытия. Это легко понять хотя бы исходя из того факта, что нравственные нормы очень часто вступают в противоречие с законами выживания, по которым живут прочие животные, и побуждают человека действовать вопреки инстинктам. «Человек, по самой природе своей, живет в моральном плане»[5]Как правило, нравственность человека определяется соответствием его поведения тем или иным моральным нормам, принятым в обществе. Нравственен тот человек, который исполняет общепринятые нравственные нормы, пусть даже внешне, формально, юридически, без какого бы то ни было стремления изменить своё внутреннее состояние. Таким образом, нравственное поведение есть не что иное как следование человеком определённой нравственной норме. «Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; б) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий»»[6].

Если говорить о духовности, то само это понятие предполагает, во-первых, существование некоего духа помимо духа человеческого. Во-вторых, сама суть духовности заключается в стремлении со стороны человека к сближению, общению, и, в конечном итоге, соединению человеческого духа с этим предполагаемым духом. В свою очередь, стремление человека к соединению с неким духом подразумевает со стороны человека уподобление этому духу; то есть, во-первых, соотнесение своих желаний, мыслей, поступков, с нравственным идеалом искомого духа, во-вторых, следование этому нравственному идеалу. Уподобление неизбежно требует от человека сознательной и волевой работы над изменением своих личностных качеств по образу того духа, который является для человека предметом исканий. В итоге, духовность сводится, в конечном счёте, к сознательной работе человека над собой, над изменением или совершенствованием своих морально-волевых качеств. «Духовное состояние является своего рода маточным раствором, порождающим «кристаллы» всех тех идей, чувств, желаний, переживаний, настроений человека, которыми он живет, всего его отношения к людям, природе, делам, вещам и т.д.»[7]. Таким образом, духовность можно определить как внутреннее содержание человеческого духа со всеми вытекающими из этого содержания мыслями, чувствами, желаниями и поступками человека.



Иногда можно встретить мнение, что духовность и нравственность – это по сути, одно и то же явление. Под духовностью нередко понимается культурная жизнь, театр, музыка, литература и проч. Конечно, духовность и нравственность понятия близкие, однако не тождественные. Всякий дух, действующий в человеке, творит себе определённые формы: в искусстве, в музыке, в повседневной жизни, вообще, в любой сфере человеческой деятельности, в том числе, и в область нравственного поведения. Каков дух в человеке, таково будет его отношение к самому себе, к окружающим людям, к живой и неживой природе, к материальным вещам, вообще, ко всему миру. Поэтому внешние нравственные формы поведения есть не что иное, как выражение внутреннего духовного содержания человека. Духовность неизбежно порождает определённое нравственное поведение человека, однако, само по себе нравственное поведение не может быть источником духовности: форма не может породить содержание. Более того, форма иногда может противоречить содержанию: например, под внешне нравственным, благожелательным и обходительным поведением человека могут скрываться противоположные чувства: ненависть, вражда, презрение и т.д. Духовность, в отличие от нравственности, не сводится к формальному исполнению моральной нормы: она всегда предполагает наличие в человеке некоей интенции, внутренней движущей силы, вызванной, прежде всего самим человеком, а не внешними требованиями нравственных норм. Так, например, основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 - 1804) смешивал понятия нравственности и духовности. «Подмена…духовности моралью – глубокая ошибка Канта и всех «кантианцев»»[8].

1.2. Нравственный закон в человеке: «за» и «против»



 

1.2.1. Доводы «за» нравственный закон

Внутри каждого человека существуют нравственный закон, согласно которому человек живёт. Профессор А.И. Осипов в краткой и содержательной форме определяет этот закон как «…присущее человеку свойство различения добра и зла, голос совести и внутреннее требование правды, выражающееся в основном принципе: не делай другому того, чего не желаешь себе»[9]. Подобную по содержанию мысль можно также встретить у профессора Гусейнова А.А. «Законы, лежащие в основе общества и государства, и составляют четкие критерии, позволяющие отделить добродетели от пороков, справедливость от несправедливости. Основное правило нравственности, названное впоследствии золотым ("не делай другим того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе"…), - общедоступное резюме многочисленных естественных законов»[10]. В конечном итоге, целью всех общественных человеческих установлений является установления нравственной справедливости между людьми.

Ещё античный философ Аристотель (388-322 до н.э.) в своём сочинении «Политика» сказал, что человек есть животное общественное.[11] Именно в обществе у человека развиваются нравственные свойства, такие как: понятие о добре и зле и совесть. Человек видит в окружающих людях, что-то близкое, отражение самого себя: своей психики, своей души, своего тела. Благодаря этому между людьми возникает взаимодействие, понимание, солидарность и возможность развития личности. Если же человек в младенчестве по каким-либо причинам попадает в общество животных и воспитывается ими в течение нескольких лет, то нравственный закон в нём не развивается. Таким образом, развитие нравственного закона в человеке становится возможным благодаря соприкосновению человека с другими личностями.

Непосредственное содержание закона формируется в зависимости от общества, в котором человек живёт и от тех моральных норм, которые присущи этому обществу. Выдающийся русский мыслитель XIX века, В.С. Соловьёв пишет по этому поводу следующее. «Единое существо нравственности и единый закон ее видоизменяются в своих проявлениях сообразно тем действительным, фактическим отношениям, в которые вступает человек в жизни»[12]. В разных обществах могут быть различные представления о должном и недолжном, по этой причине содержание нравственного закона может быть различным у представителей разных обществ. Протоиерей Василий Зеньковский замечаете по этому поводу следующее: «Всеобщность моральных движений не означает, конечно, одинаковости их у всех людей…Но человек, по самой природе своей, живет в моральном плане»[13]. Так, например, если в обществе принято снимать головной убор при входе в помещение, или воздерживаться от употребления молочной пищи по определённым дням, то со временем эти правила входят в содержание нравственного закона у представителей этого общества. Несмотря на то, что формирование содержательной части нравственного закона происходит в соответствии с нравственными нормами общества, при этом во всех народах существуют общие моральные требования, которые составляют «фундамент» нравственного закона. Эти общечеловеческие моральные нормы обычно носят название «естественного нравственного закона».

 








Date: 2016-07-18; view: 27; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию