Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная конкурентоспособность государств в глобальной экономике. Методология оценки конкурентоспособности.





Понятие международной конкурентоспособности в трактовке Портера:

• Единственной основой конкурентоспособности отдельного государства является производительность «эффективное использование рабочей силы и капитала».

• Уровень жизни измеряется покащателем национального дохода на душу населения => основа конкурентоспособности

• Портер считал, что благосостояние государства основано на деятельности отдельных фирм

• Поставил знак равенства между благосостоянием государства и благосостоянием фирм (сильно критикуется!)

Конкурентный ромб - это система четырех показателей, которая носит общий характер и формирует среду, в которой конкурируют местные фирмы:

• Факторные условия

• Условия внутреннего спроса

• Родственные и поддерживающие отрасли

• Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция

 

Разработан на базе эмпирического материала группой ученых из 10 стран, возглавляемой М. Портером (США, Япония, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Швеция, Дания, Сингапур, Южная Корея).

 

Вершины (выделены на основе междисциплинарного анализа): факторные условия; условия внутреннего спроса; смежные и обслуживающие отрасли; структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

С точки зрения экспертов института, для того, чтобы стать конкурентоспособным либо сохранить конкурентоспособность, страны должны:

■ создавать стабильное и предсказуемое законодательство;

■ работать над гибкостью и "эластичностью" экономики;

■ инвестировать в традиционную и технологическую инфраструктуру;

■ стимулировать частные сбережения и внутренние инвестиции;

■ проявлять агрессивность на международных рынках, а также повышать привлекательность для прямых иностранных инвестиций;

■ сосредоточиваться на качестве, оперативности и прозрачности деятельности правительства и администрации;

■ поддерживать паритет между уровнем заработной платы, производительности и налогообложения;

■ сохранять социальное равновесие, уменьшая неравенство заработной платы и усиливая средний класс;

■ делать крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации рабочей силы;

■ обеспечивать баланс между национальными особенностями и глобализацией экономики для гарантирования существенного роста богатства при сохранении системы ценностей и предпочтений граждан.

Классификация факторов конкурентоспособности наций:

· Экономические результаты

· Внутренняя экономика

· Международная торговля

· Иностранные инвестиции

· Занятость

· Цены

· Эффективность правительства

· Государственные финансы

· Фискальная политика

· Институциональное устройство

· Хозяйственное законодательство

· Общественное устройство

· Эффективность бизнеса

· Производительность

· Рынок труда

· Финансы

· Практика управления

· Отношения и ценности

· Инфраструктура

· Базовая инфраструктура

· Технологическая инфраструктура

· Научная инфраструктура

· Здоровье и окружающая среда

· Образование

Индекс глобальной конкурентоспособности — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum).

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями).

Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

· Качество институтов.

· Инфраструктура.

· Макроэкономическая стабильность.

· Здоровье и начальное образование.

· Высшее образование и профессиональная подготовка.

· Эффективность рынка товаров и услуг.

· Эффективность рынка труда.

· Развитость финансового рынка.

· Уровень технологического развития.

· Размер внутреннего рынка.

· Конкурентоспособность компаний.

· Инновационный потенциал.


 

Вопрос 32. Многостороннее регулирование международной торговли в рамках ГАТТ/ВТО.

Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемника – Всемирной торговой организации (ВТО).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второй мировой войны, выступили за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота. В качестве главной идеи была предложена идея свободы торговли, т е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея была конкретизирована в нескольких положениях.

1. Важнейшее положение – «режим наибольшего благоприятствования» – представляет собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Это центральное положение формулируется, как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания интеграционных группировок.

РНБ и исключения:

РНБ - международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, такие же условия, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству.

• все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые дают им любые меры по снижению торговых барьеров.

• РНБ, сформулированный в первой статье ГАТТ, носит безусловный характер и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме.

• Исключения из принципа РНБ составляют развивающиеся и наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы.

Распространяется: на ввоз и вывоз, внутренние налоги и сборы, покупку, распределение и использование товара, на правила транзита, требования маркировки, на нетарифные меры

Не распространяется: На преимущества предоставляемые развивающимся странами, приграничным странам, в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли; на преимущества предоставленные особым территориям.

2. Принцип признания правомочности применения средств внешнеторгового регулировани я. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда они применяются, это должно носить временный характер. При этом ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные и импортные лицензии. Основная задача ГАТТ здесь – сокращение таможенных пошлин. В 1945–1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40–60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70–90%. Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить их величину до 3–5% к концу 80-х годов.

3. Третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий. Это отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с ограничением свободы торговли. Все решения принимаются только в рамках взаимных торговых переговоров.

Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 года. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.). ВТО функционирует также, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Страны–члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Упомянутый пакет соглашений включает:

– соглашение об учреждении ВТО;
– многосторонние соглашения по торговле товарами;
– генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
– соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП);
– соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ);
– договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
– механизм обзора торговой политики;
– многосторонние соглашения с ограниченным участием, то есть обязательные только для присоединившихся членов ВТО по торговле гражданской авиатехникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине.

В основу правопорядка в мировой торговой системе положен принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования. Основная сфера применения этого принципа – таможенные тарифы. Другие специальные принципы международного права: принцип либерализации торговли; принцип защиты национального рынка; принцип свободы транзита; принцип предоставления национального режима; принцип взаимной выгоды; принцип недискриминации; принцип преференций (освобождения, льгот) для развивающихся стран.

Сегодня ВТО – это своеобразное министерство торговли, управляющее мировой торговой системой. В августе 2001 года полноправным участником ВТО являлась 141 страна, 5 из которых – республики бывшего СССР (Грузия, Латвия, Киргизия и др.). В сентябре 2003 года в ВТО приняты Непал и Камбоджа. Сейчас в ВТО – 156 государств

Основные принципы функционирования ГАТТ/ВТО:

· Равные права => все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам РНБ, что означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются на всех остальных членов организации.

· Взаимность =>все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными

· Прозрачность => Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

• взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

• взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

• регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

• отказ от использования количественных и иных ограничений;

• разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

• контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

• проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

• разрешение торговых споров;

• мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

• техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

• сотрудничество с международными специализированными организациями.


Date: 2016-07-05; view: 736; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию