Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль исполнения документов





И принятых решений

Контроль исполнения документовэто комплекс организационных, информационных, технических и иных мероприятий, нацеленных на обеспечение своевременного, точного и полного исполнения документов.

Цель контроля – содействие своевременному и качественному исполнению решений и поручений руководства организации или структурного подразделения.

Контроль исполнения, как правило, ведется на нескольких уровнях:

Ú контроль исполнения документов по существу поставленных в них вопросов;

Ú контроль за сроками исполнения документов.

Контроль по существу поставленных вопросов осуществляет руководитель организации, структурного подразделения или специалист, занимающийся

указанными проблемами. Руководители подразделений и исполнители несут ответственность за правильность и своевременность решения вопросов.

Контроль за сроками исполнения документов и принятых решений – это функция службы ДОУ, которая закрепляется в инструкции по делопроизводству (приложение 2, пункт 2.3. инструкции по делопроизводству).

Контроль исполнения включает несколько последовательных этапов:

· постановка документов на контроль;

· проверка своевременности доведения документов до исполнителей;

· предварительная проверка и регулирование ходя исполнения документов;

· снятие с контроля исполненных документов и решений;

· направление исполненного документа в дело;

· учет и обобщение результатов контроля исполнения документов;

· информирование руководителей о результатах обобщения данных и исполнительской дисциплине сотрудников.

Централизация или децентрализация ведения контрольных операций зависит от организации, объема документооборота, наличия службы ДОУ. В крупных организациях контроль исполнения документов осуществляют специальные структурные подразделения или группы, входящие в состав службы документационного обеспечения управления (инспекции по контролю, группы контроля) или специально назначенные для этого сотрудники службы (например, инспектор по контролю). Кроме того, контроль должен вестись в структурных подразделениях секретарями или лицами, ответственными за делопроизводство. В небольших организациях, фирмах ведение контроля исполнения документов входит в обязанности секретариата или секретаря руководителя.

Основными задачами службы контроля являются:

а) отслеживание хода и регистрация фактического исполнения зафиксированных указаний руководства, а также входящих, исходящих и внутренних документов, имеющих важное управленческие значение;

б) обобщение сведений, получаемых в процессе отслеживания хода и результатов исполнения, и доведение этих сведений руководству в удобном формализованном виде;

в) выработка предложений по ускорению документопотоков и укреплению исполнительской дисциплины.

На контроль ставятся все документы, требующие исполнения, т.е. принятия решения, выполнения каких-либо действий или подготовки ответного документа. В состав документов, подлежащих обязательному контролю, наряду с документами вышестоящих органов и внутренними распорядительными документами включают также важные специфические документы, характерные для данной системы управления и имеющие конкретные срок исполнения.

Сроки исполнения документов могут быть типовыми или индивидуальными. Типовые сроки устанавливаются для документов, часто создаваемых в масштабах всего государства, отдельных направлений деятельности или конкретной организации.

Типовые сроки установлены в нормативных актах, например, для рассмотрения обращений граждан, депутатских запросов, для окончательного введения в силу подписанных законов, постановлений и др. Типовые сроки установлены в ведомственных подзаконных актах, например, о предоставлении статистической и финансовой отчетности. В организации могут быть установлены типовые сроки исполнения и для документов, не нашедших отражения в законах и других нормативных актах.

Индивидуальные сроки исполнения содержатся в тексе документа (например, в тексте приказа) или в резолюции руководителя.

Если документ имеет длительный срок исполнения, контролируют исполнение промежуточных этапов. Срок исполнения каждого этапа фиксируется в контрольной форме (печатной или электронной карточке, журнале).

Сроки исполнения фиксируются в календарных днях: поступивших от других организаций – с момента поступления отправляемых (исходящих) и внутренних – с даты их подписания или утверждения. Контроль ведется с момента постановки документа на контроль. Изменение сроков исполнения документов может производиться только по указанию руководителя, который их установил.

Техническим средством контроля исполнения документов является входной формат контрольной системы (карточка или экранная форма). Начало операций по контролю совпадает с моментом регистрации поступивших документов. На верхнем поле документа, исполнение которого контролируется, проставляется отметка о контроле (штамп «Контроль» или буква «К»). Такая же отметка проставляется и на регистрационной форме.

При традиционной технологии формируются контрольные картотеки, состоящие из экземпляров регистрационных карточек, предназначенных для целей контроля (сроковые картотеки). Ручная картотека представляют собой ящик с 33 отделениями: 31 отделение соответствует числам месяца. В них расставляют регистрационно-контрольные карточки (РКК) в соответствии со сроками исполнения. В дополнительное 32 отделение ставят карточки, срок исполнения которых переходит на следующий месяц, а в 33 – карточки, исполнение которых запланировано на длительный срок.

Аналогичным образом формируются картотеки на поступившие и внутренние документы.

Ведение текущего контроля предполагает ежедневный просмотр карточек инспектором по контролю.

При автоматизированной технологии контрольный массив документов организуется независимо от документопотока (внутренний, входящий или исходящий). Уже на этапе регистрации документа в электронную регистрационную карточку заносятся сведения о контроле (см. рис. 14).

 

Рис. 14. Электронная регистрационно-контрольная карточка

входящего документа

 

В течение срока исполнения документа служба контроля осуществляет регулярные проверки хода исполнения, результаты которой также фиксируются в контрольном массиве. Проверки могут фиксироваться в устной или письменной форме. Письменные напоминания могут быть посвящены как отдельному документу, так и конкретному заданию. Они рассылаются руководителям структурных подразделений, а после заполнения подписываются ими и возвращаются в службу ДОУ для анализа исполнительской дисциплины. Таким образом, в контрольной службе фиксируется весь ход работы с документом.

Технические операции завершаются снятием документа с контроля после его фактического исполнения. Документ считается исполненным, если решены все содержащиеся в нем вопросы, поручения выполнены и направлен ответ. В регистрационно-контрольной карточке делается соответствующая отметка о том, что и когда сделано. По усмотрению руководства сведения об исполнении документов или отдельных заданий могут сообщаться в службу ДОУ (контроля) в письменной или устной форме.

Служба ДОУ имеет право самостоятельно снимать с контроля только те документы, которые имеют типовые сроки исполнения. Документы с индивидуальными сроками может снять только то должностное лицо, которое поставило их на контроль и определило сроки исполнения. На самом документе часто проставляется отметка, подписанная лицом, подтвердившим исполнение («С контроля снят», дата и подпись).

Если контрольная служба устанавливает, что содержание, форма и процедура исполнения не соответствовали заданию, она вправе вернуть документ на доработку без продления сроков исполнения.

Данные о ходе и результатах контроля исполнения документов периодически анализируются. Сведения об исполнительской дисциплине ежемесячно обобщаются в сводках и представляются руководству. В них указывается общее количество документов, находящихся в работе у исполнителя; количество выполненных с опережением установленных сроков; количество не выполненных или выполненных позднее установленных сроков; причины задержек исполнения документов.

Характерными причинами неисполнения документов в срок являются:

ü высокая степень централизации полномочий;

ü перегрузка исполнителей и руководителей разного уровня;

ü недисциплинированность сотрудников и подведомственных организаций;

ü недостаточные сроки для качественного исполнения;

ü нерациональная система документооборота;

ü недостаток технических средств оформления и тиражирования документов.

Наиболее рациональным является сегодня автоматизированный контроль исполнения документов. Он выполняется с использованием специализированных программ контроля или как составная часть комплексной программы автоматизации документооборота. Специальные программы позволяют выводить на экран списки документов, исполнение которых истекает в определенный срок. Автоматизированная система контроля позволяют быстро просмотреть все задания не только по срокам, но и по исполнителям. При использовании локальных сетей в учреждении компьютер в любой момент может выдать списки неисполненных документов, с истекающим сроком исполнения, еще не просмотренных исполнителем, с сортировкой по срокам, по исполнителям, по видам документов.

Таким образом, автоматизированная система позволяет более рационально организовать контроль исполнения документов и поручений на всех стадиях исполнения документа, а также готовить аналитические справки по исполнительской дисциплине любого структурного подразделения или исполнителя за определенный период времени.

Контроль за сроками исполнения документов позволяет не только повысить уровень исполнительской дисциплины в организации, но и является условием более быстрого и эффективного решения управленческих и производственных задач.

Создав банк данных о документах организации, служба ДОУ может оперативно выполнить поиск необходимых сведений: у кого, где, в какой стадии работы находится любой документ; в каких документах можно найти информацию по конкретному вопросу и т.д.

Современные системы управления базами данных позволяют наводить справки по любой комбинации данных, включенных в регистрационную карточку документа.

Справка может выдаваться:

· по конкретному документу: где находится, стадия подготовки, результат исполнения, место хранения;

· по теме (содержанию): конкретный документ или группа документов;

· по корреспонденту/автору: конкретный документ или все документы, все документы автора, документы автора по определенному вопросу или за указанный период;

· по региону, стране, области, городу.

Для поиска документа или группы документов могут задаваться различные параметры, связанные с поиском по каждому документопотоку (внутренние, входящие или исходящие), по видам документов, хронологическим рамкам, организациям, содержанию и т.д.

При поиске сведений по конкретному документу может задаваться и регистрационный номер документа. При выдаче информации по конкретному документу на экран выводится и при необходимости распечатывается регистрационная форма.

Таким образом, одна из задач службы ДОУ – создать и эффективно использовать все имеющиеся информационно-документационные ресурсы организации.

6. Управление оперативным хранением документов

Оперативное хранение документов организации – это комплекс организационных, информационных, технических и иных мероприятий, направленных на создание условий рационального размещения и хранения документов для повседневной работы с ними и исключающих их утрату.

Необходимость оперативного хранения документов обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, повседневная работа с массивом документов организации требует определенного упорядочения. Во-вторых, не все документы имеют одинаковую практическую и научно-историческую ценность. В-третьих, возможности ведомственных архивов по хранению больших массивов документов весьма ограничены.

Управление оперативным хранением документов включает в себя:

Ú составление и утверждение номенклатуры дел;

Ú формирование и ведение дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел;

Ú выдачу документов во временное пользование и их обратный прием;

Ú рациональное размещение документов в процессе оперативного хранения;

Ú контроль за наличием и состоянием документов, состоящих на оперативном хранении;

Ú по истечении сроков оперативного хранения – подготовку соответствующих документов к передаче в архив или к уничтожению.

6.1. Номенклатура дел

В процессе деятельности организации получают и создают большое количество документов. После их использования в оперативной деятельности для решения текущих вопросов документы становятся хранителями ретроспективной информации, надобность в которой может возникнуть через определенное время.

Быстрый поиск и использование документов возможны лишь при их четкой классификации. Простейшей классификацией документов является группировка их в дела. ГОСТ дает определение дела как «документ или совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку». Специальным классификационным справочником, определяющим порядок распределения документов в дела, служит номенклатура дел.

Номенклатура дел – это «систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке». Номенклатура дел является простейшим классификатором, позволяющим быстро разложить документы по папкам (делам) для оперативного их поиска в случае надобности.

Номенклатура дел является документом многоцелевого назначения, выполняющим ряд функций:

1. Она используется как схема классификации при распределении и группировке исполненных документов в дела, т.е. ее главным назначением является систематизация документов. Заголовки дел из номенклатуры переносятся на обложки дел.

2. Номенклатура дел предварительно определяет сроки хранения документов, что является первым этапом экспертизы ценности документов.

3. Номенклатура дел используется при построении ИПС по документам организации.

4. Номенклатура дел служит учетным документом при сдаче в архив дел со сроками хранения до 10 лет включительно. Кроме того, она является основой для составления описей на дела со сроками хранения свыше 10 лет и постоянного.

5. Номенклатура дел имеет справочное значение при изучении структуры организации.

Общие требования к составлению и оформлению номенклатур содержатся в «Основных правилах работы архивов организаций» (М., Росархив, 2002). Основные правила устанавливают порядок подготовки номенклатуры, закрепляют ее форму, правила заполнения граф, составления и систематизации заголовков и т.д. Основным нормативным документом при определении сроков хранения документов, включенных в номенклатуру дел, является «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения» (М., Росархив, 2009).

Номенклатура дел должна быть в каждой организации и охватывать все документы, создаваемые в процессе их деятельности. Номенклатуры бывают трех видов:

þ типовая;

þ примерная;

þ индивидуальная.

Типовая номенклатура дел является нормативным документом. Она составляется для однотипных организаций и устанавливает для них типовой состав дел, унифицированные заголовки дел, их единую индексацию.

Примерная номенклатура дел носит рекомендательный характер. Она устанавливает примерный состав дел для организаций, на которые распространяется (например, «Примерная номенклатура дел высшего учебного заведения»). Типовая и примерная номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры.

Индивидуальная номенклатура дел может быть для организации в целом (сводная) или отдельно для каждого структурного подразделения. Конкретная номенклатура дел представляет собой систематизированный список названий дел, заводимых в организации или структурных подразделениях в течение календарного года. Сводная номенклатура как классификационный справочник, имеет схему построения, в которой названия названиями частей будут наименования структурных подразделений организации.

Составление номенклатуры дел является начальным этапом оперативного хранения документов организации. Ее разработка начинается в IV квартале и должна завершиться не позднее декабря с тем, чтобы с января следующего календарного года ее можно было ввести в действие. Номенклатура дел ежегодно пересматривается, уточняется и утверждается руководителем организации. Организации, сдающие документы в государственные архивы на постоянное хранение, обязаны не реже одного раза в пять лет согласовывать ее с архивным учреждением.

Основные требования, предъявляемые к номенклатуре дел:

· номенклатура должна охватывать все документы, которые организация получает или создает в процессе своей деятельности в течение года;

· формулировка заголовков дел должна быть конкретной и четкой, чтобы не только полностью отразить состав и содержание документов в них, но и исключить возможность помещения в дела документов, не соответствующих их содержанию и сроку хранения;

· дела внутри разделов номенклатуры систематизируются в соответствии со степенью важности и срокам хранения документации.

Номенклатуры дел организации (сводная) и структурного подразделения составляются по унифицированным формам, которые разработаны архивными органами и закреплены в Основных правилах работы архивов организаций (приложение 8). Каждая графа имеет свое назначение и требует правильного заполнения.

Индекс дела Заголовок дела Кол-во ед. хранения Срок хранения и № статей по перечню Примечание
         
  Название раздела      
01-01 Устав фирмы   Пост. ст. 51  

Рис. 15. Форма содержательной части номенклатуры дел

В первой графе проставляется индекс дела, включенного в номенклатуру. Он состоит из двух частей – обозначения структурного подразделения и порядкового номера дела в пределах структурного подразделения. В конце каждого раздела оставляют резервные порядковые номера для дополнительных непредусмотренных заранее дел, если такие появляются в течение года.

Во вторую графу вносятся заголовки дел. Каждое дело может составлять один или несколько томов. В третьей графе указывается количество единиц хранении, т.е. томов или частей каждого дела.

В четвертой графе указывается срок хранения дела со ссылкой на номер статьи по перечню документальных материалов (типового или ведомственного), в соответствии с которым срок хранения установлен.

Пятая графа «Примечания» заполняется в течение года в том случае, если надо сделать отметки: об уничтожении дел; передаче дел в архив; о делах, переходящих на следующий год и т.п.

Проект номенклатуры дел учреждения рассматривается и одобряется центральной экспертной комиссией (ЦЭК) или ЭК организации, визируется заведующим ведомственным архивом, после чего направляются на согласование в государственный архив, если документы поступают на государственное хранение. После согласования номенклатура дел утверждается руководителем учреждения. Если организация не сдает документы на государственное хранение, его номенклатура дел может согласовываться с ЭК вышестоящей организации.

В конце года в номенклатуре заполняется итоговая запись о категориях и количестве заведенных и включенных дел.

 

По срокам хранения Всего В том числе переходящих
Постоянного 12 4
Временного (свыше 10 лет) 16 8
Временного (до 10 лет) 39  
Итого 67 12

Рис. 16. Форма итоговой записи к номенклатуре дел организации

Рабочий экземпляр номенклатуры обычно прикрепляется к внутренней дверце шкафа, где хранятся дела, и по ней быстро можно установить номер нужного дела и найти необходимый документ.

Номенклатура – достаточно сложный документ, ее составление требует специальных знаний, и организациям, не имеющим специалистов в области ДОУ, лучше заказать номенклатуру в архивных учреждениях.

6.2. Формирование дел

Оперативное хранение документов проводится в службах ДОУ, в других структурных подразделениях организаций до сдачи их в ведомственный архив. Оперативное хранение подразделяется на:

а) хранение документов в процессе их исполнения;

б) хранение исполненных документов.

Документы во время их исполнения должны храниться у исполнителя в специальных папках с надписями: «Срочно», «На исполнение», «На заседание», «На подпись», «На отправку» и т.п. Папки хранятся в течение дня на столе исполнителя, а после окончания работы убираются в ящик стола или шкаф.

Папки с неисполненными документами хранятся таким образом, чтобы в случае болезни или командировки исполнителя их можно было сразу же передать на исполнение другому сотруднику. Хранение исполненных документов осуществляется в специальных различных папках. Папка типа «скоросшиватель» используется для документов кратковременных сроков хранения, так как в скоросшивателях документы располагаются в обратной хронологической последовательности: документ с более поздней датой оказывается первым (сверху), а с более ранней – в конце (снизу). Для документов длительных и постоянных сроков хранения целесообразно использовать папки с мягкой системой крепления.

Исполненные документы группируются в дела по специальным правилам. Эта работа по группировке документов носит название «формирование дел».

ГОСТ определяет понятие Формирование делкак группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизации документов внутри дела.

Работа по формированию дел состоит из следующих операций:

· распределение исполненных документов по делам в соответствии с номенклатурой дел;

· расположение документов внутри дела в определенной последовательности;

· оформление обложки дела.

При централизованном ведении делопроизводства в организации дела формируются и хранятся в службе ДОУ. В крупных организациях (при децентрализованном ведении делопроизводства) дела формируются в структурных подразделениях по месту создания или исполнения документов. Важные внутренние документы (уставы, положения и др.), приказы, распоряжения, переписка руководителей всегда формируются и хранятся в службе ДОУ (канцелярия, секретариат руководства).

Порядок формирования, хранения и оформления дел должен быть изложен в инструкции по делопроизводству конкретной организации с указанием специфики, если она имеется.

При формировании дел, куда входят различные документы, должны соблюдаться общие требования, сформулированные в Основных правилах работы архивов организаций:

ü в дело помещаются документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела;

ü документы постоянного и временного хранения группируются в отдельные дела;

ü в дело включается по одному экземпляру каждого документа. При этом запрещается группировать в дела черновики и дублетные экземпляры документов (за исключением особо ценных), а также документы, подлежащие возврату;

ü приложения и дополнительные материалы, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся. Приложения, имеющие большой объем, группируются в самостоятельное дело, о чем в документе делается отметка;

ü в дело группируются документы одного календарного года (за исключением переходящих дел, личных дел сотрудников, выборных органов, документов учебных заведений);

ü в дела должны помещаться только исполненные документы, неисполненные подшивать запрещается;

ü толщина каждого дела не должна превышать 30-40 мм, около 250 листов. Если документов больше, дело разделяется на два или более тома.

Быстрота поиска необходимой документной информации зависит и от правильной систематизации документов внутри дела.

Расположение в хронологическом порядке предполагает группировку документов за определенный период времени и в хронологической последовательности (например, входящие документы – по датам поступления, исходящие – по датам отправления).

С хронологическим расположением документов совпадают вопросный и нумерационный порядок (признаки). Вопросный предполагает размещение документов в деле в логической последовательности решения вопросов, нумерационный – группировку однородных документов, имеющих порядковую нумерацию.

По номинальному признаку в дела группируются документы одного вида (разновидности): протоколы, приказы, акты и т.д.

Для группировки переписки используется корреспондентский признак.

При алфавитном порядке документы систематизируют по фамилиям авторов, названиям организаций корреспондентов.

В основе формирования дел, как правило, лежит сочетание несколько признаков.

Различные группы документов имеют свою специфику систематизации:

Ú распорядительные документы (приказы, распоряжения, постановления и т.п.) формируются по видам документов и хронологии;

Ú приказы по основной деятельности и по личному составу группируются отдельно. При больших объемах документов приказы по личному составу, касающиеся различных сторон деятельности (прием на работу, увольнению и перемещению, командировки) рекомендуется группировать в отдельные дела;

Ú в личных делах документы располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления;

Ú протоколы подшивают в дела в хронологическом порядке и по номерам;

Ú переписка группируется, как правило, за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности;

Ú бухгалтерская документация в большинстве случаев группируется по хронологии;

Ú финансовые денежные документы (кассовые ордера, авансовые отчеты) в порядке последовательности их номеров;

Ú в отдельные дела помещают обращения граждан, располагая их в алфавитном порядке.

Независимо от того, какой основной признак лежит в основе формирования дела, документы в пределах всех групп документов располагают по хронологии.

Изъятие документов организации может производится только органами государственной налоговой инспекции, дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим законодательством.

Изъятие документов производится в присутствии должных лиц организации, оформляется протоколом, копия которого ему вручается под расписку. На изъятые документы составляется специальная опись, в которой отражается содержание изъятых документов.

Документы, включенные в дело, могут в течение года потребоваться сотруднику организации. В этих случаях они могут быть вынуты из дела только ответственным за формирование и хранение дел, а на их место закладывается лист-заместитель, в котором указано: когда, кому и на какой срок выдан документ. Документ выдается под расписку.

При заведении дела в делопроизводстве обязательно оформляют его обложку. Это оформление носит частичный характер. Полному оформлению подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу при подготовке их к передаче на хранение в архив организации.

При частичном оформлении дела на обложку выносятся сведения, которые дают возможность быстро определить состав документации, находящейся в папке, и найти нужный документ:

ü название организации полное или сокращенное;

ü название структурного подразделения;

ü индекс дела, присвоенного ему в номенклатуре дел;

ü заголовок дела (переносится на обложку из номенклатуры дел);

ü срок хранения дела в соответствии с номенклатурой дел.

Соблюдение правил формирования и оформления дел позволяет осуществлять оперативный поиск документов и облегчает экспертизу их ценности.

6.3. Обработка дел для последующего хранения

Завершающим этапом работы с документами в текущем делопроизводстве является обработка дел для последующего их хранения и использования.

В структурных подразделениях документы находятся в оперативной работе еще год после окончания текущего года, так в этот период к ним часто обращаются за справками. По истечении этого срока дела должны быть обработаны для длительного хранения.

Обработка дел для хранения включает:

а) проведение экспертизы научной и практической ценности документов;

б) оформление дел;

в) составление описи на дела с постоянным и долговременным сроками хранения.

6.3.1. Экспертиза ценности документов

Документы, создающиеся в процессе деятельности организаций, содержат информацию, ценность которых различна. Значительная часть документов несет информацию, имеющую разовое значение. Другие документы содержат информацию, которая может потребоваться в течение многих лет (информация о гражданах, их работе, учебе и т.п.). Определенные группы документов содержат информацию, ценную в научных и практических целях. Такие документы должны храниться постоянно.

С экономической точки зрения хранить все документы нецелесообразно, так как для них потребуются большие помещения, оборудование, штаты специальных работников. Поэтому систематически проводится экспертиза ценности документов – определение политического, экономического, социально-культурного, практического и иного значения документов с целью отбора документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев.

Экспертиза ценности проводится на основе действующего законодательства РФ по архивному делу; типовых и ведомственных перечней документов с указанием сроков их хранения, типовых и примерных номенклатур дел; нормативно-методических документов Федеральной архивной службы России (Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии организации, Основные правила работы архивов организации).

Экспертиза ценности документов проводится в несколько этапов:

· при составлении номенклатуры дел;

· в процессе формирования дел

· при подготовке документов к сдаче в архив

Назначением экспертизы ценности является отбор документов для постоянного и временного хранения и для уничтожения. Определение сроковхранения также является важной задачей экспертизы ценности документов.

По срокам хранения документы подразделяются на три группы:

1. Документы с постоянным сроком хранения.

2. Документы со сроком хранения свыше 10 лет.

3. Документы со сроком хранения до 10 лет.

В основе проведения экспертизы ценности документов лежат принципы историзма, всесторонности, комплексности. На основе этих принципов разработана система критериев, т.е. научно обоснованных признаков, позволяющих определять степень ценности документов (см. рис. 18).

 

 


Рис. 17. Критерии оценки документов

Для организации и проведения экспертизы ценности дел (документов) в организации приказом руководителя создается экспертная комиссия (ЭК). Она осуществляет свою деятельность на основании «Положения о постоянно действующей экспертной комиссии» (приложение 9). Состав экспертной комиссии представлен, как правило, сотрудниками, ответственными за ДОУ и за архив, а также специалистами по отдельным видам документации и обеспечению защиты информации. Председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя организации. Заседания ЭК проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год и оформляются протоколами. Ведение всех документов и организация проведения заседаний являются обязанностями секретаря экспертной комиссии.

Экспертная комиссия является совещательным органом, ее решения вступают в силу после утверждения руководителем организации, который в соответствии с законодательством несет ответственность за сохранность документов.

В министерствах и ведомствах, других крупных организациях, имеющих подведомственную сеть, помимо экспертных комиссий, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК). Они контролируют деятельность экспертных комиссий и оказывают методическую помощь в проведении экспертизы.

Экспертиза ценности документов проводится ежегодно. Ее осуществляют работники службы ДОУ совместно с экспертной комиссией. Экспертиза ценности в организации производится на основании номенклатуры дел и перечней документов с указанием сроков хранения. Экспертиза предусматривает полистный просмотр дел (документов), подлежащих передаче на ведомственное хранение, по месту их оперативного хранения.

В результате проведения экспертизы выделяются четыре группы документов с различными сроками хранения:

1. Документы, подлежащие постоянному хранению в государственных архивах.

2. Документы, подлежащие временному хранению (свыше 10 лет) в архиве организации.

3. Документы, подлежащие временному хранению (до 10 лет) в структурных подразделениях.

4. Документы, подлежащие уничтожению в связи с истечением срока хранения.

По результатам экспертизы ценности составляются описи дел постоянного и долговременного хранения, а также акты о выделении документов и дел с истекшими сроками временного хранения и не представляющими практической (научно-исторической) ценности к уничтожению.

Дела с постоянным и долговременным сроками хранения готовят к сдаче в архив организации. На дела с истекшими сроками хранения, отобранные к уничтожению, составляют акт, форма которого унифицирована.

Акт рассматривается и одобряется на заседании ЭК (ЦЭК) организации, затем ее руководителем, после чего организации имеет право уничтожить дела, включенные в акт.

6.3.2. Оформление дел

После окончания календарного года дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения должны передаваться в архив организации. В связи с этим они должны быть оформлены в соответствии с требованиями Основных правил работы архивов организации.

Оформление дела – это подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами (ГОСТ-98). Его проводят работники структурных подразделений, ответственные за формирование и хранение дел, или секретарь. Порядок оформления дел зависит от сроков их хранения.

Дела временного хранения (до 10 лет), которые не передаются в архив, оформляются частично, т.е. подлежат упрощенному оформлению. Частичное оформление производится при заведении дела. После завершения дела не проводится дополнительная систематизация документов, листы дела не нумеруются, не составляется заверительная надпись.

Дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу перед передачей в архив организации подлежат полному оформлению, которое предусматривает:

· подшивку или переплет дела;

· нумерацию листов в деле;

· составление заверительной надписи (листа-заверителя);

· составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела;

· оформление всех реквизитов обложки дела.

При полном оформлении документы дела подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона.

Прежде, чем подшить дела, из них удаляют металлические скрепления. В конце каждого дела обязательно вкладывают чистый бланк формы листа-заверителя для заверительной надписи.

Для обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов все листы дела нумеруются черным графитным карандашом или нумератором в правом верхнем углу, не задевая текста документа. Лист-заверитель не нумеруют, листы внутренней описи нумеруют отдельно. Если дело имеет несколько томов, каждый том нумеруется отдельно. Иллюстративные материалы, фотографии нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу.

Заверительная надпись дела составляется для учета количества листов. В нем указываются сведения о количестве пронумерованных листов дела, количестве листов внутренней описи. Кроме того, указываются сведения, отражающие специфику документов и нумерации листов данного дела (литерных номеров, пропущенных, номеров крупноформатных листов, конвертов с вложениями, типографских экземпляров брошюр с количеством листом в них и др.).

 

ЛИСТ-ЗАВЕРИТЕЛЬ ДЕЛА № ____

В деле подшито и пронумеровано _____________листов

в том числе:

литерные номера листов __________________________

пропущенные номера листов _______________________

+ листов внутренней описи_________________________

Особенности физического состояния и формирования дела Номера листов
   
Имеется разрыв-склейка лист 126

Наименование должности

работника Подпись Расшифровка подписи

Дата

 

Рис. 18. Форма листа-заверителя дела

Для дел с особо ценными документами, личных, судебных и следственных, дел о присуждении ученых степеней и званий, дел на авторские свидетельства и патенты и т.п. при подготовке к сдаче в архив составляется, если она не велась в течение гола, внутренняя опись документов.

Внутренняя опись документов дела составляется для учета документов постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения. Она составляется на отдельном листе по установленной форме. В ней содержатся сведения о порядковых номерах документов дела, их индексах, датах, заголовках и номерах листов дела. Завершается опись итоговой записью с указанием цифрами и прописью количества включенных в нее документов и количества листов самой описи.

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ

документов ед. хр. № __________________

№ п/п Индекс документа Дата документа Заголовок документа Номера листов (ед.хр.) Примечание
           
           

 

Итого___________________________________________документов.

(цифрами и прописью)

Количество листов внутренней описи __________________________

(цифрами и прописью)

Наименование должности лица,

составившего внутреннюю опись

документов дела Подпись Расшифровка подписи

Дата

 

Рис. 19. Форма внутренней описи документов дела

После того, как документы подшиты, листы пронумерованы, оформляют обложку дела. Обложка дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу имеет форму, установленную государственным стандартом ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительного хранения. Типы, размеры, технические требования» (приложение 10).

На обложке дела указываются следующие реквизиты:

ü наименование организации;

ü наименование структурного подразделения;

ü индекс дела;

ü номер дела (тома, части) по годовому разделу сводной описи дел;

ü заголовок;

ü крайние даты дела;

ü количество листов в деле;

ü срок хранения;

ü архивный шифр дела.

Часть из перечисленных реквизитов выносится на обложку дела при его заведении. Однако при подготовке дел к передаче на дальнейшее хранение эти сведения уточняются и при необходимости конкретизируются.

Составление и оформление описи дел – это последний этап подготовки дел к последующему хранению. Опись дел – это архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения (дел), предназначенный для их учета и раскрытия содержания.

Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Отдельная опись представляет собой перечень дел с самостоятельной порядковой нумерацией (приложение 11).

Описи дел структурных подразделений составляются по форме, установленной Основными правилами работы архивов организации. Она включает в себя следующие элементы описания дел:

ü порядковый номер дела (тома, части) по описи;

ü индекс дела (тома, части);

ü заголовок дела (тома, части), полностью соответствующий его заголовку на обложке дела;

ü количество листов;

ü даты дела (тома, части);

ü срок хранения дела (на дела постоянного хранения эта графа отсутствует);

ü примечание (используется при приеме дел в архив для отметки об особенностях физического состояния дела, о передаче дела или отдельных документов из него другим учреждениям).

При составлении описи необходимо придерживаться следующих правил:

· все данные переписываются с обложки дела;

· дела вносятся в опись в том порядке, в котором они были систематизированы;

· заголовки дел вносятся в опись в соответствии с принятой схемой систематизации на основе номенклатуры дел;

· каждое дело в описи получает отдельный номер, который тут же проставляется на обложку дела. Если дело состоит из нескольких томов, под самостоятельным номером в опись вносится каждый том.

В организациях, не имеющих структурных подразделений, образующих в процессе деятельности не более 20 дел постоянного хранения в год, составляется общая опись. В крупных организациях описи составляются на дела каждого структурного подразделения в отдельности. Опись дел структурного подразделения должна быть представлена в ведомственный архив через год после завершения дел в производстве.

Опись дел структурного подразделения составляется в 2-х (при наличии ЭК – в 3-х) экземплярах. Один экземпляр остается в делах структурного подразделения, второй передается в ведомственный архив вместе с делами, третий подшивается к протоколу ЭК.

На основе описей дел структурных подразделений ведомственный архив составляет годовые разделы сводной описи дел организации, и по ней ведомственный архив будет передавать дела на постоянное хранение в Государственный архив в соответствии с установленными правилами.

Одновременно с подготовкой описей по итогам учета документов оформляются также акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (приложение 12). В акт включают все дела, срок которых истек в предыдущем году. Согласованный с ЭК акт утверждается руководителем организации, после чего производится физическое уничтожение дел.

6.3.3. Передача дел в архив организации

Не позднее чем через три года после завершения дел в делопроизводстве они передаются в архив организации. Передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и дела по личному составу.

Передача дел осуществляется по описям в соответствии с графиком, составленным заведующим архивом, согласованным с руководителями структурных и утвержденным руководителем организации.

Обработанные дела принимаются сотрудником архива в присутствии работника структурного подразделения. На обоих экземплярах описи против каждого дела делается отметка о его наличии. После приема всех дел по описи в конце каждого экземпляра описи делается заверительная надпись с указанием цифрами и прописью фактического количества дел, переданных в архив, и номера отсутствующих дел, если такие будут. Под заверительной надписью ставится дата приема-передачи дел и подписи лиц, осуществивших ее.

Сверенные с описью дела подбираются и увязываются в архивные связки толщиной до 20 см. Дела укладываются по возрастанию номеров, корешками на обе стороны.

Дела временного хранения (до 10 лет) передаются в архив по номенклатуре дел. Так как во многих организациях архивы не имеют достаточных площадей, «Основные правила работы архивов организаций» разрешают хранение этих дел в структурных подразделениях до истечения срока их хранения, после чего они подлежат уничтожению в установленном порядке.

В случае ликвидации или реорганизаций структурного подразделения все имеющиеся документы формируются в дела, дела оформляются и передаются в архив, независимо от сроков их хранения. Передача дел ведется по описям дел и номенклатуре дел.

7. Автоматизированные технологии в ДОУ

В сфере управленческой деятельности, основанной на переработке данных и производстве новой информации, необходимой для принятия управленческих решений, активно используются информационные технологии.

Информационная технология представляет собой систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления информации на основе применения технических средств.

Делопроизводственные функции формализованы и закреплены соответствующими государственными стандартами и нормативными документами, что создает основу их автоматизации с использованием компьютерных технологий.

Автоматизация ДОУ направлена на достижение следующих целей:

· обеспечение оперативности и качества работы с документами;

· упорядочение документооборота и создание условий для перехода к электронной безбумажной технологии;

· обеспечение автоматизированного контроля за прохождением и использованием документов;

· обеспечение централизованного хранения текстов документов, подготовленных в электронной форме и их графических образов с возможностью их оперативного поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов.

Существует два подхода к совершенствованию документационного обеспечения управленческой деятельности на основе современных информационных технологий:

1. Выполнение отдельных видов работ путем применения универсальных информационных технологий. Такой подход проще в реализации, поскольку основан он на применении конкретного компьютера или локальной сети. Он ориентирован на существующую структуру организации, дает возможность сразу оценить эффект от внедрения новых информационных технологий. Он оправдан в малых и средних по размеру организациях, при отсутствии возможности и необходимости комплексного подхода к решению проблемы.

2. Комплексное внедрение информационных технологий во все сферы ДОУ. Этот подход позволяет создать единое информационное пространство в организации. Для его реализации используют специализированные комплексные информационные технологии. Он является наиболее эффективным способом решения проблемы в целом, но требует больших ресурсов (финансовых, людских и пр.), модернизации организационной структуры организации, продолжительного временного периода реализации. Такая стратегия характерна для крупных организаций.

Каждая организация проходит собственный путь с целью совершенствования ДОУ на базе внедрения новых информационных технологий. Для мелких и средних организаций целесообразен первый подход, он является наиболее распространенным. В крупных организациях эффективнее комплексное внедрение информационных технологий.

7.1. Использование универсальных

информационных технологий в ДОУ

Организация работы с документами обязательно включает следующие этапы:

Ú подготовку, создание и оформление документов;

Ú прием-передачу документов;

Ú организацию движения документов внутри организации;

Ú регистрацию и контроль исполнения;

Ú информационно-справочную работу;

Ú хранение документов.

Для секретарских служб, кроме всего, характерно и организационное обеспечение управления, к типовым функциям которого можно отнести подготовку и организацию совещаний, деловых встреч, презентаций, организацию рабочего дня и т.п.

В представленной ниже таблице дана краткая характеристика основным универсальным технологиям.

 

Делопроизводственные функции Основные универсальные информационные технологии, ориентированные на выполнение делопроизводственных функций
Документационно-информационное обеспечение управления
Создание документа; подготовка содержания, составление, оформление; подготовка бланка; коллективная работа по созданию документа Технологии работы с информацией различного типа, в том числе текстовой редактор (процессор), табличный процессор, графический редактор. Технология баз данных. Интеллектуальные ИТ (электронные словари и переводчики). Сетевые информационные технологии
Прием и передача информации Сетевые информационные технологии. Информационные технологии, поддерживающие факсимильную связь. Электронная почта
Регистрация документов и контроль их исполнения Технология баз данных
Хранение информации и организация доступа к ней; справочно-информационная деятельность Технология преобразования бумажного документа в электронный. Технология баз данных. Технологии создания каталогов системы Windows. Технология сжатия информации. Технология поиска информации. Технологии, обеспечивающие безопасность документов
Информационное обеспечение процедур принятия решений Интеллектуальные информационные технологии (экспертные системы, аналитические информационные системы). Технология баз данных
Организационное обеспечение управления
Подготовка и организация презентаций Презентационные информационные технологии. Технологии работы с информацией различного типа
Организация рабочего дня Электронный органайзер
Организация совещаний Телеконференция, сетевые информационные технологии
Подготовка совещаний, деловых встреч Технология баз данных. Сетевые информационные технологии. Электронные словари и переводчики

Наиболее известными информационными технологиями, используемыми при оформлении документов, являются текстовой, табличный и графический редакторы/процессоры.

В качестве текстового редактора в большинстве случаев выбирают MS Word интегрированного пакета MS Office. Использование различных компонентов этого пакета имеет ряд преимуществ: возможность передачи информации из одной программы в другую, единообразие методов и др. MS Word представляет массу возможностей для оформления текста. Это различные стили оформления, различные шрифты; возможности изготовления и вставки рисунков, таблиц; редактирование, проверка правописания, многоязыковая поддержка; создание форм и бланков; возможности создания и редактирования сообщений электронной почты и др.

В качестве табличного редактора в большинстве случаев выбирают MS Excel пакета MS Office. Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления может быть использована при выполнении широкого круга задач (учетных, бухгалтерских и др.). MS Excel предоставляют богатые возможности по оформлению документов, по поиску в них нужной информации, построению диаграмм различного типа.

Разнообразны и многофункциональны ИТ, предназначенные для хранения информации, организации к ней доступа и выполнения справочно-информационной работы. Наиболее простая технология, не требующая специального программного обеспечения, базируется на возможностях системы Windows. Она позволяет создать систему папок в соответствии с номенклатурой дел организации.

Для организации хранения объемных документов или для организации архивного хранения необходимо использовать технологии сжатия информации, реализуемые программами-архиваторами. Использование этих программ дает возможность экономить до 95% дискового пространства. Наиболее распространенными программами-архиваторами являются WinZip и WinRar. Для эффективного сжатия информации необходимо знать функциональные особенности каждого из них.

Хранение документов в памяти компьютера предполагает электронную форму представления документа. Основой технологией перевода бумажных документов в электронную форму является сканирование. Это технологический процесс, в результате которого создается графический образ бумажного документа, но не текстовой документ. Для преобразования графического образа бумажного документа в текстовой документ необходимо воспользоваться технологией распознавания образов. Современные системы способны распознавать текст на нескольких языках. Наиболее широко известна и распространена программа FineReader, обеспечивающая высокое качество распознавания текста на русском языке.

Технология для хранения информации, организации к ней доступа и выполнения справочно-информационной работы, базирующейся только на возможностях, предоставляемых системой Windows, не является эффективной при хранении больших объемов документальных и информационных массивов со сложной структурой и сложными связями между документами. Кроме того, система Windows не предоставляет достаточных средств для всех видов поиска в массиве нужной информации. Для этих целей существует специальная информационная технология – технология баз данных.

База данных – это совокупность логически взаимосвязанных, хранящихся вместе данных, расположенных на машинных носителях. В основе популярности технологии баз данных (БД) лежит ряд ее достоинств. Она позволяет хранить в соответствии с заданной структурой огромные массивы разнородных документов: по назначению, характеру оформления, типу информации (текстовая, табличная, графическая, видео-, звуковая), а также обеспечивает всем пользователям удобный доступ к информации.

Технология баз данных позволяет автоматизировать выполнение различных делопроизводственных функций: регистрацию документов и контроль их исполнения, осуществление справочной работы по документам организации, составление описей документов длительного хранения перед сдачей в архив, получение по истечении года выборки в виде акта о выделении документов, сроки которых истекли, к уничтожению.

БД позволяют получить справку по законодательной базе, по системе нормативно-методических документов, определяющих порядок решения рассматриваемого вопроса.

Особый интерес представляет использование технологии БД совместно с сетевыми информационными технологиями, обеспечивающими функцию приема и передачи информации. Компьютеры и телекоммуникационные средства, объединенные в сети, формируют основу для создания единого информационного пространства, дают возможность доступа к различным информационным ресурсам.

Локальная сеть связывает компьютеры в пределах одной организации, создавая тем самым возможность информационного обмена в этом пространстве. Глобальная сеть объединяет меньшие локальные сети, обеспечивая более широкие границы информационного обмена. Сеть Интернет связывает как глобальные, так и локальные сети между собой. Она является всемирной сетью информационного обмена при помощи современных средств связи. Программным средством, обеспечивающим связь с Интернет и работу в нем, чаще всего является Internet Explorer. Этот набор программ входит в MS Office в качестве бесплатного приложения.

На основе сетевых информационных технологий реализуются оперативные средства связи. Современным оперативным средством связи является электронная почта. Она представляет собой службу безбумажных почтовых отправлений и фактически является системой сбора, обработки и передачи информации документальных сообщений по телефонным сетям и сетям передачи данных. По сравнению с традиционной, электронная почта обеспечивает быстроту передачи информации независимо от расстояния.

Другим оперативным средством связи является факсимильная связь. Они позволяют организовать прием факсов, их отправку, путем сканирования документов, позволяют создать списки на рассылку и т.д.

В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные презентации, позволяющие многоаспектно рассмотреть объект презентации. Наиболее интересной является программа PowerPoint 97 и 2000 фирмы Microsoft. По количеству изобразительных и анимационных эффектов эта программа является одним из лидеров в мире мультимедийных презентаций. Программа PowerPoint входит в пакет MS Office, что обеспечивает ее широкое распространение.

Рассмотренные выше универсальные информационные технологии многочисленны и разнообразны по своему назначению. Они могут быть эффективно использованы как на отдельном рабочем месте, так и в рамках локальной сети. Набор функциональных возможностей информационных технологий каждого типа специфичен, но достаточно широк. Это обеспечивает возможность решать широкий круг задач.

7.2. Комплексное внедрение

информационных технологий во все сферы ДОУ

В настоящее время различными организациями и фирмами разработано и внедрено большое количество систем автоматизации ДОУ. Они различаются между собой:

Ú по типу информации, на обработку которой ориентирована система (фактографическая или документационная);

Ú комплексности охвата различных фаз жизненного цикла документа;

Ú набору реализуемых делопроизводственных задач и предлагаемых технологий их решения;

Ú степени открытости, т.е. возможности наращивания функций и совместимости с иными информационными технологиями;

Ú множеству иных характеристик автоматизированных систем данного функционального назначения.

Отсутствие унифицированной терминологии порождает разнообразие названий систем. Каждый производитель вводит свою систему обозначений и терминов. Не разработана пока и общепринятая система классификации автоматизированных систем документационного обеспечения управления (АСДОУ).

Существующие на данный момент АСДОУ условно можно разделить на 3 группы:

1. Системызападного производства. На российском рынке представлены три системы (среды разработок): Documentum, DOCS Open/ DOCSFusion, Lotus Domino Doc.

2. Российские системы, в основе которых лежит Lotus Domino/Notes. Эти системы популярны в России. К ним относятся такие системы и компании как CompanyMedia – ИнтерТраст, OfficeMedia – ИнтерТраст, БОСС-Референт – АйТи, ЗОЛУШКА НТЦ–ИРМ, Эскадо Интерпроком–ЛАН.

3. Полностью российские разработки. К ним относятся 1С:Архив – 1С, LanDocs – Ланит, Optima-WorkFlow – Optima Дело – ЭОС; КАДО и др.

По отношению к задачам делопроизводства различают системы, ориентированные на автоматизацию:

ü делопроизводства в целом;

ü только документооборота;

ü только архивных и поисковых функций;

ü контроля и учета документов.

Одним из лидеров на рынке программного обеспечения является компания Lotus/IBM, так как она является частью корпорации IBM. Системы, основанные на Lotus Domino/Notes, популярны в России. Система компании Lotus имеет клент-серверную архитектуру, где в качестве сервера выступает Lotus Domino, а в качестве клиентской части – Lotus Notes.

Lotus Domino и Notes, как интегрированные системы для совместной работы, предоставляют пользователю совокупность таких технологий, как:

· локументоориентированные базы данных – хранилище объектов-документов;

· средства разработки приложений;

· систему электронной почты и передачи сообщений;

· систему тиражирования документов;

· средства защиты информации и разграничения доступа;

· средства календарного планирования и составления расписания;

· web-технологии и технологии Internet/Intranet.

Система управления документами Domino. Doc представляет собой приложение, построенное на архитектуре «клиент-сервер». Соответственно реализует все технологии, названные выше. В качестве основных выделяют:

· широкий набор средств для управления документами в течение всего их жизненного цикла (в том числе для выполнения функций регистрации входящих и исходящих документов; сохранения версий документов; полномасштабного текстового поиска);

· средства распределенного редактирования, что позволяет удаленным пользователям работать с документами, сохраняя при этом их целостность в масштабах всей организации.

Система «Дело» ЗАО «Электронные офисные системы» предназначена для автоматизации делопроизводственной деятельности, основанной на традиционных отечественных технологиях и документационного обеспечения управленческой деятельности государственных организаций.

Динамично развивается российская компания ЛЕТОГРАФ (основана в 2003 г.), которая предоставляет комплексные решения управления документами для государственных органов, включая автоматизацию документооборота учреждения, электронный архив документов и предоставление государственных услуг в электронном виде.

Фирма АС совместно с ВНИИДАД разработала систему управления проектными документами на платформе «АС-Архив». Эта система предназначена для работы с научно-технич

Date: 2016-07-05; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию