Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительная статья





Конституция Российской Федерации

Постатейный научно-практический комментарий

 

Предисловие. Российская Конституция в действии

Вступительная статья. Конституции Российской Федерации принадлежит

главное место в правовой системе страны

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (ст.ст. 1 - 16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.ст. 17 - 64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст.ст. 65 - 79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.ст. 80 - 93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст.ст. 94 - 109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.ст. 110 - 117)

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118 - 129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст.ст. 130 - 133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр (ст.ст. 134 - 137)

Конституции

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 

Предисловие

"Российская Конституция в действии"

 

Приближается десятилетний юбилей Конституции Российской Федерации 1993 года, предполагающий осмысление и оценку пройденного пути. В этом плане настоящий научно-практический комментарий - издание весьма своевременное.

Эта Конституция стала результатом крушения тоталитарного режима и последовавшего за этим столкновения противоборствующих политических сил уже новой, демократической России. Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления, она призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России. Она действительно Основной закон жизни общества, фундамент всей его государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный потенциал, который еще предстоит в полной мере реализовать и который, возможно, еще не вполне осознан.

Прошедшее десятилетие явилось периодом восприятия всем российским обществом ценностей подлинного конституционализма, практического воплощения - порой, болезненного, драматического - всех без исключения конституционных положений. Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

Следует отметить при этом, что российская Конституция - не застывший на бумаге текст, а живой, развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные акты. В то же время - при условии разумного и бережного обращения с нею - Конституция выступает важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни. С этой точки зрения следует подходить и к проблеме возможного несовершенства отдельных положений Конституции и поправок к ней. Никто не считает действующую Конституцию верхом совершенства. Но опасной иллюзией является убеждение, что постоянные перекройки Конституции, пусть и из желания "улучшить" ее, пойдут обществу на пользу. Пора наконец научиться жить по действующей Конституции, уважая законы государства, обогащая их содержание правоприменительной, прежде всего судебной, практикой. "Сиюминутная" замена всей Конституции или значительной ее части не вызывается необходимостью; это, однако, не означает, что ее следует навсегда законсервировать. Необходимо найти и удерживать верный баланс между двумя этими крайностями.

Такой баланс, сочетание стабильности и динамизма Конституции России и основанной на ней правовой системы обеспечиваются двумя главными факторами. Первый - это Президент Российской Федерации, являющийся гарантом Конституции. На основе ее положений он вырабатывает и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику государства, реализует реформы в государственном устройстве, экономике, законодательстве. При этом чем более гибко и эффективно проявляют себя органы государства, обеспечивающие проведение внутренней и внешней политики, чем более развито текущее законодательство, тем меньше необходимость вмешиваться в текст Конституции.

Второй фактор - Конституционный Суд Российской Федерации, обеспечивающий через механизм судебного конституционного контроля реализацию стратегических, фундаментальных для общества целей: защиту прав и свобод граждан, основ конституционного строя, права и законности. Деятельность Конституционного Суда способствует демократическому обновлению российского законодательства, регулирующего права и свободы, и формированию соответствующей ему правоприменительной практики.

В этом смысле Конституционный Суд - хранитель и защитник Конституции, но не в "застывшем" ее виде, а в ее развитии, в приспособлении ее к нуждам развивающегося (а в значительной степени еще переходного) общества. Это достигается двумя путями: 1) толкованием положений Конституции, которое имеет своей целью устранение возможных неясностей, противоречий в ее тексте, обеспечение единообразного понимания ее положений законодателем и правоприменителями; речь, в сущности, идет о своеобразном совершенствовании ее текста; 2) в процессе рассмотрения конкретных дел, когда происходит уяснение не только смысла конституционных положений, но и конституционно-правового смысла норм, регулирующих самые разные сферы жизни общества и проверяемых на соответствие Конституции. В этом плане Конституционный Суд выступает в качестве одного из ключевых органов, обеспечивающих осуществление внутренней и внешней политики в строгих рамках права, в границах дозволенного в политике.

Юбилей российской Конституции практически совпадает с важным политическим событием в жизни страны - выборами в Государственную Думу. Через непродолжительный промежуток времени нас ждет не менее серьезное испытание - выборы Президента Российской Федерации. В обоих случаях ход предвыборных баталий, организация и проведение голосования, оценка их результатов призваны в очередной раз показать не только то, насколько весом демократический и правовой потенциал нашей Конституции, но и то, главным образом, в какой степени мы способны реализовывать этот потенциал, жить по закону.

У каждой страны свой исторический путь, и Россия в этом плане - не исключение. Но, сохраняя специфику своего национального государственно-правового развития, важно не упустить то главное, родовое, что присуще всем правовым государствам современности и что нашло отражение, в частности, в статьях 15, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Прошедшие 10 лет показали, что другого пути быть не может. Только так страна способна оставаться полноправной и равноправной составной частью мировой цивилизации.

 

Председатель Конституционного Суда

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор В.Д.Зорькин

 

Вступительная статья

"Конституции Российской Федерации принадлежит главное место в правовой системе страны"

 

Вниманию читателя предлагается комментарий Конституции Российской Федерации 1993 г. - действующего Основного закона нашей страны, подготовленный авторским коллективом, состоящим из сотрудников Московской государственной юридической академии. Его главной отличительной чертой является сочетание высокого профессионального уровня изложения материала с анализом практики применения действующей Конституции Российской Федерации.

Комментарий написан спустя десять лет после принятия Конституции. За это время стихли острые споры, развернувшиеся в обществе в связи с разработкой концепции, принципов и конкретных статей новой Конституции, ушли в прошлое баталии, доходившие до вооруженных схваток, накоплен значительный опыт реализации Конституции. Все это позволило более взвешенно и спокойно дать анализ этого исторического документа новой России.

Необходимость подготовки новой Конституции Российской Федерации была провозглашена еще первым Съездом народных депутатов РСФСР (1990), на котором была создана Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н.Ельциным.

На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции был принят к сведению и конституционной комиссии, которая подготовила этот проект, было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести его на рассмотрение очередного Съезда.

Шестой Съезд народных депутатов РСФСР, на котором предполагалось принять новую Конституцию, не сделал этого. Он ограничился одобрением общей концепции, положенной в основу конституционного проекта, а также важнейших его положений, предварительно одобренных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений и замечаний Президента Российской Федерации.

Судьба проекта все больше зависела от той политической борьбы, которая разворачивалась в России. Между тем, потребность в замене старой Конституции становилась все более очевидной и неотложной. Россия нуждалась в новой Конституции прежде всего потому, что требовалось закрепить в ней достигнутые российским народом немалые демократические завоевания.

После апрельского референдума 1993 г. разработка новой Конституции заметно активизировалась. Инициатива в этом плане исходила непосредственно от Президента страны. В соответствии с его указом в июне 1993 г. в Москве для завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание. Его работа проходила в основном в пяти группах, сформированных из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, других общественных объединений, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей. В работе Конституционного совещания принимали участие также представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта Конституции.

Работа в группах велась постатейно, в основном на базе президентских предложений, с учетом проекта, рассмотренного на шестом Съезде народных депутатов РСФСР. Главное различие между президентским и депутатским проектами состояло в том, что первый предусматривал институт сильного Президента, а депутатский проект исходил из идеи парламентской республики. Кроме того, если президентский проект имел достаточно четкую юридическую форму, то депутатский проект больше отличался декларативностью, наличием целого ряда политико-программных положений. Наряду с президентским и депутатским проектами на Конституционном совещании были также рассмотрены и все другие проекты, предложения и замечания, присланные различными коллективами, организациями, учреждениями, политическими партиями и отдельными гражданами.

После октября 1993 г. была проведена доработка конституционного проекта. Он был уточнен с учетом поправок, предложенных субъектами Российской Федерации, общественными объединениями, специалистами. Доработка велась созданной Президентом Российской Федерации комиссией с участием ученых и практических работников. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие пять ранее действовавших рабочих групп. Спорные теоретические вопросы передавались на рассмотрение специально созданной Комиссии конституционного арбитража, состоявшей из высококвалифицированных юристов.

12 декабря 1993 года окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу со дня опубликования 25 декабря того же года.

Референдум проводился в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации. Согласно этому ПоложениюКонституция считается одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что участие в голосовании приняли более половины зарегистрированных избирателей.

Конституция Российской Федерации 1993 г. должна была способствовать стабилизации обстановки в обществе, сложившейся в результате противостояния законодательной и исполнительной власти, закончившегося их вооруженным столкновением в октябре 1993 г. и роспуском действующих тогда органов законодательной власти - Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит девять глав.

Первая глава Конституции посвящена основам конституционного строя Российской Федерации. Она охватывает широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя согласно Конституции РФ относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому демократическому государству. В их число входит демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделения властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, а также провозглашение правового государства, воплощением которого является конституционное государство, т.е. такое, в котором обеспечивается его подчинение праву. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - от греч. demos - народ, kratos - власть и означает "демократия").

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть в Российской Федерации. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ч. 4 ст. 3 Конституции. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образует избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ч. 3 ст. 3), - являются референдум и свободные выборы".

Одной из руководящих идей демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Он и служит одним из основных устоев действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы каждой из этих ветвей власти самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное, взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и обязывает действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает сочетание принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

Демократия в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляется на основе принципа политического многообразия. Это означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

В Российской Федерации, указывается в Конституции (ч. 3 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование государственной и обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ).

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым, она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, - обязанность государства".

Установленные Конституцией РФ принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной чертой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство гарантируется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает также его всеобщность. Из этого следует, что не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные сферы жизни общества, куда могли бы "прорваться" и другие акты, оттесняя законы. Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись его нормам. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы", - указывается в ст. 15 Конституции РФ.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества.

Отсюда требуется прежде всего динамичное, своевременное правовое регулирование общественных отношений.

Правовому государству присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, они ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. Граждане же в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Участниками этих отношений выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Государство поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. "В Российской Федерации, - указывается в Конституции (ч. 1 ст. 8), - гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности".

Конституция РФ (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.

С рассмотренными основами конституционного строя, закрепленными в Конституции РФ, неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность государства и республиканская форма правления. Следует заметить, что эти институты не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - это и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания).

Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации продиктовано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих именно российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Вторая глава Конституции Российской Федерации посвящена правам и свободам человека и гражданина. В ней названы лишь основные права и свободы человека и гражданина, т.е. конституционные права и свободы. Вместе с тем в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не может толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 64 Конституции положения ее второй главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства. Исходным началом действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция исходит из признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Она признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17).

В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ указывается три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, других обстоятельств; равноправие мужчины и женщины.

В России обеспечивается гарантированность прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2, 17, 19, 45) главным гарантом прав и свобод человека и гражданина выступает государство. Вместе с тем Основной закон предусматривает и участие самого человека в защите им своих прав и свобод. В ч. 2 ст. 45 указывается, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Конституция РФ исходит из неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. В ней указывается (ч. 2 ст. 55), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод.

Вместе с тем Конституция требует правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком. В ч. 3 ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как и все другие конституционные нормы, нормы Конституции, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть разделены на три основные группы: личные, политические и социально-экономические.

К личным правам и свободам (ст. 20-29 Конституции РФ) относятся право на жизнь (ст. 20), право на охрану государством достоинства личности (ст. 21), права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25); право определять и указывать национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан России беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).

В отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, политические права и свободы связаны с обладанием лицом гражданства Российской Федерации. В их число входят (ст. 30-33 Конституции РФ): право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Особую группу составляют социально-экономические права и свободы. К ним относятся право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности (ч. 1 ст. 35); право наследования (ч. 4 ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 1 и 2 ст. 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 2 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46); право на получение квалифицированной юридической помощи (п. 1 ст. 48); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку и гражданину, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входят соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15); обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является также защита Отечества (ст. 59).

Положения первых двух глав Конституции, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации и основы правового статуса личности, являются фундаментом действующей Конституции. Она устанавливает, что никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 16), а любой пересмотр положений этих глав возможен лишь посредством принятия новой Конституции Российской Федерации (ст. 135).

Последующие пять глав Конституции посвящены федеративному устройству России (гл. III), Президенту Российской Федерации (гл. IV); Федеральному Собранию (гл. V); Правительству Российской Федерации (гл. VI) и судебной власти (гл. VII).

Восьмая глава Конституции Российской Федерации посвящена местному самоуправлению. В ней указывается (ст. 130), что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно осуществляется (ч. 2 ст. 130 Конституции) гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно Конституции России (ст. 12) органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В Конституции (ст. 132) установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Осуществление местного самоуправления в России имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения ими своих задач и функций. Согласно Конституции РФ (ст. 133) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничения прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Раздел первый Конституции Российской Федерации завершается главой девятой, посвященной конституционным поправкам и пересмотру Конституции о чем уже ранее рассказывалось.

Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям. В нем закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, определяется соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силуКонституции 1993 г., основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Кроме того, во втором разделе Конституции оговариваются некоторые временные исключения из предписаний, установленных в действующей Конституции. В нем, в частности, оговаривается, что Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года, хотя в Конституции устанавливается для Государственной Думы четырехлетний срок, а для Совета Федерации в силу специфики его состава срок не устанавливается.

Конституции Российской Федерации принадлежит главное место в правовой системе страны. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все другие правовые акты, действующие в России, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Конституция является юридической базой для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Все федеральные законы базируются на действующей Конституции. Это обеспечивает единство и согласованность различных отраслей права, а также общность их исходных идей и принципов. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что принципиальным свойством Конституции является ее непосредственное, прямое действие.

Следует заметить, что чуть ли не с первых дней действия Конституции 1993 г. стали раздаваться голоса о необходимости внесения в нее различных поправок, отражающие противостояние в обществе различных политических сил. Однако по мере стабилизации обстановки в обществе и государстве таких голосов становится все меньше, поскольку многим становится все более очевидно, что различные сложности жизни, имеющиеся в нашем обществе и государстве, зависят не столько от действующей Конституции, сколько от тех, кто ее реализует. Кроме того, многим становится все более ясным и то, что прежде чем ставить вопрос о тех или иных изменениях Конституции, необходимо в полной мере использовать тот потенциал, которым она располагает.

За прошедшие годы идеи и принципы Конституции 1993 г. прочно вошли в общественное сознание, стали одним из важнейших факторов развития страны, помогающих решать самые сложные вопросы, возникающие в процессе этого развития.

Конституция 1993 г. - первая постсоветская Конституция России. Ее положения в главном отвечают самым строгим критериям развития демократии, правового государства, основанного на признании интересов человека и защиты его фундаментальных прав и свобод.

 

Ректор Московской государственной

юридической академии, академик РАН,

доктор юридических наук,

профессор, заслуженный деятель науки

Российской Федерации О.Е.Кутафин

 

Преамбула

 

Данную вводную часть Конституции принято именовать преамбулой. При публикации текста Конституции в обозначении ее содержания она не выделяется как составная ее часть.

В нашей стране впервые такой элемент конституционного акта, как преамбула появился в Конституции СССР 1977 г. и соответственно в Конституции РСФСР 1978 (как и в конституциях других союзных, а также автономных республик). В этих преамбулах содержалась характеристика преимуществ социалистического общества, провозглашалась высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества.

Содержание преамбулы действующей Конституции РФ принципиально иное. Оно лишено односторонней идеологической направленности, классового подхода, не исходит из принципа сохранения преемственности с прежними Конституциями (как это было в прежних советских конституциях).

По своему содержанию преамбула - это обращение от имени многонационального народа Российской Федерации, провозглашающее о принятии им Конституции и о тех основных идеях, из которых он исходил, принимая данный конституционный акт.

Принципы, изложенные в торжественном стиле (как это принято и в конституциях зарубежных стран), свидетельствуют о стремлении народа утвердить общедемократические, гуманитарные ценности, позволяющие обеспечить благополучие и процветание России, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, равноправие и самоопределение народов. Преамбула отражает исторические корни современной российской государственности. В ней говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства, о возрождении суверенной государственности России, об уважении памяти предков, передавших поколениям любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Включен в преамбулу и мотив принадлежности России к мировому сообществу.

Что касается вопроса о нормативном характере преамбулы, то в литературе высказываются различные позиции. Одни авторы считают, что преамбула имеет нормативно-правовое содержание, другие это отрицают.

Представляется, что выраженные в ней принципы являются основой для понимания духа и целенаправленности конституционных установлений.

 

Раздел первый

 

Date: 2016-07-18; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию