Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивно-аналитическое.

2. Когнитивно -поведенческое.

Когнитивно-аналитическое направление Методологической и теоретической основой данного на­правления являются работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, тео­рия Д. Келли, работы А. Риле. Основная задача — создание модели психологической про­блемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно. Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и представляет собой набор согласованных и логи­чески взаимосвязанных гипотез (так называемый модуль процедурной последовательности), в котором взаимодейству­ют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы мо­дуля находятся в реципрокной зависимости: каждый эле­мент вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто воспринимается кли­ентом как основная проблема. Задачей психолога Д. Келли считал выяснение неосозна­ваемых категорий мышления (которые являются источни­ком негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосред­ственной коррекции неадекватных способов мышления. Основные понятия, используемые в когнитивно-анали­тическом направлении: «ловушки», «дилеммы», «препятст­вия». Ловушки — сложные, повторяемые поведенческие шаб­лоны. Например, имеющееся у клиента чувство неуверенно­сти порождает стремление демонстрировать уверенное пове­дение. Это стремление приводит к наблюдению за проявле­ниями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом оди­ночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности. Начальным и конечным элементом указанного процесса является чувство неуверенности. Специфика психологичес­кой организации данного клиента такова, что любая по­пытка преодолеть чувство неуверенности (в рамках данного модуля) приводит к его усилению. Дилеммы— это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимо­исключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение за­висимости. Самостоятельность же означает полную проти­воположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он само­стоятелен, но одинок, либо он близок с любимым челове­ком, но зависим. Оба эти варианта клиента не устраивают, и он демонстрирует поочередно каждый из них, испытывая при этом страдания и неудовлетворенность. Препятствия — вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка фрустрированного кли­ента бросить курить. При этом цель — попытка бросить ку­рить — недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (на­носимый вред своему здоровью, окружающим, неприят­ный запах, расходы и т.д.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой по­пытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижа­ется толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить. Основные этапы работы с клиентом: 1. Диагностический. 2. Активного взаимодействия. 3. Перерыв. 4. Заключительный. /. Диагностический этап. Знакомство с проблемами кли­ента, глубокое изучение его биографии, совместное с кли­ентом формулирование его проблем. Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются пред­ставления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с име­ющимися «невротическими способами поведения» и силь­ными эмоциональными переживаниями. Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются фор­мулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции. Этап составляет 3—5 встреч. 2. Активный этап. Задача данного этапа — научить кли­ента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные при­емы — ведение домашнего дневника, заполнение когнитив­ных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты на­блюдений, клиент начинает понимать, какие процессы уп­равляют его жизнью. Этот этап состоит из 9—12 встреч. 3. Перерыв. В течение 2—3 мес клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни. 4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Этот этап составляет 3—4 встречи. В ситуации клиентов с ярко выраженными психологи­ческими проблемами коррекционная работа ведется без пе­рерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаи­модействия и для оказания эмоциональной помощи и под­держки клиенту. Когнитивно-аналитическая коррекция показана для кли­ентов: с личностными нарушениями, депрессивными реак­циями, страхами, нарушениями влечений, страдающих за­висимостями разного вида (алкоголь, наркотики и др.), психосоматическими заболеваниями. Целями когнитивной психокоррекции являются: — исправления ошибочной переработки информации; — помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмо­ции. Позиция психолога. Позиция психолога достаточно ди­рективная, он — учитель, наставник. Техники Для опровержения дисфункциональных убеждений и со­действия более реалистичному адаптивному мышлению ис­пользуются как когнитивные, так и некоторые поведен­ческие методы. Когнитивная психокоррекция предполагает* что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибоч­ных предпосылках и допущениях. Эти неправильные пред­ставления возникают в результате неправильного науче­ния в процессе познавательного или когнитивного разви­тия личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышле­нии и научиться альтернативным, более реалистичным спо­собам формулирования своего опыта. Когнитивная психо­коррекция вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее ко­нечной целью является устранение систематических пре­дубеждений в мышлении клиента. Когнитивная психокор­рекция рассматривает убеждения пациента как гипотезы, которые можно проверить с помощью поведенческого эк­сперимента. Поведенческий эксперимент — проверка искаженных убеж­дений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитив­ный психолог не говорит клиенту, что его убеждения ирра­циональны или неправильны, или что ему необходимо при­нять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоцио­нальные или поведенческие последствия. Так, Д. Келли в центр своей теории личностных конструктов ставил пред­ставления о том, что главным является то, какими сред­ствами располагает человек для описания мира для прогно­зирования будущих событий. По Д. Келли, человек строит образ реальности на осно­ве особых индивидуальных понятийных шкал, позволяю­щих устанавливать сходство и различие между событиями. Простейшие примеры таких шкал: добрый — злой; сильный — слабый; умный — глупый. Эти шкалы (они же и есть лично­стные конструкты), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире. Не подтверждение гипотез влечет либо отказ от конст­рукта, либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекват­ностью конструктов, трудностями в их перестройке. И со­ответственно на это необходимо направить коррекционные усилия. Техники I. Метод «Фиксированной роли». Для решения вопроса перестройки личностных конструктов Д. Келли предложил технику, которую называл методом «фиксированной роли». В ходе коррекционного взаимодействия клиенту предлагают (на основе соответствующих приемов) посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно. Кли­ент с помощью психолога активно экспериментирует с при­нимаемыми ролями гипотетических персонажей. Существен­ной особенностью является то, что ролевая игра разворачи­вается не в специальных (коррекционных) условиях, а в реальной жизни клиента. Для того чтобы выяснить, как клиент структурирует свой образ «Я» в рамках своей системы личностных конструктов, психолог просит клиента написать небольшую пьесу, в ко­торой он был бы главным действующим лицом. Такой при­ем позволяет получить цельный образ личности клиента, а не просто набор хороших и плохих качеств, характеризую­щих клиента. Психолог уточняет, какой смысл вкладывает клиент в используемые им слова, как учитывает свой жизненный опыт в попытках поддержать «Я-концепцию» и как он ви­дит развитие своего «Я» в будущем. Затем психолог предлагает клиенту написать сочинение: дать самому себе характеристику глазами другого человека, который хорошо знает клиента. Этот другой и станет тем персонажем, роль которого в дальнейшем будет разыгры­вать клиент. После того как сочинение написано, клиента просят пред­ставить, что он будет временно отсутствовать (например, уедет в отпуск), а его место займет персонаж, в которого ему надо будет постараться перевоплотиться. Для этого кли­енту необходимо попытаться представить себе во всех под­робностях, что тот мог говорить, думать, делать, чувство­вать и даже какие он мог бы видеть сны. Проанализировав характеристику клиента с точки зре­ния основных факторов, которые он использовал для само­описания, психолог готовит сценарий разыгрываемой роли. Предлагаемая клиенту роль должна включать, как мини­мум, одну характеристику, противоположную его самоопи­санию. Она может быть выбрана на основе используемой самим клиентом полярности: например, в самоописании клиент использует конструкт «осторожный — агрессивный» либо клиенту предлагается характеристика, которая ни- когда даже не приходила ему в голову и которую ему бу­дет нелегко интегрировать в существующую систему кон­структов. По мнению Д. Келли, клиенту может быть полезно проанализировать последствия неизвестного ему до сих пор по­ведения, сыграв роль, созданную на основе нового конст­рукта. Д. Келли настаивал на том, чтобы предлагаемая роль разыгрывалась именно при условии ее понимания в свете теории личностных конструктов. Клиент должен действо­вать в рамках роли с учетом взглядов других людей и кон­центрировать внимание не только на поведении окружаю­щих, но и на различии точек зрения. Психолог исходит из того, что цель ролевой игры состо­ит не в «искоренении» личности клиента и замене ее новой личностью (поэтому недопустима прямая критика или со­мнения в целостности личности клиента), а в понимании того, что разыгрываемая роль относится к гипотетической личности, созданной как противоположность личности кли­ента. Исполняя роль, клиент проверяет гипотезу о своей личности, сформулированную совместно с психологом. Од­нако поскольку клиент никогда не предполагал, что суще­ствуют альтернативы его личности, то ему трудно согла­ситься с тем, что последняя — гипотетический конструкт и все, что клиент испытывал и переживал ранее, являлось различными последствиями свойственного ему поведения. Принимая новую, придуманную роль, клиенту легче рас­сматривать ее в качестве гипотезы. Во время «репетиций» психолог может исполнять роли значимых для клиента людей или обмениваться ролями с самим клиентом. Д. Келли считал этот обмен особенно важ­ным, полагая, что тем самым клиент пытается реконструи­ровать взгляды других людей. Последнее — необходимая пред­посылка успешного ролевого взаимодействия. Психолог дол­жен суметь показать клиенту, как частные гипотезы могут быть использованы в качестве основы для структурирова­ния взаимодействий между ним и другими людьми и для интерпретации результатов этого взаимодействия. Разыгрывая различные ситуации со значимыми людь­ми, клиент начинает постепенно осознавать, что он может успешнее экспериментировать с межличностными отноше­ниями, используя свое собственное поведение как «неза­висимую переменную», т.е. его поведение может выступать как переменная в любой ситуации, которая потенциально находится под контролем и может систематически управляться. Постепенно с приобретением новых навыков кли­ент может обнаружить, что он способен вызывать у своего социального окружения именно те реакции, которые и намеревался вызвать. Клиент становится исследователем в бесконечной программе, в которой он при помощи соб­ственного поведения ставит все новые и новые вопросы и в которой единственной независимой переменной во всех экспериментальных ситуациях является его собственное по­ведение. В конце психокоррекционной работы (в целом она длится 1—2 нед) клиенту разрешается вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. «Вернувшись» в свое преж­нее «Я» клиент обсуждает с психологом приобретенный опыт. В заключение психолог передает клиенту ответственность за оценку приобретенного им опыта и за то, что он впос­ледствии предпримет с учетом этого нового опыта. Д. Келли утверждал, что клиент не должен пытаться играть предло­женную ему роль в дальнейшем, даже если эксперимент был очень удачным. Заданием для клиента становится кон­струирование своей собственной личности в новых и новых сериях эксперимента, которые могут продолжаться всю жизнь. Играя роль новой личности с новым взглядом на себя и других — сначала наедине с психологом, а затем в реальной жизни — клиент убеждается, что многие опасения, лежа­щие в основе его проблем, напрасны и беспочвенны и он способен к новому конструктивному поведению. 2. «Подъем по лестнице». Техника позволяет клиенту изу­чить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает пользоваться подчиняющими конструктами, то психолог задает ему вопросы: «Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему», похоже на сво­еобразный подъем вверх по лестнице. 3. «Складывание пирамиды». Эта техника очень похожа на технику «Подъем по лестнице», но психолог вместо воп­роса «почему?» задает вопрос «как?». Процедура складыва­ния пирамиды представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта, а «Подъем по лестни­це» представляет собой движение «вверх», к поиску более широкого мотива, который запускается вопросом «почему?», т.е. к обнаружению более абстрактного конструкта. 4. «ABC-модель». Данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуе­мого конструкта. Например, у женщины имеется избыточ­ный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: «Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Ка­кие минусы привносит в ее жизнь большой вес?» Отвечая на вопросы, поставленные подобным образом, клиент име­ет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки.

2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА Основатель РЭТ А. Эллис сформулировал ряд положе­ний, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: «Людям ме­шают не вещи, а то, какими они их видят» (Эпиктет). Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в струк­туре индивидуального сознания, А. Эллис стремится осво­бодить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспе­чить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. А. Эллис считает, что каждый человек рождается с опре­деленным потенциалом, и этот потенциал имеет две сторо­ны: рациональную и иррациональную; конструктивную и дес­труктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические про­блемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, под­держки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочте­ния — абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек — существо, чрезвычайно подверженное различ­ным влияниям на всех уровнях — от биологического до со­циального. Поэтому сводить всю изменчивую многослож­ность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен. В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниции: дескрип­тивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о ре­альности, о том, что человек воспринял в мире, это «чистая» информация о реальности. Оценочные когниции отра­жают отношение человека к этой реальности. Дескриптив­ные когниции обязательно соединены с оценочными свя­зями разной степени жесткости. Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий — их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоцио­нальной сфере являются результатом нарушений в когни­тивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные вы­воды и жесткие установки). Источник психологических нарушений — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установ­ками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предпи­сания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. По­этому иррациональные установки не соответствуют реаль­ности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они при­водят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмо­циональных нарушений, по мнению Эллиса, является са­мообвинение. Важным в РЭТ является понятие «ловушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснован­ную невротическую тревогу. У нормально функционирую­щего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких свя­зей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожела­ние, предпочтение определенного развития событий, по­этому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватыва­ют индивида надолго и поэтому не блокируют его деятель­ность, не препятствуют достижению целей. Возникновение психологических проблем у клиента свя­зано с функционированием системы иррациональных уста­новок. В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть люби­мым в атмосфере принятия приятно, человек должен чув­ствовать себя достаточно уязвимым и в такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия. А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (та­кие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженно­го в виде фразы: «Это для меня хорошо». Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убежде­нием, выраженным фразой: «Это для меня плохо». Он счи­тал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает «яр­лык», который ей «приклеивают» (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда «этикетка» не соот­ветствует действительности. Для достижения счастья необ­ходимо рационально сформулировать цели и выбрать адек­ватные средства. Эллис разработал своеобразный «кодекс невротика», т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполне­нию которого ведет к психологическим проблемам: 1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении. 2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний. 3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения. 4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек. 5. Человеческие несчастья обусловлены внешними сила­ми, и у людей мало возможности их контролировать. 6. Если существует опасность, то не следует ее преодоле­вать. 7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность. 8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного. 9. Прошлая история человека должна влиять на его не­посредственное поведение «сейчас». 10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах. П. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа. 12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь. А. Эллис предложил свою структуру личности, назван­ную им по первым буквам латинского алфавита «АВС-теория»: А~ активирующее событие; В— мнение клиента о событии; С— эмоциональные или поведенческие послед­ствия события; D— последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е— завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструк­тивное). Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку по­зволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вес­ти эффективное самонаблюдение и самоанализ. Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме «со­бытие — восприятие события — реакция — обдумывание — вывод» обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом. «ABC-схема» используется для того, чтобы помочь клиен­ту в проблемной ситуации перейти с иррациональных уста­новок на рациональные. Работа строится в несколько этапов. Первый этап — кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоцио­нально затронувших клиента, вызвавших у него неадекват­ные реакции. А= (Ao+Aс)=> В, где Л — объективное событие (описанное группой наблюда­телей); д _ субъективно воспринятое событие (описанное клиентом); В — система оценки клиента, определяющая, какие па­раметры объективного события будут восприняты и будут значимы. На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать собы­тия, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции — не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конф­ликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, пере­стройка этой системы и только после этого — принятие ре­шения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. Второй этап — идентификация эмоциональных и пове­денческих последствий воспринятого события (С). Цель это­го этапа — выявление всего диапазона эмоциональных реак­ций на событие (так как не все эмоции легко дифференци­руются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов за­щиты). Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних— из-за словарного дефицита, у других — из-за поведенческого де­фицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций. Та­кие клиенты реагируют полярными эмоциями, или силь­ной любовью, или полным отвержением. Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужас­но, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события. А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные груп­пы иррациональных установок, создающих проблемы: 1. Катастрофические установки. 2. Установки обязательного долженствования. 3. Установки обязательной реализации своих потребностей. 4. Глобальные оценочные установки. Цель этапа достигнута, когда в проблемной области вы­явлены иррациональные установки (их может быть несколь­ко), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в про­блемной ситуации. Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть от­ношения, которая может быть расширена в последующем. Третий этап — реконструкция иррациональных устано­вок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения — прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказа­тельство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негатив­ные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые ра­циональные установки. При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситу­ацию. При негативном воображении он должен максималь­но полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых уста­новок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тре­нировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитив­ном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, про­веденных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, пара­доксальной интенции, техники моделирования. Четвертый этап — закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом са­мостоятельно. Они также могут проводиться на когнитив­ном уровне, в воображении или на уровне прямых дей­ствий. РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к ин­троспекции, рефлексии, анализу своих мыслей. Цели коррекции. Главная цель — оказание помощи в пе­ресмотре системы убеждений, норм и представлений. Част­ная цель — освобождение от идеи самообвинения. Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых ка­честв, достижение которых клиентом может выступить кон­кретной целью психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гиб­кость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм. Позиция психолога. Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъяс­няет, убеждает. Он авторитет, который опровергает оши­бочные суждения, указывая на их неточность, произволь­ность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением гре­хов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле. Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учаще­гося. Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта: 1. Поверхностный — осознание проблемы. 2. Углубленный — распознавание собственных интерпре­таций. 3. Глубинный — на уровне мотивации к изменению. В целом же психологические предпосылки РЭТ следую­щие: — признание личной ответственности клиента за свои проблемы; — принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; — признание того, что эмоциональные проблемы клиен­та проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире; — обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих пред­ставлений; — признание клиентом полезности серьезного обсужде­ния этих представлений; — согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; — согласие клиента на использование РЭТ. Техники РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений. 1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смятению категоричности клиента: вместо «Я должен» — «Мне бы хотелось»; вместо «Будет ужасно, если...» — «На­верно, не совсем удобно будет, если...*; вместо «Я обязан выполнить эту работу» — «Я хотел бы выполнить эту рабо­ту на высоком уровне». 2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанали­зом по «ABC-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций. 3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет. 4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение. 5. «Атака на страх». Техника состоит в домашнем зада­нии, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические зат­руднения у клиента. Например, клиенту, который испы­тывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отде­лов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь. § 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА В своей монографии «Когнитивная терапия и эмоцио­нальное расстройство» (1976) А. Бек высказывает принци­пиально новый подход к коррекции эмоциональных нару­шений, отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Клиента учат возможности увидеть в себе индивида, склон­ного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, клиент может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления. Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека со­стоит в том, что решающим фактором для выживания орга­низма является переработка информации. В результате рож­даются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и пла­нируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или не­адекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная програм­ма. Например, получив определенный опыт в некоторых жизненных ситуациях, люди начинают тенденциозно ин­терпретировать свой опыт: человек, для которого идея воз­можной внезапной смерти имеет особое значение (в связи с тем, что он потерял кого-то из близких родственников), может, пережив угрожающий эпизод, начать интерпрети­ровать нормальные телесные ощущения как сигнал насту­пающей смерти. У него развивается тревожное состояние, которое может перерасти в болезненно-тревожное, при этом его программа поведения активируется программой выжи­вания. Из всего поступающего потока информации будут выбираться «сигналы опасности» и блокироваться «сигналы безопасности». И в результате на относительно незначитель­ные стимулы клиент начинает реагировать как на сильную угрозу, отвечая эмоционально и поведенчески неадекватно. Активированная программа за когнитивный сдвиг в пере­работке информации. Нормальная программа правильно вос­принятых и проинтерпретированных данных заменяется «тре­вожной программой», «депрессивной программой», «пани­ческой программой» и т.д. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или па­ники. А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место — «когни­тивная уязвимость». Именно она располагает человека к пси­хологическому стрессу. Личность (по А. Беку) формируется схемами или когни­тивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в дет­стве на основе личного опыта и идентификации со значи­мыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя, других, мира и концепцию своего суще­ствования в мире. Эти концепции подкрепляются дальней­шим опытом человека и, в свою очередь, влияют на фор­мирование других убеждений, ценностей, позиций. Схемы являются устойчивыми когнитивными структу­рами, которые становятся активными при действии специ­фических стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы мо­гут быть как адаптивными, так и дисфункциональными. Например, в «когнитивную триаду депрессии» входят: — негативное представление о себе («Я неприспособлен­ный, никчемный, всеми отверженный неудачник»); — негативный взгляд на мир (клиент убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения); — нигилистический взгляд на будущее (клиент убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощуще­ния полной безнадежности рождаются суицидные мысли). Таким образом, эмоциональные нарушения и поведен­ческие расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами (в которых в качестве промежуточных перемен­ных выступает мысль— когниция). Психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. (Под аберрацией мышления А. Бек понимал на­рушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации.) Иска­женные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как след­ствие, неадекватных эмоциональных реакций. Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся: /. Персоналюация — склонность интерпретировать собы­тие в аспекте личных значений. Например, люди с повы­шенной тревожностью считают, что многие события, со­вершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично. Так, встретив хмурый взгляд прихожего, клиент думает: «Он чувствует ко мне отвраще­ние. Все при виде меня чувствуют отвращение». Таким обра­зом, клиент переоценивает как частоту, так и степень отри­цательных чувств, которые он вызывает у других людей. 2. Дихотомическое мышление. Невротизированный кли­ент склонен мыслить крайностями в ситуациях, задеваю­щих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначает­ся только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство назы­вается дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, ней­тральное эмоциональное положение. 3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это кон­цептуализация ситуаций на основе детали, извлеченной из контекста, при игнорировании другой информации. Напри­мер, на шумной вечеринке молодой человек начинает рев­новать свою девушку, которая склонила голову к другому человеку, чтобы лучше его расслышать. 4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать». 5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на ос­нове единичного случая. Например, клиент сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчи­нами». 6. Преувеличение (катастрофизация) — преувеличение последствий каких-либо событий. Например, клиент дума­ет: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят». Этапы когнитивной коррекционной работы /. Сведение проблем — идентификация проблем, имею­щих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологичес­кой, патопсихологической), так и собственно эмоциональ­ных проблем. При этом достигается укрепление мишеней коррекционного воздействия. Другим вариантом сведения проблем является иденти­фикация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов. 2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, ис­кажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызываю­щая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняю­щих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когни­ции носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для клиента они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматичес­кие мысли» непроизвольны, не привлекают внимания кли­ента, хотя и направляют его поступки. Для распознавания неадаптивных когниций использует­ся прием «коллекционирование автоматических мыслей». Клиенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, клиент может распознать их и зафиксировать. Обыч­но вне проблемной ситуации эти мысли осознаются с тру­дом, например у людей, страдающих фобиями. Опознава­ние их облегчается при реальном приближении к такой си­туации. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, осуществить «кол­лекционирование» их, а впоследствии вместо сокращенного (как в телеграмме) варианта представить его в более раз­вернутом виде. 3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыс­лей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологичес­кие явления. После того как клиент научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рас­сматривать их объективно, т.е. отдалиться от них. Отдаление повышает способность клиента проводить гра­ницу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что...») и неопровержимым фактом («я знаю, что...»). Отда­ление развивает умение осуществлять дифференциацию меж­ду внешним миром и своим отношением к нему. Путем обо­снования, доказательства реальности своих автоматических мыслей клиентом психолог облегчает дистанцирование кли­ента от них, формирует у него навык видения в них гипо­тез, а не фактов. В процессе отдаления клиенту становится более ясным путь искажения восприятия события. 4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обо­значения, истолкование и оценку событий. Те правила регу­ляции поведения, которые носят абсолютный характер, вле­кут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реаль­ной ситуации и поэтому создающую проблемы для клиента. Для того чтобы у клиента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать менее генерализо­ванными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: опасности — безопаснос­ти и боли — удовольствия. Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологи­ческим или психосоциальным риском. Хорошо адаптиро­ванный человек обладает достаточно гибким набором точ­ных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, ин­терпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. В ситуациях физического риска показатели последнего могут быть достаточно верифицированы по одному или несколь­ким характеристикам. В ситуациях психологической или пси­хосоциальной угрозы верификация таких показателей зат­руднена. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партне­ром. Свои предположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у клиента контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вер­бализацией новых правил регуляции, позволяющих испыты­вать умеренный уровень эмоций. Правила, центрированные вокруг оси боли — удоволь­ствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование дру­гих сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. После выявления таких позиций психолог помогает клиенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что клиент был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами. Классификация поведенческих правил 1. Правила, формулирующие ценностные установки, вы­зывающие определенные стимулы, которые субъективно вос­принимаются по-разному, порождают у клиентов положи­тельные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»). 2. Правила, связанные с воздействием стимула (напри­мер: «После развода все будет по-другому»), 3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заика­юсь, никто меня не слушает»). 4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»). 5. Правила, связанные с воздействием реакции (напри­мер: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»). 6. Правила, связанные с долженствованием и возникаю­щие в процессе социализации личности (например: «Чело­век должен получить высшее образование, чтобы быть сча­стливым»). 5. Перемена отношения к правилам саморегуляции. 6. Проверка истинности правил, замена их новыми, бо­лее гибкими. Первоначально желательно использовать навыки продук­тивного решения проблем клиентом в непроблемной сфере, а уже генерализовать эти навыки в эмоционально-проблем­ную сферу. Цели коррекции. Основная цель —- исправление неадекват­ных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Задачи психолога. Научить клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением. Научить заменять дисфункциональные мысли более реа­листическими интерпретациями. Идентифицировать и изменять убеждения, которые пред­располагают к искажению опыта. Позиция психолога. Поскольку А. Бек считает, что психо­лог и клиент являются сотрудниками в исследовании фак­тов, которые подкрепляют или опровергают когнитивные схемы клиента, то это процесс двусторонний и он является партнерским. Поэтому между клиентом и психологом долж­ны складываться партнерские отношения. Интерпретации или предположения клиента рассматриваются психологом как гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении. Требования и ожидания от клиента. От клиента ожидает­ся принятие базисного положения когнитивной теории о зависимости эмоций от мышления. Установление отноше­ний партнерства с психологом требует от клиента высокой активности, ответственности, отсутствия «психологическо­го иждивенчества». Слепая вера в психолога и повышенный скептицизм клиента — два полюса негативного отношения к предстоящему взаимодействию. Для успешности коррек-ционных воздействий необходимо перед началом мероприя­тий привести подобные позиции к центру. Техники 1. «Сократовский диалог». Беседа является главным те­рапевтическим инструментом в когнитивной психокоррек­ции. Психолог тщательно составляет вопросы для обеспече­ния нового научения. Цель постановки этих вопросов сво­дится к следующему: — прояснить или определить проблемы клиента: — помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения; — изучить значения событий для клиента; — оценить последствия поддержания неадаптивных мыс­лей и поведения. На основании ответов на выстроенные вопросы клиент приходит к определенным логическим заключениям. Воп­росы ставятся таким образом, чтобы подвести его к неиз­бежному выводу и чтобы при этом клиент не прибегал к психологическим защитам. То есть, чтобы клиент мог по­смотреть на свои предположения с другой точки зрения таким образом, чтобы психологические защиты не мешали осознанию этого другого положения. 2. «Заполнение пустоты». Метод используется, когда уро­вень испытываемых эмоций носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, нечетки, недостаточно оформлены. Для выявления неосознаваемых мыслей пациента клиен­ту предлагают заполнить следующую последовательность: А→В→С. А→ — какое-нибудь событие. С→ — эмоциональная реакция клиента на событие. В→ — мысли клиента, связывающие эти два события. Клиента учат наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакций на них (С). Клиенту необходимо заполнить пустоту в своем сознании (В), которое является связующим звеном между А и С. В— это мысли или обра­зы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Например, увидев на улице давнего знакомого, клиент почувствовал грусть и печаль. А — встреча с человеком; С — печаль; В— когниция, связывающая эти два события. Далее клиент объясняет: «Увидев этого человека, я подумал, что, возможно, он меня не узнает или скажет, что я плохо выгля­жу, или грубо ответит и это меня огорчит. После этого воз­никло чувство печали». После того как связь между событием и эмоциональной реакцией вскрыта клиентом, психолог мо­жет на основании полученных данных выдвинуть гипотезу и представить ее для обсуждения (подтверждения) клиенту. Клиент имеет право согласиться или не согласиться с психологом и найти более точные формулировки своих убеж­дений. Как только убеждение идентифицировано, оно от­крыто для модификации. Модификация убеждения осуще­ствляется следующими способами: — психолог может спросить у клиента, является ли убеж­дение разумным; — может попросить клиента привести доводы «за» и «про­тив» сохранения этого убеждения; — психолог может попросить клиента предоставить до­казательства, факты, противоречащие этому убежде­нию (т.е. опровергнуть его). 3. Декатастрофизация (техника «что... если»). Техника предназначена для исследования действительных фактичес­ких событий и последствий, которые в представлении кли­ента наносят ему психологический ущерб и вызывают чув­ство тревоги. Эта техника помогает клиентам справиться с последствием события, сопряженного со страхом. В беседе с психологом рассматривается ситуация, кото­рая пугает клиента и воспринимается им как катастрофи­ческая. Психолог задает клиенту вопрос: «А что будет, если эта ситуация наступит?» Клиент перечисляет возможные последствия этой ситуации. Психолог повторяет вопрос: «А что будет, если...?» При рассмотрении всех последствий си­туации клиент приходит к выводу о том, что ситуация не настолько значима, как представлялась ему в самом начале беседы. 4. Когнитивная реатрибуция. Методика представляет со­бой последовательность действий с целью изменения пато-логизирующих клиента автоматизированных (навыков) «це­почек мыслей», направлена на проверку правильности убеждений клиента. Психолог и клиент рассматривают аль­тернативные причины событий. Техника реатрибуции пред­полагает проверку реальности и исследование всех фактов, которые повлияли на возникновение ситуации. Она вклю­чает следующие приемы: 1. Проверку наполненности когниций клиента реальным содержанием. Осуществляется переход к более содержатель­ному и многостороннему представлению об объекте патологизирующей клиента цепочки суждений (своем «Я», сфере деятельности, взаимоотношениях с другим человеком и т.п.). 2. Выявление несостоятельности представлений клиента о причинах патологизирующей его цепочки суждений. Объек­том воздействия на этой стадии являются здравые сужде­ния, которыми клиент привычно обосновывает свое чув­ство вины, тревогу, неполноценность, проявления агрес­сивности. 3. Закрепление новых атрибуций (в дискуссии, ролевой игре, в повседневной жизни). В коррекционной практике методика применяется при деп­рессивных неврозах, реактивных депрессиях, фобиях, исте­рических реакциях, зависимостях (наркотики, алкоголь). Про­тивопоказано применение при психотических нарушениях. 5. Переформулирование. Техника, предназначенная для мо­билизации человека, который считает, что проблема не кон­тролируется им. Клиенту предлагается сформулировать про­блему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который счи­тает: «Никто не обращает на меня внимание», — предлагает­ся переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональ­ное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились». 6. Децентрализация. Метод освобождения клиента от свой­ства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Для проверки искаженных убеждений клиента ему предлагается провести поведенческие эксперименты. Например, один клиент считал, что во время совещания все за ним наблюдают, замечают его неуверенность, поэто­му он предпочитал молчать, не высказываться. Из-за этого у него были проблемы с руководством. Клиенту было пред­ложено понаблюдать за окружающими вместо того, чтобы сосредоточиваться на своем дискомфорте. Когда он понаб­людал за сотрудниками, то увидел, что одни люди слуша­ют выступающего, другие — что-то пишут, третьи— меч­тают. Он пришел к выводу, что другие озабочены своими делами, а не отношением к нему. И его отношение к себе изменилось. 7. Проверка гипотезы. Клиент, находящийся в эмоцио­нально неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объяс­няющую такое его состояние. Психолог просит привести кон­кретные факты, объясняющие данную гипотезу. При этом нельзя пользоваться обобщающими ярлыками, неясными терминами и неопределенными понятиями. Например, клиент утверждает, что он плохой учитель. Психолог просит привести факты, аргументы в пользу та­кого заключения. При рассмотрении этих аргументов может выясниться, что не учтены какие-то стороны деятельности. После этого клиента просят привести факты обратной свя­зи: мнения родителей, суждения, отзывы учеников, коллег по работе, которые должен добыть сам клиент. После рас­смотрения всех фактов в совокупности клиент приходит к выводу, что на самом деле он не такой плохой, как ему казалось и его мнение о себе ошибочно. 8. Планирование деятельности. Эта процедура сводится к тому, что клиента просят составить распорядок дня, наме­тить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов. Заполнение таких распорядков дня и последующий их анализ с психологом приводит к тому, что клиент убеждается в том, что он в состоянии контроли­ровать свое поведение. И его эмоциональная оценка этой деятельности зависит от целого ряда факторов, что приво­дит к изменению эмоционального отношения к себе и к той деятельности, которой он занимается. Например, те клиенты, которые считают, что они нахо­дятся постоянно в тревожном состоянии, видя свою оценку разных видов деятельности, убеждаются в том, что сила эмоционального напряжения варьирует в зависимости от времени дня или выполняемой работы и что на самом деле их переживания не так глубоки, как им представлялось до заполнения этого распорядка.

4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА Реальностная терапия исходит из того, что изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответ­ственно. И именно поведение становится предметом анализа и коррекции. Центральным понятием в данном подходе является чув­ство реальности, при этом игнорируются понятия, связан­ные с объяснением причин расхождения между планами человека, касающихся его поступков и их реализации («за­щитные механизмы», «неосознаваемые влечения» и т.д.). Не эти механизмы ослабляют чувство реальности, а, наоборот, снижение чувства реальности приводит к возникновению подобных психических явлений. В результате ослабления чувства реальности у клиента рез­ко понижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих действий. Человек считает себя не «хозя­ином своей жизни», а «игрушкой в руках судьбы», в резуль­тате такого самоотношения нарушается планирование своих действий, формируется искаженный «образ будущего». Во главе этого подхода стоит побуждение клиента брать на себя ответственность и добываться поставленных целей, если они реальны. В 60-е годы У. Глассером была создана модель реальностной терапии, которая предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами. У. Глассер работал в школе для девушек с отклоняю­щимся поведением и основал технику, назначение кото­рой — обучение ответственному и реалистичному поведе­нию в контексте существующей реальности. По мнению У. Глассера, человек — самодетерминирующее существо, ко­торое обладает основными психологическими потребностя­ми: достоинства, свободы, принадлежности. Человек — тво­рец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: лич­ность сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними. Глассер считает, что успешность персонализации и пози­тивная личностная направленность — это условия личност­ного здоровья. Прошлому клиента придается весьма низкое значение, так как оно не может быть изменено и, следова­тельно, вне власти клиента. Цели коррекции. Общая цель коррекции — активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реаль­ной жизни. Частная цель — достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана лич­ностного совершенствования. Главные задачи коррекционного процесса — помочь кли­енту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Раз­вить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаи­вает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки. Позиция психолога. Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. А отсюда требования к профес­сиональным качествам: седативность, эмпатичность, спо­собность быть требовательным, последовательным и слу­жить моделью поведения. Требования и ожидания от клиента. Считается, что кли­ент желает добиться удовлетворения основных потребнос­тей, но использует при этом неадекватные способы поведе­ния. Поэтому центральным моментом коррекции выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое поведение. Основной задачей коррекционной работы ста­вится активизация у пациента чувства реальности и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуще­ствлением в реальной жизни. У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей. 1. Установление отношений с клиентом: подружиться, уметь выслушать, проявить искреннюю заботу, готовность при­нимать клиента таким, какой он есть. 2. Забыть о прошлом клиента и основное внимание уде­лить текущему поведению. 3. Поощрять клиента к оцениванию своего поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает клиенту в том, что он делает. 4. Помочь клиенту в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент, где, когда, как, зачем. 5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполне­нии плана, который должен быть реалистичным. 6. Отказ принятия извинений. 7. Быть жестким с клиентом, но, отказываясь от при­менения наказаний, не отказываться от работы с клиен­том, даже если у клиента возможны срывы. Эти семь этапов работы являются способом реализации основных целей коррекции: развития ответственности, са­моконтроля и позитивного поведения. Первоначально техника использовалась для работы с трудными подростками. Более широкое применение данная техника нашла в работе с заключенными, с военными, там, где необходимо краткосрочное психологическое вме­шательство. Сфера предложений современной реальностной терапии весьма широка: от суицидологических цент­ров и военных госпиталей до школ и центров психологи­ческой помощи.



<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-07-05; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию