Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять тысяч метров над уровнем моря 4 page





На разборе, конечно, не только в фанфары труби-

ли, но и критики было немало. Действия каждого —

и участников и помощников — обсудили, оценили,

проанализировали. И о машинах был разговор: все

в один голос высказались за дисковые тормоза, более

стабильные амортизаторы и так далее.

Ну а когда деловая часть совещания подошла к

концу, я осмелился и прямо спросил Романа Алек-

сандровича:

— Как мы, в «Туре Европы»-то будем участво-

вать?.. Или все это—слухи только?

Чертов прищурился, посмотрел на меня внима-

тельно и с усмешкой сказал:

— А тебе, я вижу, понравилось на «техничке»

гонять... Может, и по Европе в такой роли про-

катишься?

Вот это здорово!.. Уж не думает ли он меня снова

в «сервисмены» определить?.. Ну нет—я не со-

гласен. Рано, по-моему, еще в тылы списывать. Я же

ведь... гм... не разучился еще и на «боевых» ездить.

Что это он, ей-богу, мне нервы портит?..

Ну ладно... Посмотрим. Во всяком случае, отвечая

на мой вопрос, он уже не «темнил». Об участии на-

шем в «Туре Европы» говорил как о само собою ра-

зумеющемся.

 

 

======================== 229 ========================

Запись

Тридцать

Седьмая

МАРАФОН КАК МАРАФОН

Эрбах. 9 октября 1971 года.

 

Итак, мы стартуем. И именно сегодня, через не-

сколько часов. Машины уже, после технического ос-

мотра, находятся в закрытом парке, подойти к ним

можно будет только за 10 минут до отправления на

трассу. Так что есть у меня достаточно времени, что-

бы поделиться первыми впечатлениями.

Собственно, впечатлений пока немного. Хотя

кое-что нам здесь в новинку—подвижные пункты

контроля времени (наряду с обычными), пенализа-

ция не только за опоздания, но и за раннее (больше

чем на 20 процентов от заданного норматива) при-

бытие на КВ, разрешение проходить участки в слу-

чае нужды на буксире, усложнение штурманской ра-

боты—ничего особенно устрашающего я лично во

всем этом пока не усмотрел. Марафон как марафон.

С типичной рекламной шумихой, парадом вылизан-

ных и напомаженных автомобилей (посмотрим, как

они будут выглядеть в пути), половодьем репорте-

ров и корреспондентов, неумолчным стрекотом кино-

камер..

А что касается названных выше особенностей в

правилах, то опасны, по-моему, для нас, советских

гонщиков, лишь «летучие» (подвижные) пункты кон-

троля времени, засекающие чересчур быстрое про-

хождение того или иного участка, на который задан

норматив. Вообще-то в последнее время подобный

контроль вводится все меньше, поскольку скорости

на ралли стали задавать такие, что об опережениях

не может быть и речи,— куда уж там, не до жиру,

быть бы живу! А здесь, на марафоне, это правило

сохраняется—очевидно, в составе участников есть

немало любителей острых ощущений и дирекция

соревнований рассчитывает как-то умерить их

 

======================== 230 ========================

пыл.

Остальные же нововведения не представляются.

серьезными. На буксире, например, мы проходить

дистанцию не собираемся — привычки такой нет, а что

касается усложнения штурманской работы (здесь

на каждый участок будут задаваться нормативы опе-

ративно—в одном месте 30 километров в час, затем

120, затем 87 и т. д.), то это нас ни в коей мере не

страшит. Наоборот, у меня создается впечатление,

что эти штурманские сложности как раз кое-кого из

«звезд» отпугнули от «Тура Европы», я что-то не

вижу здесь Засаду, Аалтонена и других, славящихся

своими «гоночными» взглядами на ралли. По-види-

мому, некоторым «классический» характер предсто-

ящего марафона оказался не по вкусу.

Впрочем, состав участников остался достаточно

сильным и представительным — старт примут луч-

шие раллисты Норвегии, Чехословакии, Югославии,

Голландии, Франции, Финляндии, Италии, Швеции,

Дании, Австрии, Швейцарии, Ирана и конечно же

ФРГ. Особенно опасны немецкие спортсмены, среди

которых прошлогодние победители «Тура Европы»

Курт Вальднер и Ганс Фогт на «опеле», знаменитый

Аксель Фалькенберг на БМВ. В общем, соперники

вполне достойные, а уж об автомобилях и говорить

нечего; опять здесь сегодня утром — это было во дво-

ре замка Оденвальд, где машины проходили техни-

ческий осмотр — я упивался картиной, представшей

перед глазами: итальянские «аутобьянки», «альфа-

ромео» и «лянчиа», французские «ситроены» и «сим-

ки», голландские «дафы», чехословацкие «шкоды»,

югославские «заставы», шведские «волво» и «саабы»,

немецкие «порше», «ауди-НСУ» и «даймлеры», наши

«Москвичи» и «Жигули» так и ласкали взгляд, бли-

стая на солнце своими техническими и косметически-

ми совершенствами.

 

 

======================== 231 ========================

 

======================== 232 ========================
Но я еще не сказал ничего о самом марафоне,

о трассе его, протяженности и масштабе.

«Тур Европы»—соревнование далеко не новое и

даже, можно сказать, традиционное; в этом году оно

проводится в пятнадцатый раз. Но если раньше оно

носило локальный характер, то ныне—очевидно, под

влиянием успехов двух марафонов—Лондон—Сид-

ней и Лондон—Мехико—устроители решили при-

дать ему масштаб крупного трансъевропейского ма-

рафона. Весьма способствует этому, конечно, вклю-

чение в трассу дорог, проходящих по территории

СССР и других социалистических стран, что не толь-

ко увеличило протяженность дистанции, но и сооб-

щило всему соревнованию подлинно международ-

ный, континентальный размах. Судя по всему, нам

при этом предстоит еще и промчаться за две недели

через все времена года—золотую осень, воцарив-

шуюся здесь, в ФРГ, лютую зиму на севере Сканди-

навии (как нам сообщили сегодня, там уже выпал

снег, обледенели дороги), «вечную» весну на юге

Болгарии, жаркое сухое лето, задержавшееся в

Турции и Греции, и... снова осень и зиму в горах

Югославии, где уже неделю бушует снежная пурга.

Но главное, конечно, в этом марафоне — не обыч-

ные дорожные трудности и капризы природы, а мно-

жество городов и населенных пунктов, которые пред-

стоит проезжать. Шумные улицы больших городов,

лабиринты незнакомых улочек и переулков для рал-

листа порой страшней самой извилистой и выбитой

горной дороги. Во-первых, всегда возникают чисто

психологические комплексы—«форсирование» горо-

да с его сутолокой, поминутно останавливающими

движение светофорами и сложностью ориентировки

требует большого нервного напряжения, мгновенной

перестройки после стремительной гонки на дорогах.

Во-вторых, очень правильно сказал вчера наш коман-

дор Александр Васильевич Ипатенко:

— Учтите, ребята, мы поедем по странам, где хо-

рошо знают, что такое автомобиль и автомобильный

 

======================== 233 ========================

спорт. Это вам не глухие уголки вроде Итупаранги.

Здесь мы будем все время на глазах у миллионов

знатоков, на виду у всей Европы...

Да, прав Ипатенко. Хотя просторы трассы огром-

ны, гонка будет чем-то напоминать трековую—пе-

ред колоссальной трибуной чуть не в полконтинента,

густо заполненной миллионами понимающих зрите-

лей и болельщиков. А ведь гонщики знают, что это

не одно и то же — мчаться по пустынной трассе

ралли или по просматриваемому всеми пятачку ип-

подрома. Я, например, в душе совсем не «артист»—

тушуюсь всегда, если приходится на собрании высту-

пить или еще как-нибудь оказаться в центре внима-

ния,—но и то испытываю какой-то внутренний

подъем, «чувство рампы», когда стартую на ип-

подроме или на многолюдной «фигурке». Понят-

ное дело—люди на тебя смотрят... А тут—вся Ев-

ропа...

Ох, ох, ох, как все это будет?.. Скорей бы уж

старт!.. Для первой машины он назначен на 17.01 по

местному времени. Стартовые номера наших «Моск-

вичей»—с 50 по 54-й, значит, в запасе еще, по край-

ней мере, полчаса. Правда, «Лады» (как здесь назы-

ваются «Жигули»), идущие во втором классе, стар-

туют раньше (их номера—с 23 по 25), но не станешь

же попусту околачиваться на старте... Впрочем, стоп!

Почему же «попусту»?.. Ведь это будет вроде бы

исторический момент—«Жигули» (ВАЗ-2101) впер-

вые стартуют в международном соревновании!.. Нет,

нет, надо будет обязательно присутствовать. На сча-

стье ребятам. Чтобы было им кого к черту послать,

когда «ни пуха ни пера» скажешь...

Команда же «Москвичей»—в обычном своем бое-

вом составе. Юрий Лесовский, Эммануил Лифшиц,

Владимир Бубнов, Вадим Ржечицкий... Знакомые все

лица!.. Молодое пополнение—Анатолий Печенкин—

робеет немного среди нас, именитых... А на двух

ижевских «Москвичах»—Леонтий Потапчик, Гуннар

Хольм, Эдвард Сингуринди и Лев Морозов. В общем,

 

======================== 234 ========================

если меня спросить, все основания у нас есть к то-

му, чтобы выиграть главный трофей—Золотой

кубок.

Правда, меня что-то никто не спрашивает. А вот

главный распорядитель соревнований господин Иоа-

хим Тич, которого все время осаждают корреспонден-

ты, сделал для прессы следующее заявление: «Еще

не было случая за все 15 лет проведения «Тура Ев-

ропы», чтобы его выигрывали дебютанты, то есть

команды и отдельные гонщики, участвующие в нем

первый раз. Это слишком сложное и трудное сорев-

нование, чтобы можно было в нем сразу претендо-

вать на успех; надо сначала понабраться опыта».

Пожелав нашей команде успеха, Тич высказал далее

предположение, что в первую десятку призеров вой-

дет, возможно, и какой-нибудь советский экипаж,

причем, по его, Тича, мнению, это было бы значи-

тельным успехом, поскольку — он повторил это —

«не было еще случая за 15 лет, чтобы дебютанты» и

так далее, смотри выше. Пресса расценила его слова

как вынужденный «заочный комплимент» советской

команде, поскольку-де она «уже столь сенсационно

проявила себя в двух предыдущих марафонах, что

Господин главный распорядитель не мог этого не

учесть в своем прогнозе». Короче говоря, дебютан-

там рекомендовано не слишком обольщать себя ро-

зовыми надеждами.

Ну а у нас есть, конечно, свое мнение на этот счет.

Во всяком случае, командором нашим — а он слова

на ветер не любит бросать — задача сформулирована

достаточно четко: выиграть Золотой кубок. Для этого

им разработана определенная стратегия, которая,

может быть, кому-нибудь из нас и не придется

по вкусу, но придерживаться ее надо будет обяза-

тельно. И мне почему-то верится, что все будет в по-

рядке.

Другое дело—с экипажами на «Ладах». Им пре-

доставлено больше свободы (хотя это тоже входит в

общую стратегическую задачу). Возможно, что Гир-

 

======================== 235 ========================

даускас и Карамышев попортят кое-кому нервы в

личном зачете. Впрочем, Серебряный кубок, за ко-

торый будут бороться экипажи на «Ладах» в команд-

ном зачете, отнюдь не второй приз, как это можно

было бы предполагать. Оба кубка — первые и основ-

ные призы. Только Золотой кубок вручается за по-

беду команд в составе не менее пяти автомобилей

(зачет по четырем лучшим), а Серебряный кубок—

за победу команд в составе не менее трех автомоби-

лей. Так что при желании можно будет привезти в

Москву оба кубка.

Но это уже я, по-видимому, хватил... На бумаге

какие только победы не одержишь! Фантазии да и

только...

 

Запись

Тридцать

Восьмая

ЛИДЕРЫ ПОНЕВОЛЕ

Буден (Швеция). 11 октября

1971 года.

 

Пройдя первые три тысячи километров (а точнее,

2934), остановились здесь, чтобы передохнуть. При-

чем, хотя марафон только начался, нужда в этом

отдыхе весьма настоятельная. Вспоминаю, что на

ралли Лондон—Мехико я лично в конце первого

этапа — на финише его в Софии — еще не был устав-

шим. А здесь пришлось попотеть...

На первые 400 километров от Эрбаха до Ганновера

средняя скорость для машин всех классов была за-

дана одинаковой: чуть больше восьмидесяти кило-

метров в час. И вообще этот участок мало кому

внушал опасения. Но незадолго до старта было объяв-

лено, что основная дорога по пути на Ганновер «не

рекомендуется»—там произошла крупная (как было

сообщено—«групповая») авария, образовалась проб-

ка, и участникам марафона предлагается ехать в

объезд, причем срок прибытия остается без изме-

 

======================== 236 ========================

нений. Фактически это означало, что средняя ско-

рость увеличивается до 105 километров в час.

Хорошенькое начало!.. Соответственно были из-

менены и заданные ранее сроки прибытия в Траве-

мюнде и до границы ФРГ с Данией. В Травемюнде

надлежало быть на 35 минут раньше времени, ука-

занного в бортовом журнале, у границы—на 49 ми-

нут. Правда, было также сообщено, что на всем уча-

стке до границы не будет действовать «летучий» кон-

троль.

Ничего особенного, конечно, в этих изменениях

не было, но... нервозность какую-то они внесли уже

с первых километров пути. Не так-то уж приятно

начинать гонку «втемную», по не разведанной зара-

нее трассе, да еще на скорости 140—150 километров

в час, к чему обязывала заданная средняя ско-

рость— 105. К тому же вскоре пошел дождь, который

в районе Киля превратился в сплошной ливень — да-

же удивительно, что в Центральной Европе могут

быть такие субтропические эффекты. Лило, как в

Батуми...

По этим причинам нам не удалось ничего разгля-

деть в Травемюнде—курортном городке, куда через

две недели мы снова должны прибыть, поскольку

именно здесь состоится 4эиниш марафона. Кое-кто

позволил себе сострить: запоминайте, мол, как это

выглядит, а то вдруг и не попадем сюда больше.

На что Ипатенко сухо заметил, что для пессимистов

он номеров в травемюндском отеле «Мэресблик» бро-

нировать не будет. Ради экономии. Невеселые разго-

ворчики тут же прекратились—все бодро выразили

уверенность, что номера обязательно понадобятся.

В Травемюнде пункт контроля времени был рас-

положен у казино (снова повод для шуточек), а сле-

дующий контроль времени осуществлялся уже в дру-

гой стране—метрах в двухстах после пересечения

германо-датской границы. Отсюда, еще через 245 ки-

лометров, раллисты, прибыв на контрольный пункт

в Рандерсе, попали на... банкет. Участник марафона

 

======================== 237 ========================

Роберт Неллеман, живущий здесь, «дал завтрак для

всех соучастников по пробегу», как было сказано в

официальном приглашении. Для удобства пункт кон-

троля времени был расположен рядом с его домом на

центральной улице города.

Ну а с «бала» мы вскоре, вопреки Грибоедову,

попали на... корабль. Да, да, пройдя еще 192 кило-

метра по Дании до порта Хиртсхальс, мы погрузи-

лись на ожидавший там нас паром «Кристиан IV»,

который и доставил всех благополучно в Кристи-

анзанд, довольно крупный морской порт Норвегии.

Собственно, с этого-то момента и началось все

всерьез, потому что пройденные до того 1200 кило-

метров по «мокрой суше», как сказал какой-то шут-

ник (да еще 800 километров морем), представились

нам попросту легкими по сравнению с ожидавшей

нас в Норвегии и Швеции сушей обледенелой.

Немецко-датские дожди превратились в скандинав-

скую снежную пургу — за несколько часов здесь вы-

пало осадков больше, чем за весь октябрь прошлого

года, слой снега на дорогах достигал 50 сантиметров

и больше. А под ним, как водится, опасная корка

льда.

 

======================== 238 ========================

 

Тут и определилось лидирующее положение на-

шей команды. Нет, не по очкам — их еще вообще

почти ни у кого не было,— а по фактическому место-

расположению на трассе. Кромешная тьма и пурга,

мешавшие ориентироваться на незнакомой местно-

сти, внесли сильное смятение в ряды участников.

И они предпочли... довольно странную для меж-

дународного соревнования иждивенческую практику.

Еду я 50 километров, 100 километров, 200—смот-

рю, никто меня не обгоняет. Ну, свои, это ясно поче-

му—так и договорились не «заводить» друг друга.

А что же конкуренты — куда подевались?

 

======================== 239 ========================

Я даже испугался на минуту: уж не заблудился

ли?.. Какое там, если бы так случилось, то потащил

бы за собой в сторону целый хвост, машин эдак в

двадцать, по крайней мере.

Оказывается, многие участники быстро сообра-

зили, что советские гонщики достаточно сильны в

штурманской работе и не имеют такого обыкнове-

ния—сбиваться с верной дороги. Вот они и пристраи-

вались в хвост какой-нибудь нашей машине, ста-

раясь только не отставать, а уж об обгоне и не по-

мышляя. Постепенно на трассе выстроились две

длинные колонны: одна—во главе с «Ладами», а

другая, наиболее многочисленная, — во главе с «Мо-

сквичами».

Уже в Будене Александр Карамышев, шедший на

«Ладе» номер 23, следующим образом комментировал

небывалую «игру в поддавки», развернувшуюся на.

норвежских (787 километров), а затем и шведских

дорогах:

— Понимаешь, там на старте они думали, что мы

просто как дебютанты приехали, так, знаешь, чтобы

«составить компанию». А пригляделись—и поняли

что к чему.

В общем, сюда в Буден мы приехали лидерами.

За норвежско-шведской границей погода и дорога еще

более ухудшились—островки гололеда сменялись

снежными наносами, дюнами, сугробами, за кото-

рыми вновь открывались грозные блестки ледяных

участков. Это еще более укрепило наше лидирующее

положение. А к заботам лидеров добавились еще и

кой-какие дополнительные функции — вытаскивать

уважаемых соперников из кювета, оказывать самую

разнообразную помощь.

Наш «дебютант среди дебютантов» (или еще «де-

бютант в квадрате», как его называют) Толя Печен-

кин рассказывал сегодня за ужином:

— Я уже притерпелся, что эта «лянчиа» за мной

тянется, привычно поглядываю на нее в зеркало зад-

него вида, и вдруг ахнул: она в пляс пустилась,

 

======================== 240 ========================

затанцевала по льду всеми колесами и... в кювет.

Пришлось остановиться...

Слушал я его и вдруг явственно вспомнил свой

все тот же (казалось бы, не столь уж содержатель-

ный, а сколько раз возвращаюсь к нему!) разговор в

новогоднюю ночь с таксистом, а также последовав-

шие за этим размышления о езде на автомобилях зи-

мой. Многим нашим сегодняшним соперникам весьма

уместно было бы задать вопрос: «Сколько зим за ру-

лем?»—и поговорить, кстати, о профессионализме за

рулем. Ведь хороший гонщик должен чувствовать

себя на любой дороге уверенно.

Впрочем, Альвио Сокколь и Курт Валенвайн с

упомянутой «лянчии» (стартовый номер 48) отдела-

лись пока что легким испугом и 60 штрафными очка-

ми... за прибытие в Буден на буксире. Они завтра,

по-видимому, возьмут старт вместе со всеми как ни

в чем не бывало...

Буден—самая северная точка марафона. Отсюда

мы проедем совсем немного (160 километров) на во-

сток, до границы Финляндии, а там уже круто на

юг, в сторону Оулу. Приятно думать, что через ка-

кую-нибудь неделю мы снова вернемся в знойное

лето, дойдя до «южного полюса» марафона—Стам-

була в Турции. А там еще Тессалоники в Греции,

Скопле в Югославии — теплые города.

Но пока что—зима. Холодновато в октябре в

шведском городе Будене, на самой «верхушке» Бот-

нического залива.

 

 

Запись

Тридцать

Девятая

МОСКВА, РОДНАЯ

Москва. 14 октября 1971 года.

 

Нет, это, что ни говорите, лучший марафон среди

всех мне известных! Всем марафонам марафон. Не

 

======================== 241 ========================

по сложности трассы, конечно, не по протяженности

ее, а просто потому, что лежит на ней такой насе-

ленный пункт Москва. Было ли такое в других ма-

рафонах, чтобы, пройдя треть дистанции, оказаться

дома, поужинать в кругу семьи, поспать в своей кро-

вати, а уж затем снова продолжать путь?.. Нет, по-

истине, «Тур Европы» мне очень по вкусу.

Тем более, что и в спортивном отношении наши

дела складываются прекрасно. В Москву мы при-

были уже действительно лидерами—не просто во

главе колонны, а лидируя в борьбе за победу в со-

ревновании за Золотой и Серебряный кубки Европы.

Обе наши команды — 8 экипажей в составе 16 чело-

век — получили в общей сложности 8 штрафных оч-

ков («По пол-очка на брата»,— сказал Витя Щаве-

лев, встречавший нас у гостиницы «Украина»), в то

время как у некоторых экипажей есть по сотне и

больше, а четыре машины сошли с дистанции.

Надо сказать, что успех автомобилей ВАЗ-2101

(«Лада», или «Жигули», как ни называй) поразил

всех, даже нас самих. То, что проверенный и зака-

ленный в боях «Москвич-412» не ударил лицом в

грязь, никого уже не удивляет, конечно. А вот пер-

венцу завода в Тольятти и года еще нет, можно было

бы ожидать «детских болезней». Но новорожден-

ный оказался крепышом, с прекрасными легкими и

кровообращением. Боевое крещение все три ВАЗ-2101

проходят успешно. Они быстроходны, динамичны,

устойчивы даже на заснеженных трассах. Я смотрю,

как бы они наших «Москвичей» не начали поджи-

мать впоследствии...

Очень приятно было, когда проезжали Ленинград.

Организаторы соревнований планировали провести

участников марафона через город кратчайшим пу-

тем, фактически в объезд центра. Но ленинградский

автоклуб предложил господину Тичу свой маршрут:

через Невский, Дворцовую площадь, улицы, веду-

щие к историческим памятникам. Раллисты были

очень довольны. А ленинградцы, чувствуя свою от-

 

======================== 242 ========================

ветственность за ход ралли, установили множество

указателей, облегчавших участникам марафона ори-

ентирование в городе и выезд на Московское шоссе.

Тысячи людей высыпали на улицы, и конечно же

среди встречавшей нас публики были чуть ли не в

полном сборе местные спортсмены, в том числе зна-

менитые некогда ленинградские гонщики, чемпионы

СССР — Валерий Шахвердов, Михаил Ковалев, тре-

неры Лазарь Сандлер и Юрий Подвальный, мотоцик-

листка Галя Иванова, кинорежиссер Игорь Маслен-

ников... Увидев в толпе В, Г. Шахвердова (с ним

связана очень интересная страница в истории совет-

ского гоночного спорта,— когда-нибудь расскажу), я

выскочил на минуту из машины, обнял его и пом-

чался дальше...

До чего же приятно проезжать на ралли по род-

ным местам! Шоссе Ленинград — Москва в дистан-

цию всесоюзных ралли обычно не включается, как

чересчур легкое. (Однажды, правда, включалось — в

трассу международного ралли «Русская зима»; я

участвовал.) Но на этот раз его сухой ровный ас-

фальт, после скандинавского гололеда, показался

прямо-таки раем земным не только нам, охвачен-

ным естественным патриотическим чувством, но и

всем участникам «Тура Европы». Все наперебой хва-

лили качество дорожного покрытия, обустройство

дороги, удобство подъездов к автозаправочным стан-

циям. А главное, все повеселели... Как птицы, почув-

ствовавшие приближение теплых мест, летели ма-

шины «Тура Европы» все быстрее на юг, вытянув-

шись цепочкой за вожаком—«Москвичом»... Быст-

рее северных ветров и туч, надвигавшихся следом,

поэтому приехали в хорошую погоду.

Москва нас встретила еще «активнее», чем Ле-

нинград. Уже по выезде из тоннеля в районе станции

метро «Сокол» я с удивлением увидел, что по обе

стороны улицы шпалерами стоят люди. Они махали

нам руками, приветствовали, что-то кричали. А близ

гостиницы «Украина», где был расположен пункт

 

======================== 243 ========================

контроля времени, мы увидели с высоты Калинин-

ского моста просто море людей. (Впрочем, уже и на

мосту было немало встречавших.) К пункту КВ

ехали в сплошном коридоре сияющих, освещенных

прожектором лиц, среди которых было немало зна-

комых—дело было вечером и многие заводчане не

поленились приехать сюда, чтобы нас обнять, по-

жать руки, порасспросить... Возле останавливающих-

ся неподалеку от КВ, в ожидании срока отметки

«Москвичей» и «Жигулей» то и дело вспыхивали

маленькие митинги—это обступившие машину

болельщики «пытали» вопросами забывших об уста-

лости участников марафона. Слепил всех огромный

прожектор, установленный у КВ на набережной и

освещавший машинам путь в закрытый парк.

А сегодня с утра я, конечно, был на заводе. Что

тут делается!.. Ведь уже в начале ноября, по приня-

тому социалистическому обязательству, должен быть

пущен новый большой конвейер. Начались пуско-

наладочные работы в главном корпусе. Он полно-

стью построен, на полтора года раньше срока. В те

дни, когда мы будем финишировать в Травемюнде,

будет дан, может быть, первый старт (наладочный,

конечно) 5 тысячам его новых машин и механиз-

мов, придут в движение конвейеры нового производ-

ства.

Нет, нет, надо скорей кончать этот марафон, фи-

нишировать с честью и возвращаться в цех!.. В такие

дни надо быть здесь, нигде больше. Марафонов и го-

нок еще будет много, а пуск конвейера — по сути

дела, рождение большого конвейера, моего нового

дома родного — бывает один раз в жизни.

 

======================== 244 ========================

Запись

Сороковая

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

ПОСЛОВИЦЫ

Будапешт. 17 октября 1971 года.

 

Уф!.. Даже садясь за дневник, хочется перевести ды-

хание. Это был труднейший для нас этап. И самое

обидное, что только для нас. Другие участники не ис-

пытали особых трудностей. Просто быстро ехали и

отмечались на КВ — участки-то легкие. Может быть,

даже самые легкие из всей трассы марафона.

Вот такой парадокс. Или уж, во всяком случае,

опровержение известной пословицы, что «дома и сте-

ны помогают».

Дело было так. Вечером 14 октября Автоэкспорт

давал для участников марафона ужин в банкетном

зале ресторана «Украина». Мы все тоже присутство-

вали. Но, поскольку это было в Москве, не стали

очень засиживаться, а предпочли пораньше уйти до-

мой. Мы вышли из зала вместе с Александром Ва-

сильевичем Ипатенко, пожелали друг другу спокой-

Date: 2016-07-18; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию