Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.





2.1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

Для осуществления хозяйственной деятельности каж­дая организация должна располагать определенными средствами. Размер средств, характер использования за­висят от вида, объема деятельности организации.

Хозяйственные средства любой организации бухгал­терия рассматривает с двух точек зрения: с одной сто­роны, надо знать, из каких видов эти средства состо­ят, в какой сфере размещены (производство, торговля и т. д.), с другой — надо знать, за счет каких источни­ков это имущество приобреталось или формировалось. Например, чтобы начать предпринимательскую дея­тельность, необходим капитал, собственный или за­емный.

Хозяйственные средства организации — товарно-ма­териальные ценности и денежные средства, как принад­лежащие организации, так и временно или постоянно находящиеся вне ее собственности. Они являются акти­вом организации и классифицируются по составу: вне­оборотные и оборотные средства.

Внеоборотные активы подразделяются на:

1. Основные средства — это предметы, срок службы которых составляет более 1 года. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изме­няя своей формы и изнашиваясь постепенно, что и по­зволяет включать их стоимость в затраты на производ­ство (расходы на продажу) продукции частями по мере износа, через амортизационные отчисления. К основным средствам относятся:

— здания,

— сооружения,

— машины и оборудование,

— транспортные средства,

— инструменты,

— производственный инвентарь и принадлежности,

— вычислительная техника,

— прочие основные средства.

2. Нематериальные активы — это вид средств, не имеющих материально-вещественной (физической) струк­туры; используются в производстве продукции, при вы­полнении работ или оказании услуг или для управлен­ческих нужд организации; в течение длительного време­ни, т. е. срока полезного использования продолжитель­ностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; если организацией не предполагается последующая перепродажа данно­го имущества; способны приносить организации эконо­мические выгоды (доход) в будущем, и т.д.

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключитель­ное право на результаты интеллектуальной деятельности):

— исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

— исключительное право патентообладателя на изоб­ретение, промышленный образец, полезную мо­дель;

— исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхож­дения товаров;

— исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и др.

В состав нематериальных активов включаются также деловая репутация организации и организационные рас­ходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными до­кументами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются ин­теллектуальные и деловые качества персонала организа­ции, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть ис­пользованы без них.

3. Оборудование к установке — это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требу­ющее монтажа и предназначенное для установки в стро­ящихся объектах. К оборудованию, требующему монта­жа, также относится:

— оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей;

— комплект запасных частей;

— измерительная аппаратура и др.

4. Вложения во внеоборотные активы — затраты орга­низации на объекты, которые впоследствии будут при­няты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также затрат организации по формированию основного стада продуктивного и рабоче­го скота. К вложениям во внеоборотные активы относят­ся затраты на:

— приобретение земельных участков,

— приобретение объектов природопользования,

— строительство объектов основных средств,

— приобретение отдельных объектов основных средств,

— приобретение нематериальных активов,

— перевод молодняка животных в основное стадо,

— приобретение взрослых животных и др.

Оборотные средства

Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь создан­ный продукт. Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги. К ним относятся:

1. Производственные запасы:

материалы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);

— животные на выращивание и откорм (молодняк животных, взрослые животные, птицы; кролики, семьи пчел и др.);

— резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

— заготовление и приобретение материальных ценно­стей;

— отклонение в стоимости материальных ценностей;

— налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

2. Затраты, на производство — расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на про­дажу):

— основное производство — затраты производства, продукция которого явилась целью создания дан­ной организации;

— полуфабрикаты собственного производства;

— вспомогательные производства — затраты произ­водств, которые являются вспомогательными (под­собными) для основного производства организации;

— общепроизводственные расходы — расходы по об­служиванию основных и вспомогательных произ­водств организации;

— общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, непосредственно не связанных с про­изводственным процессом;

— брак в производстве;

— обслуживающие производства и хозяйства — за­траты, связанные с выпуском продукции, выпол­нением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

3. Готовая продукция и товары:

выпуск продукции (работ, услуг);

— товары — товарно-материальные ценности, приоб­ретенные в качестве товаров для продажи;

— торговая наценка;

— готовая продукция;

—расходы на продажу, связанные с продажей про­дукции, товаров, работ и услуг;

— товары отгруженные — отгруженная продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, а также готовые изделия, переданные другим орга­низациям для продажи на комиссионных началах;

— выполненные этапы по незавершенным работам.

4 .Денежные средства — денежная наличность в рос­сийской и иностранных валютах, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кре­дитных организациях на территории страны и за ее пре­делами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы:

— касса;

— расчетные счета — денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кре­дитных организациях;

— валютные счета — денежные средства в иностран­ной валюте на валютных счетах организации, от­крытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

— специальные счета в банках — денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пре­делами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах;

— переводы в пути — денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых от­делений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначе­нию;

— финансовые вложения — инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облига­ции, а также предоставленные другим организаци­ям займы;

— резервы под обесценение вложений в ценные бу­маги.

5. Расчеты:

расчеты с покупателями и заказчиками;

— расчеты с подотчетными лицами (расчеты с работ­никами по суммам, выданным им под отчет на ад­министративно-хозяйственные и операционные рас­ходы);

— расчеты с разными дебиторами.

Дебиторская задолженность — это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной орга­низации.

Дебиторами называются организации или отдельные лица, которые используют средства данной организации.

2.2. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства организации подразделяются на две группы:

I. Собственные средства:

1. Уставный капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей (участников) организации.

2. Собственные акции (доли) — акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования. Некоторые хозяйствен­ные общества и товарищества используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

3. Резервный капитал создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для по­крытия убытков организации за отчетный год; погаше­ния облигаций акционерного общества.

4. Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемых по резуль­татам их переоценки; суммы, разницы между продаж­ной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерно­го общества.

5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

6. Целевое финансирование — средства, предназначен­ные для осуществления мероприятий целевого назначе­ния; средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.

II. Привлеченные (заемные) средства:

1. Расчеты по краткосрочным кредитам и займам — суммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кре­дитов и займов, полученных организацией.

2. Расчеты по долгосрочным кредитам и займам — суммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) креди­тов и займов, полученных организацией.

3. Кредиторская задолженность — это задолженность данной организации другим организациям или отдель­ным лицам. Кредиторами называются организации и лица, которым должна данная организация.

Кредиторская задолженность возникает, в частности, если материалы и товары поступают в организацию рань­ше, чем она произвела платеж за них, т. е. поступление товарно-материальных ценностей предшествует его оп­лате.

К обязательствам относят:

— задолженность бюджету по налогам и сборам;

— задолженность коллективу по оплате труда;

— задолженность социальному страхованию и обес­печению.

Задолженность бюджету и социальному страхованию и обеспечению может иметь место, так как начисление налогов и отчислений предшествует погашению данной задолженности. Задолженность по оплате труда возни­кает в связи с тем, что выполнение работы предшествует расчетам за нее.

2.3. Характеристика предмета бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и по­лученные результаты деятельности экономического субъекта. При этом в ходе работы экономического субъек­та, финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выде­лить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными опе­рациями.

Хозяйственная операция (от лат. operatic — действие) характеризует отдельные хозяйственные действия, вы­зывающие изменения в составе, размещении и источни­ках образования имущества. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество организации или только источники его образования, или одно­временно и имущество, и источники его формирования.

Имущество (сырье, материалы, основные средства и т. п.), обязательства и хозяйственные операции выража­ются в денежной оценке путем суммирования фактичес­ки произведенных расходов. Имущество экономическо­го субъекта, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные, заемные и др.), хозяй­ственные операции составляют объекты бухгалтерского учета. Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и раз­личных видов дебиторской задолженности.

Текущая деятельность организации возможна, если она располагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида ее деятельности, так и финансовой устойчивости. Стоимостной и натурально-вещественный состав хозяй­ственных средств определяется спецификой производ­ственной деятельности организации, основу которой со­ставляют три хозяйственных процесса:

заготовление — приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для производ­ственных и хозяйственных нужд и реализации товаров;

производство — выполняется основная задача орга­низации — изготовление продукции, оказание услуг;

реализация — осуществляются договорные обязатель­ства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет.

В результате учета процесса заготовления и производ­ства, путем сопоставления плановых и отчетных показа­телей выявляется экономия или перерасход, а в учете реа­лизации — прибыль или убытки. Следовательно, необхо­димо обеспечивать контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; представлять полную и достовер­ную информацию; выявлять внутрипроизводственные ре­зервы и эффективно их использовать.

2.4. Характеристика метода бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета — совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтер­ском учете отражается движение и состояние хозяйствен­ных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: до­кументация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация — письменное свидетельство о совер­шенной хозяйственной операции или праве на ее совер­шение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для отражения операций, но и способом первичного на­блюдения и регистрации их. Документация служит це­лям контроля, позволяет проводить документарные про­верки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация — способ проверки соответствия фак­тического наличия хозяйственных средств в натуре дан­ным учета.

Оценка — способ, с помощью которого хозяйствен­ные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, благодаря чему достигается ее реальность.

Для руководства хозяйством организации требуется знать все затраты на его ведение, причем не только вели­чину каждого вида затрат, но и общую их сумму, относящуюся к определенному объекту, т. е. исчисляется себе­стоимость учитываемых объектов. Себестоимость объек­тов учета исчисляется при помощи калькуляции, исполь­зуемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными про­цессами организации, состоянием средств и источников их образования необходимо непрерывно учитывать все хозяйственные операции по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяй­ственных средств и процессов производится путем на­блюдения за изменениями, происходящими с различны­ми видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хо­зяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерско­го учета, позволяющая получать показатели, необходи­мые для текущего наблюдения за хозяйственной деятель­ностью, обеспечивается системой счетов, поскольку све­дения, имеющиеся в документах, дают только разрознен­ную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерс­ком учете позволяют группировать и получать обобщен­ные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе сче­тов осуществляется при помощи двойной записи, сущ­ность которой заключается во взаимосвязанном отраже­нии различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Такой способ записей раскрывает их эконо­мическое содержание, позволяя глубже изучать хозяй­ственную деятельность организации.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгал­терском учете производится путем сопоставления хозяй­ственных средств с источниками их образования, так на­зываемого балансового обобщения.

Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их об­разования, которое сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйству­ющего субъекта.

Результаты хозяйственной деятельности, а также кон­кретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность — единая сис­тема информации о финансовом положении хозяйству­ющего субъекта за определенное время. К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:

— достоверность — отчетность должна содержать до­стоверные данные об имущественном и финансовом положении;

— целостность — она должна охватывать все без исклю­чения хозяйственные операции, в том числе в ее фи­лиалах, представительствах;

— сопоставимость — соблюдение постоянства в содер­жании и формах отчетности;

— последовательность — сравнение данных отчетного периода с предыдущими:

— отчетный период — период, за который должна со­ставляться отчетность;

— оформление — отчетность должна быть на русском языке и в валюте РФ, подписана руководителем орга­низации и главным бухгалтером.


Date: 2016-07-18; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию