Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апелляция к авторитету

Система координат коммуникантов

Вышестоящий

Преподаватель.Родители

Старший брат

Я

Чужой Равный Свой

Младший брат

Нижестоящий

РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ:

1. Уговоры / убеждение:

1.1. Апелляция к чувствам, отношениям:

«Положительные» реализации: «Ты же меня любишь...»,“Сделай это ради меня...", “Мы же друзья...".

«Отрицательные» реализации: °Если бы ты меня любил...",“Я к тебе со всей душой, а ты...", "Ты мне друг или кто?.."

Апелляция к качествам партнера

В основе «положительной» реализации этого хода лежит выделение качеств слушающего, которые позволяют ему выполнить то, к чему склоняет его говорящий. На лексико-грамматическом уровне эта семантика эксплицируется в высказываниях типа: «Тебе же это сделать — раз плюнуть», «[Пойди попроси], ты ведь такой обаятельный», «[Обязательно приходи], ты ведь душа компании», «[Не уходи], мы без тебя как без рук» и т.п. (см. также пример <5>). По сути говоря, в функции аргумента выступает комплимент собеседнику, которого адресат будет, по мнению уговаривающего, достоин, если на уговоры поддастся. Этот ход можно назвать «отложенным комплиментом» (о специфике тактики комплимента см. 4.3).

«Отрицательная» реализация этого коммуникативного хода: «Не по зубам тебе такое...», «Ну, ты не мужик, что ли?!»,«Тебе что, рубля жалко?» Говорящий демагогическими средствами добивается у объекта чувства стыда за приписываемые ему негативные качества. Суть этого хода-провокации— в ожидании согласия партнера вследствие его установки на положительную самопрезентацию.

Апелляция к разуму

Наиболее частотными являются «положительные» реализации типа: «Ну ты сам подумай...», «Тебе ли не знать» — и «отрицательные» типа: «Тебе видней, но, по-моему, это глупо»,«Как ты не можешь понять...»

Апелляция к авторитету

Ссылка на источник аргументации, который, по мнению говорящего, является авторитетом для собеседника, — традиционный риторический прием, известный как одна из уловок полемики

[Поварнин 1992].

“Положительные” реализации: * Даже N считает, что это лучше”; *Все делают таки ничего, а ты чтолучше?”; "Мешочки для ведравесь мир знает, как это удобно, и пользуется этим повсеместно”; продавец на рынке: "Я даже себе такую же оставила”. В последнем случае продавец сам представляет, по его мнению, авторитет для покупателя и апеллирует к своему вкусу.

В случае “отрицательной” реализации этого коммуникативного хода Авторитет заменяется негативно значимым образом — своего рода Авторитетом-пугалом:

- Так, как ты хочешь поступить, может поступить только последний идиот!

- Если хочешь порадовать N, делай так, как наметил (при этом N не авторитет для слушающего).

2. Оскорбление, обвинение (-) / комплимент, похвала (+)

Обобщение

Ход «обобщение» используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация, только что приведенная или могущая быть приведенной, например, в случае из жизни, не просто «случайна» или «исключительна»; тем самым подкрепляется возможное общее мнение.

Типичные выражения этого хода: «И так всегда», «С этим сталкиваешься на каждом шагу», «Это без конца повторяется».

4. Приведение примера – ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Типичные выражения: «Вот пример», «Например, на прошлой неделе», «Возьмите нашего соседа. Он…».

5. Усиление направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего («привлечение внимания»), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации.

Типичные выражения: «Это прекрасно, что…», «Это ужасно, что…», «Это позор, что…».

6. Уступка дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т. е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации.

Типичные выражения: «Среди них попадаются и хорошие люди», «Не стоит обобщать, но…», «Голландцы тоже могут так поступать» (последнее является также ходом «сравнение»).

7. Сдвиг – ход стратегии положительной или нейтральной самопрезентации.

Типичный пример: «Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются».

8. Контраст – ход, имеющий несколько функций. Риторическую: привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Семантическую: подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ-группы и ОНИ-группы) – и все ситуации, где прослеживается конфликт интересов.

Типичный пример: «Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают», «Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получают квартиру сразу же, как только приедут».

9. Провокация – на короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

10. Применение юмора – не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу веселыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни. Следует подчеркнуть особую эффективность этой речевой тактики. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, например) позволят добиться успеха в речевой коммуникации любого уровня.

11. ДА-ДА-ДА (тактика трёх «ДА») – партнеру задается три-четыре вопроса, на которые он обязательно должен ответить «да». Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно. Это одна из самых древних тактик.

12. «Черный оппонент» – тактика, противоположная только что описанной. Суть ее в следующем. Партнеру по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится речевая формула: «Вот видите, вопрос не подготовлен».

При использовании тактики «черный оппонент» следует иметь в виду:

• вопросов не должно быть более трех, в противном случае тактика разрушается и налицо просто предвзятое отношение к собеседнику;

• вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала;

• речевая формула произносится при первом же затруднении с ответом, прекращая (пытаясь прекратить) речевое взаимодействие;

• не следует позволять партнеру развивать свой ответ или, особенно, перехватить речевую инициативу.

13. «Подмазывание аргумента» – слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом партнеру по общению. Например: «Вы, как человек умный, не станете отрицать»; «Всем хорошо известны ваша честность и принципиальность, поэтому вы…»; «Человек, недостаточно образованный, не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы…». Иногда собеседнику тонко дают понять, что к нему лично относятся с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства.


<== предыдущая | следующая ==>
Порядок выполнения задания. | Понятие конкуренции и её роль в деятельности предприятия

Date: 2016-07-18; view: 1096; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию