Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая этика. Общее понятие





 

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организаций в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

Предметом особенно пристального внимания этические проблемы деловой жизни стали в США. Обязательные курсы этики читаются не только на философских и теологических факультетах, но и в различных школах бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих, как правило, ниже, чем представителей других профессий.

И все-таки внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей организаций производить этический анализ своей деятельности. От сетований на неуловимый и не поддающийся контролю характер морали, что является общим местом исследований по этике, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и контролируемый порядок, институционализировать мораль. Соответственно можно выделить следующие уровни в системе деловой этики в корпорации:

1) этические принципы (императивы}, доминирующие во внешней для корпорации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;

2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации;

3) коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;

4) индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.

При построении системы кадрового менеджмента следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации — миссия корпорации, корпоративный этический кодекс (моральные институции), а неформальные механизмы моральной регуляции определяются господствующими реально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера

Деловой этикет

Необходимо отметить несколько важных моментов, связанных с этичностью деятельности организации. Этичность поведения зависит от того, соответствуют ли поступки людей этическим нормам и ценностям, разделяемым членами данного общества. Этика деловых отношений определяется уровнем общей культуры и в свою очередь является одним из аспектов культуры менеджмента. Ее нормы выполняют социальную роль, регулируя поведение индивидуумов, формируя определенный социально-психологический климат в коллективе. Соблюдение этики руководителем позволяет избежать либо уменьшить количество стрессовых ситуаций, что благотворно сказывается на психофизиологическом состоянии и здоровье работников.
Важнейшими показателями культуры управления являются профессиональная этика и деловой этикет.
Профессиональная этика — это совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она призвана прививать моральные принципы и правила, понятия долга, чести, воспитывать человека. Профессиональная этика базируется на общечеловеческой этике. Ее основа — добросовестный труд, умножение личного и общественного достояния, высокое сознание общественного долга и коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения между людьми, честность, гласность, демократизм, непримиримость к несправедливости, бюрократизму, волоките.
В практической деятельности профессиональная этика реализуется с помощью форм, методов, приемов, правил, установленных процедур, образующих деловой этикет.
Деловой этикет — это формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.
Менеджеру в процессе управления приходится не только соблюдать общечеловеческий этический кодекс, но и следовать этикету делового человека, который включает нормы обращения, приветствия, знакомства, деловые отношения, культуру делового протокола, внешний облик, манеру поведения.
Возможность практической реализации социально-психологических методов и этических норм в деловой жизни будет обеспечиваться, прежде всего, повышением уровня общей культуры работников, формированием нового типа руководителей, владеющих социологической, правовой, психологической грамотностью, наряду с высокой степенью компетентности, оценкой труда с учетом социально-этических критериев делового поведения. Приобретает особую значимость вопрос о руководителе организации, о лидере, способном объединить и увлечь персонал, пробудить в сотрудниках инициативу, предприимчивость, дух новаторства, гибко реагировать на изменение внешних условий.
В современных условиях повышается ответственность руководителей за воспитательные последствия управленческой деятельности, в ходе которой необходимо постоянно ориентироваться на регуляторы делового поведения работников, во многом зависящего и от системы взаимоотношений в коллективе. При этом существует определенная связь между творческой самореализацией работника и профессиональной сработанностью коллектива, в основе которой лежит высокая дисциплина исполнения и взаимная требовательность друг к другу. Основные этические нормы руководителей всех рангов:
1.Необходимо с уважением относиться к другим, видеть в них, прежде всего личности. Человек — это цель, а не средство. Не способность воспринимать людей как личности — показатель очень серьезных психологических проблем.
2.Необходимо учиться внимательно слушать собеседника, стремясь выявить его интересы.
3.Необходимо относиться к сотрудникам ровно, независимо от симпатий и антипатий.
4.Следует ответственно относиться к выполнению данных обещаний.
5.Необходимо давать всем сотрудникам возможность высказать свое мнение по поводу решения, которое касается их лично.
Основные качества, которые должны быть присущи руководителю-менеджеру:
• искусство быть равным, т. е. способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
•искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью;
•искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;
•искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
•искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели
неясны или сомнительны;
•искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов;
•дар предпринимателя — способность идти на определенный риск и на внедрение нововведений в организации;
•искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

 

Date: 2016-07-05; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию