Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ стихотворного текста(Произведение посвящено памяти Важа-Пшавелы) Важа-Пшавела (1861—1915) — псевдоним Луки Разикашвили, одного из самых даровитых грузинских писателей XIX в. Он воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров (пшавы- грузины-горцы; живут в центральной части Закавказья, занимая среднее течение Арагвы и оба берега Иоры, притока Алазани. Они большей частью высокого роста, с карими глазами и черными волосами. Известны в грузинской летописи буйным характером, непокорным духом и неустрашимой храбростью; Хевсуры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки ХевсурскойАрагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах). Среднее образование получил в учительской семинарии г.Гори, но учителем был недолго; занимался главным образом земледелием и пас овец в горах. Начало литературной деятельности относится к 1881. Основной мотив его творчества — социально-этнографический: живя обыденной жизнью и традициями горцев, в своих поэмах колоритно воспроизвел характерные черты быта, идейные устремления этих племен. При этом, наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной «правдой». Характерным моментом в творчестве Важа-Пшавелы является резко выраженный антропоморфизм, одухотворение природы. Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далекой от всяких абстрактно-метафизических построений. Он жил в эпоху ускоренного развития в Грузии товарного хозяйства, — в «непривлекательное» время, неподходящее для «горного орла» (прозвище). Не видя ничего утешительного впереди, разочарованный поэт только в мираже исторического прошлого искал утешения. Но вернуть прошлое было невозможно, и творчество поэта, сознающего свое бессилие, проникнуто романтической меланхолией. Кроме того, Важа-Пшавела, затронул проблему зависимости личных дарований от общественно-практической жизни и совершенно правильно указал, что индивидуальные способности, противоречащие практическим запросам общественной жизни, обречены на гибель. В поэзии В.-П. сохранен местный диалект и свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров возвышенный лирический тон. В стихотворении С. Глахашвили очень ярко и эмоционально изображена основная тема произведения – это скорбь, горечь утраты. Вся природа, весь мир, всё окутано печалью и сумраком, думой о потере любимого поэта. Солнце жаркое, неуемное, Музыкально-теоретический анализ: Произведение представляет собой плач. Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии. Произведение написано в простой трех частной форме с развёрнутой серединой развивающего типа и с варьированной репризой. Третья часть - период, состоящий из двух равных предложений. Варьирование происходит в конце второго предложения и представляет собой классическую каденцию: D-D7-T. Пример №1
Первая часть состоит из периода (4+4) с дополнением в виде возгласа «Важа»…в данном случае можно рассматривать данные вставные конструкции как всхлипы, встречающиеся в причитаниях и плачах. Пример №2 Начинается произведение с нисходящего хода женской группы хора, сначала партии С, затем А. Следует заметить, что женское пение не типично для грузинского народного многоголосия, но характерно для грузинского плача. Пример №3
Общий диапазон данного хода ч8, постоянное возвращение на предыдущий звук с последующим поступенным движением вниз передают интонации плача. Во втором предложении вступают мужские голоса, звучит смешанный состав. Волнообразная мелодика крайних голосов, насыщенный динамический план, повторность коротких мотивов, октавные унисоны и остановка на доминантовой гармонии (во второй части второго предложения) способствуют нарастанию эмоционального напряжения. Вторая часть состоит из 2 разделов. В первом разделе встречаются такие же вставные конструкции. Они отличаются друг от друга гармонически и динамически. В первом случае – это D43 Ges-dur. Во втором –D53 b-moll. Примеры №4-5
Мелодическая линия, чаще всего, статичная, с небольшими волнообразными поступенными движениями в пределах терции, но встречаются и скачки на ч4, напоминающих всхлипы: №6 (и пример №2) Частая смена размера, контрастная динамика активизируют этот раздел, передают волнение и горечь утраты. Второй раздел средней части состоит из 2-х сходных предложений. Меняется темп, отсутствуют вставные конструкции, на протяжении всего раздела сохраняется размер 5/4, динамический план более уравновешенный, так же как и тональный план, но волнение и напряжение не исчезают. Тональность этого эпизода es-moll, в 20-21 тактах есть кратковременное отклонение в Ces-dur (тоника представлена в виде Т7). Заканчивается этот раздел на D f-moll (поворот в основную тональность). В репризе возвращается материал первой части. Заключительная каденция (2 такта) является кульминацией всего произведения. Следует отметить, что композитор использовал только четвертные длительности, украшая их ферматами и применяя другие ритмические построения только во вставных конструкциях, напоминающих возгласы горя (восьмые длительности и шестнадцатые с четвертью с двумя точками). Темп произведения довольно быстрый, что говорит о быстроте мысли передаваемой автором. Мысли скорби, воспоминания, параллелизма потери и пейзажа. Также этой цели служат rit. и pocorit., используемые композитором в конце первой и третьей частей. В первом случае автор нас сразу же возвращает в первоначальный темп. (пример №6 и №10). Основная тональность произведенияf-moll. Гармонический язык разнообразен из-за альтерированных аккордов и отклонений в другие тональности. Также композитор использует хоровые возможности в плане использования хоровых тембров. Начинается хор с неполного хорового состава: перекличка хоровых женских высоких голосов – партии С – и низких хоровых женских голосов – партии А. Затем вступает полно-объемный хор, основная интервалика которого ч5-ч4, исключение – октавный унисон всего хора в середине второй части (пример №7), который тут же обрывается очередным возгласом «Важа!», олицетворяющим оплакивание поэта. Фактура полифоническая, присущая грузинской народной музыке. Произведение написано автором в жанре плача, жанра народной музыки, поэтому он активно использует приемы, присущие народной музыке: полифонический склад многоголосия, интервалику, метр, отталкивающийся от слова и др.Динамика произведения меняется в зависимости от текста, например: «струны звучные обрываются. Важа!» - f, «ветер рыдает в ущельях» - p. Также, композитор использует короткиеcresc. и dim. (например: сразу в одном такте). Почти в каждом такте произведения автор указал cresc. иdim. от первой доли и от третьей соответственно. Таким образом он также передает характер всхлипа, причитания, плача. Метр четвертной, размер меняется в зависимости от ударений в тексте. «Солн-це жар-ко-е, не – у-ём-ное,(5/4) Пог-реб-ла те-бя ту-чатём-на-я,(5/4) Ве-терры-да-ет в у-щель-ях (3+3+2=8/4) – и т.д. Таким образом становится оправданным смена размера в каждой вставной конструкции «Ва-жа!»(2/4).
|