Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов





ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

 

 

Учебно-методические материалы

 

Направления:

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

13.04.02 Электроэнергетика и электротехника

 

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

Составитель: Кожевникова Ирина Александровна – доктор технических наук, доцент, заведующая кафедрой Металлургии, машиностроения и технологического оборудования.

 

© Кожевникова И.А. 2016

© ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2016

Оглавление

Введение....................................................  
1 Общие положения...........................................  
2 Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов..........................................  
2.1 Устный контроль......................................  
2.2 Письменный контроль..................................  
2.3 Технические формы контроля............................  
3 Рейтинговая форма контроля успеваемости......................  
4 Шкалы оценивания..........................................  

 

Введение

Учебно-методические материалы «Организация и проведение текущей и промежуточной аттестации студентов» предназначены для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлениям кафедры Электроэнергетики и электротехники.

В учебно-методических материалах представлена следующая информация:

– перечень нормативной документации, в соответствии с которой составлены данные учебно-методические материалы;

– виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, их цели и особенности в рамках выявления формируемых компетенций;

– задачи и содержание рейтинговой формы контроля успеваемости;

– оценочные шкалы, используемые при различных формах промежуточной аттестации.

 

 

Общие положения

 

Настоящие учебно-методические материалы разработаны в соответствии с требованиями

– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

– Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утвержденного приказом ректора ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» № 05-02-31 от 29.09.2014 г. с изм. в ред. приказа ректора № 05-02-08 от 26.03.2015 г.

– Положения об организации самостоятельной работы студентов, утвержденного приказом ректора ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» 10 ноября 2011 г.

Оценка качества освоения обучающимися образовательной программы осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин и прохождения практик, регулярно осуществляемое на протяжении учебного семестра.

Текущий контроль успеваемости проводится с целью:

– осуществления преподавателем непрерывного контроля работы обучающихся в течение семестра, точного дифференцирования оценки в зависимости от уровня приобретенных знаний и умений;

– вовлечения обучающихся в целенаправленную самостоятельную работу по освоению образовательной программы, равномерного распределения нагрузки в течение семестра и постоянного контроля собственной успеваемости.

Текущий контроль освоения знаний, приобретенных умений и навыков может проводиться в процессе аудиторной работы (лекции, практические и лабораторные работы), при выполнении курсовых работ и проектов, контрольных и расчетно-графических работ, написании рефератов, а также в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных или окончательных результатов обучения по дисциплинам и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования).

Промежуточная аттестация проводится с целью оценки полноты и прочности теоретических знаний, сформированности компетенций, практических умений и навыков обучающихся, соответствия подготовки требованиям ФГОС.

 

Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

 

В рамках каждого из типов контроля могут применяться разные виды контроля: устный, письменный, контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Виды определяются с учетом особенностей выявления формируемых компетенций.

Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор обучающегося, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, так как при непосредственном контакте создаются условия для неформального общения с обучающимся. Воспитательная функция устного опроса имеет ряд важных аспектов: нравственный (честная сдача зачета или экзамена), дисциплинирующий (систематизация материала при ответе), дидактический (лучшее запоминание материала при интеллектуальной концентрации), эмоциональный (радость от успешного прохождения собеседования) и др. Обучающая функция опроса состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену. Устный опрос обладает также мотивирующей функцией: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачёт и экзамен могут стимулировать учебную и научную деятельность обучающегося.

Важнейшими достоинствами письменных работ являются: экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле); возможность создания для всех обучающихся одинаковых условий; возможность разработки равноценных по трудности вариантов в опросов; возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя; возможность проверить обоснованность оценки; уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки обучающегося, обусловленного его индивидуальными особенностями.

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении обучающимися контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателя для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения; формирование и накопление рейтинговых оценок достижений обучающихся по всем дисциплинам образовательной программы; привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами; возможность самоконтроля и мотивации обучающихся в процессе самостоятельной работы.

В то же время контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала обучающегося. Технические средства контроля желательно сочетать с устной беседой.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

К формам контроля относятся: собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; зачет; экзамен; защита (лабораторных, расчетно-графических и т.п. работ, эссе и иных творческих работ, рефератов, отчетов по практикам, научно-исследовательских работ студентов и т.п., курсовых работ и проектов.

 

Устный контроль

 

Устный опрос как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций задействован при применении следующих форм контроля: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен по дисциплине.

Собеседование – беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Коллоквиум может служить формой не только проверки, но и повышения знаний обучающихся. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы.

Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации, определяемые учебным планом по направлению подготовки.

Форму проведения экзамена (устный экзамен, письменный экзамен, экзамен в виде теста) определяет кафедра. Экзамен проводится по утвержденным заведующим кафедрой экзаменационным билетам. В экзаменационные билеты могут включаться как теоретические вопросы, так и задания, направленные на решение практических задач.

Экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу обучающегося за курс (семестр), полученные теоретические знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения обучающимися лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий.

При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры для решения по программе данного курса.

Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях. Зачеты по семинарским занятиям проставляются, как правило, на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений обучающихся на семинарах.

Оценка, выставляемая по итогам зачета, может быть как квалитативного типа (по шкале наименований «зачтено» / «не зачтено»), так и квантитативного (дифференцированный зачет по шкале порядка – «отлично», «хорошо» и т.д.). По итогам экзамена, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Письменный контроль

 

Письменные работы могут включать тесты, контрольные и расчетно-графические (расчетно-проектировочные) работы, эссе, рефераты, курсовые работы и проекты, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по научно-исследовательской работе студентов.

Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.

Тест состоит из небольшого количества элементарных задач с возможностью выбора варианта ответа, занимает часть учебного занятия (10–30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии. Частота тестирования определяется преподавателем.

Тесты классифицируются:

– по уровню контроля: вступительные, текущие, тематические, тесты промежуточной и итоговой аттестации;

– по содержанию: гомогенные (основанные на содержании одной дисциплины), гетерогенные (основанные на содержании нескольких дисциплин),

– по методологии интерпретации результатов: нормативно-ориентированные (позволяют сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом), критериально ориентированные (позволяют измерить уровень индивидуальных учебных достижений относительно полного объема знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены обучаемыми по конкретной дисциплине);

– по форме предъявления: бланковые, компьютерные ординарные, компьютерные адаптивные.

Контрольная работа является более сложной формой проверки и, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.

Расчетно-графическая или расчетно-проектировочная работа (РГР) – сложная форма контроля.

Содержание РГР может включать выполнение графических, расчетных и проектировочных заданий.

Эссе – одна из форм письменных работ. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании общекультурных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.

Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных обучающимся конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т.д.

Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако качество работы должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Для подготовки эссе обучающемуся предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

Реферат – форма письменной работы, как правило, представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может составлять 10–15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение обучающимся нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие обучающемуся навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата обучающемуся предоставляется список тем, список обязательной и дополнительн ой литературы, требования к оформлению.

Курсовая работа / проект – вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение, как правило, профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных и (или) профессионально-специализированных компетенций. Время, отводимое на выполнение, от 1 месяца до семестра. В зависимости от трудоемкости курсовая работа / проект могут иметь различную творческую направленность.

При подготовке курсовой работы / проекта обучающийся должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику представления материала, показать умение формулировать обобщения и выводы, проявлять навыки проектирования. Пояснительная записка курсовой работы / проекта должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор кратко обосновывает актуальность темы, структуру работы / проекта и даёт обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более глав (разделов); в конце каждого раздела формулируются краткие выводы. В заключении подводится итог выполненной работы/ проекта и формулируются общие выводы. В списке использованной литературы указываются все публикации, которыми пользовался автор. Объем графической части определяется целями и задачами курсовой работы / проекта.

При оценке уровня выполнения курсовой работы / проекта в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции согласно ФГОС:

– умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;

– умение собирать и систематизировать практический материал;

– умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;

– умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;

– умение соблюдать форму научного исследования;

– умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

– владение современными средствами телекоммуникаций;

– способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;

– умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;

– способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

Отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющей обучающемуся обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения учебных и производственных практик. Отчет выполняется в соответствии с индивидуальным заданием, рабочей программой практики.

Цель каждого отчета – осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные обучающимся в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Для выпускающей кафедры отчеты по практикам важны потому, что позволяют создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в учебные и научные процессы.

Отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС).

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса.

НИРС может выполняться на всех курсах, при этом на старших курсах целесообразна её направленность на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР). При оценке результатов НИРС также необходимо использовать критерии, аналогичные оценке ВКР.

Могут быть предусмотрены следующие этапы выполнения и контроля НИРС:

1. Планирование НИРС. Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с ведущим преподавателем сути предстоящей работы. Как правило, на этом этапе обучающийся составляет реферат по избранной теме, в котором отражает текущее состояние исследуемого вопроса. После рассмотрения реферата и собеседования с обучающимся преподавателем утверждается план проведения НИРС.

На данном этапе должны контролироваться следующие приобретаемые компетенции:

− способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;

− владение современными средствами телекоммуникаций;

− способность определять и формулировать проблему;

− способность анализировать современное состояние науки и техники;

− способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;

− способность создавать содержательные презентации.

2. Корректировка плана проведения НИРС. В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом можно контролировать следующие формируемые компетенции:

− способность анализировать современное состояние науки и техники;

− способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;

− способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;

− способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента;

− способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;

− способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.

3. Составление отчета о НИРС. На данном этапе можно контролировать следующие компетенции:

− способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований;

− способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований.

4. Публичные представление или защита выполненной работы.

Представление работы может осуществляться публикацией, докладом на научно-технической конференции, участием в выставке и т.п. Защита работы может проводиться на заседании комиссии, назначенной кафедрой. Представление или защита работы позволяет оценить качество сформированных компетенций:

− способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;

− способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;

− способность создавать содержательные презентации.

При оценке выполненной НИРС должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

 

Date: 2016-07-18; view: 664; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию