Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственная школа в русской историографииГосударственная школа, основное направление в русской буржуазной историографии 2-й половины 19 в. Представители Государственной школы считали главной силой в истории надклассовое государство, выражающее якобы интересы общества в целом. теоретико-философской основой Гос. школы являлась реакционная сторона идеалистической философии Г. Гегеля с её апологией монархического государства. В отличие от исторической школы С. М. Соловьева, Государственная школа означала отказ либерально-буржуазной историографии от идеи исторической закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин сформулировал в конце 50-х гг. 19 в. основные положения Государственная школа: 1) утверждение государства как движущей силы русской истории; 2) обоснование его господствующей роли в русской истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Западной Европы (сборник «Опыты по истории русского права», 1858, и др.). Создалась классическая формула Гос. школы о «закрепощении и раскрепощении сословий государством» как определение социального содержания русской истории. Всесилие государства объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве». Этому противопоставлялась организующая роль государства, которое образовывало сословия и закрепляло их на службе общественным интересам. Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только государством. В этом выводе отразились стремления русской буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократическую революцию в стране. В дальнейшем представители Гос. школы пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Гос. школы стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России.
19. Дворянская(консервативная) историография во второй половине XIX века (Иловайский, Шильдер, Дубровин) Иловайский известный ученый, публицист, автор учебников по всеобщей и русской истории, которые выдержали десятки изданий. Исследования Иловайского о происхождении Руси уникальны. Историк выступает решительным противником норманнской теории, скептически относится к русским летописям, доказывает, что в них отражены интересы и настроения киевских князей. Чрезмерная смелость и бескомпромиссность в решении сложнейших вопросов истории и политики снискали Иловайскому славу бунтаря и привели к забвению на долгое время его значительных заслуг в области русской истории. Шильдер Н. К. Его работы всегда основывались на новых материалах или сообщали документы. Популярным имя Шильдера стало после выхода в свет огромного исследования "Император Александр I, его жизнь и царствование". Основное направление научных исследований Н. К. Шильдера — история России конца XVIII—XIX веков. Писал статьи и публиковал документы в журналах «Русский архив», «Исторический вестник», «Военный сборник» и других, в 1892—1894 годах был редактором журнала «Русская старина». Был автором биографии Александра I в «Русском биографическом словаре». Биография Николая I осталась неоконченной, над ней Шильдер работал последние годы жизни, но успел собрать и обработать лишь материал, охватывающий период от рождения императора до подавления польского восстания 1831 года. Согласно желанию Николая Карловича, высказанному им незадолго до кончины, рукопись была подготовлена к печати редактором «Исторического вестника» Сергеем Николаевичем Шубинским. Говоря о заслугах Шильдера-учёного, критики отмечали, что «работы его написаны увлекательно, основные их достоинства - искусный психологический анализ, тщательная и точная критика пособий и источников, наличие множества новых материалов. Его работы углубляют историческое понимание и открывают доступ новым взглядам.» Дубровин, Николай Федорович - историк, генерал-лейтенант, редактор журнала «Русская старина». Автор многочисленных статей и монографий, содержащих большой фактический материал на основе широкого использования архивных данных. Главные из них: «История Крымской войны и обороны Севастополя»
|