Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция научных концепций и подходов к формированию и





Развитию корпораций

 

 

В процессе институционального исследования выделяются определенные концепции формирования и развития корпораций: традиционные и современные и существующие в их рамках модели (таблица 1.1) [10; 15].

Таблица 1.1 – Концепции и модели формирования и развития корпораций

Характеристика Содержание
Классическая (дюркгеймовская) концепция. Возникла в конце XVIII начале XIX в., получила распространение в России. Модель: - структурно-институциональная - взаимоотношения работодателя с наемным работником выражено лишь в нечетких предписаниях, лишенных юридического характера; - эффективное разделение труда возможно лишь в рамках четко организованной, единой профессиональной группы – корпорации
Экономическая (европейская) концепция. Возникла в XIX в. с появлением промышленных организаций в Западной Европе. Модели: - модель жесткого рационализма (лишь реальность материального мира объективна, нет места неформальности); - поведенческая, социокультурная модель (взаимодействие корпораций с общественными и природными системами) - единство профессии перерастает в единство цели, продукта производства; - корпорация осуществляет связь собственных ценностей с обществом, выступает как ориентир для индивидов, обладает абсолютной значимостью; - объединение индивидуальных образов и корпорационной целостности для действий в рамках единого континуума
Японская концепция. Модель: - промежуточная (формирование навыков универсальной адаптации корпораций в различных моделях социума на основе сохранения национальных особенностей и преобразования многовекового этнического опыта) - подчеркивается связь корпорации с культурой, в которой она возникает и функционирует; - критерий объединения – одинаковость (сообщество людей с одинаковым образом мышления и оценкой различных явлений); - поведение в корпорации определяется внешними правилами (критерии относительных ценностей: «культура стыда», боязнь нарушить внешние приличия); - сильная идентификационная функция внутри корпорации (существование долгосрочной (пожизненной) системы найма, значимость родственных связей и протекции)
Неоклассическая концепция. Существовала в конце XIX середине XX в.   Модели: - рационального выбора в условиях заданного набора ограничений; - совершенной конкуренции и свободного рынка (рынок авторегулируемый); - кооперации и интеграции (естественные тенденции к росту, корпоратизация) - управление на основе иерархических вертикальных структур; - организационная модель функционирования технологически-ориентирована; - основной критерий эффективности функционирования – прибыль
Институциональная концепция – развитие неоклассической концепции (микроэкономический подход). Зародилась на рубеже 50–60 гг. XX в. в США, затем получила распространение в Восточной Европе (80–90-е гг. – неоинституционализм) - организационная модель функционирования контрактно-ориентирована; - управление на основе горизонтальных связей; - комплексность, взаимосвязанность внутренних и внешних хозяйственных институтов, рыночная и общественная адекватность; внешние институты образуют свод норм, правил, а внутренние институты приспосабливаются к ним.

Классическая (дюркгеймовская) концепция. В рамках данной концепции корпорация представляет собой общественный институт, естественноисторическое профессиональное объединение со своим образом жизни, этикой, законами (профессиональные союзы ремесленников).

Европейская (экономическая) концепция неоднозначна, допускает несколько вариантов толкования, но общим является понимание корпорации как надпрофессионального объединения, характеризующегося определенной иерархией, внешними границами и общими целями. Достижение общих целей возможно лишь через достижение индивидуальных (в результате возникают трудовые корпорации, предприятия, учреждения), и наоборот (в результате возникают общественные организации, ассоциации). В рамках данной концепции изучение корпораций ведется на трех уровнях: индивидуального рабочего в корпорации; корпорации как организационной целостности; корпорации как социального института.

Японская концепция занимает промежуточное место между классическим пониманием корпораций и европейской концепцией, сочетает в себе элементы общинного начала и организационной структуры. Корпорация выступает в виде закрытой для внешнего мира, многоуровневой коллективной структуры с большой силой сплочения и внутрикорпоративной взаимозависимости.

Неоклассическая концепция рассматривает корпорацию в качестве базового элемента системы коллективных общностей (корпорация, группа корпораций, государство). Согласно данной концепции корпорация представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию.

Современная (институциональная) концепция дает представление о корпорации как о целостном экономическом субъекте, экономическом интеграторе, объединяющем во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы, обеспечивающем безопасность и стабильность развития. Основное отличие современной концепции от традиционных состоит в том, что корпорация здесь не отождествляется с производственной функцией, а представляет собой структуру управления и объект собственности, имеет право на остаточный доход (прибыль).

Смена концепций формирования корпораций обусловливается влиянием ряда факторов: различием общественных потребностей того или иного времени, трансформацией культурных традиций, дифференциацией уровней экономического и промышленного развития. В рамках складывающейся системы концепций, выделяются следующие точки зрения на природу возникновения корпораций [4]:

- корпорация как организм – организационная общность, согласованная и упорядоченная система определенного строения – общефилософский подход;

корпорация как машина – форма организации производственной деятельности по согласованию взаимосвязей производственной структуры (управляемой подсистемы) и аппарата управления (управляющей подсистемы) – системный подход;

- корпорация как организация – социальная система, сообщество, скоординированная система в виде группы людей, объединенных для реализации определенных функций, достижения общей цели – социальный подход.

1.4 Традиционная и современная корпорация: трансформация понятия, экономической сущности, характерных особенностей

В современной литературе уделяется достаточное внимание вопросам корпоративного управления, корпоративной культуры, корпоративных ценностей, однако сам термин «корпорация» зачастую не уточняется. В попытке найти корни слова в языке выделяются несколько латинских выражений, соответствующих понятию корпорации по смыслу и по содержанию, например: «corporatio» лат. – объединение, общность; «corpus habere» лат. – выражение, обозначающее права юридической личности. В настоящий момент известно несколько формулировок понятия «корпорация», но строгого определения до сих пор не сформировалось. В условиях складывающегося многообразия выделяются следующие ключевые определения понятия «корпорация»: корпорация – как одна их форм монополистических объединений, как хозяйственное товарищество или общество, как эквивалент «акционерного общества, как коммерческая организация, как объединение нескольких юридических лиц (метакорпорация), как объединение, наделенное определенной корпоративной культурой, а также ряд альтернативных определений.

В целом, несмотря на многочисленные формулировки, наблюдается более или менее однозначная трактовка, различие состоит в расстановке приоритетов.

Обобщение известных определений позволяет отметить два основных видения сущности корпорации:

- однозначность формулировки – внешнее видение, корпорация как внешнее проявление (организационно-правовая форма, официальный статус, строго регламентированные права и обязанности участников);

- альтернативность формулировки – внутреннее видение, корпорация как внутренняя среда (система внутренних характеристик, взаимосвязь элементов, внутриорганизационные отношения).

На основе вышеизложенного выявляются два принципиальных подхода к формированию, организации корпораций:

- корпорация в форме профессионального объединения;

- корпорация в форме промышленного предприятия.

Дальнейшее, более глубокое исследование сущности данной экономической категории позволяет сделать вывод о внутреннем единстве данных подходов в части существования следующих принципов – критериев рациональности формирования корпораций [3]:

- единство как формообразующий фактор (единство внутри корпорации: профессий, целей, моральных установок по отношению к внешнему миру –

энвайронментализация);

- ориентация на достижение целей управляемой системы (производство как базовый фактор с последующим выделением функций идентификации, защиты личных интересов и т.д.);

- выполнение функций социализации и адаптации (гуманизация);

- формирование посредством создания вновь или путем реорганизации существующей корпорации (слияние, разделение, выделение, преобразование);

- возможность юридического оформления (за исключением классической корпорации - профессионального сообщества).

На основе классического подхода и с учетом эволюции теории и мировой практики, выделяется комплекс следующих унифицированных характеристик традиционной корпорации:

- взаимосвязь с внешней средой;

- зависимость от внутренних факторов;

- выраженная общая цель;

- определенный набор ресурсов и способов их защиты;

- синергизм;

- рационализм внутренней организации (оптимальность набора составляющих элементов);

- структура устойчиво воспроизводимых статусов (контроль);

- иерархия уровней управления (вертикальное разделение труда);

- наличие подразделений, отделов (горизонтальное разделение труда);

- индивидуализм и определенная самостоятельность (организации производства, ценообразования, коммерческой свободы, выбора контрагентов);

- прагматизм (ориентация на эффективность, прибыльность хозяйственной деятельности) [13].

В процессе институционального исследования нельзя обойти вниманием специфику образования корпоративных объединений в России. В условиях формирования современной рыночной экономики, сопровождающихся ломкой моностилистической культуры, сменой строя и стиля жизни, растущей социокультурной динамики, усиления значимости «региональных уровней» возникла острая необходимость поиска новых моделей корпоративной организации производства. Традиционно в российской экономической науке и практике понятие корпорации связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. В рамках данного подхода корпорация как определенная организационно-правовая форма акционерного общества наделялась следующими характерными чертами:

- собственность в корпорации определяется долями в капитале фирмы;

- акционеры владеют корпорацией, могут обладать правом контроля деятельности фирмы корпоративного типа, собственниками которых они являются (в зависимости от доли собственности); получают дивиденды (пропорциональные долям в акционерном капитале); избирают директоров и имеют право голоса по ряду вопросов;

- управляющие и директора осуществляют руководство корпорацией, обладают юридическим правом принятия решений, ведут переговоры с профсоюзами, принимают решение о продаже фирмы, если другая фирма собирается ее приобрести (поглотить) [11].

Реально первые российские акционерные общества походили на корпорации в большинстве случаев лишь по признаку объединения вкладчиков капитала – акционеров. Данное условие было законодательно закреплено, являлось обязательным но, как было сказано, почти всегда единственным [1]. На первых порах на практике российские корпорации, созданные в форме АО, не соответствовали общепризнанному понятию корпорации, не удовлетворяли мировым стандартам корпоративных образований, принимали искаженные, уродливые формы.

Корпоративные образования в их настоящем проявлении представляют, с одной стороны, особую форму организации предпринимательской деятельности – внешнюю форму хозяйствования, чаще отождествляемую с понятием крупного акционерного общества по ряду признаков: долевая собственность, юридический статус, сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих. С другой стороны, характеризуются особой внутренней организацией, развиваются в соответствии с индивидуальной логикой внутренних законов функционирования. Иными словами, корпорация представляет собой единый, обладающий необходимым имуществом производственно-хозяйственный комплекс, созданный самостоятельными субъектами экономики для ведения определенной хозяйственной деятельности, состоящий из тесно взаимосвязанных внутрикорпоративных структур и органов управления. В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства. Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Она может выступать в форме отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функционировать в форме как простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой; функционирующих на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации и интеграции производства, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР. Поэтому на данном этапе развития мирового хозяйства совершенно не верно рассматривать корпорацию лишь с точки зрения, законодательно закрепленной организационно-правовой формы, также как некорректно ставить знак равенства между корпорацией и акционерным обществом, поскольку далеко не каждая современная корпорация представляет собой акционерное общество, и наоборот.

В рамках современного подхода в качестве концептуальной основы понятия корпорация выступает совокупность признаков:

- саморегулирование,

- самореализация,

- самосовершенствование,

- сотрудничество.

Относительно динамики сущностной трансформации, выделяются следующие характерные особенности современных корпораций:

- рост и расширение масштабов деятельности;

- договорные отношения; отделение собственности от управления (по признаку компетентности);

- переход от приказных методов управления к коллективным;

- расширение внутрикорпоративного обмена;

- транснациональный характер.

У корпорации, как и любой другой формы организации предпринимательской деятельности, есть свои достоинства и недостатки. Однако в целом такие преимущества корпораций, как ограниченная ответственность, неограниченность существования, широкие возможности развития и диверсификации производства, высокая эффективность привлечения финансовых ресурсов, доход на прирост капитала, высокий уровень финансового менеджмента, единственность субъекта управления превалируют, как правило, над их недостатками (усложненный порядок учреждения и ликвидации, жесткие ограничения со стороны государства, ущемление роли рядовых участников, двойное налогообложение).

Исследование подходов к понятию «корпорация», уточнение характеристик и экономической сущности данной категории позволяет сформулировать базовое определение современной корпорации: современная корпорация – это саморегулируемая производственно-хозяйственная, социально-экономическая система, определяемая некой структурной автономией организации внутренних элементов, органично и гармонично взаимодействующих на основе горизонтальных и (или) вертикальных иерархических связей в процессе реализации общих целей, и существующая в рамках упорядоченной функциональной интегративности с внешней средой.

В условиях современности необходимое единство внутреннего корпоративного и общего рыночного пространства реализуется посредством соблюдения следующих принципов, выступающих одновременно критериями рациональности формирования современных корпораций:

- совместимость корпорации с другими структурами на макроуровне;

- нацеленность корпорации на выполнение стратегических задач;

- адекватность системы корпоративного управления;

- наличие корпоративной самостоятельности, автономности (экономическая, юридическая обособленность по отношению к учредителям, участникам);

- способность корпорации сохранять качества, функции при изменении формы и структуры хозяйственной системы;

- соответствие воспроизводственных процессов хозяйственной системы корпорации динамике потребностей экономического сообщества;

- наличие определенного потенциала к самоорганизации и саморазвитию.

В целом очевидно, что современная корпорация как наиболее распространенная форма организации предпринимательской деятельности, вбирает в себя самые разнообразные по отраслевым и территориальным признакам хозяйственные образования, составляет основу национальных экономик.

Date: 2016-07-18; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию