Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) переход к рыночной экономике.

Для создания конкурентной среды как основы рыночной экономики было решено в 1992 г. провести 2 реформы: приватизацию (переход государственной собственности в частные руки) и либерализацию цен (прекращение государственного регулирования ценообразования). Приватизация привела к тому, что многие прибыльные предприятия перешли в руки небольшого количества людей. На либерализации цен, огромной инфляции также были «сколочены» состояния.
Согласно социологическим опросам, проведенным Институтом социологии Российской Академии наук в 2005 г., богатые составляют 5% населения страны, причем половина проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Если в Москве ниже черты бедности находятся 18% горожан, то в провинции — 28-33%. По официальным данным Росстата, разрыв между верхними десятью процентами самых обеспеченных и нижними десятью процентами самых бедных граждан России достигает 15-16 раз, в то время как в Скандинавии 3-4 раза, в Англии — 7, во Франции — 8.
Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.
На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому все большее значение имеет «адресная помощь» государства социально незащищенным слоям населения.
Государство использует следующие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами:
• создание специальных центров переподготовки и повышения квалификации, финансируемых из средств государственного бюджета;
• квотирование рабочих мест для инвалидов;
• льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (мно годетные семьи, инвалиды и пр.);
• ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;
• компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
• льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных кате горий населения
• выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из мало обеспеченных семей и т.д.

3. Внешняя политика Российской Федерации:

а) Россия в новой геополитической ситуации;

Изменилась политическая карта мира: вслед за объединенной Германией на месте бывшего СССР возникли 15 новых государств (декабрь 1991 г.). После 74 лет совместного существования решили разделиться на самостоятельные государства и Чехия со Словакией (январь 1993 г.). Распалась также Югославия, но там этот процесс, к сожалению, приобрел кровавый характер. В июне 1991 г. вспыхнул этнический конфликт в Хорватии, затем и в других югославских республиках. В итоге Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония провозгласили независимость. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Между этими новыми странами не прекращаются вооруженные конфликты, они полыхают и внутри них. Национальные меньшинства то и дело вытесняются с захватываемых в ходе конфликтов территорий, порой - жестоко истребляются. Попытки ООН и НАТО выступить в роли посредников или оказать.силовое давление на эти страны пока дают лишь временные результаты.

Печальный опыт бывшей Югославии, а также этнические конфликты на территории бывшего СССР (армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, в Средней Азии, в Чечне и др.) показывают, что осторожное и по возможности несиловое, исключающее жертвы решение национальных проблем останется одной из основных задач мирового сообщества и в XXI в.

Среди других задач важное место занимают те, которые проявились после возникновения на территориях стран Восточной Европы и бывшего СССР гигантского "постсоциалистического" пространства. Впервые в мировой истории осуществляется переход от социализма к капитализму: приходится перестраивать государственные структуры управления, хозяйственный организм, весь уклад жизни населения. В более выгодном положении оказались страны, еще при социализме сделавшие определенные шаги по пути реформ (в особенности Венгрия).

 

А в самую трудную ситуацию попали Россия и другие "постсоветские" страны, где сложившиеся за годы социализма структуры и традиции являются наиболее давними и прочными.

Длительное отсутствие частного предпринимательства, привычка к тому, что даже приносящее убытки предприятие никто не закроет, что государство "обязано" обеспечивать работой своих граждан, включая лодырей и пьяниц, убивали в людях дух предприимчивости, инициативы, поиска. Такие понятия, как "богатство", "карьера", "капитал" и т.д., считались чуждыми, буржуазными. И в результате те, в ком этот дух сохранялся, в условиях социализма втягивались - вольно или невольно - в криминальную (согласно советскому законодательству) сферу подпольного бизнеса. Эта сфера довольно долго укреплялась, вырабатывала свои "законы", поэтому после резкого перехода России к рыночной экономике (январь 1992 г.) подпольный бизнес стал легальным и, используя накопленный опыт, продолжает развиваться.

Между тем государственно-хозяйственные структуры новой России и подавляющее большинство ее населения, не имея такого опыта, с огромным трудом пытаются вписаться в непривычный строй жизни, идя болезненным путем проб и ошибок. Не менее трудный путь проходят Украина, Белоруссия, страны Средней Азии, другие "постсоветские" государства. Несколько легче идет процесс обновления в Литве, Латвии и Эстонии, для которых советский период наступил фактически в середине 40-х гг. и соответственно устойчивость не оправдавших себя традиций оказалась слабее. Правда, в этих странах в сложном положении оказалось русскоязычное меньшинство: считая его представителей "оккупантами" (или их потомками), местные власти ограничивают их в правах.

Одной из основных реалий новой геополитической ситуации является то, что после распада СССР в мире осталась одна сверхдержава - США. Но этот статус в новой обстановке вряд ли может, как и прежде, основываться лишь на статистических показателях уровня развития экономики. Не оспаривая этих показателей, Россия и другие ведущие страны, естественно, не смирятся с любыми попытками приписать им роль "младших братьев". Это проявилось, в частности, в решительном заявлении руководителей России и Китая (апрель 1997 г.) о недопустимости наличия в мире какого-либо "абсолютного лидера", т. е. сверхдержавы. В этом же заявлении констатировалось возникновение "многополярного мира", отмечалась опасность возникновения враждебности между его "полюсами".

б) внешнеполитическая деятельность России и ее роль в системе международных отношений;


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-07-18; view: 174; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию