Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тесты мотивов и потребностей
При проведении психодиагностики мотивации желательно иметь в виду следующие моменты. Наиболее подходящими для психодиагностики в этом случае являются опросные методики. Они более понятны клиенту и менее трудоемки для обработки психологу-консультанту, чем, например, проективные методики. Однако последние – проективные методики – дают, как правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента, чем опросные методики. Консультант-психолог должен уметь самостоятельно выбирать такие методы психодиагностики мотивации, которые учитывали бы следующие важные обстоятельства. Если психологу необходимо быстро получить достоверную и хотя бы приблизительную информацию о мотивации поведения клиента и если психолог-консультант уверен в том, что методика опросного типа вполне может решить эту задачу, то следует ее предпочесть другим методикам. При этом сам вопросник должен быть как можно более коротким и простым. Если же у психолога-консультанта имеются серьезные основания сомневаться в достоверности получаемых при помощи вопросника результатов, то следует обратиться к использованию косвенных, в частности проективных, методов оценивания мотивации клиента. Проективные методы особенно необходимы, например, в том случае, когда оценке подлежат так называемые бессознательные потребности и влечения клиента, такие его мотивы, которые клиент вольно или невольно будет стараться скрыть от психолога-консультанта, отвечая на открытые вопросы. С учетом этих замечаний мы рекомендуем пользоваться следующими методиками психодиагностики мотивации клиента в процессе проведения психологического консультирования. При оценивании мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного возраста – методикой «Запомни и воспроизведи рисунок»1. ' Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).
Это – методика проективного типа, достаточно сложная в плане обработки полученных результатов, но зато вполне объективная и доступная детям соответствующего возраста, интересная для них. Она является валидной и точной. Однако психологу-консультанту или его помощнику, который проводит психологическое тестирование, необходимо заранее научиться пользоваться данной методикой. Только в случае безошибочного ее использования можно рассчитывать на получение точных и вполне валидных результатов. Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возраста, а также у взрослых людей можно определить при помощи одной из следующих методик: «Опросник для оценки потребности достижения успехов»2 и специальной методики проективного типа, предназначенной для измерения мотивов достижения успехов и избежания неудач3. 2 Там же. - С. 469-474 (496-502). 3 Там же. - С. 368-375 (371-380).
Упражнения 1. Пользуясь конкретными признаками, названными в этой главе, определите, выбрав в качестве потенциального клиента кого-либо из своих знакомых, какие проблемы, связанные с развитием коммуникативных способностей, имеются у него. 2. Припомните, опираясь на содержащиеся в этой главе рекомендации, психологические тесты, с помощью которых можно практически определить уровень развития у клиента организаторских способностей. 3. Попробуйте на себе самом психологические тесты, которые рекомендуются для оценивания уровня развития математических и лингвистических способностей у клиента. 4. Вспомните, пожалуйста, с помощью каких конкретных психодиагностических методик оцениваются свойства темперамента человека. Поработайте с этими методиками и хорошо освойте их. 5. Припомните, с помощью каких методик можно изучить характер человека. Какие стороны или черты характера человека данные методики оценивают? 6. Определите минимальный перечень необходимых психологических тестов, при помощи которых можно выяснить, есть ли у данного клиента какие-либо серьезные проблемы, связанные с развитием мотивационной сферы (потребностей и мотивов).
|