Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития словаря детей дошкольного возраста в норме.





Речевая компетенция – умение ребёнка адекватно и уместно практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Лексическая компетенция – наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

К концу дошкольного возраста: словарь ребёнка достигает 4-4,5 тысяч слов, охватывающий все части речи. Ребёнок употребляет в активной речи слова различной сложности: синонимы, антонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, многозначные слова, слова и фразы с основным и переносным значением. Знает и уместно использует пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, скороговорки.

 

Таким образом, в развитии словаря детей дошкольного возраста прослеживаются две стороны:

1. Количественный рост словарного запаса.

2. Качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

 

Количественный рост словаря. Детство – этап подготовки к будущей жизни. Дошкольный возраст – период стремительного физического и психического развития ребёнка, период быстрого обогащения словаря. Также по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой – это период наиболее интенсивного становления и развития личности, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Увеличение словаря зависит от условий воспитания и развития ребёнка, вот почему нет точных данных о количестве слов дошкольников одного и того же возраста. Также на ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других – процесс накопления слуховых образов слов совершается скрыто. Тогда словарь растёт скачкообразно. Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом по овладению речью: к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, от 2-3 до 15 слов, развивается понимание речи (пассивный словарь), опережающее активный словарь. Малыш, в силу этой особенности, выражает свои желания и потребности жестами, мимикой, обобщающим словом.

Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из трёх – четырёх слов. К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Но к трём годам словарь достигает 1,5 тысяч слов, а к четырём в пределах 2-х тысяч. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами. В речи детей преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребёнок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными.

На пятом году активный словарь достигает 2-2,5 тысяч слов, что дает ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. В период 6-7 лет активизируется пассивный словарь, расширяется активный до 4-х тысяч слов. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребёнка, т.е. в речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. И можно сказать, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарём, обеспечивающим общение с окружающими.

Но, по словам Л.С. Выготского, «грандиозную сложность» представляет качественное развитие словаря, т.е. развитие значений слов, а не количественное накопление.

Этот процесс замены чувственных образов всё менее и менее чувственными очень ярко описан И.М. Сеченовым.

Для того чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними. Уровень обобщения, получаемого с помощью слова, не есть что-то постоянное, раз навсегда данное: в зависимости от количества систем условных связей, выработанных на слово, уровень обобщения этим словом может быть больше или меньше; при угашении этих связей обобщающее действие слова утрачивается.

А.Р. Лурия в своей работе указывал на то, что «на самом деле значение слова претерпевает сложнейшее развитие, и если предметная отнесённость слова может оставаться одной и той же, то его значение, иначе говоря, та система связей и отношений, которая за ним стоит, та система обобщений, которая выполняется словом, развивается; поэтому слово на различных ступенях развития не только меняет свою структуру, но начинает опираться на новые соотношения психологических процессов».

Слова, воспринимаемые ребёнком раннего возраста, вовсе не вызывают чёткой предметной соотнесённости и ещё не имеют устойчивой обобщающей функции, а скорее вызывают лишь жесты и действия ребёнка, мало отличаясь от других сигналов.

Подобные сигналы сохраняются и на последующем этапе развития ребёнка, когда слово уже начинает приобретать некоторые черты подлинной системы знаков, но ещё само не обозначает предмет, а только признак его, которые ребёнок оценивает как несущие наибольшую информацию.

С появлением морфологически дифференцированного слова значительно увеличивается словарь ребёнка.

У ребёнка 3-4 лет вызывает интерес форма слова; поэтому именно к этому периоду относится хорошо известное в литературе «словотворчество» ребёнка. Схватывая морфологические особенности слова. Ребёнок начинает сам строить слова, сохраняя конкретные признаки вещи и систему суффиксов, обозначающих определённый способ действия с предмета («колоток» вместо молоток, «наниткивать» вместо нанизывать и т.д.).

Процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слова и его конкретным значением, занимающий центральное место у ребёнка 3-5 лет, в течение длительного времени отличается тем, что слова продолжают носить конкретный характер.

Лямина Галина Михайловна указывает на то, что темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всём этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.

Н.Х. Швачкин выделяет следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:

1. В восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему значением (ребёнок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово).

2. должна быть непосредственная связь между звучанием и значением слова. У дошкольника возникает потребность видоизменять звуковую форму слова («самолетчик» вместо летчик).

3. В значение слова вкладывается живой, осязаемый смысл («палисадник – полсадик»).

4. Ребёнок склонен придавать буквальный смысл словам, которые он произносит («на автобусе ездит только автобусник»).

В дошкольный период понимания переносного значения слова затруднено, так как происходит сначала усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает у детей удивление и несогласие.

В результате мы можем сделать вывод о том, что значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

 

 

 

 

Date: 2016-07-18; view: 1649; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию