Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая историография во второй половине XX века.





Крах кайзеровской империи поверг немецких историков в состояние шока. Прежний мир был потерян: историки оказались перед выбором - либо принять и поддержать новорожденную республику, либо бороться против нее и добиваться восстановления монархии. Поэтому отношение к Веймарской республике стало основополагающим для разделения историографии на отдельные направления: консервативных ее противников, либеральных, леволиберальных и демократических сторонников. Многие прежние концепции германской историографии оказались дискредитированными. Но радикального разрыва с прошлым не произошло. Наоборот, большинство историков стремилось сохранить преемственность традиций и возродить "национальное самосознание" как непременную предпосылку восстановления внешней мощи и внутренней стабильности германского государства. Шпенглер Освальд - в основе концепции лежит идея культурно исторического цикла в сочетании с принципом замкнутости локальных культур. Он абсолютизировал эту идею превратив самобытность каждой культуры в полную её обособленность. Он показал несостоятельность европоцентризма, был историком культуры и специфически её толковал, не как единую общечеловеческую, а как расколотую на 8 отдельных: Вавилонская, Арабо-византийская, Египетская, Индийская

Китайская, Майа, греко-римская, Западноевропейская. Все 8 не имеют никаких преимуществ др. перед др., поскольку все они природные живые организмы.

 

32. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой половины XX века (О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби). Шпенглер Освальд - в основе концепции лежит идея культурно исторического цикла в сочетании с принципом замкнутости локальных культур. Он абсолютизировал эту идею превратив самобытность каждой культуры в полную её обособленность. Он показал несостоятельность европоцентризма, был историком культуры и специфически её толковал, не как единую общечеловеческую, а как расколотую на 8 отдельных: Вавилонская, Арабо-византийская, Египетская, Индийская Китайская, Майа, греко-римская, Западноевропейская. Все 8 не имеют никаких преимуществ др. перед др., поскольку все они природные живые организмы.

 

 

33.«Методологическая революция» школы «Анналов».

Сущность методов школы «Анналов», основные принципы «новой исторической науки». Школа «Анналов» создала собственную методологию, отличную от распространенной в конце XIX – начале XX века преимущественно позитивистской и близкой к естественнонаучной методологии. Прежде всего, основатели школы делали акцент на необходимости диалога с другими науками, понимании того, что ученый должен быть в курсе современных ему достижений различных областей научного знания.

Школа «Анналов» сформировалась в 20-е – 30-е гг. XX в. и обязана своему возникновению деятельности прежде всего таких историков как Люсьен Февр и Марк Блок. Стоявшие у истоков «школы» французские историки Марк Блок и Люсьен Февр в 1929 г. основали исторический журнал, носящий ныне название «Анналы. После второй мировой войны школа «Анналов» стала доминирующей в исторической науке и оказывала влияние на ученых всего мира. Её право на существование уже никто не подвергал сомнению, во главе школы после смерти Люсьена Февра (1956 г.) встал его ученик Фернан Бродель. Современным главой школы «Анналов» считается талантливейший историк-медиевист Жак Ле Гофф. Основатели школы обратили внимание на историчность мироощущения. Ключевой стала установка школы на то, что человек другой эпохи мыслит и чувствует иначе. Ведущим принципом школы «Анналов» стал принцип «тотальной» или «глобальной» истории. «Тотальная история» – не значит всемирная, это может быть история вполне локальная, одной области или даже церковного прихода. «Тотальная история» не делит жизнь людей на политическую, религиозную, экономическую. Еще одна установка школы – изучение ментальностей людей. Понятие это изначально применялось этнологами: Л.Леви-Брюль и другие писали о специфической «ментальности» первобытных людей, таким образом, изначально это понятие обладало оттенком примитивности, недоразвитости, пралогичности. Ученые школы «Анналов» переосмыслили этот термин, сделав его применимым и к европейцам средневековья, вообще к сознанию людей любых обществ. Изучение ментальностей дает возможность ближе подойти к пониманию социального поведения людей – поведения индивида в группе, группового поведения, ибо это поведение формируется под мощным воздействием ментальных структур. Ментальность, стиль жизни, общий характер мировосприятия предзаданы им, культура образует некую невидимую сферу. Одним из своеобразных методов школы «Анналов» является «устная история» - опросы людей, сбор воспоминаний современников исторических событий. Это дает возможность сопоставить гипотезы историка с мироощущением людей прошлого, этот материал часто обнаруживает, насколько наше представление о том, как думали люди прошлого не совпадает с тем, как это было на самом деле, мы можем понять, что события оценивались иначе.

 

 

34.«Новая социальная история» и историческая антропология.

Историческая антропология – область современного исторического знания, зародившаяся и существующая в рамках «новой исторической науки», объединяющая ряд дисциплин, которая изучает человека во всех проявлениях конкретных форм его существования, в конкретное время и конкретном месте, во взаимосвязи с элементами и сторонами социальной системы. Поскольку историческая антропология молодое направление исторической науки, переживает сейчас период экстенсивного развития, пытаясь определить свою собственную предметную область, более универсальное значение имеет антропологический подход в исторических исследованиях, т.е. использование соответствующих методов и принципов. Тематика историко-антропологических исследований действительно очень разнообразна, постоянно расширяется, но остается дискуссионной. Тем не менее, следует выделить несколько проблемных областей, в которых историко-антропологический подход в последние десятилетия оказался особенно плодотворным.

 

35. «Критический поворот» в историографии на рубеже 1980 и 1990-х годов.

К середине 1980-х годов кризис советской ортодоксальной историографии, вызванный как объективным концептуальным тупиком и господством бесплодного социалистического «линейно-замкнутого» историописания, формализовался в виде идейно-теоретического размежевания на три условно выделяемых направления (течения), в рамках которых осуществляется так называемый «критический поворот» как цельный историографический феномен. Первое из направлений, нередко получавшее в литературе наименование консервативного или консервативно-охранительного, имело в своей теоретико-методологической платформе единое, общее звено – верноподданническое отношение к советской историографической традиции, признание инициаторов «научных» перемен официальные партийные и государственные структуры. В области теории исторического процесса академики Ю.С. Кукушкин, С.Л. Тихвинский и др. отнюдь не отрицали необходимость серьезных перемен, но постепенно в их работах стали проступать серьезные ограничения, фактически возвращавшие историческую науки на рельсы непреклонного следования марксистским идеям. Составным компонентом их творческого наследия стал в попытке возрождения так называемой «ленинианы». Второй вариант «обновленческое» течение, представленного научными изысканиями Бордюкова, Волобуева, Козлова, Могильницкого в рамках деятельности «круглых столов», ставших в годы перестройки важной дискуссионной трибуной. Кратко это направление можно охарактеризовать объединявшей их общей концепцией обоснования однонаправленности исторического развития по восходящей к социализму через преодоления многочисленных альтернатив и «вызовов». Третье направление, которое так и называется, - радикально-критическое, можно считать концептуальным предвестником той широкомасштабной теоретико-методологической и археографической революции, которая захватит историографическое поле в 1990-е годы преимущественно во второй их половине, на пути к ХХI столетию, и по существу олицетворяет тот «критический поворот», осмысление которого стало предметом настоящего исследования. Эти широкомасштабные, если не грандиозные события связаны с именем академика РАЕН Ю.Н. Афанасьева. Кризис историко-партийной науки обернулся ликвидацией крупнейших научных учреждений и издательских центров. Закрываются, перепрофилируются или реорганизуются учреждения, которые были идеологически связаны с советским прошлым: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академия общественных наук при ЦК КПСС и их структуры в регионах. Получив свободу научного творчества в начале 1990-х годов, историки столкнулись с проблемами финансирования исторической науки. Резко упали престиж и уровень оплаты труда сотрудников институтов Академии наук.

 

 

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека.

Виги (англ. Whigs) — название оппозиции, данное (1679) в насмешку, по имени шотландских пуритан

То́ри— консервативная партия в Англии. Слово «тори» происходит от ирл. tóraighe, слова, используемого для обозначения ирландского участника гражданской войны в Великобритании в XVII веке.

 

Date: 2016-07-05; view: 1278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию