Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы словоупотребления





Фонетические нормы

Теоретическая часть

1. Понятие нормы. Признаки нормы.

2. Литературное произношение: характерные особенности.

3. Русское словесное ударение: его характеристика. Колебания в ударении.

4. Стили произношения. Орфоэпические особенности заимствованных слов.

5. Сценическое произношение и его особенности (сообщение).

6. Московское и петербургское произношение (сообщение).

Практическая часть

1. Опираясь на «Орфоэпический словарь русского языка» или «Большой орфографический словарь русского языка», поставьте в словах ударение, докажите, что русское ударение разноместное и подвижное.

Августовский, алкоголь, анатом, аноним, апостроф, афера, афиняне, балованный, баловать, без умолку, бензопровод, благовест, бомбардировать, бутик, вдосталь, вероисповедание, взапуски, винокурение, гербера, гофрированный, гусеница, двоюродный, дефис, диспансер, догмат, договор, донельзя, диспансер, донельзя, досуха, драпировать, древко, дремота, духовник, завидно, завсегдатай, загнутый лист, загодя, заключенный, запасник, запертый, звонят, знамение, значимый, зубчатый, иероглиф, избалованный, изогнутый, иконопись, жалюзи, желоб, жерло, каталог, каучук, квартал, километр, клала, книгопродавец, кожух, козлы (сиденье для кучера), коклюш, коллапс, крадучись, неопалимая купина, кухонный, лассо, ломоть, маркетинг, мизерный, мытарство, наверх, насадит, недреманное око, некролог, новорожденный, обеспечение, обнаружение, оптовый, откупорить, петля, плато, плесневеть, повременная оплата, подождала, позвонит, полиграфия, послала, предвосхитить, не преминуть, премировать, принудить, варианты разнятся, расселенный, скалистые горы, сливовое вино, помянуть, рекрутский, сенцы (сени), свекла, созыв, средства, столяр, таможня, малая толика, уведомить, украинский, умно, феномен, ходатайствовать, ценящий, шампур, щавелевый, эндшпиль, эксперт, юрисконсульт, юродивый, Кижи, Бали.

2. Прочитайте данные слова. Следите за правильным произношением согласного звука [г].

Гагры, Голландия, Гоголь, гениальность, глоссарий, глагол, галантный, география, геолог, гарантия, Грузия, Германия, Загреб, Генуя, Хургада.

3. Охарактеризуйте выделенный согласный звук.

Наро ч но, ску ч но, було ч ная, праче ч ная, сказо ч ный, Никити ч на, взято ч ник, подсве ч ник, беспорядо ч ный, мело ч ный; Бо г, четвер г, хирур г, вдру г, ле г кий, мя г кий, бере г; ра сч ет, и сч езновение; Ан д ерсен, Ант в ерпен, Дю р ер, Д ели, О д есса, Мар с ель, Мен д ельсон; бухгал т ер, бан д ероль, ши н ель, орхи д ея, па т ент, т енденция, прог р есс, т ермин, ин д екс, а т еизм, к р едо, д екларация, пре т ензия, к р ем, либ р етто, с ессия, т еология.

4. Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в

каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.

1. Ассамблея, ассорти, терраса, грамм, диссонанс, касса, анналы, корректура, масса, ассимиляция, массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе, аттракцион, манна (небесная), грипп, гриппозный.

2. Ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, аннотация, ванна, террор, территория, корреспондент, тоннель, диссимиляция, суббота, субботний, балласт, грамматика, грамматический, гамма.

3. Диссертант, группировать, миллион, миллиард, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат, классный, программный, ирреальный, аккордеон, целлофан, баллотировать, марокканский.

5. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук [о]?

1. Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, коммюнике, концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн, поэт, оратор, тореадор, трио, фойе, шоссе.

2. Боа, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, сонет- трио, хаос.

6. Определите значения слов, составьте с ними словосочетания.

Железка — желёзка, истекший — истёкший, небо — нёбо, падеж — падёж, оглашенный — оглашенный.

7. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший, обнесший, одновременный, одноименный, планер, поблекший, подсекший, предрекший, преемник, разновременность, расседланный, старьевщик, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый, атлет, бытие, опека, затекший, острие, отыменный, принесший, забредший, отцветший.

8. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.

2. Адекватный, анестезия, аннексия, артерия, бутерброд, бассейн, генезис, декадент, декольте, детектив, кларнет, кратер, крепдешин, плиссе, полонез, сессия, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, теннис, тет-а-тет, трек, фанера, фонема, фонетика, шинель, шоссейный, штемпель, эдем, экстерн, эссенция, этногенез.

Нормы словоупотребления

Теоретическая часть

1. Понятие нормы словоупотребления.

2. Соотношение понятий многословие и лексическая неполнота высказывания. Виды многословия.

3. Использование слов узкой сферы употребления (с использованием примеров).

4. Понятие фразеологическая единица (ФЕ). Ошибки, связанные с употреблением ФЕ.

Практическая часть

1. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления, исправьте их, свой выбор объясните.

1. Одним из средств выразительности, которое широко использует автор, - олицетворение.

2. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

3. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

4. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку..

5. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

6. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

7. Недостатком работы является упрощенность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора.

8. Одним из главных образов в «Грозе» Островского является образ Катерины.

9. Все это свидетельствует, что мы не смогли в полной мере использовать мощность нового оборудования.

2. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких — с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян.

2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений.

3. "Слово о полку Игореве" до сих пор привлекает внимание современников.

4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как "имеет место", "оказывает помощь" и т. п.

3.Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.

2. В Риге выявлен притон наркомании.

3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.

4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?

5. Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного населения.

6. В парке стоит архитектура.

7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.

8. Павел — в первых рядах строительства узкоколейки.

4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят.

1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.

2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1.

4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.

5. Есть возможность тяжелых осложнений.

6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

7. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве проявила международная обстановка.

8. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.

9. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

5. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

6. Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости значений слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина.

2. Повесть "Поединок" Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии.

3. "Слово о полку Игореве" поймет каждый человек, который подлинно любит свою Родину.

4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина.

5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности.

6. В образе Игоря ("Слово о полку Игореве") отличается беззаветная храбрость, воинский пыл.

7. Подскажите, который час.

8. Каждый ученик высказал свое кредо.

7. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Определите причины фразеологических ошибок: 1. Употребление ФЕ без учета их значений. 2. Изменение компонентного состава ФЕ (субституция). 3. Расширение компонентного состава ФЕ. 4. Сокращение компонентного состава ФЕ. 5. Контаминация. 6. Изменение грамматической формы компонентов ФЕ. 7. Нарушение лексико-фразеологической сочетаемости. 8. Несоответствие стилистической и эмоционально-экспрессивной.

1. Писатель идёт в одну ногу со временем.

2. Повысить качество продукции мы сумеем лишь в том случае, если каждый до конца поймёт свою личную ответственность за порученное дело, внесёт свою лепту в общий котёл.

3. Да мы уже давно на всё махнули рукой и смирились.

4. Я слушаю эту прекрасную музыку, и у меня слезы выступают и пробегает мороз по коже.

5. Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями, и нему все верят.

6. Хлестакову удалось провести вокруг пальца городничего.

7. … овчинка выеденного яйца не стоит.

8. Моторный цех – святая святых новой станции техобслуживания.

9. Катерина наложила на себя руки и бросилась в реку.

10. Вместе с писателем мы отправляемся в иной мир, полный тайн и приключений.

11. Они закрывают глаза перед недостатками.

12. Не работать приехали сюда, а гоняться за длинными рублями.

Date: 2016-07-18; view: 2704; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию