Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика внимания





Вниманиеинтегративный психический процесс, выражающийся в сосредоточенности и направленности сознания субъекта на реальных или идеальных объектах.

П.Я. Гальперин отмечал, что внимание не выступает как отдельная деятельность и не имеет своего собственного продукта, а всегда является стороной другой деятельности (например, деятельности восприятия), результат внимания – улучшение той деятельности, к которой оно присоединяется.

Виды внимания

Существует несколько критериев классификации видов внимания. По содержанию деятельности выделяют перцептивное, интеллектуальное, двигательное внимание. По функционированию процесса внимания выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Источником непроизвольного внимания являются сильные раздражители внешней среды, его физиологической основой является безусловная ориентировочная реакция организма в новых условиях, по выражению И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?» Высшие формы внимания, присутствующие у человека, опосредованы и произвольны, источник произвольного внимания – сам субъект. Человек создает и использует средства удержания внимания – от яркого наглядного оформления материала до волевого усилия.

Итак, непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, т. к. оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам, может быть, не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми (закон развития высших психических функций).

Существует еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

· осуществляет контроль за протеканием внутренней психической и внешней практической деятельности;

· улучшает качество протекания всех психических процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности и т. д.);

· в системе межличностных отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Свойствавнимания:

· устойчивостьспособность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание (способность длительно удерживать внимание без изменения его концентрации);

· концентрация (обратная сторона – рассеянность) – степень сосредоточенности на объекте;

· распределениеспособность устойчиво удерживать внимание на нескольких объектах одновременно (связано с понятием объема внимания, средние показатели для взрослых – 4–5, для детей – 2–3 объекта);

· переключаемость (гибкость) – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); способность быстро выключаться из одной деятельности и включаться в другую;

· отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой;

· объём вниманияколичество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью.

Date: 2016-07-05; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию