Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7: «Рыночный спрос и рыночное предложение. Механизм их взаимодействия».





7.1 Рыночный спрос и его детерминанты.

 

Спрос – это выражение платежеспособной потребности, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – это потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, то есть государства, предприятий и населения.

Графически зависимость между ценой и спросом описывается кривой спроса (рис 1.).

 

Рисунок 1 показывает, что, при снижении цены с P1 до P2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2.

Закон спроса. С увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием: эффекта дохода, эффекта замещения, закона убывающей предельной полезности.

Существуют неценовые факторы спроса:

- Доходы населения (потребителей).

- Спрос на цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары.

- Размер рынка

- Количество покупателей на рынке.

- Изменение предпочтений потребителей.

-Ожидания потребителей в отношении изменения цен.

Объём спроса – это то количество, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определённого промежутка времени (дня, месяца, года и т.д.).

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

 

7.2 Рыночное предложение и его детерминанты.

Предложение – это совокупность товаров и услуг (Q), которую продавцы готовы предложить при данном уровне цен (P) в определённый промежуток времени.

Графически зависимость между ценой и предложением описывается кривой предложения (рис. 7. 2):

Изменение цены ведёт к изменению величины предложения (движение вдоль кривой предложения).

При снижении цены с P1 до P2 величина предложения уменьшается с Q1 до Q2.

 

Закон предложения. При увеличении цены предложение растёт, при снижении цены предложение сокращается.

Неценовые факторы предложения: с тоимость ресурсов, налоги и дотации, количество продавцов на рынке, цены на другие товары, ожидания в отношении изменения цен.

Объём предложения – это то, количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени (день, неделя, месяц, год).

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Различают: ценовую эластичность спроса; перекрёстную эластичность спроса; эластичность спроса по доходу. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

 

7.3 Рыночное равновесие.

 

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению (D = S).

Взаимодействие спроса и предложения, их координация происходит под воздействием ценового механизма и конкуренции. В результате этого взаимодействия формируется равновесная цена и определяется равновесный объём продаж.

– это цена, при которой спрос равен предложению и она (цена) не Равновесная цена (Pe) обнаруживает тенденции к росту.

Равновесный объём (Qe) – объём спроса и предложения при равновесной цене.

 

При равновесной цене (Pe) спрос равен предложению (Qe). При цене выше равновесной (P1) предложение больше спроса (QS1 > QD1), в результате возникает излишек. При цене ниже равновесной (P2) спрос больше предложения (QD2 > QS2) и на рынке возникает дефицит.

Излишек – это такое состояние рынка, когда предложение превышает спрос, а рыночная цена выше равновесной. В этой ситуации между продавцами возникает конкуренция, и они вынуждены снижать цены. Предложение уменьшается, спрос возрастает. Рынок движется к равновесию.

Дефицит – это такое состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной. В данной ситуации конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену. Предложение растёт, спрос сокращается. Рынок снова движется к равновесию.

Виды равновесия: мгновенное равновесие, краткосрочное равновесие. долгосрочное равновесие

 

7.4 Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса. Степень эластичности спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса. Различают: ц еновую эластичность спроса; перекрёстную эластичность спроса; эластичность спроса по доходу.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

Перекрёстная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b на 1%, измеряется коэффициентом перекрёстной эластичности.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу.

 

Ed = ,

 

где - относительное изменение спроса (в %);

- относительное изменение цены (в %).

Преобразовав эту формулу в вид, удобный для расчётов, получим:

 

Ed = ,

 

где: Q1 и Q2 – это величина спроса, соответственно до и после изменения цены;

P1 и P2 – это цена, соответственно до изменения и изменившаяся.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%. Математический знак коэффициента эластичности не учитывается при расчётах, берётся во внимание только его абсолютная величина.

Диапазон эластичности распространяется от нуля до бесконечности. Поэтому различают несколько видов ценовой эластичности спроса.

 

Таблица 7. 1- Виды ценовой эластичности спроса

 

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффици-ент эластич-ности Изменение выручки от реализации (P*Q)
Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растёт (падает) – спрос постоянен Ed = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная (унитарная) эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Ed = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Ed > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = ∞ Уменьшается Увеличивается

 

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

Наличие товаров-заменителей. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар. Если товары-заменители отсутствуют, спрос на товар становится совершенно неэластичным.

Разнообразие направлений использования данного товара. Чем такие возможности разнообразнее, тем выше эластичность спроса.

Временной интервал, прошедший с момента повышения цен. В длительном периоде спрос более эластичен, чем в коротком периоде, так как для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время.

Доля расходов потребителей на покупку того или иного товара. Более эластичен спрос не те товары, на которые доля расходов в структуре домашнего бюджета потребителя более высокая.

Степень насыщенности потребностей. По мере насыщения потребностей эластичность спроса снижается. Однако на стадии начального насыщения спроса даже небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж.

Особенности рынков. Чем выше больше потребность у потребителя в каком-либо товаре, тем менее эластичен спрос на этот товар.

Перекрёстная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b на 1%, измеряется коэффициентом перекрёстной эластичности (E ab).

Преобразовав эту формулу в вид, удобный для расчётов, получим:

Eab =

 

Если Eab > 0, то это товары взаимозаменяемые, объём спроса на них и цена других товаров прямо пропорциональны;

Если Eab < 0, то это товары взаимодополняющие, объём спроса на них и цены других товаров обратно пропорциональны;

Если Eab = 0, то товары нейтральны и не зависят один от другого, объём спроса на них и цена другого товара не связаны друг с другом.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (EI):

EI = ,

Где: Q1 и Q2 – это объём спроса на товар, соответственно, до изменения дохода и после его изменения;

I1 и I2 – это доход, соответственно, до изменения и изменившийся.

Если EI < 0, то это товары низшей категории, объём спроса на которые и доход обратно пропорциональны.

Если EI > 0, то это качественные (нормальные) товары, объём спроса на которые и доход прямо пропорциональны.

Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения Es:

Es = ,

где: Q1 и Q2 – это величина предложения, соответственно до и после изменения цены;

P1 и P2 – это цена, соответственно до изменения и изменившаяся.

Различают несколько видов эластичности предложения:

Таблица 7. 2- Виды эластичности предложения

 

Совершенно неэластичное предложение Цена растёт (падает) – предложение постоянно Es = 0
Неэластичное предложение Цена растёт (падает) больше, чем изменяется предложение Es < 0
Эластичное предложение Цена растёт (падает) меньше, чем изменяется предложение Es > 0
Единичная эластичность предложения Предложение и цена изменяются в равной степени Es = 1
Совершенно эластичное предложение Предложение растёт (падает) – цена постоянна Es = ∞

 

Факторы, влияющие на степень эластичности предложения:

  • Способность производства к быстрой переориентации.
  • Возможность и условия хранения продукции.
  • Время, имеющееся в распоряжении производителя. Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов на производство продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

 

Вопросы для самоконтроля

1) О чём говорят законы спроса и предложения?

2) Неценовые факторы спроса и предложения.

3) Как достигается равновесие на рынке?

4) Каково различие между нормальным и некачественным товаром?

5) Для чего нужны понятия эластичности спроса и предложения?

6) Какие факторы влияют на эластичность спроса по цене?

7) Какие факторы влияют на эластичность предложения?

8) Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса.

 

 

Список литературы

Основная

 

1. Вечканов Г. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт 3-го поколения. - Спб.: Питер, 2012. – 512 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов») - ISBN978-5-459-00302-4

2. Зубко, Н. М. Экономическая теория: учебное пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. - Минск: Тетра Системс, 2010. - 384 с.: ил. - ISBN 978-985-536-030-9

3. Камаев В. Д. Экономическая теория: Краткий курс: учебник / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 384 с. - ISBN978-5-406-00844-7

 

Дополнительная

 

1. Менкью Н. Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2009. – 592 с.: ил. – (Серия «Классический зарубежный учебник»). - ISBN 978-5-91180-168-7

2. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика/ Пер. с англ. – Спб: Питер, 2011. – 608 с.: ил. - (Серия «Классический зарубежный учебник»). - ISBN 978-5-459-01019-0

3. Тарасевич Л. С. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 543 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс. - ISBN 978-5-9916-2556-2

Date: 2016-07-18; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию