Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перечень условных обозначений, смыслов, единиц(Список сокращений)
ИКР – идеальный конечный результат ОТСМ – общая теория сильного мышления РТВ – развитие творческого воображения ТРИЗ – теория решения изобретательских задач ТРТЛ – теория развития творческой личности ТС – теория систем
Приложение 4 Пример оглавления ВКР по теме «Взаимодействие родителей и педагогов на этапе адаптации ребенка к школе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 1.1. Особенности младшего школьного возраста……………………………...6 1.2. Аспекты и факторы адаптации ребенка к школе…………………………15 1.3. Взаимодействие педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к условиям школьного обучения………………………………………………...23 ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 2.1. Актуальное состояние и уровень адаптации ребенка к школе……………………………………………………………………………..32 2.2. Разработка и апробация программы взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к школе………………………………40 2.3. Динамика состояния и уровня адаптации ребенка к школе……………………………………………………………………………..53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................62 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ…………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65 Приложение………………………………………………………………………70
Приложение 5 Пример оформления методологического аппарата исследования Тема: «Взаимодействие родителей и педагогов на этапе адаптации ребенка к школе»
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Значительная роль в процессе адаптации детей к школе отводится взаимодействию семьи и школы. Формирование положительной мотивации младших школьников к школьному обучению, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей и учителей начальных классов. Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыт в трудах Крупской Н.К., Макаренко А.С.,Сухомлинского В.А., а на современном этапе исследуются Байбородовой Л.В., Васильевым В.С., Веденеевой Г.К., Караковским В.А., Клемантович И.С., Лейтес Н.С., Степановым Е.Н., Суворовой Г.Ф., Фридманом Л.М. и др. Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного ишкольного социумов нашли своѐ отражение в работах отечественныхпсихологов (Вершловский С.К., Выготский Л.С., Кон И.С., Махлин М.Л., Петровская Л.А., Спиваковская А.С., Фельдштейн Д.И.). Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи посвящены фундаментальные труды Бочаровой В.Г., Вульфова Б.З., Гребенкиной Л.К., Гребенникова И.В., Гурова В.Н., Жокиной Н.В., Маленковой Л.И., Сластенина В.А.. При этом школа и семья чаще всего рассматриваются как самостоятельные, имеющие собственное наполнение компоненты, даже когда реализуется попытка (например, Крупиной И.В.) трактовать школу и семью как единую образовательную среду. В силу фиксируемой автономности указанных компонентов образовательной среды внутри «локальной среды», «макросреды» (В.А. Левин и др.) остается актуальным рассмотрение вопроса об их взаимодействии. На современном этапе развития России обществом признается, что школа и семья взаимодействуют в таких условиях, когда из-за социальных изменений, с одной стороны, ослаблены возможности семьи в развитии и воспитании детей, и, с другой стороны, существуют собственные трудности школьного образования, практики обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Все это направляет усилия исследователей на дальнейшее совершенствование педагогической теории, чтобы полнее обосновать возможные направления, пути и формы эффективного взаимодействия школы и семьи в условиях нестабильного, модернизируемого российского социума (Бочарова В.Г., Дармодехин СВ., Гурьянова Г.Т., Караковский В.А., Новикова Л.И., Плоткин М.М., Селиванова Н.Л., Щуркова Н.Е. и др.). От того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию, поэтому особенно важно именно на этапе адаптации к школе организовать взаимодействие семьи и школы. Таким образом, противоречие между необходимостью организации взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации к условиям школы и недостаточностью научно-методических разработок в этой области актуализирует проблему исследования, которая заключается в том, что недостаточная роль, отводящаяся проблемам взаимодействия родителей и педагогов на этапе адаптации детей к условиям школы, снижает качество образовательного процесса и усложняет адаптационный процесс. Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации детей к школе. Предмет исследования: формы и методы взаимодействия педагогов и родителей для успешного прохождения у ребенка адаптации к школе. Гипотеза: Если взаимодействие родителей и педагогов на этапе адаптации ребенка к школе предполагает: - использование различные формы взаимодействия (традиционных и нетрадиционных); - выбор наиболее эффективных методов взаимодействия с ребенком с учетом особенностей этапа адаптации к школе (помощь учащимся в осознании новых требований, развитие у детей когнитивных умений и способностей, развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата в классе); - соблюдение принципов – преемственности, согласованности действий родителей и учителя; гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы, открытости, обратной связи, то это будет способствовать успешной адаптации ребенка к школе, что выразиться в: - снижении показателей школьной тревожности; - повышении уровня школьной мотивации; - повышении уровня успеваемости и самостоятельности ребенка; - принятии ребенком новой социальной роли и связанных с ней обстоятельств. Цель: обосновать и верифицировать программу взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Примеры других формулировок гипотез (в зависимости от типа ВКР) см. в п. 4.5.,С. 16–17. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Проанализировать современные подходы к проблеме адаптации детей к условиям обучения в школе и обосновать целесообразность и необходимость взаимодействия педагогов и родителей в организации адаптационного периода. 2. Описать эффективные формы и средства взаимодействия педагогов с родителями на этапе адаптации младших школьников к условиям школьной жизни. 3. Разработать программу для формирования эффективного взаимодействия педагогов с родителями на этапе адаптации детей к школьному обучению. 4. Разработать педагогические рекомендации по адаптации школьников для родителей и педагогов. Теоретико-методологическую базу исследования составили: исследования по теме школьной адаптации и дезадаптации (Р.В. Овчарова, М.Р. Битянова, М. М. Безруких, Л.А. Венгер, Г. М. Чуткина, В. Е. Коган, Л.И. Божович, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, А.Я. Варламова); работы по исследованию взаимодействия педагогов с родителями (А.С. Спиваковская, Т.А. Куликова, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, Т.Н. Дороновой, Л.Ф.Островская, Ш.А. Амонашвили, О. Л. Зверева, Л. М. Кларина). На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа). Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период сентябрь 2009г. – май 2011г. в МОУ СОШ №22 Г. Тюмени, в исследовании принимали участие 29 учеников 1 класса. Практическая значимость: разработана программа, способствующая организации продуктивного взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации детей к школе; выявлены эффективные формы и методы взаимодействия семьи и школы в формировании успешной адаптации к школе; разработаны педагогические рекомендации для учителей начальных классов и родителей. Указанные материалы можно использовать в педагогической практике, а также в процессе психологического сопровождения ребенка на этапе адаптации к условиям школьного обучения. Апробация результатов исследования (ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ БЫЛИ АПРОБИРОВАНЫ). Основные результаты исследования освещены в материалах конференции ….. (27–28 сентября 2010 г., г. Самара), в ходе выступления на студенческой научной конференции по теме (апрель 2011г., ИПиП ТюмГУ) и частично апробированы впрактической работе с …. (апрель, май 2011г.).
|