Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

  Утверждаю Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» ________________ И. В. Семченко «____»____________ 2013  

 

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 80 03 «ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Л.И.Селиванова – заведующий кафедрой психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент;

С.Н. Жеребцов – доцент кафедры психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент.

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

протокол № ____ от ____________ 2013 г.

 

Методическим советом факультета психологии и педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

протокол № ______ от _______________ 2013 г.

 

 

Ответственный за редакцию: Л.И.Селиванова

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В современных социокультурных условиях значимость психологических знаний, а также профессиональных психологических услуг существенно возросла. Динамизм и противоречивость современной жизни ставят человека в разнообразные напряженные ситуации, для решения которых требуется высокий уровень психологической культуры, а также помощь специалиста-психолога. Научные исследования в области психологии, профессиональная психологическая помощь способствуют не только решению сложных жизненных задач, но и развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала и, в целом, гуманизации общества. Именно большой социальной значимостью и огромной сложностью работы практического психолога и психолога-исследователя объясняются высокие требования к его профессиональным компетенциям.

Программа вступительного экзамена в магистратуру (вторую ступень высшего образования) по специальности 1-23 80 03 «Психология» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по названной специальности, типовыми программами дисциплин.

Целью вступительного экзамена является установление уровня подготовки к проведению исследований и выполнению профессиональных задач и в области практической психологии.

Данная программа ориентирует кандидатов для обучения на второй ступени высшего образования на необходимость раскрытия содержания ключевых вопросов фундаментальных и прикладных психологических дисциплин, таких как: общая психология, история психологии, психодиагностика, социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, психологическое консультирование. Указанные дисциплины обеспечивают формирование основных профессиональных компетенций психолога.

На экзамене кандидат должен подтвердить знания в области психологии, достаточные для выполнения различных видов профессиональной деятельности (экспертно-диагностической, консультативной, психотерапевтической, развивающей, научно-исследовательской, образовательно-просветительской) и проявить свои способности к анализу психологической феноменологии на основе имеющихся знаний, к проведению соответствующих исследований. Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на экзамене владение системой научных понятий, фактами психологических теорий, методами и процедурами психологической практики и психологических исследований.


Содержание учебного материала

 
 
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
1 Становление и развитие психологии в Беларуси
Развитие психологии в Беларуси в 20-30 гг. ХХ в. (В.Н. Ивановский, П.Я. Панкевич и др.). Деятельность психотехников в Беларуси (С.М. Василейский, А.А. Гайворовский и др.). Деятельность отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете БГУ (Е.П. Ересь). Развитие психологии в БГУ, БГПУ им. М. Танка. Научно-исследовательская деятельность психологов Национального института образования Республики Беларусь (Т.М. Савельева, И.А. Фурманов, Л.А. Пергаменщик, Я.Л. Коломинский, М.А. Кремень и др.). Связь белорусской психологии с мировой и российской наукой. Подготовка практических психологов для системы образования Республики Беларусь. Деятельность преподавателей кафедр психологии университетов республики. Состояние и перспективы развития психологической науки в Беларуси.  
2 Основные тенденции развития психологии в конце XIX – начале XX века (естественнонаучно-ориентированная психология и гуманитарно-ориентированная психология).
Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.Возникновение естественно-научной психологии. Исследования времени реакции. Г. Фехнер и психофизика. Гельмгольц и психофизиология ощущений. Физиологическая психология В. Вундта. Г. Эббингауз и экспериментальная психология памяти. Вюрцбургская школа (О. Кюльпе и др.) и психология мышления. Развитие естественно-научно-ориентированной психологии во Франции (П.Жане, Рибо, А. Бине). Возникновение научной психологии в Англии и Америке (Ф.Гальтон и психология индивидуальных различий. Э. Торндайк, В. Джеймс и др.). Возникновение научной психологии в России (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев). Гуманитарно-ориентированная психология. Специфика наук о духе по В. Дильтею. Разработка психолого-философских идей в трудах В.С. Соловьева, Л.М. Лопатина, С.Л. Франка и Н.О. Лосского. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии. Исторический смысл психологического кризиса.  
3 История возникновения и основные принципы гуманистической психологии.
Идея «третьего пути» развития психологии. Общая характеристика гуманистической психологии. Личность с точки зрения гуманистической психологии. Проблемы самоактуализации и цельной личности в работах Г. Олпорта, А. Маслоу и К. Роджерса. Иерархия мотивов в концепции А. Маслоу. Роль самооценки в развитии личности в работах К. Роджерса. Личностно-центрированная терапия К. Роджерса. Логотерапия В. Франкла.  
4 Гештальт-психология: причины возникновения и тенденции развития.
Гештальт-психология и психология сознания. Причины возникновения гештальт-психологии. Понятие «гештальт». Целостный подход в психологии. Предмет психологии и методы психологического исследования в гештальт-психологии. Фи-феномен М. Вертхаймера. Исследования познавательного развития в работах В. Келера и К. Коффки. Законы восприятия и переструктурирования гештальта. Проблема творческого мышления в концепции М. Вертгаймера. Теория поля К. Левина. Исследования психологии личности и группы, проблема групповой динамики.  
5 Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда, механизмы психологической защиты.
Зарождение психоанализа. Ключевые идеи психоаналитической трактовки личности. Влияние бессознательного. Эрос и танатос: стремление к жизни и стремление к смерти. Структура личности: ид, эго, супер-эго. Внутриличностная динамика, роль в ней каждого элемента личности. Понятие психологической защиты, ее функции. Понятие цензуры. Механизмы психологической защиты: вытеснение, отрицание, проекция, регрессия, рационализация, инверсия, сублимация и др. Стадии психосексуального развития личности.  
6 Неофрейдизм, причины его возникновения, современное состояние психоанализа.
Фрейдизм, его критика и необходимость развития. Неофрейдизм. Пересмотр основных положений классического психоанализа. Исследования развития ребенка в трудах А. Фрейд и М. Клейн. Необходимость учета социальных и культурных факторов. Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Эриксона, других исследователей. Теория межличностной психиатрии Г.С. Салливана. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Персонология Г. Мюррея. Современное состояние психоаналитической традиции в психологии: теория объектных отношений, сэлф-психология, эго-психология.
7 Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современные проблемы психологии
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Две линии развития психических процессов человека: натуральная и культурная. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Орудие и знак. Мышление и речь. Природа эгоцентрической речи. Формирование понятий. Слово и действие. Обучение и развитие. Знак и значение. Понятие интериоризации. Значение идей Л.С. Выготского для современной психологии.  
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
8 Феноменология психических проявлений и организация психики.
Психика и реальность. Проблема соотношения психики и мозга. Определение психики как способа организации живого тела. Особенности психических явлений. Горизонтальная организация психики. Психические процессы, свойства и состояния. Понятие и характеристика психических процессов. Понятие и характеристика психических свойств. Понятие и характеристика психических состояний. Вертикальная организация психики: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.  
9 Значение деятельности и общения в онтогенезе личности.
Понятие о деятельности и общении. Взаимоотношение психики и деятельности в процессе овладения социокультурным опытом. Структура деятельности. Процесс опредмечивания потребности. Понятие о мотиве. Деятельность, действия, операции. Виды действий: умственные и практические. Мотив, цель, средства. Сдвиг мотива на цель. Виды деятельности. Структура общения. Значение общения для онтогенетического развития. Значение общения для социализации личности. Личность как субъект деятельности и общения.  
10 Классификация ощущений и основные закономерности сенсорной организации человека.
Понятие об ощущениях и их классификации. Виды ощущений: по модальности, по контакту с раздражителем, по расположению рецепторов. Свойства ощущений. Основные закономерности ощущений: чувствительность и временные характеристики ощущений, пороги чувствительности, основной психофизический закон, адаптация и взаимодействие ощущений.  
11 Общая характеристика восприятия как психического процесса и его закономерности.
Понятие восприятия. Связь восприятия с другими психическими процессами. Классификация и виды восприятия по ведущему анализатору, цели восприятия, степени организации, направленности и форме отражения. Общие закономерности восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, структурность, избирательность, апперцепция, иллюзии.  
12 Память как процесс приема, хранения и переработки информации.
Значение памяти в жизнедеятельности личности. Основные определения памяти и ее механизмы (теории памяти). Основные свойства памяти: объем, быстрота, точность, длительность, готовность. Виды памяти по участию воли, по психической активности, по продолжительности сохранения, по свойству материала и способу запоминания.  
13 Внимание как условие эффективности психической деятельности.
Общее понятие о внимании. Место внимания среди психических процессов. Функции внимания: отбор, удержание, регуляция и контроль. Теории внимания (моторная теория Т. Рибо, доминанта А.А. Ухтомского) Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, отвлекаемость, интенсивность, колебание, объем, распределение, переключаемость. Виды внимания. Произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание и их причины. Виды внимания по характеру направленности, происхождению, механизму регуляции, динамике интенсивности.  
14 Основные характеристики мышления как психического процесса.
Мышление в структуре познавательных процессов. Психологические теории мышления. Мышление и речь. Мышление как процесс и его продукты (понятия, суждения, умозаключения). Этапы процесса мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и пр.). Виды мышления. Характеристика практического и теоретического мышления. Характеристика дискурсивного, интуитивного мышления. Характеристика аутистического, эгоцентрического, реалистического мышления. Характеристика репродуктивного, продуктивного мышления. Уровни мышления. Характеристика наглядно-действенного мышления. Характеристика наглядно-образного мышления. Характеристика словесно-логического мышления.
15 Воображение как высшая психическая функция и приемы стимуляции творческой деятельности.
Понятие воображения и его функции. Воображение и мышление. Виды и формы проявления воображения. Аналитико-синтетический характер воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация. Воображение и творчество. Основные стадии творческого процесса.  
16 Речь как высшая психическая функция и ее виды.
Понятие языка. Речь и общение. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль слова в организации восприятия, роль речи в организации речевого акта. Генезис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь.    
17 Эмпирические характеристики эмоциональных процессов личности.
Эмоции как специфическая форма отражения и как субъективное отношение к миру. Свойства эмоций. Эмоция как отражение в психике вероятности удовлетворения потребности. Основные формы эмоционального реагирования. Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование. Аффект. Эмоциональный тон. Отличительные особенности чувств и их виды. Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.
18 Эмпирические характеристики потребностно-мотивационной сферы личности.
Понятие потребности: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Этапы формирования потребности личности: напряжения, оценки и насыщения. Факторы реализации потребности личности: конкретизация, ментализация, социализация. Понятие мотива. Мотив как потребность, как цель, как побуждение, как намерение, как свойство личности, как состояние, как формулировка цели и средств, как удовлетворенность.  
19 Общая характеристика темперамента и характера личности.
Темперамент как индивидуально-психологическое различие между людьми. Связь темперамента с ВНД: теоретические взгляды И.П. Павлова. Свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. Работы Е.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Дополнительные свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность, высокая чувствительность. Виды темперамента. Взаимосвязь темперамента и характера. Структура характера: черты, проявляющиеся в деятельности, по отношению к другим людям, к самому себе, волевые черты. Типологические модели характера.  
20 Общая характеристика способностей и одаренности личности
Понятие о способностях. Общая структура способностей. Понятие о задатках. Соотнесение способностей и задатков. Виды способностей. Общие способности. Специальные способности. Уровни развития способностей. Одаренность. Талант. Гениальность.  
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
21 Понятие личности, основные детерминанты ее развития
Понятие личности в философии, социологии. Специфика психологического понимания личности. Личность в контексте различных психологических теорий: психоанализ, экзистенциализм, гуманистическая психология, когнитивизм, теория черт, деятельностный подход, бихевиоризм и др. Причины множественности образов личности. Биполярные шкалы Л. Хъелла и Д. Зиглера как средства сравнительного анализа теорий личности. Сущность личности. Социокультурный и социально-психологический генезис личности. Детерминанты личностного развития. Основные феномены личности, критерии ее развития.   22 Теория личности Э. Фромма.
Гуманистическая теория личности Э. Фромма и ее связь с психоанализом. Одиночество как неотъемлемая черта человеческого существования. Пропасть между свободой и безопасностью. Свобода и тревога. Феномен «бегства от свободы». Стратегии бегства от свободы: авторитаризм, деструктивность, конформность автомата. Негативная свобода («свобода от») и позитивная свобода («свобода на»). Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера: берущий, овладевающий, сберегающий, обменивающий, плодотворный.  
ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ  
23 Сущность и феномены активности личности.
Многофункциональность психики и многообразие видов активности человека. Активность и активность личности. Понятие произвольной и непроизвольной активности. Органичность связи единичного и общего, индивида и среды. Нормативность и индивидуальность. Признаки индивидуальной активности. Диктат стандартов и стереотипов (религиозных, классовых, национальных и др.). Нормативность как следование культурным предписаниям. Индивидуальность активности: «зачем» (стадия целеполагания) и «как» (стадия реализации). Интегрированность личности: вынужденность активности и активность, предпринимаемая по собственному побуждению субъекта. Зона неопределенности социума как пространство ненормативной активности.  
24 Проблема поведения человека: характеристики влечений и закономерности их проявления. Психоаналитическая трактовка поведения. Поведение как результат борьбы и компромиссов между мотивами, потребностями, влечениями. Влечение и потребность: специфика понятий. Осознаваемость и неосознаваемость поведения. Влечение и психическое напряжение. Искажение и блокада влечений. Отождествление и смещение как проявления влечений. Отождествление как принятие от другого способов удовлетворения потребностей. Объекты отождествлений. Структура личности как аккумуляция множества отождествлений. Гомеостатический и гедонистический принципы регуляции поведения. Характеристики влечений: источник, цель, объект, стимул. Катексис и антикатексис. Редукция влечений. Закономерности проявления влечений: редукция, конфликт должного и желаемого, личность как результат истории влечений, фазы психосексуального развития, эдипов комплекс.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА
25 Виды и уровни психологического диагноза.
Определение психологического диагноза. Отличие психологического диагноза от медицинского (психиатрического) диагноза. Составление индивидуального профиля в процессе психодиагностики. Уровни психологического диагноза по Л.С. Выготскому. Виды диагноза. Сущность симптоматического диагноза. Сущность этиологического диагноза. Сущность типологического диагноза. Принцип «социальной ситуации развития» в постановке диагноза. Проблема прогнозирования при постановке психологического диагноза.  
26 Критерии оценки качества теста.
Понятие валидности как критерия оценки качества теста. Виды непосредственной валидности. Внешняя и внутренняя (содержательная) валидность. Виды опосредованной валидности. Конструктная (теоретическая) валидность. Конвергентная и дискриминантная валидность. Порядок работы психолога при проверке валидности. Надежность тестовых измерений. Точность и устойчивость. Виды надежности. Надежность-устойчивость (ретестовая надёжность). Надежность-эквивалентность (надежность параллельных форм). Надежность-устойчивость (надежность частей теста). Последовательность действий психолога при проверке надёжности.  
27 Общая характеристика графических методов психодиагностики.
История и назначение рисуночных (экспрессивных, по Л. Бурлачуку) методов. Обзор наиболее популярных в профессиональной среде рисуночных тестов. Техника проведения рисуночных тестов. Основные критерии оценки графических изображений: нажим на карандаш; особенности линий; размер рисунков; расположение рисунка на листе; тщательность и детализированность рисунков; дополнительные особенности рисунков. Проблема валидности и надежности графических методов психодиагностики.  
28 Диагностика черт личности: тест РF-16 Р. Кеттелла.
  Теоретический конструкт теста. Эмпирический подход Р.Кеттелла к исследованию личности. 16-факторная модель структуры личности. Фактор как психологическая категория. Описание личностных факторов 1-го порядка: замкнутость – общительность, конкретное мышление – абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность, подчиненность – доминантность, сдержанность – экспрессивность и др. Особенности процедуры тестирования и обработки данных. Использование шаблона-ключа при расчете сырых баллов. Таблица стандартизации в стенах.    
  29 Патохарактерологическая диагностика с помощью теста ПДО Е. Личко.
  Назначение и область применения патохарактерологического диагностического опросника. Теоретический конструкт теста Е. Личко. Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный типы акцентуаций. Основные диагностические шкалы. Особенности стимульного материала и процедура его использования в процессе тестирования подростков. Обработка данных, полученных в процессе использования теста. Сведения о надежности и валидности патохарактерологического диагностического опросника.  
  30 Диагностическая работа школьного психолога и проблема стандартизации тестов.
  Понятие о норме теста. Графическая интерпретация нормального распределения. Параметры μ (генеральное среднее) и σ (стандартное отклонение). Их математическая и психологическая интерпретации. Эмпирическое и теоретическое распределение психологических показателей. Условие, при котором тест превращается в диагностическое средство. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста. Асимметрия и эксцесс в случае нормального распределения. Операции по анализу распределения тестовых баллов, построению тестовых норм и проверке их репрезентативности.  
  31 Психодиагностика состояний с помощью теста М. Люшера.
  Назначение и область применения теста. Теоретический конструкт теста. Объективность и универсальность восприятия цвета, субъективность цветовых предпочтений. Значение «люшеровских» цветов. 8-цветный вариант теста (серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый и черный. Условия и процедура тестирования (предъявления цветных карточек). Тревоги и компенсации. Аутогенная норма теста. Таблицы интерпретации. Психометрические свойства теста: надежность и валидность.  
  32 Теория личности и тематический апперцептивный тест Мюррея.
  Теория личности Мюррея.Основные потребности и «давления». Тест тематической апперцепции ТАТ. Назначение и область его применения. Особенности стимульного материала и процедуры тестирования. Способы фиксации данных. Анализ проективной продукции (рассказов) в ТАТ. Нахождение «героя». Определение «потребностей и давлений». «Тема». Сведения о надежности и валидности теста. Сомнения в применимости к ТАТ традиционных мер валидности и надежности. Особенности детского варианта САТ. Использование в качестве персонажей животных.  
  СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  33 Социализация личности, ее факторы и механизмы
  Феноменология и направления социализации. Социализация как процесс и результат усвоения и последующего воспроизведения индивидом социального опыта. Теоретические подходы к проблеме социализации. Бихевиористский (обусловливание – Б. Скиннер, Дж. Уотсон); социально-когнитивно-наученческий (научение через непосредственные реакции и моделирование – А. Бандура, Дж. Роттер); психодинамический (психосоциальное развитие Э. Эриксон); когнитивный (моральное развитие Л. Колберга); гуманистический (А. Маслоу), деятельностный. Стадии процесса социализации: адаптации, индивидуализации и интеграции (А.В. Петровский). Механизмы социализации: подражание, внушение, убеждение, идентификация, эмпатия (Н.И. Шевандрин); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер). Институты социализации и механизмы их влияния: семья, школа, неформальное и формальное окружения, массовая коммуникация.  
  34 Динамика развития Я-концепции и механизмы ее психологической устойчивости.
  Формирование и развитие Я-концепции. Принципы формирования Я-концепции: интериоризации – зеркального отражения (Ч. Кули, Дж. Мид); социального сравнения (В. Джемс, Л. Фестингер); самопрезентацин и самоверификации (В.Б. Сван); самоатрибуции (Д. Бем); психологической центральности (М. Розенберг); единства и смысловой интеграции жизненных переживаний (И.С. Кон). Возрастная динамика Я-концепции. Устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания: механизмы психологической самозащиты. Психологическая самозащита в концепции 3. Фрейда. Тенденции самоудовлетворенности Д. Майерса.
  35 Феномен общения в социальной психологии, его функции и структура
  Категория общения в отечественной социальной психологии. Функции общения. Структура общения: перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Механизмы понимания человека человеком: идентификация, рефлексия и эмпатия и особенности их функционирования.Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Основные виды невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика и пантомимика) и ее роль в коммуникативном процессе. Визуальный контакт – «контакт глазами» и его значение в коммуникативном процессе. Культурная обусловленность использования оптико-кинетической системы. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков. Пространственно-временная система организации коммуникативного процесса (проксемика). Виды общения: межличностное и ролевое. Стили общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.  
  36 Каузальная атрибуция.
  Атрибутирование как процесс объяснения причинности наблюдаемого. Понятие каузальной атрибуции. Теоретические подходы к процессу атрибутирования. Наивный анализ действия Ф. Хейдера. Теория корреспондирующего вывода К. Дэвиса и Е. Джонса. Модель ковариирования Г. Келли. Ошибки атрибутирования. Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс). Атрибутирование и позиция атрибутирующего. Тенденциозность деятеля-наблюдателя. Ошибка ложного согласия. Атрибутирование и успешность-неуспешность действий. Стиль атрибутирования. Атрибутирование и наученная беспомощность. Стиль атрибутирования и особенности его диагностики. Атрибутирование и наученная беспомощность. Этапы формирования наученной беспомощности. Стратегии преодоления наученной беспомощности. Атрибутивная терапия: сущность, подходы, процедура, виды и возможности.  
  37Малая группа как объект социально-психологического анализа.
  Понятие малой группы и ее границы. Классификация малых групп: первичные и вторичные (Ч. Кули); формальные и неформальные (Э. Мэйо); группы членства и референтные (Г. Хаймен). Функции референтных групп: сравнительная и нормативная (Г. Келли). Основные характеристики группы. Эмоциональная (социометрическая), коммуникативная, ролевая структуры группы. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Нормативное поведение в группе. Концепция формирования групповых норм М. Шерифа и С. Аша. Групповое давление и особенности подчинения ему: внушаемость; конформность; нонконформность; негативизм. Концепции конформного поведения. Уровни конформности (Г. Келмен): подчинение, идентификация, интернализация. Объяснительные схемы конформности: нормативная, информационная (М. Дойч и Г. Джерард). Влияние меньшинства и большинства. Функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С. Московичи.  
  38Процесс группового функционирования.
  Модели развития малой группы: стратометрическая концепция; параметрический подход; двухфакторная модель Б. Такмена. Этапы развития малой группы: стадия проверки и зависимости; стадия внутреннего конфликта; стадия развития групповой сплоченности; стадия функционально-ролевой соотнесенности. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий; идиосинкразический кредит Холландера; психологический обмен. Групповая сплоченность: сущность, проявление и особенности измерения. Групповая сплоченность как: межличностная аттракция; результат мотивации группового членства (Картрайт); ценностно-ориентационное единство (А.В. Петровский); эмоционально-ценностное единство (Р.Л. Кричевский).    
  39Феномены управления групповым процессом.
  Лидерство и руководство. Лидерство в малой группе. Теории лидерства: харизматическая; ситуативная; синтетическая. Типология лидерства: инструментальный лидер (лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-мастер); экспрессивный (лидер эмоционального притяжения, лидер – генератор эмоционального настроя). Руководство как феномен психологической власти в группе. Типология власти: вознаграждающая, принуждающая, легитимная («законная»), референтная, экспертная власть (Френч и Рэйвен). Стили лидерства (руководства). Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе «групповой динамики» К. Левина. Стиль лидерства и эффективность групповой деятельности. Современные модели руководства, их преимущества, недостатки, последствия.  
  40Аттитюды: структура, функции и проявления.
  Социальная установка (аттитюд): определения и концептуальные особенности. Аттитюд как комбинация трех концептуально различимых реакций на определенный объект. Трехкомпонентная модель структуры установки М. Смита: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты аттитюда. Одномерный подход к определению аттитюда. Социальная установка как аффективное по природе образование. Теоретические подходы к проблеме аттитюда: функциональный подход Д. Катца. Мотивационные функции аттитюда: эгозащитная, инструментальная, познавательная, оценочно-экспрессивная. Влияние установок на поведение и опосредующие факторы. Парадокс Лапьера. Причины рассогласования аттитюдов и поведения. Аттитюд на объект и аттитюд на ситуацию (М. Рокич). Факторы соответствия установочных и поведенческих показателей.  
  41 Изменение аттитюдов и поведения.
  Аттитюд и поведение: взаимосвязь и возможности изменения. Теоретические модели изменения аттитюдов. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Эффект «Утверждение становится убеждением». Эффект вживания в роль. Эффект недостаточного оправдания. Условия возникновения когнитивного диссонанса: воспринимаемая свобода выбора, ощущение личной ответственности за последствия поступка, предвидение негативных последствий, публичность совершенных поступков. Теория самовосприятия Д. Бема как теория атрибуции. Эффект сверхоправдания. Теория управления впечатлением (самопрезентации) Дж. Тедеши. Самопрезентация. Самомониторинг.
   

 


 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
42 Использование в психологии шкал измерения (по С. Стивенсу).
Понятие измерения в психологии. Особенности психологических измерений. Шкалирование. Классификация шкал измерения (С. Стивенс). Метрические и неметрические измерительные шкалы. Номинативная шкала. Распределение объектов по классам. Дихотомическая шкала. Порядковая шкала. Построение иерархии. Ранг или рейтинг. Ранжирование. Интервальная шкала. Нулевая точка и масштаб. Шкала равных отношений. Примеры применения различных шкал в психологических измерениях.  
43 Методы первичной статистической обработки данных в психологии.
Понятие и цели первичной статистической обработки данных в психологии. Упорядочивание, ранжирование, группировка, представление в табличном виде. Вычисление мер центральной тенденции, мер изменчивости. Наглядное представление данных исследования. Основные формы наглядного представления данных (таблицы, схемы, диаграммы, графики). Основные виды диаграмм: гистограмма, линейчатая, круговая (секторная), совмещенная диаграммы. Общие правила построения диаграмм и графиков.  
44 Методы вторичной статистической обработки данных в психологии.
Вторичная статистическая обработка. Статистические гипотезы. Подготовка данных для применения статистических методов (проверка нормальности распределения, создание и уравновешивание дисперсионных комплексов, проверка достоверности экстремальных значений и др.). Проверка гипотез с помощью выбранных статистических критериев, формулирование выводов, имеющих определенную доверительную вероятность. Виды статистических критериев: параметрические, непараметрические, многофункциональные критерии.  
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
45 Предпосылки развития экспериментальной психологии, её предмет, первые психологические эксперименты.
Экспериментальное изучение элементарных психических функций (конец XIX века). Деятельность экспериментальной лаборатории В. Вундта. Экспериментальное исследование индивидуальных изменений чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Развитие генетических и математических (статистических) методов. Взгляды на предмет экспериментальной психологии В. Вундта, С. Стивенса; М.В. Мэтлин; Ф. Дж. МакГигана, Г.И. Челпанова и др. Современное понимание предмета экспериментальной психологии.  
46 Методология, метод, методика и принципы научного психологического исследования.
Понятие о методологии исследования. Общая, специальная и частная методология научного исследования. Понятие метода в узком и широком смысле. Методика исследования, её отличие от метода. Методология психологии. Понятие принципа психологического исследования. Значение принципов для построения теории, организации, проведения исследования и обработки его результатов. Принцип детерминизма. Принцип развития. Принцип системности. Принцип единства сознания и деятельности.    
47 Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы научного психологического исследования.
Понятие о парадигме психологического исследования. Смена парадигм в истории науки. Научные революции, их причины. Основные положения парадигмы современного естествознания. Естественнонаучная парадигма психологического исследования. Преимущества и ограничения естественнонаучной парадигмы психологического исследования. Гуманитарная парадигма психологического исследования. Преимущества и ограничения гуманитарной парадигмы психологического исследования.  
48 Эксперимент как метод психологического исследования, его виды и этические принципы.
Исторические предпосылки использования в психологии эксперимен­тального метода. Понятие эксперимента, его отличие от наблюдения. Основные признаки классификации и виды психологических экспериментов: по условиям проведения, по цели, по методическому обеспечению, по экспериментальному плану и др. Понятие о плане эксперимента. Квазиэксперимент (В.Н. Дружинин). Идеальный эксперимент: обязательные требования (Дж. Кэмпбелл). Использование формирующего эксперимента в отечественной психологии. Этические принципы экспериментирования в психологии. Примеры экспериментов различных видов.  
49 Эксперимент как манипулирование переменными, зависимые и независимые переменные.
Зависимые и независимые переменные в эксперименте. Понятие экспериментального плана. Простые, комплексные и квазиэкспериментальные планы. Содержательное и формальное планирование эксперимента. Экспериментальная и контрольная группы. Классификация независимых переменных (Дж. Кэмпбелл). Управляемые переменные. Относительно постоянные аспекты окружения. «Организмические» переменные. Тестируемые переменные. Методы контроля переменных в эксперименте (прямого контроля, выравнивания, рандомизации).  
50 Эффекты Пигмалиона, Хоторна, Зайонца в общении экспериментатора и испытуемого
Деятельность испытуемого и экспериментатора в эксперименте. Мотивация участия испытуемого в эксперименте. Эффект Пигмалиона. Эффект Хоторна. Эффект Зайонца (аудитории). Специальные методические приёмы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента: метод «плацебо вслепую», метод обмана, метод «скрытого» эксперимента, метод независимого измерения зависимых параметров, контроль восприятия испытуемым ситуации.  
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
51 Понятие о психическом здоровье и психической болезни с позиции современной медицинской психологии.
Определение психического здоровья. Психическое и психологическое здоровье. Психическое здоровье и психическая норма. Уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический. Критерии психического здоровья (М. Ягода). Зависимость критериев психического здоровья от теоретического подхода. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром. Современные классификации психических расстройств (МКБ-9, МКБ-10). Основные виды психических расстройств.
52 Патопсихологическая характеристика органических поражений мозга.
Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза. Виды патологии органического генеза: деменция, эпилепсия, ЧМТ, атрофические заболевания мозга, сосудистые заболевания мозга. Структура и особенности синдрома деменции. Психологическая помощь больным с деменцией и их родственникам. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения). Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона. Нарушения сознания и внимания в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы. Нарушения умственной работоспособности, изменения личности, снижение интеллектуальных способностей, нарушения памяти. Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга.
53 Кризисное вмешательство, его принципы, методы, цели, использование при работе с суицидентами.
Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности. Принципы и методы кризисного вмешательства. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис. Разновидности суицидального поведения. Типология суицидентов по Э. Шнейдману: искатели смерти, инициаторы смерти, отрицатели смерти, игроки со смертью. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением. Диагностика суицидальных намерений, определение степени суицидального риска. Профилактика суицидального поведения.
54 Психосоматика как раздел медицинской психологии.
Предмет и задачи психосоматики. Основные теоретические подходы в пснхосоматике (психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, социальный). Психологическая помощь при психосоматических расстройствах. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств. Виды психосоматической патологии и заболеваний: соматоформные расстройства, психосоматические заболевания. Психологическая диагностика и психотерапия в случае психосоматических расстройств.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
55 Умственная отсталость как предмет исследования в специальной психологии.
Определение умственной отсталости. Олигофрения. Причины возникновения врожденного слабоумия (эндогенные, экзогенные). Клинико-психологическая классификация олигофрений (по М.С. Певзнер). Степень выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность, дебильность. Структура психологического дефекта при умственной отсталости. «Ядерный признак умственной отсталости» (по Л.С. Выготскому). Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). Межличностные отношения. Особенности общения. Общие структуры деятельности умственно отсталых. Игровая деятельность, изобразительная деятельность, учебная деятельность, речевая деятельность. Познавательная деятельность: ощущение, восприятие, память, мышление. Проблемы социализации умственно отсталого ребенка. Вспомогательная школа. Деменция. Причины возникновения. Психологическая характеристика приобретенного слабоумия: психодиагностический и психокоррекционный аспекты.  
56 Нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка в работе психолога.
Типы аномального развития двигательной сферы: «моторная дебильность», двигательный инфантилизм, экстрапирамидная недостаточность, фронтальная недостаточность. Детский церебральный паралич (ДЦП), как преимущественное нарушение двигательной сферы. Этиология и клиническая структура ДЦП. Классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы, эмоциональной сферы, личности. Психокоррекционная работа (основные направления) с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями двигательной сферы.  
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
57 Учебная мотивация, виды и уровни учебных мотивов, способы их изучения.
Общая характеристика и источники учебной мотивации. Содержательные и динамические характеристики мотивов. Классификация учебных мотивов. Характеристика внешних и внутренних мотивов учебной деятельности. Характеристика социальных и познавательных мотивов учебной деятельности. Характеристика мотивов достижения успеха и избегания неудач в учебной деятельности. Способы изучения мотивов учебной деятельности. Педагогическое наблюдение как основной метод изучения мотивации учебной деятельности. Анкетирование как метод изучения мотивации учебной деятельности. Методы изучения мотивации учебной деятельности по А.К.Марковой, по М. Фридману.  
58 Психологическая характеристика обучаемости. Типы неуспевающих учеников.
Понятие обучаемости в педагогической психологии. Характеристики и показатели обучаемости: основные, сумарные. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость: обобщённость, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Связь обучаемости с успеваемостью. Причины школьной неуспеваемости. Виды неуспеваемости. Общее и глубокое отставание. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость. Эпизодическая неуспеваемость. Психологическая типология неуспеваемости по Н.И. Мурачковскому. Пути устранения неуспеваемости.  
59 Психология педагогической оценки.
Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Понятие педагогической оценки. Ориентирующая и стимулирующая функции педагогической оценки. Валентность педагогической оценки, её классы. Предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные, качественные оценки. Типы парциальных оценок. Амбивалентные, отрицательные, положительные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе. Эффективность педагогической оценки на разных возрастных этапах. Влияние педагогической оценки на учебную деятельность и самооценку ребёнка.  
60 Общее понятие о психологии воспитания, задачи и методы воспитания.
Психологическая сущность воспитания. Понятие о целях воспитания. Зависимость целей воспитания от состояния и перспектив развития обще­ства. Общие цели воспитания. Специфические цели воспитания. Методы и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Прямые и косвенные, осознанные и неосознанные методы воспитания. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие воспитательные воздействия. Особенности, достоинства и недостатки методов воспитания. Основные социальные институты воспитания, их потенциальное влияние на личность. Школьное воспитание. Воспитание в семье. Воспитание средствами массовой информации и средствами культуры. Воспитание искусством. Воспитание практическим жизненным опытом.  
61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные функции и педагогические умения.
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности. Психологическая готовность к труду учителя. Отличительные особенности педагогической деятельности. Предметное содержание педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности: целеполагающие и организационно-структурные. Педагогические умения и их характеристика. Психолого-педагогические, коммуникативные, самонаправленные, диагностико-прогностические умения.  
62 Психология педагогических способностей учителя.
Роль учите­ля в социальном, идеологическом, политическом и культурном прогрессе общества. Психологические требования к личности педагога. Основные требования, предъявляемые к интеллекту, эрудиции, культуре и личности педагога. Личностные и профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога. Специальные способности учи­теля, их источники и процесс формирования. Знания, умения и навыки педагога как воспитателя. Первостепенная важность воспитательных способностей при профессиональном отборе людей для педагогических профессий. Трудности сочетания в одном лице учительских и воспитательных способностей.

 

63 Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Стили и барьеры педагогического общения.
Понятие и характеристика педагогического общения, его специфика и направленность. Педагогические и собственно коммуникативные задачи педагогического общения. Функции и компоненты педагогического общения. Стиль общения как устойчивая форма способов и средств взаимодействия. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога. Общение на основе дружеского расположения. Общение-дистанция. Общение-устрашение. Общение-заигрывание. Барьеры в общении. Затруднения в педагогическом общении в разных областях: этносоциокультурной, статусно-позиционно-ролевой, возрастной, индивидуально-психологической, деятельностной. Пути преодоления барьеров в общении.
64 Педагогические конфликты, пути их разрешения.
Понятие конфликта в педагогическом взаимодействии. Педагогический конфликт как частный вид социальных конфликтов. Типы и причины педагогических конфликтов. Конструктивное и неконструктивное разрешение педагогических конфликтов.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
65 Основные теории возрастного развития в зарубежной психологии.
Психоаналитические теории детского развития. Теория З.Фрейда: психосексуальные стадии развития. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона: психосоциальные стадии развития. Ранние бихевиористические трактовки. Теория Б.Скиннера: респондентное и оперантное поведение; режимы подкрепления; генерализация и различение стимулов; понятие десинсибилизации. Теория социального научения. Теория А.Бандуры: взаимный детерминизм внешних и внутренних факторов поведения; научение через моделирование; основные процессы научения через наблюдение; подкрепление в научении через наблюдение. Роль подражания в формировании нового поведения. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Ключевые понятия концепции Ж.Пиаже: ассимиляция, аккомодация, схема. Эгоцентризм детского мышления. Стадии интеллектуального развития по Пиаже. Л.Колберг о нравственном развитии личности.  
66 Характеристика развития ребенка в младенчестве и раннем детстве.
Характеристика развития ребенка в младенчестве и раннем детстве. Новорожденность: безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка, особенности развития органов чувств и значение их упражнения, развитие эмоциональной сферы, комплекс оживления. Младенчество: роль общения ребенка со взрослым. Формирование предпосылок развития речи, развитие движений и действий, развитие ориентировки в окружающем мире. Раннее детство: важнейшие достижения раннего детства (передвижение в пространстве, развитие речи, развитие предметной деятельности), умственное развитие, предпосылки формирования личности. Кризис 3-х лет.  
67 Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника: сюжет и содержание игры, роль игры в психическом развитии ребенка. Развитие личности дошкольника: влияние взрослого и группы сверстников на развитие детской личности, развитие мотивов поведения и формирование самосознания дошкольника, формирование нравственных качеств, развитие чувств и воли. Умственное развитие дошкольника: развитие речи, сенсорное развитие, развитие мышления, развитие других познавательных функций. Психологическая готовность к школе: структура психологической готовности (морфофизиологическая, личностная, интеллектуальная), диагностика психологической готовности к школе.  
68 Психологическая готовность к обучению в школе. Понятие психологической готовности к школьному обучению. Структурные компоненты психологической готовности к школе: морфофункциональный, интеллектуальный и личностный (или личностно-социальный). Диагностика готовности к школе. Характеристика методов диагностики школьной зрелости: методы диагностики общей готовности к школе. Характеристика методов диагностики готовности отдельных психических функций. Принцип построения диагностических программ. 69 Характеристика социальной ситуации и психического развития младшего школьника.
Кризис 7-ми лет: рождение социального «Я», изменение самосознания, переоценка ценностей, перестройка эмоционально-мотивационной сферы, возникновение внутренней жизни ребенка, появление смысловой ориентировочной основы поступка, утрата детской непосредственности. Внешние проявления кризиса. Учебная деятельность: структура учебной деятельности (мотивация, учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки). Развитие мышления: проявление индивидуальных различий мыслительной деятельности («теоретики», «практики», «художники»), формирование научных понятий в процессе учебной деятельности. Развитие рефлексии. Особенности восприятия, внимания и памяти младшего школьника. Развитие мотивационной сферы и самосознания в младшем школьном возрасте. Адаптация к обучению в школе.  
70 Особенности психического развития в подростковом возрасте.
Задачи возраста. Ведущий вид деятельности. Пубертатный кризис: гормональная перестройка и ее влияние на самочувствие подростков. Развитие самосознания в подростковом возрасте: процесс самопознания, самооценка и самоотношение подростка, особенности подростковой саморегуляции. Подростковая эмоциональность. Отношения со взрослыми и сверстниками. Нарушения семейных отношений: нарушения механизмов семейной интеграции, нарушения механизмов семейной коммуникации, нарушения семейных представлений, нарушения ролевой структуры семьи. Интимно-личностное общение со сверстниками. Подростковая дружба. Подростковая субкультура. Девиантное поведение подростков.  
71 Юность как стадия жизненного пути.
Задачи возраста. Формирование идентичности: этапы формирования идентичности по Марша (диффузная, досрочная, мораторий, зрелая). Профессиональное самоопределение в юности. Построение временной перспективы. Социальная активность в юношестве. Юношеский мир и мир взрослых. Социальное самоопределение. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности. Половое просвещение и юношеская сексуальность.  
72 Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости.
Определение понятия «взрослость». Границы возраста. Кризис молодости. Развитие личности в возрасте ранней взрослости: выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций, становление индивидуального жизненного стиля. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости: диалектическое мышление, обязательность и ответственность, гибкость мышления. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. Развитие сознания и самосознания в возрасте ранней взрослости. Профессиональная деятельность и ее влияние на развитие сознания и самосознания. Гендерные особенности Я-концепции. Развитие личного «Я»: идентичность, близость и генеративность. Индивидуальный стиль поведения и деятельности.  
73 Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
Границы возраста. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни. Аффективная сфера в период средней взрослости. Роль эмоций в профессиональной деятельности. Стресс в жизни человека в период средней взрослости. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Особенности самооценки личности возраста средней зрелости. Творческое развитие личности в возрасте зрелости. Социальное поведение, трудовая деятельность и досуг в период средней зрелости. Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности в зрелости.  
74 Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости.
Границы и стадии возраста. Условность проводимых границ. Внутреннее деление на пожилой возраст, старость и дряхлость. Биологические аспекты геронтогенеза. Причины и факторы, влияющие на процессы старения. Психологическое переживание старения и старости. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Изменения в функционировании психических функций в старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения. Специфика Я-образа на этапе старения. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Эмоционально-чувственная сфера. Смена мотивов у пенсионеров. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Социальная среда старых людей. Изменение структуры социальной активности в старости. Выполняемые социальные роли. Проблема одиночества. Изменения временной перспективы в старости.    
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
75 Клиент-центрированный подход К. Роджерса к психологическому консультированию.
К. Роджерс как основоположник клиент-центрированного подхода в консультировании. Ключевые понятия и условия личностных изменений в ситуации консультирования (конгруэнтность, эмпатия, принятие, безоценочность). Личность консультанта, его концепция. Рефлексивное слушание. Эхо-реакция. Самопринятие консультанта как условие формирования позитивной Я-концепции клиента.    
76 Методологические основы психологического консультирования: экзистенциальный, гештальттерапевтический подходы.
Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании. Экзистенциально-гуманистическая психология – теоретическая основа психологического консультирования. Гештальт-терапевтические техники в психологическом консультировании. Экзистенциальный анализ (В. Франкл) в работе с клиентом. Ограничения и практическое применение экзистенциально-гуманистической традиции в психологическом консультировании.    
77 Методологические основы психологического консультирования: поведенческий, когнитивный подходы.
Поведенческий подход в консультировании. Основные поведенческие техники в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение поведенческого подхода в психологическом консультировании. Когнитивный подход в консультировании. Основные когнитивные техники в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение когнитивного подхода в психологическом консультировании.  
78 Техники психоаналитической терапии.
Психоанализ как психодинамическая концепция. Психодинамический подход в консультировании. Основные техники психоаналитического интервьюирования. Стиль взаимодействия. Свободные ассоциации. Перенос и контрперенос. Работа с сопротивлением. Работа со сновидениями. Ограничения и практическое значение в психодинамического подхода в консультировании.    
79 Понятие групповой психотерапии, характеристики психотерапевтической группы.
Групповая психотерапия: сущность и специфика. Групповая психотерапия и групповое консультирование. Отличие группового психологического консультирования от индивидуального. Особенности консультирования малой группы. Характеристики психотерапевтической группы: цель, численность, состав, нормы, лидерство, процедуры, затруднительные ситуации. Факторы ролевого распределения в группе. Необходимость норм в групповой работе. Нормы как условие обеспечения психотерапевтических факторов. Ведущий как гарант соблюдения норм в группе. Рефлексия ведущим групповой динамики. Внутригрупповые взаимоотношения. Лидерство в группе. Групповая этика.  
80 Личность эффективного консультанта и профессиональная этика.
Требования к личности эффективного консультанта. Функции консультанта. Требования к деятельности консультанта. Виды деятельности консультанта. Позиции консультанта в процессе консультирования. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. «Синдром сгорания» консультанта и пути его преодоления. Этика психолога-консультанта: необходимость, ключевые положения и культурная специфика.  
81 Характеристика этапов проведения психологической консультации.
Различные подходы к этапности психологического консультирования (Р.Мэй, Р.Кочюнас, Б.Хембли, Г.С. Абрамова). Общая характеристика пятишаговой модели психологического интервью. Установление контакта, определение проблемы, прояснение желаемого результата, выработка альтернативных решений, переход от обучения к действию. Характеристики, определяющие терапевтичность консультативного контакта. Особенности использования пятишаговой модели в психологическом консультировании.  
82 Характеристика методов и техник психологического консультирования.
Место перефразирования в системе техник и приемов работы консультанта. Правила использования перефразирования. Примеры уместного использования перефразирования. Обобщение и воздействующее резюме. Необходимость и возможность отражения чувств. Вопрос как элемент консультативного диалога. Ключевые правила задавания вопросов. Необходимость ободрения клиента и возможности, приемы его применения. Способность психолога к интерпретации. Интерпретация как возможность прояснения, понимания. Сущность интерпретации, особенности ее применения. Уместность интерпретации, избыточность интерпретации как угроза эффективности консультирования. Фрустрация и поддержка клиента как необходимые условия. Особенности и правила использования конфронтации.
 
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
83 Лекционная форма обучения в преподавании психологии
Лекционная форма обучения как одна из основных в преподавании психологии в вузе. Функции лекции: информационная, ориентирующая (систематизирующая), разъясняющая (объясняющая), убеждающая, увлекающая (воодушевляющая). Цели и психологические условия лекции. Принципы отбора материала для лекции. Методика чтения лекции: требования к структуре, композиции, содержанию. Связь теории с жизнью. Совершенствование лекторского мастерства.  
84 Современные методы и средства обучения, пути оптимизации психологического образовательного процесса.

 

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};
Проблема обучения и развития в преподавании психологии. Понятие о методе и принципе в психологии, их взаимосвязь. Классификации методов и принципов преподавания психологии (по источнику полученных знаний, по характеру целей и решению познавательных задач, по способу усвоения в соответствии с характером учебной деятельности, комбинированию разных признаков, сочетанию способов деятельности преподавателя и учащихся). Активные методы обучения. Информационные технологии в обучении психологии. Принципы преподавания психологии.    
85 Цели, задачи и методические особенности преподавания теоретической психологии.
Современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии как процесс развития науки в ее динамике. Логика развития науки во времени - основное условие понимания современных теорий и гипотез, их теоретического применения на практике. Использование методических средств для показа взаимосвязи различных отраслей психологии. Значение методологического изучения общей психологии для усвоения других учебных курсов психологического цикла (знание общего как фундамент знаний о частном).  
86 Цели, задачи и методические особенности преподавания прикладных курсов психологии.
Применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека (возрастная и педагогическая психологии). Использование знания данной области в будущей педагогической деятельности. Разнообразие мнений, толкований, объяснений одних и тех же явлений как норма в изучении социальной психологии.  
87 Управление самос

Date: 2016-07-05; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию