Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система.





1. Сущность и особенности политической системы.

2. Структура политической системы.

3. Функции политической системы.

I

Понятие «политическая система» было введено в оборот в конце XX века. Одним из первых использовал понятие Д. Истон, который, по сути, опирался на социологическую теорию системного анализа Т. Парсонса. Данное понятие позволяет связать воедино большинство явлений и представить политический процесс как более или менее целостносный. В российской науке данное понятие утвердилось не сразу. Использовали синонимы: политическая организация общества, политическая жизнь общества. Не все современные ученые соглашаются с использованием данного понятия, утверждая, что реальная политическая жизнь не является настолько системной, предсказуемой, как хотелось бы, особенно международные отношения. Понятие «политическая система» позволяет лучше понять мир политических явлений.

Особенности политической системы:

1. В рамках политической системы формируется механизм политической власти, с помощью которого принимаются политические решения, которые затем реализуются.

2. Политическая система претендует на монопольное использование политического принуждения, контроль над ним. Причем политическая система определяет меру, характер этого принуждения не только для самой себя, но и для других подсистем общества.

3. Политическая система существует наряду с другими системами общества и поэтому содержание политических проектов зависит от многих общественных факторов системы (экономика, национальные традиции, религия).

4. Политическая система относительно самостоятельна. Ей присуща своя логика развития, закономерности.

Политическая система – устойчивая форма человеческих отношений, посредством которой принимаются и реализуются политические решения для данной страны.

II

В политической системе чаще всего выделяют:

– политические институты;

– политические отношения;

– политические принципы и нормы;

– политическое сознание и культура.

Политические институты – те социальные институты, организации, которые непосредственно связаны с осуществлением политической власти (политические партии, органы государственной власти). В обществе существует множество социальных институтов, организаций, для которых власть не является главной целью, но которые так или иначе с ней связаны (профсоюзы).

Политические отношения – вид общественных отношений, возникающий в процессе и по поводу осуществления политической власти. Субъектами политических отношений могут быть политические институты и общество, какие-либо социальные группы.

Политические принципы и нормы не всегда существуют в официальной форме, могут существовать в виде неписаных принципов, запретов. Выполняют следующие функции:

– регулирование общественных отношений;

– организаторская функция, на основе которой строится деятельность любой политической организации;

– идеологическая функция.

Политическое сознание и культура. Не все ученые включают данное явление в структуру политической системы. Мы исходим из того, что все или большинство политических явлений так или иначе отражаются в сознаниях людей и часть из них откладывается в виде ценностей политической культуры, политических обычаев и ритуалов.

Интересную трактовку структуры политической системы предложил Д. Истон. Он рассматривал взаимодействие политической системы с окружающей социальной средой. Он предложил рассматривать политическую систему как некую машину, главная задача которой – обработка информации, выработка политических решений. Имеется вход в политическую систему и выход. На входе информация, поступающая со стороны общества (письма, обращения, резолюции съездов, результаты социологических опросов, информация спецслужб). Вся эта информация обрабатывается внутри системы и на выходе предлагается в виде политических решений, постановлений, указов.

Функции политической системы на входе: выявление, согласование интересов.

Функции политической системы на выходе: нормотворческая деятельность.

III

Функции политической системы:

1. Выявление, представительство, согласование и интеграция интересов субъектов политических отношений.

2. Выработка политического курса, целей и задач для самой политической системы, общества в целом.

3. Мобилизационная функция – мобилизация ресурсов и средств, необходимых для достижения поставленных целей.

4. Функция политической социализации – политические институты приобщают людей к миру политики, к ценностям политической культуры.

5. Легитимная функция – политическая система стремится к тому, чтобы ее решения были правильно восприняты обществом, соответствовали ценностям политической культуры данной страны.

 


Политический режим.

1. Сущность, критерии определения политических режимов.

2. Типы политических режимов.

I

Понятие политического режима является близким к понятию политической системы. Некоторые ученые даже отождествляют их. На самом деле понятие политический режим шире по объему, поскольку характеризует не только политическую систему но и гражданское общество. Не следует отождествлять понятие политический режим и государственный режим. Чаще всего политический режим определяют как совокупность методов и средств осуществления политической власти. Такое определение является неполным, поскольку характеризует только один из элементов политического режима. Политический режим включает два основных критерия: пространственный и временной.

Политический режим – совокупность элементов идеологического, институционального, социологического порядков, способствующих формированию политической власти страны в определенный период времени.

Критерии определения политических режимов:

1. Способы формирования органов государственной власти – путем выборов или прямым назначением сверху.

2. Распределение власти в обществе между различными социальными группами.

3. Совокупность методов и средств осуществления политической власти.

4. Юридический, политический статус СМИ. Наличие или отсутствие цензуры.

5. Юридический, политический статус политических партий, наличие или отсутствие оппозиции.

6. Юридический, политический статус силовых структур.

7. Совокупность прав и свобод граждан.

II

Существуют различные типологии политических режимов: буржуазно-либеральный, фашистский. Чаще всего выделяют три основных типа политических режимов.

Тоталитарный режим.

Понятие тоталитаризм – господствующий, всеподчиняющий. Одним из первых использовал этот термин в середине 20-х лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини. Он провозгласил, что целью фашистского режима является создание тоталитарного государства, которое бы подчинило себе все сферы жизни общества. До второй мировой этот термин в основном использовали для обозначения двух стран: сталинский советский союз и нацистская германия. После второй мировой в период холодной войны термин тоталитаризм стал использоваться как штамп, аргумент в политической борьбе США и СССР.

Научную трактовку данного понятия предложили американские ученые Бжезинский и Фридрих в 1956 году, опубликовав книгу «Тоталитарная диктатура и автократия». В ней они выявили 6 признаков режима:

– наличие в стране господствующей официальной идеологии;

– наличие в стране одной партии, приверженной этой идеологии во главе с единоличным лидером (фюрер, вождь);

– развитые органы госбезопасности, которые фактически выходят из-под контроля со стороны общества, используют неправовые методы политической борьбы;

– полный контроль над СМИ, наличие жесткой идеологической, политической цензуры;

– контроль над оружием;

– контроль и вмешательство во все сферы жизни людей, включая экономику, социальную, религиозную, личную жизнь.

Признаки этого режима показаны во многих художественных произведениях (Д. Оруэлл «1984», «Скотный двор»). Тоталитарный режим большое внимание уделяет идеологии, которая практически является всеохватывающей, она воплощение всех благ, наиболее разумна. В ней обязательно присутствуют:

– культ будущего, ради которого можно пожертвовать прошлым, для которого не важно настоящее;

– культ личности, лидера, который создавался с помощью СМИ, кино и т.д.;

– культ борьбы, не прекращающейся ни на секунду;

– культ внутренних и внешних врагов.

Поскольку тоталитарный режим большое внимание уделяет идеологии, его называют идеократией. Теперь тоталитарными режимами считаются СССР30-50, Китай при Мао Цзэдуне, Куба при Фиделе Кастро.

Авторитарный режим.

Достаточно часто в обыденном сознании людей понятие тоталитаризм и авторитаризм как бы сливаются. На самом деле у этих режимов много общего, но есть и различия. Главным в авторитарном режиме является авторитарный метод осуществления власти, для которого характерно:

– централизация власти;

– навязывание воли в одностороннем порядке;

– субординация субъектов политических отношений при безусловном подчинении нижестоящих вышестоящим;

– жесткая строгая дисциплина, у подчиненных нет возможности ослушаться, не выполнить решение и по существу они не влияют на принятие политических решений.

Признаки авторитарного режима:

1. Органы государственной власти могут формироваться и путем выборов, референдумов и прямого назначения сверху. Выборы часто носят безальтернативный, несоревновательный характер, результаты часто фальсифицируются.

2. В центре и на местах происходит централизация, концентрация власти в руках одного или нескольких тесно связанных между собой органов власти, которые действуют по своему усмотрению, в том числе с нарушением закона. Принцип разделения властей игнорируется, роль законодательной власти и парламента сведена к минимуму, реальная власть контролируется исполнительной ветвью власти.

3. Реальная политическая власть находится в руках правящего класса, группы лиц (генералитет) либо одного лица. Признак авторитарного режима – монополия на власть какой-либо одной социальной группы.

4. Органы государственной власти в основном опираются на насильственные методы осуществления власти, методы прямого диктата.

5. В стране формально может существовать многопартийность, могут признать возможность оппозиции, но это должна быть правильная оппозиция с точки зрения властей. Поэтому некоторые политологи определяют авторитарный режим как способ правления с ограниченным плюрализмом.

6. Армия, полиция, органы госбезопасности преданны режиму и используются в том числе для подавления политической оппозиции.

7. СМИ разрешено критиковать отдельные недостатки в деятельности органов государственной власти. Цензура носит не столь жесткий характер и в основном ограничивается политической сферой.

8. Права и свободы граждан существенно ограничены, закон в первую очередь защищает интересы государства, затем личности. Принцип равенства граждан часто игнорируется.

Различия между авторитаризмом и тоталитаризмом:

– В авторитарном режиме лидер не является всевластным и формально существует возможность смещения его с должности, что практически исключено при тоталитаризме.

– Тоталитаризм большое внимание уделяет идеологии, авторитаризм не претендует на создание идеологии и часто ограничивается общими лозунгами и фразами (наведение порядка в стране, борьба с преступностью).

– Тоталитарный режим является мобилизирующим, каждый человек словом и делом должен подтверждать свою лояльность по отношению к власти, режиму. Авторитарный режим довольствуется политической апатией большинства граждан. Главное требование к гражданину – не идти на прямой конфликт, конфронтацию с правящим режимом.

– В условиях тоталитарного режима репрессии охватывают все слои населения, носят массовый характер. При авторитарном режиме репрессии не носят столь массовый характер, власти в этом смысле более «избирательны».

Авторитарными режимами считают: генерала Франка в Испании, Пиночета в Чили, режим военных в Южной Корее. Вплоть до недавнего времени авторитарный режим воспринимался как отрицательное явление, но сейчас ученые говорят и о положительных моментах таких режимов:

– экономическая эффективность (Чили, Ю. Корея);

– снижение общего уровня преступности.

Многие ученые считают, что авторитарный режим неизбежен или даже необходим при переходе страны от тоталитаризма к демократии.

Демократия.

Раньше определялась следующим образом: тип, форма правления, при котором основные рычаги власти принадлежат народу. Такая формулировка является недостаточной для современной науки, выделяются различные формы демократии. Например, Р. Даль ввел понятие полиархия, Д. Савтори – вертикальная демократия и др. Остановимся на концепции, которая называется режим политического плюрализма.

1. Органы государственной власти формируются только на основе выборов при их регулярности в законные сроки, гарантируется соблюдение избирательных прав граждан, выборы носят честный, избирательный характер.

2. Реализуется принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть обладает неким моральным преимуществом, все органы власти должны в полной мере соблюдать законы. Роль судебной власти – разрешать конфликты, противоречия ветвей власти.

3. Демократический режим легитимен. Источник – согласие большинства населения с осуществляемой политикой.

4. Органы государственной власти в основном опираются на ненасильственные методы осуществления власти: взаимное согласование позиций, поиск компромиссов, переговоры.

5. Демократический режим является, как правило, многопартийным, демократия предполагает уважительное отношение к оппозиции.

6. СМИ свободны от цензуры.

7. Армия, полиция, органы госбезопасности контролируются обществом и государством, их деятельность строго регламентируется законом.

8. Граждане имеют большой объем прав и свобод, которые реально выполняются.

Политическая демократия возможна при определенных социальных и экономических условиях. В социальной сфере – многообразие форм социальной жизни, многообразие культур, наличие развитого гражданского общества. В экономике – многообразие форм собственности, уважительное отношение к частной собственности, многообразие форм хозяйственной деятельности.

Демократия возможна в рамках правового государства.

 


Date: 2016-07-18; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию