Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное чинопоследование таинства Елеосвящения. Время и условия его совершения.Совершается Т. Елеосвящения в прав. храмах, а при необходимости в доме больного или в больнице. Временем его совершения может быть любой день года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного Таинство должно совершаться священником незамедлительно.
Для совершения Т. поставляется стол, а на нем блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении, и после всеобщего воскресения (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36—38), а крест и Евангелие — на присутствие Самого Христа. Сверху пшеницы ставится пустой сосуд («кандило праздное», т. е. порожняя лампада), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6, 13), в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (Лк. 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручьев («стручцев», или палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой) для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства. В состав последования Св. Елея входят 3 части: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем. 1 часть (до вел. ектении) – молебное пение – сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. Священники в фелонях становятся около стола; они, как и все присутствующие во время совершения таинства, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол (и елей на нем), иконы и всех людей, обратясь к востоку или в сторону икон, произносит возглас: «Благословен Бог наш...». После обычного начала, — Трисвятого по Отче наш, — читается 142-й псалом, который представляет сокращение шестопсалмия, произносится малая ектения, бываемая на утрене. Затем поется на 6-й глас Аллилуиа (вместо «Бог Господь»), как во время покаянное, и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Читается 50-й псалом и поется канон: «Моря чермную пучину» — Арсения, епископа Корфского (IX в.). Припев к тропарям канона в Требнике не указан. В древних Требниках московского издания указан припев: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе». Иногда употребляется несколько измененный припев Требника Петра Могилы: «Многомилостиве Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе». В южнорусских Требниках встречается др. припев: «Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый». (Этот припев, следуя указанию львовского Требника 1695 г., поют в Киеве также при каждом помазании больного.) После 3, 6 и 9 песни канона полагается малая ектения. Поется «Достойно есть», читается ексапостиларий, поются стихиры. В каноне и стихирах больному испрашивается исцеление от недугов и болезней душевных и телесных. После стихир читается: Трисвятое по Отче наш — и поется тропарь: «Скорый в заступлении един сый, Христе». 2 часть. Диаконом (или 1-ым священником) произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в кот. прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Св. Духа. Затем 1-ый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого. Остальные священники также читают эту молитву тихо, подобно тому как во время призывания Св. Духа в Т. Евхаристии при соборном служении. Во вр. чтения молитвы («во елико же глаголется молитва от священников») поются тропари — Христу Спасителю, апостолу Иакову, свят. Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. 3-ю часть Елеосвящения составляют 7 чтений из Евангелия, 7 молитв и 7 помазаний св. елеем, с произнесением одной и той же совершительной молитвы. Диакон: Вонмем. Очередной свящ.: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Премудрость, вонмем. Чтец (и хор): Прокимен. Диакон: Премудрость. Чтец: Название Апостола. Диакон: Вонмем. Свящ. (по прочтении Апостола): Мир ти. Чтец: И духови твоему. Хор: Аллилуиа (трижды). Свящ: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия, мир всем. Хор: И духови твоему. Свящ.: От… Святаго Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи... После Евангелия одна и та же во все семь раз ектения: «Помилуй нас, Боже...». После возгласа читается очередным священником вслух молитва о даровании больному исцеления и прощения грехов. Затем совершается помазание елеем больного при чтении (совершительной) молитвы: «Отче Святый, Врачу душ и телес...» (Помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего...»). Т.к. помазание совершается во время чтения этой молитвы, то священнику надо знать ее наизусть. Молитва произносится 7 раз при каждом из 7 помазаний. При чтении молитвы священник помазывает крестообразно: лоб, ноздри, щёки, рок, грудь и обе стороны рук. После каждого помазания, по указанию древних Требников, полагается стирать бумагою или ватой помазанные святым елеем части тела. Этот порядок, по числу совершителей таинства, повторяется 7 раз, каждый раз читаются др. прокимны, Апостол, Евангелие и приспособленная к ним молитва после сугубой ектении. (После каждого помазания принято гасить одну из 7 свечей, воткнутых в пшеницу.) После 7-ого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие (левыми руками) поддерживают священники, а первенствующий священник в это время (не возлагая рук) читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: «Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего...». Таким образом, в этой молитве, читаемой первенствующим священником, и в священнодействии принимают участие и прочие священники. Обыкновенно больной во время чтения молитвы повторяет: «Господи, помилуй». Снятое с головы больного Евангелие дают ему целовать. Затем диакон произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже», и поются тропари святым бессребренникам и Пресвятой Богородице. Отпуст, на котором воспоминается св. ап. Иаков, завещавший совершать над больными елеосвящение (см. Требник). В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословения и прощения у священников.
|