Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какое влияние оказывает устав общества на уставной капитал?





В уставе общества прописывается конкретный размер уставного капитала и порядок его внесения. Например, в уставе может прописываться, что уставной капитал вносится частями по 3330 рублей в течение 3 месяцев.

Законодательством предусмотрено изменением размера уставного капитала юридических лиц. Главное, чтобы размер капитала не был меньше законодательно установленного минимума.
При увеличении уставного капитала необходим определенный пакет документов, и подробнее с процедурой увеличения уставного капитала ООО вы можете ознакомиться в нашем специальном разделе. При этом важно помнить, что изменить размер уставного капитала в сторону увеличения можно двумя способами: Увеличение уставного капитала ООО за счет его имущества и Увеличение уставного капитала ООО за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, каждый из который имеет свои ограничения, установленные законодательством.

Внимание! В обществе с ограниченной ответственностью уставной капитал можно увеличить в том случае, если увеличивается прибыль общества и если вносятся дополнительные вклады учредителей.

Если в акционерном обществе каким-либо образом увеличивается уставной капитал, то в этом случае обязательна эмиссия акций.

Увеличение уставного капитала предприятий может происходить за счет внешних финансовых источников (взносы участников и учредителей) и в результате изменения структуры капитала в направлении увеличения номинального капитала. В последнем случае увеличение происходит за счет нераспределенной прибыли, резервного или дополнительного капитала.

Важное значение в случае увеличения уставного капитала имеет урегулирования механизма использования преимущественных прав владельцев на участие в увеличении капитала и установление курса эмиссии корпоративных прав. Решающим при этом является форма организации бизнеса. Зависимости от типа предприятия применяются те или иные методы и нормативное регулирование порядка увеличения уставного капитала. Форма организации и величина предприятия определяют его возможности доступа к фондовому рынку. Механизм финансирования субъектов хозяйствования, которые имеют доступ к организованного рынка капиталов (крупные АО), существенно отличается от тех, которые такого доступа не имеют (ООО, ЗАО, частные предприятия). Учитывая то обстоятельство, что большинство предприятий организованы в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, порядок увеличения уставного капитала мы будем рассматривать именно на примере этих организационно-правовых форм ведения хозяйственной деятельности.

 

 

41. Приватизация субъектами предпринимательской деятельности государственного и мунициального имущества.

 

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Таким образом, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

Основу правового регулирования исследуемых отношений составляет, прежде всего, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии со ст. 2 Закона приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

В качестве субъектов отношений, складывающихся в процессе приватизации, выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества. Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а, следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

 

42. Способы приватизации субъектами предпринимательской деятельности государственного и муниципального имущества.

 

так, способ приватизации имущества - это предусмотренные Законом о приватизации, ре­шением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в ча­стную собственность физических и юридических лиц.
Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV За­кона о приватизации, является закрытым. Это означает, что уча­стники приватизационного процесса не вправе выбрать иной спо­соб приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального иму­щества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 За­кона):

 

· преобразование унитарного предприятия в открытое ак­ционерное общество;

· продажа государственного или муниципального имущест­ва на аукционе (ст. 18 Закона);

· продажа акций открытых акционерных обществ на спе­циализированном аукционе (ст. 19);

· продажа государственного или муниципального имущест­ва на конкурсе (ст. 20);

· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);

· продажа акций открытых акционерных обществ через ор­ганизатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);

· продажа государственного или муниципального имущест­ва посредством публичного предложения (ст. 23);

· продажа государственного или муниципального имущест­ва без объявления цены (ст. 24);

· внесение государственного или муниципального имущест­ва в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);

· продажа акций открытого акционерного общества по ре­зультатам доверительного управления (ст. 26).

 

43. Порядок приватизации субъектами предпринимательской деятельности гос и муниц имущества.

 

Порядок приватизации - урегулированный законом, програм­мой приватизации, а также иными нормативными правовыми ак­тами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указан­ный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

· первый этап - разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о прива­тизации);

· второй этап - принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

· третий этап - исполнение решения о приватизации имуще­ства предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (програм­мы) приватизации федерального имущества определяется Прави­тельством РФ на очередной финансовый год.

 

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Зако­на о приватизации). В решении должны содержаться следующие сведения:

- наименование имущества и иные позволяющие его ин­дивидуализировать данные (характеристика имущества);
способ приватизации;

- нормативная цена;

- срок рассрочки пла­тежа (в случае ее предоставления);
- иные необходимые для приватизации имущества сведения.

 

 

44. Правовое регулирование принудительного изъятия имущества из собственности субъекта предпринимательской деятельсноти.

Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных п. 2 ст. 235 ГК. Перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Оно допускается:

1. при отчуждении имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте);

2. при отчуждении недвижимости (зданий, строений и т. п.) в связи с изъятием земельного участка;

3. при выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

4. при выкупе домашних животных в случаях ненадлежащего обращения с ними;

5. при реквизиции имущества;

6. при выплате компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле;

7. при приобретении права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания или сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

8. при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

9. при изъятии у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства;

10. при продаже с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

11. при национализации имущества собственников в силу принятия специального закона1.

 

 

45. Правовое регулирование бюджетного финансирования субъектов предпринимательской деятельности

Бюджетные средства могут использоваться для финансирования мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
Бюджетное финансирование предпринимательской деятельности носит целевой характер и осуществляется в следующих формах:
- предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственнымлибо муниципальным контрактам;
- предоставление субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Субъекты предпринимательской деятельности могут финансироваться за счет бюджетных средств в формах, предусматривающих предоставление финансовой помощи на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, либо на условиях их долевого финансирования. Данные формы финансирования позволяют оказывать поддержку тем отраслям экономики или отдельным организациям, деятельность которых является социально значимой и необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок предоставления субсидий и субвенций коммерческим организациям, функционирующим не на государственнойлибо муниципальной формах собственности, регламентируется ст. 78 БК РФ.
В соответствии с указанной статьей субсидии и субвенции юридическим лицам, которые не являются государственнымилибо муниципальными унитарными предприятиями или бюджетными учреждениями, допускаются:
- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
- из бюджетов субъектов Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Субсидии предоставляются ежемесячно в размере двух третьих затрат на уплату процентов, но не более двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии своевременной уплаты заемщиками начисленных процентов.
Контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных бюджетам субъектов РФ, осуществляется Федеральным агентством по сельскому хозяйству и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

 

 

45. Правовое регулирование бюджетного кредитования субъектов предпринимательской деятельности.

 

Для субъектов предпринимательской деятельности наиболее доступной формой получения бюджетных средств является получение бюджетного кредита.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Под бюджетным кредитованием предпринимательской деятельности
следует понимать предоставление бюджетных средств в собственность юридических лиц на возмездной и возвратной основе.

В качестве льготы, предоставляемой государством за пользование бюджетными средствами на возвратной и платной основе, можно рассматривать возможность продления в некоторых случаях срока возврата бюджетных средств.
Правительство РФ имеет право проводить реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе, а также за просрочку уплаты процентов по состоянию на 1 января соответствующего года. Как правило, реструктуризация задолженности по пеням и штрафам предоставляется организациям, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности государствалибо высокую социально-экономическую значимость деятельности организации.

Бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу, не являющемуся государственнымлибо муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений БК РФ и иных нормативных актов. Договор о предоставлении бюджетного кредита заключается на основании добровольного волеизъявления сторон, где кредитором выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в лице уполномоченных органов (финансовых органов), а заемщиком является юридическое лицо.
В соответствии со ст. 95 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" в 2005 г. российским заемщикам средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) отсутствия у заемщика, а также у его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, по обязательным платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерации;
2) предоставления заемщиком (за исключением заемщика - субъекта Российской Федерации) обеспечения исполнения обязательств по возврату кредитов в соответствии с п.
3 ст. 76 БК РФ.

 

 

47. Правовое регулирование банковского кредитования субъектов предпринимательской деятельности.

 

Основным законодательным актом, регулирующим банковское кредитование, является Гражданский кодекс РФ, в котором содержатся нормы о кредитном договоре (ст. 819-821). Вопросам банковского кредитования посвящены также положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона "О Цетральном банке РФ (Банке России)". Подзаконное регулирование банковского кредитования осуществляется актами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, Минфина России и Министерства РФ по налогам и сборам. В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" и № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Среди подзаконных источников особая роль отводится актам Банка России, определяющим порядок предоставления кредитов, порядок начисления процентов по операциям, их отражения по счетам бухгалтерского учета и др. Банковское кредитование регулируется также актами Госбанка СССР, если они не отменены Банком России. Большое значение имеют локальные нормативные акты, разрабатываемые и утверждаемые конкретным банком и определяющие его политику по размещению средств, учетную политику; определяющие процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, распределение функций и полномочий между должностными лицами и др. Примером может служить Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997 г. № 285-р (с изм. и доп.), утвержденный Комитетом Сбербанка РФ по предоставлению кредитов и инвестиций.

 

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с принципами, которые определяются нормативными правовыми актами и сторонами при заключении кредитного договора. Нормативными правовыми актами предписано осуществлять банковское кредитование на принципах возмездности, возвратности, срочности и резервности. Кроме того, договор может быть заключен на принципах целевого предоставления кредита и при наличии обеспечения.

 

48. Правовое регулирование товарного и коммерческого кредита. Самофинансирование предпринимательской деятельности.

 

Действующее законодательство, помимо банковского, предусматривает также товарный и коммерческий кредит. Договор товарного кредита представляет собой обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками

Обращаем внимание читателей на то, что в соответствии с ч. 1 данной нормы к договору товарного кредита применяются правила § 2 гл. 42 ГК РФ (регулирующего кредитный договор), если иное не предусмотрено этим договором и не вытекает из существа обязательства. В свою очередь, § 2 отсылает нас к § 1 гл. 42 ГК РФ (регулирующему отношения сторон по договору займа). Такая очередность отсылочных норм позволяет определить основные условия договора товарного кредита:

1) договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ);

2) существенным условием договора товарного кредита является возврат заемщиком товара, однородного по отношению к товару, принятому им от заимодавца (см., например,Постановление ФАС МО от 17.01.2008 N КГ-А40/13831-07);

3) срок возврата кредита определяется в порядке, предусмотренном договором (ст. 810 ГК РФ);

4) возмездность договора (обязательная уплата заемщиком процентов за предоставление кредита) (ст. 819 ГК РФ).

 

Коммерческий кредит предусматривает предоставление субъектами предпринимательской деятельности кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (ст. 823 ГК РФ).

Самофинансирование - это обеспечение производственно-хозяйственной деятельности предпринимателем за счет собственных средств. Самофинансирование осуществляется либо путем включения затрат в расходы, связанные с производством или реализацией, либо за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя.

 

 

49. Понятия и признаки инвестиций, инвестиционной деятельности.

 

Современное законодательство предлагает несколько иную трактовку инвестиций вообще и иностранных инвестиций в частности.

Инвестицииденежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиций, должны обладать определенными признаками:

- относиться к объектам гражданских прав;

- иметь денежную оценку;

- относиться к объектам, не изъятым из оборота и не ограниченным в обороте;

- вкладываться в объекты предпринимательской и иных видов деятельности;

- принадлежать субъекту (инвестору) на основании, дающем право на осуществление данного вида деятельности.

 

 

50. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

 

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи

Инвестор - это субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, государственные и муниципальные образования

Заказчик — это субъекты инвестиционной деятельности, которые уполномочены инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта.

Исполнитель - лицо, наделенное определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта.

Пользователь - это субъект, для которого создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические и юридические лица, государство, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. Пользователями также могут быть инвесторы

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Представленный в Законе об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим.

 

 

51. Правовое регулирование иностранных инвестиций.

 

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются Законами Российской федерации, а также международными договорами и нормами международного права. Основная цель международных договоров и двусторонних соглашений - предоставление иностранным инвесторам государственных или финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций.

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный правовой режим, предоставленный российским инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:

- изъятия ограничительного характера дли иностранных инвесторов. Они могут быть установлены федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов, допускаемые в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

 

 

52. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

 

53. Правовое регулирование РЦБ в системе рыночной экономики.

 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

1) установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

2) государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

3) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

4) создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

5) запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

6) Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Рынок ценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков – товарного, рынка услуг и других путем предоставления возможностей по получению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов для развития производственно-хозяйственной деятельности.

Важную роль в рыночной экономике играет финансовый рынок, состоящий из денежного рынка и рынка капиталов.

Рынок ценных бумаг обладает функциями, свойственными в целом рыночной экономике. К их числу можно отнести общие функции, связанные с обеспечением конкуренции на первичных рынках и повышением эффективности их функционирования, обеспечением стабильности функционирования рыночной экономики, определением спроса, предложения и цены на соответствующие товары рынка, а также информационную и другие функции. К специальным функциям рынка ценных бумаг можно отнести функции страхования финансового и денежного рынков, а также рисков, возникающих в результате предпринимательской деятельности на рынке, аккумулирования необходимых средств для решения конкретных задач производства в различных отраслях экономики, пополнения государственного бюджета и др. С одной стороны, рынок ценных бумаг – это сфера деятельности предпринимателей – профессиональных участников рынка, с другой стороны – необходимое условие эффективной деятельности предпринимателей на товарном и других первичных рынках.

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектов рынка.

Виды рынка ценных бумаг выделяются на основе тех или иных классифицирующих признаков. Так, в зависимости от того, что является предметом отношений между участниками рынка, выделяют рынок акций, рынок облигаций, в том числе государственных, рынок производных финансовых инструментов. Если в качестве основы для классификации (систематизации) брать связь объектов рынка ценных бумаг с их выпуском и обращением, можно выделить первичные и вторичные рынки. Если в качестве критерия выбрать степень урегулированности отношений, можно выделить организованный рынок ценных бумаг, в рамках которого существуют биржевой рынок и рынок, функционирующий на площадках организаторов торговли на рынке ценных бумаг – профессиональных участников рынка, и неорганизованный рынок ценных бумаг, участниками которого могут быть физические лица-непредприниматели. Отдельно выделяют компьютеризированные рынки ценных бумаг, в том числе основанные на интернет-технологиях, получившие огромное развитие в странах с развитой инфраструктурой рынка. В зависимости от срока исполнения заключаемых на рынке сделок с ценными бумагами выделяют кассовый рынок («кэш» рынок или «спот» рынок) и срочный рынок ценных бумаг. Кассовый рынок предполагает исполнение сделок в течение 1–2 дней, а срочный рынок – заключение сделок со сроком исполнения более двух рабочих дней, чаще всего со сроком исполнения три месяца.

 

 

54. Понятие и виды ЦБ.

 

Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права его владельца.

Выделяют несколько видов ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги - любые ценные бумаги, в том числе бездокументарные, которые характеризуются одновременно следующими признаками:

- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

- размещаются выпусками (выпуск - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента);

- имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения.

К эмиссионным ценным бумагам относятся:

- акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерном обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;

- облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента;

- опцион - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный ею срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента опциона по цене, определенной в опционе.

Эмиссионные ценные бумаги делятся на:

- именные ценные бумаги - ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца (например, акция, опцион);

- ценные бумаги на предъявителя - ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца (облигации, вексель и др.).

Эмиссионные ценные бумаги выпускаются в следующих формах:

- документарная - форма ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги;

- бездокументарная - форма ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Неэмиссионные ценные бумаги:

- вексель - ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении определенного срока определенную денежную сумму его владельцу;

- банковский сертификат - ценная бумага, письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении определенного срока суммы депозита и процентов по нему и др.

 

 

55. Правовая характеристика эмиссионных ЦБ

 

Нормы права, посвященные эмиссионным ценным бумагам, содержатся в различных нормативных актах и, прежде всего, в Гражданском кодексе РФ, а также в ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», а также в многочисленных подзаконных нормативных актах Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (далее – ФСФР РФ).

Основной характеристикой эмиссионных ценных бумаг является то, что они размещаются в массовом порядке (выпусками) и предоставляют своим владельцам равный объем прав, имеют единые сроки осуществления этих прав, т.е. эмиссионные ценные бумаги не обладают индивидуальными признаками, а характеризуются родовыми признаками. В этом их существенное отличие от неэмиссионных, которые являются индивидуально-определенными. Поскольку эмиссионные ценные бумаги размещаются среди достаточно широкого круга инвесторов и при этом затрагиваются публичные интересы, то их выпуски подлежат обязательной государственной регистрации в уполномоченных на то органах, что нехарактерно для неэмиссионных ценных бумаг.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссионной ценной бумагой является любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом форм и порядка;

- размещается выпусками;

- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

Ст. 18 ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что при документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой. Бездокументарная эмиссионная ценная бумага – это объект особого права собственности, выраженный посредством юридической фикции – абстрактного документа (т.е. выраженный в бездокументарной форме), юридическая природа которого не искажается подобной формой выражения, зависящей от вида ценных бумаг, объект, предоставляющий соответствующему субъекту права имущественные и неимущественные права. Бездокументарная ценная бумага может быть только эмиссионной. Это определение позволило вывести сущность ценной бумаги, т.е. само по себе объективное понимание ценной бумаги как единой совокупности вещных и обязательственных прав.

 

56. Правовая характеристика векселей и приватизационных ЦБ

 

Общие положения. Главная особенность векселя как ценной бумаги заключается в его определении: вексель - это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте в определенный срок. Вексель- это абстрактное долговое обязательство, т.е. оно не зависит ни от каких условий.

Совокупность надлежащим образом оформленных реквизитов векселя составляет форму векселя, а отсутствие либо неверное оформление хотя бы одного из них может привести к дефекту формы векселя. Дефект формы векселя - это термин, определяющий несоответствие представленного как вексель документа формальным требованием вексельного права. Дефект формы векселя ведет к потере документом вексельной силы, безусловности изложенного в документе текста (абстрактности вексельного долга), солидарной ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Солидарная ответственность - это полная ответственность каждого обязанного по векселю лица перед законным векселедержателем.

Переводный вексель (тратта) - это документ, регулирующий вексельные отношения трех сторон: кредитора (трассанта), должника (трассата) и получателя платежа (ремитента).

Суть этих отношений заключается в следующем: трассант выписывает (трассирует) вексель на трассата с предложением уплатить определенную сумму денег ремитентов определенном месте в определенный срок.

Переводный вексель содержит следующие реквизиты: вексельные метки; вексельная сумма; наименование и адрес плательщика; срок платежа; наименование получателя платежа; место платежа; указание места и даты составления; подпись векселедателя.

• Акцепт тратты - согласие оплатить вексель в пользу векселедержателя, предъявившего вексель к оплате. Лицо, совершившее акцепт, называется акцептантом. Акцепт отмечается в левой части на лицевой стороне векселя и выражается словами: "Акцептован", "Заплачу" или другими словами, равнозначными по смыслу, с обязательным проставлением подписи, печати плательщика и даты акцепта.

Индоссамент - это передаточная надпись на оборотной стороне векселя. Индоссамент фиксирует переход права требования по векселю от одного лица к другому. Обычно индоссамент имеет форму: "Платите приказу..." или "Уплатите пользу...".

Аваль - вексельное поручительство, суть которого заключается в том, что какое-то лицо берет на себя ответственность за платеж по векселю одного или нескольких ответственных по векселю лиц. Аваль не может быть дан за лицо, не ответственное по векселю (например, трассат, не акцептовавший вексель).

Наиболее часто в практике авалистами выступают банки, дающие поручительство за лиц, финансовое положение которых находится под их контролем.

ценные бумаги, выпускаемые в соответствии с Законом о приватизации (1991) и обеспечивающие их владельцам право приобретения государственного имущества в процессе приватизации. Могут быть выпущены непосредственно от имени Российской Федерации, а также определенным российским исполнительным органом - продавцом федерального имущества. Приватизационные ценные бумаги имеют ограниченную сферу использования. Владельцам предоставляется право приобрести на имеющиеся в их распоряжении приватизационные ценные бумаги отчуждаемое в процессе приватизации имущество, включая акции приватизируемых предприятий.

 

57. Правовая характеристика чеков, сберегательного (депозитного) сертификата и сберегательной книжки на предъявителя.

 

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (п. 1 ст. 877 ГК РФ). В соответствии со ст. 878 ГК РФ чек должен содержать:

1) наименование «чек», включенное в текст документа;

2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

4) указание валюты платежа;

5) указание даты и места составления чека;

6) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает чек его силы (если оно не восполняется нормой закона). Так, чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Таким образом, выдача (передача) чека представляет собой формальную сделку. А поскольку платеж по чеку не должен быть чем-либо обусловлен, выдача (передача) чека должна рассматриваться как абстрактная сделка.

Законодательство и практика чекового обращения знает несколько разновидностей чеков: по субъектам различаются чеки предъявительские, ордерные и именные; с точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на кассовые, расчетные и кроссированные.

Участниками отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем считается лицо, выписавшее чек; чекодержателем - лицо, являющееся владельцем выписанного чека. Плательщиком по чеку является банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков (это могут быть деньги, находящиеся на банковском счете, учтенный вексель, даже открытый кредит). Из п. 7.13, 7.14 ч. 1 Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» следует, что использование чеков в качестве инструмента безналичных расчетов должно основываться на чековом договоре между плательщиком и его банком, а также между банками - участниками чековых расчетов.

Сберегательным сертификатом признается ценная бумага, удостоверяющая факт внесения в банк-эмитент денежных средств в качестве вклада и право вкладчика получить по истечении установленного срока сумму вклада и процентов по нему в любом учреждении данного банка (п. 1 ст. 844 ГК РФ). Держателем сберегательного сертификата может быть только гражданин. Депозитный сертификат - ценная бумага, аналогичная сберегательному сертификату, однако ее держателем может быть только юридическое лицо. В основе отношений между банком - эмитентом депозитного или сберегательного сертификата и его клиентом лежат отношения банковского вклада (займа). Поэтому такие сертификаты не могут быть выпущены для оплаты денежного долга эмитента перед их первыми приобретателями.

Правила по выпуску и обращению депозитных и сберегательных сертификатов сообщены письмом ЦБ РФ от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 «О депозитных и сберегательных сертификатах кредитных организаций». Форма бланка депозитного сертификата, установленная письмом Госбанка СССР от 10 июля 1993 г. № 360 «О введении платежных документов единого образца», имеет рекомендательный характер.

Банковская сберегательная книжка на предъявителя предоставляет владельцу все права, вытекающие из договора банковского вклада (п. 1 ст. 843 ГК). Однако осуществить или передать эти права можно только при ее предъявлении. Поэтому отсутствие сберегательной книжки не может быть восполнено предъявлением договора банковского вклада

 

 

58. Процедура эмиссии ценных бумаг.

 

Например, регистрация проспекта ценных бумаг не требуется, если сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения эмиссионных ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн руб.

Взамен ранее действовавшего единого срока государственной регистрации выпуска ценных бумаг, составляющего 30 дней, введены новые сроки регистрации выпуска ценных бумаг: без проспекта - 20 дней, с проспектом - 30 дней (в случае, если эмитент не обращался с заявлением о предварительном рассмотрении документов) или 10 рабочих дней (в случае предварительного рассмотрения документов при условии, что регистрирующий орган принял решение о соответствии документов требованиям законодательства РФ и/или эмитентом устранены все несоответствия, выявленные регистрирующим органом).

Эмиссия ценных бумаг – это законодательно установленная хронология действий эмитента в области размещения эмиссионных ц/б. Для того чтобы акции появились на фондовом рынке, в первую очередь их нужно выпустить – эмиссия ценных бумаг и является такой процедурой, в результате которой они появляются на финансовом рынке. После того, как процедура эмиссии закончена, акции должны пройти листинг на бирже.

Правила выпуска ц/б и их обращения в РФ регулируются гражданским кодексом (главы 5, 6) и ФЗ «О РЦБ». Определение эмиссионной ц/б, данное в ФЗ «О РЦБ», позволяет объединить государственные, субфедеральные и муниципальные ц/б с большей частью корпоративных ц/б.

Date: 2016-07-18; view: 228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию