Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема1. Источники морского праваНаиболее распространенным источником во внутригосударственном морском праве является нормативно-правовой акт, издаваемый в установленном порядке управомо-ченным на то компетентным органом. Содержанием нормативно-правового акта являются правовые нормы, т.е. издание такого акта всегда означает установление, отмену или изменение юридической нормы. Нормативно-правовой акт для большинства стран, в том числе и России, представляет собой основной источник права, при помощи которого регулируются важнейшие общественные отношения. — вид регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования (гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые и т.д.); — субъект правотворчества (высший законодательный орган, например, парламент; органы местного самоуправления, руководители предприятий); — юридическая сила (законы и подзаконные акты); — территория, на которую распространяется их действие (федеральные, республиканские, местные); — юридическое наименование акта (закон, декрет, постановление). Судебный прецедент получил значение источника права еще в Древнем Риме. Широко распространен в англо-американской доктрине права. Смысл судебного прецедента заключается в том, что решение, вынесенное судом по конкретному делу, становится юридической нормой для судов той же либо низшей инстанции, обязательной к применению при рассмотрении аналогичных дел. Хотя суд формально и связан прецедентами, тем не менее при его толковании судья располагает большой свободой, что позволяет ему фактически создавать новые нормы. Одна из особенностей международного морского права состоит в том, что оно в значительной степени сформировалось из обычаев (обычных норм). Если во всех внутренних системах права значение обычая постоянно снижалось, то в международном морском праве этот источник традиционно играл и продолжает играть существенную роль. Именно в морском праве, где под влиянием научно-технического прогресса чаще всего возникают новые проблемы, требующие правового регулирования на универсальной основе, обычай является основным способом создания новых юридически обязательных правил поведения государств. Таким образом, отправной точкой обычая является практика. Обычное право это продукт практики. Что подразумевает под собой практика? По мнению большинства юристов — это фактические действия государств, затрагивающие международные отношения. Так, практические шаги Советского Союза после объявления им в 1957 году залива Петра Великого своими историческими водами могут рассматриваться как обычно-правовая практика. То есть, речь идет о том, что фактически делается государствами в их отношениях друг с другом. Важно отметить, что в качестве практики следует признать как определенные действия государств, так и отказ от них. Последний можно рассматривать в качестве своеобразной «пассивной» практики. Молчаливое согласие международного сообщества, являющееся реакцией на действия, предпринимаемые государством либо группой государств на международном или региональном уровнях в значительной степени способствует образованию обычных норм международного права. Указанное положение находит подтверждение в решениях Международного суда ООН. Таким образом, наличие двух элементов — практики и opinio juris является необходимым условием создания международно-правовой нормы в виде обычая. Довольно часто термин «обычай» используется в широком смысле, когда под ним понимается не правовая норма, а юридически необязательное правило, сложившееся в результате единообразной практики. В последнем случае речь идет об обыкновении. Обыкновение — это также фактически сложившееся правило, которого могут на практике придерживаться государства, но без признака обязательности. Особенность обычая состоит в том, что в отличие от договорных норм, которые существуют в письменном виде в тексте договора, обычай не имеет должным образом закрепленной письменной формулировки. Но это вовсе не означает, что обычные нормы не могут иметь письменной формулировки. Примером здесь могут служить Йорк-Антверпенские Правила, регулирующие общую аварию. В отличие от договора, предусматривающего взаимные обязанности подписавших его государств, Йорк-Антверпенские Правила по существу представляют собой «писаный» свод международно-правовых обычаев. Преимущество обычая заключается в том, что он ведет к созданию норм международного права, которые носят универсальный характер. Основным недостатком обычая в сравнении с договорной нормой является известная нечеткость нормативного содержания первого, обусловленная значительно меньшей степенью согласованности позиций государств. Кроме того, очевидны трудности применения обычая в судебной практике. Ведь помимо самого факта нарушения правовой нормы необходимо доказать и ее существование в данном случае в виде обычая. Таким образом, споры о наличии или отсутствии обычной нормы — одна из главных, если не основная проблема правоприменительной практики обычая.
|