Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе.

1.Признаки социального статуса:

а) место жительства;

б) уровень образования и профессия;

в) стиль поведения и одежды и т.д.

3) Основные виды социальных статусов:

а) предписанный (заданный, врожденный);

б) достигаемый (приобретенный).

Связь социального статуса и социальной ролью.

5) Структура ролевого набора личности:

а) роли в семье;

б) роли в малом социуме;

в) роли в профессиональной деятельности;

г) роли в гражданской деятельности и т.д.

Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

Малая социальная группа 1. Характеристики малой группы (Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения). 2) Состав группы. Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек. 3) Структура группы: функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей и набор норм. 4) Групповые процессы 5. Виды и функции малых групп 1) По роду деятельности (промышленные, учебные, любительские) 2) По способу возникновения (формальные, неформальные или контактные) 3) По степени развития межличностных отношений от дифференциальных групп до коллектива. 4) Функции групп: · нормативная · сравнения · Инструментальные · Экспрессивная · поддерживающая 6. Групповая динамика 1) сплочение или разобщение групп; 2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных; 3) становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида. Семья и ее роль 1) Семья – институт воспроизводства и развития общества. 2) Свойства семьи как малой группы: а) наличие кровнородственных или брачных связей; б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения. 3) Основные функции семьи: а) репродуктивная; б) досуговая; в) социально-статусная; г) хозяйственная-экономическая д)эмоционально-психологическая; е) воспитательная. 4) Формы семьи: а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная); б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)). В) по воспитанию детей: патриархальная, либеральная, демократическая 5) причины появления неполных семей: А) ранние браки, Б) инфантильность мужчин, В) неумение находить компромиссы (асоциальное поведение) Г) вредные привычки Д) уход одного из партнеров 6) Тенденции развития семьи в современном обществе: а) равномерное распределение прав и обязанностей ­в семье; б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях; в) увеличение числа ранних браков и их распад; г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи; д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение; е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью. 7) Особенности развития семьи в современной России Социальная роль 1. Понятие «Социальная роль» 2. Ролевой набор а) основные роли б) ситуационные роли 3. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. 4. социальные и межличностные социальные роли. 5. классификации социальных ролей а) роль труженика;б) роль собственника;в) роль потребителя;г) роль гражданина;д) роль члена семьи.6. Виды ролевых конфликтов а)межролевые б)личностно ролевые в)внутриролевые Социальная мобильность и ее виды 1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности. 2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества: а) общества с низким уровнем мобильности; б) общества с высоким уровнем мобильности. 3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты): а) семья; б) система образования; в) профессиональная деятельность; г) государственная служба и пр. д) церковь 4) Проявления социальной мобильности: а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса)); б) по составу (индивидуальная и групповая). 5) Карьера как один из видов социальной мобильности. 6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе. 6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.   Этнос 1. Понятие этноса (Что такое этнос?) 2. Виды этносов: А) род Б) племя и его признаки В) народность, признаки народности Г) нации, факторы, формирующие нации 3. Национальные интересы 4. Межнациональные отношения А) сотрудничество Б) конфликт 5. Тенденции межнациональных отношений А) национальная дифференциация Б) национальная интеграция 6. Межнациональные отношения в РФ Нации и межнациональные отношения 1. Понятие нации 2. признаки нации: а.Единство языка б.Единство культуры в.Единство традиций и обычаев г. Экономически связи д. Менталитет е. Историческое прошлое ж. Территория 3. Национальное самосознание 4. Государственная национальная политика вРФ 4. Межнациональные отношения А) сотрудничество Б) конфликт 5. Тенденции межнациональных отношений А) национальная дифференциация Б) национальная интеграция 6. Межнациональные отношения в РФ
Общение 1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера. 2) Основные функции общения: а) коммуникативная (обмен информацией); б) перцептивная (принятие друг друга); в) интерактивная (взаимодействие друг с другом). 3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности. 4) Условия конструктивного общения: а) готовность к сотрудничеству, компромиссу; б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей; в) уважительное отношение к партнеру. 5) Общение в игре, труде, учении. 6) Специфика общения в сетевом сообществе: а) интенсивность коммуникаций; б) виртуальное общение; в) обилие и разнообразие информационных потоков. 7) Общение в формировании личности современного типа. Молодежь – особая социальная группа 1.Молодежь – особая социальная группа. 2.Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления: а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет; б) молодежь - от 18 до 24 лет; в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет. 3) Особенности молодежного возраста: а) стремление к освоению новых социальных ролей; б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения; в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс); г) позитивное и органичное восприятие инноваций; д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности. 4) Специфика молодежной субкультуры: а) молодежная мода; б) молодежная музыка и кино; в) молодежный сленг; 5) Основные проблемы современной российской молодежи: а) сокращение численности молодежи в структуре населения; б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий; в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения. 6) Государственная молодежная политика в РФ. 7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире. Отклоняющееся поведение 1. Понятие отклоняющегося поведения. (Девиантное поведение.) 2. Основные формы.: А. Позитивные(позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;) · Занятия спортом · Собирательство, коллекционирование · Занятие творчеством Б. Негативные (негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.) · Пьянство. · Наркомания. · Преступность · Проституция. · Самоубийство. 3. Делинквентное поведение. 4. Причины девиантного поведения. 4.1. Биологические. 4.2. Психологические. 4.3. Социологические. 5. Девиация. 5.1. Первичная девиация. 5.2. Вторичная девиация. 6. Характер девиантного поведения. 6.1. Коллективный. 6.2. Индивидуальный. 7. Меры соц. воздействия на девиантное поведение Социализация 1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий 2) Функции социализации: а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе; б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом; в) усвоение моральных ценностей и идеалов; г) освоение практических умений и навыков. 3) Уровни (этапы) социализации): а) первичная социализация; б) вторичная социализация. 4) Институты (агенты) социализации: а) семья; б) ближайшее окружение; в) система образования; д) профессиональная деятельность. 5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.  
Социальное гос-во 1. Понятие социального гос-ваВысокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;Социально ориентированная структура экономики;Формирование гражданского общества;Разработка государством разнообразных социальных программ;Развитое социальное законодательство;Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;Социальная ответственность перед гражданами. 3. Функции социального гос-ваПоддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);Охрана труда и здоровья людей;Поддержка семьи, материнства, детства;Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;Поощрение благотворительной деятельности;Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;Борьба с безработицей. 4. Проблемы развития и совершенствования социального гос-ва в РФ Социальные нормы 1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. 2) Функции социальных норм: а) координация деятельности людей; б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению; в) выступают в качестве характерных признаков групп. 3) Виды социальных норм:а) моральные нормы; б) правовые нормы; в) обычаи и традиции; г) ритуалы, церемонии; д) нормы этикета. 4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность: а) по предъявлению (формальные и неформальные); б) по отношению к личности (позитивные, негативные). 5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.
Социальные институты 1.Понятие социального института. (социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.) 2. основные комплексы социальных институтов: а) экономические б) политические в) социальные г) институты, действующие в духовной области 3. Ключевые социальные институты: а) семья б) власть в) наследование г) собственность д) образование 4. Признаки социальных институтов 1) культурные символы (флаг, герб, гимн); 2) кодексы поведения (присяга, клятва); 3) идеологию, философию (миссия). 5. Функции социальных институтов 1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности; 2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения; 3) социализация – передача социального опыта; 4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей; 5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами; 6) автоматизация – стремление к самостоятельности. 6.Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными 7. Роль социальных институтов в жизни общества Природа человека 1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества. 2) Проявления человеческой природы: а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип); б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.); в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт). 3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека: а) флегматик; б) холерик; в) сангвиник; г) меланхолик. 4) Сложность человеческой сущности: а) человек как индивид; б) человек как индивидуальность; в) человек как личность. 5) Природные задатки – основа формирования способностей. Личность 1) Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств. 2) Важнейшие свойства личности: а) знания о мире, обществе, себе; б) познавательные и практические умения; в) социальный опыт; г) моральные ценности и идеалы; д) иные социально значимые качества. 3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий: а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование); б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.). 4) Модели взаимодействия личности и общества: а) конструктивная; б) деструктивная. 5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху
Личность как субъект и продукта общественных отношений 1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности. 2) Свойства личности: а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох); б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий). 3) Специфические качества личности современного типа: а) готовность к инновациям; б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру; в) креативность; г) открытость, толерантное восприятие нового; д) инициативность и самодеятельность; е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе. 4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе: а) система средств массовой коммуникации; б) возросшие информационные потоки; в) изменившийся характер образования и труда; г) интенсификация общения в сетевом сообществе. 5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху.   Деятельность человека 1) Понятие о деятельности. / Деятельность – форма активности человека. 2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных): а) целенаправленность; б) осознанность; в) представление идеальной модели результата; г) преобразовательный, творческий характер. 3) Структура деятельности: -мотив -субъект, объект -цель (средства и действия) -результат 4) Основные виды деятельности человека: а) игровая; б) учебная; в) трудовая. 5) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе. а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная); б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная). 6) Деятельность и общение. 7) Деятельность и творчество. 8) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности. Био­со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка   1. Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции.   2. Ор­га­низм как при­род­ная ос­но­ва че­ло­ве­ка: а) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них ор­га­нов и си­стем (мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ские, элек­тро­хи­ми­че­ские, нерв­но-моз­го­вые и дру­гие про­цес­сы ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка); б) пер­вич­ные (фи­зио­ло­ги­че­ские) по­треб­но­сти (в пище, воде, от­ды­хе, опре­де­лен­ном тем­пе­ра­тур­ном ре­жи­ме и др.); в) ге­но­тип че­ло­ве­ка и ме­ха­низ­мы на­след­ствен­но­сти.   3. Со­ци­аль­ное в че­ло­ве­ке: а) со­ци­аль­ные по­треб­но­сти; б) ин­те­ре­сы; в) во­ле­вые ка­че­ства; г) са­мо­со­зна­ние; д) ми­ро­воз­зре­ние и др.   4. Един­ство био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в че­ло­ве­ке: а) вли­я­ние био­ло­ги­че­ско­го (на­след­ствен­но­го) на фи­зи­че­ские дан­ные и пси­хи­че­ские свой­ства че­ло­ве­ка; б) осу­ществ­ле­ние и удо­вле­тво­ре­ние био­ло­ги­че­ско­го в со­ци­аль­ных фор­мах.   5. Про­бле­ма со­от­но­ше­ния био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в че­ло­ве­ке (раз­ные под­хо­ды).   Познавательная деятельность 1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний. 2) Объекты познавательной деятельности: а) окружающий мир, природа; б) общество; в) человек. 3) Формы познания: а) чувственное познание б) рациональное познание 4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития
Межличностные отношения 1) Понятие о межличностных отношениях. 2) Отличительные черты межличностных отношений: а) эмоционально окрашенный характер; б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации; в) осуществление внутри узкого круга людей. 3) Основные сферы межличностных отношений: а) отношения в семье; б) отношения среди коллег; в) отношения в дружеской компании. 4) Специфика межличностного конфликта. 5) Условия эффективности межличностного взаимодействия: а) принятие иного мнения как должного; б) готовность к диалогу и взаимопониманию; в) осуществление совместной деятельности; г) общность целей и интересов. 6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях. Игра как деятельность 1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека. 2) Основные свойства игры: а) творческий характер; б) наличие воображаемой обстановки; в) освоение новых социальных ролей; г) наличие определенных правил. 3) Классификация игр: а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы); б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове); в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме); г) спортивные и т.д.. 4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте. 5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности. Труд как деятельность 1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы. 2) Признаки трудовой деятельности: а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей); б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы); в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов). 3) Основные виды труда: а) физический и умственный; б) простой и сложный. 4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе: а) сложный характер труда; б) наукоемкость, интеллектуальность труда; в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда. 5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива: а) развитие коммуникативных умений; б) развитие мышления и креативности; в) формирование умения действовать нестандартно; г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели; д) становление сплоченного и эффективного коллектива. 6) Труд – основа благосостояния общества Потребности и интересы человека 1. Понятие потребности 2. Виды потребностей человека а) Биологические (органические, материальные) б) Социальные в)Духовные (идеальные, познавательные) г)Экзистенциальные д)Престижные 3. Другие классификации потребностей: - Базовые потребности (Маслоу): а)Первичные (врожденные) б)Вторичные (прио6ретенные) 4. Разумные потребности 5. Потребности лежат в основе возникновения - интересов - и склонностей 6. Существует несколько классификаций интересов: а)по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества б) по направленности: экономические; социальные;политические; духовные.
Мировоззрение 1. Ми­ро­воз­зре­ние как си­сте­ма обоб­щен­ных взгля­дов на мир и место че­ло­ве­ка в нем.   2. Ис­то­ри­че­ские виды ми­ро­воз­зре­ния: а) ми­фо­ло­ги­че­ское; б) тео­ло­ги­че­ское (ре­ли­ги­оз­ное); в) фи­ло­соф­ское.    3. Обы­ден­ное (жи­тей­ское) ми­ро­воз­зре­ние и его осо­бен­но­сти: а) пре­об­ла­да­ние про­из­воль­ных свя­зей; б) фраг­мен­тар­ность взгля­дов на мир; в) от­сут­ствие це­лост­но­сти.   4. Ос­нов­ные черты на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния: а) ло­ги­че­ская строй­ность; б) си­сте­ма­тич­ность; в) уни­вер­саль­ность; г) кри­тич­ность; д) обос­но­ван­ность. 4. Роль мировоз. В жизни человека Человек, индивид, личность 1. Что такое человек? Что такое индивид? Что такое личность? 2. Человек – биосоциальное существо: а) биологическая природа человека б) социальная природа человека 4. Индивид как конкретный человек. Различия индивидов благодаря: а) темпераменту б) характеру в) психике ) самосознанию 5. Личность. Виды личности: а) трудовой б) политический в) эстетический г) социальный д) религиозный Цель и смысл жизни 1.Понятие цель жизни 2.Содержание цели жизни 3.Понятие смысла жизни на протяжении человеческой истории а). В античные времена б) В Средние века в). В эпоху Ренессанса г). В новое время 4. Три измерения смысла жизни а). Прошлое (ретроспекция) б) Настоящее (актуализация) в) Будущее (проспекция) 5. Концепция смысла жизни а). Аскетизм б). Гедонизм в). Прагматизм г). Утилитаризм д). Эвдемонизм е). Этика долга 6. Проблема смысла жизни 7. Изменчивость цели и смысла жизни на протяжении человеческой жизни Свобода и ответственность 1. Что такое свобода и ответственность? 2. Виды свободы: а) экономическая б) политическая в) духовная г) гносеологическая 3. Свобода как познанная необходимость. . 4. Отражение относительного характера свободы – ответственность. а) наличие долга и совести б) умение осуществлять самоконтроль в) самоуправление 5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки. 6. Роль свободы в современном российском обществе. Ответственность, отраженная в конституции РФ.
Человек как продукт эволюции 1.Теории происхождения чел-ка А)креационистская Б)эволюционная В)трудовая 2. понятие антропогенеза 3. человек, как биосоц.сущ-во 4.основн.олич. чел-а от животн. А)сознание(мышление) Б) членораздельн.речь В)сознательная целенапр. творч.деят. 5. уникальность человека Биологическое и социальное в человеке 1. Наиболее распространенные теории происхождения человека: а) религиозная б) эволюционная теория Ч. Дарвина в) трудовая теория Ф. Энгельса 2. Основные подходы ученых к определению понятия "человек" 3. Биосоциальная природа человека: а) Человек - часть природы б) Человек - существо общественное 4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.   Человек есть существо общественное в большей степени, нежели всякого рода стадного животного 1. Человек как существо биосоциальное: - биологическая сущность человека - социальная сущность человека 2. Что из себя представляет биологическая сущность человека 3. Что из себя представляет социальная сущность человека 4. Подходы к преобладанию одной из сторон сущности человека: - биологизаторство - социологизаторство 5. Основы социологизаторства: - социальное в человеке преобладает над биологическим Право в системе социальных норм». 1) Право в системе социальных норм 2) Признаки права: а) общеобязательность действия; б) гарантированность силой государства; в) формальная определенность; г) разработка и принятие компетентным государственным органом. д) многократность применения е)системность 3) Функции права: а) регулятивная б)охранительная в) воспитательная 4) Особенности действия норм права: а) во времени; б) в пространстве; в) по кругу лиц. 5) Специфика действия норм права в современную эпоху 6)Сферы действия норм права и морали
Норма права I.Понятие норм права II.Признаки норм права: а) общеобязательность; б) многократность; в) формальная определенность; г) устанавливается и охраняется государством III.Структура правовой нормы: а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция IV.Классификация норм права: а) по предмету правового регулирования: б) по характеру диспозиции: 1. Управомочивающие; 2. Обязывающие; 3. Запрещающие в)диспозитивные и императивные Система права I. Понятие системы права II.Внутренняя структура системы права 1) отрасль права 2)подотрасль права 3) институт права 4)нормы права III. Классификация отраслей права 1)материальное право: а) конституционное право б) административное право в) гражданское право г) уголовное право д) трудовое право е) семейное право ж) финансовое право 2) Процессуальное право а) конституционный процесс б) административно - процессуальное право в) гражданско-процессуальное право г) уголовно-процессуальное право и уголовно-исполнительное право д) арбитражно-процессуальное право IV. Публичное и частное право 1) публичное: конституционное, административное, уголовное, финансовое. 2) частное право: гражданское,трудовое,семейное. Источники (формы) права I.Понятие источника права II.Основные виды источников права: а) правовой обычай (обычное право); б) юридический (судебный) прецедент; в) нормативно – правовой акт; г) правовой договор; III. Понятие и признаки нормативно правовых актов 1) содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы права) 2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения; 3) содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты; 4) издается только компетентными органами 5) принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке; 6) имеет официально‑документальную форму, 7) обладает определенной юридической силой, IV.Виды нормативно – правовых актов: Законы 1. Конституция; 2. Федеральные законы Подзаконные: 1. Указ президента; 2. Постановление Федерального Собрания; 3. Постановление Правительства; 4. Местные подзаконные акты
Нормативно-правовой акт как источник права I. Определение нормативно-правовой акт II. Типы нормативных актов: а) Конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные); б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции) III. Юридическая сила правовых актов: а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу; б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом IV. Иерархия подзаконных правовых актов в РФ: а) указы Президента РФ; б) нормативные акты Правительства РФ; в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств)   Правовые отношения 1) Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права. 2) Признаки правоотношений а) Общественные отношения б)Регулируются нормами права в)Субъекты права обладают правами и обязанностями г) Охраняются государством 3) Основания для возникновения правоотношений – юридические факты: а) события (зависят от воли и желания людей). б) действия (происходят помимо воли и желания людей):правомерные, неправомерные 4) Классификация юридических фактов по правовым последствиям: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие 5) Субъекты правоотношений: а) индивидуальные: физические лица (граждане) б) коллективные: юридические лица (предприятия, организации,государство, субъекты государства, органы местного самоуправления,трудовые коллективы, социальные общности) 5) Правоспособность и дееспособность участников правоотношений. 6) Виды правоотношений по отраслям права: а) гражданские; б) конституционные; в) административные; г) трудовые; д) уголовные; е) процессуальные. 7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве. Гражданские правоотношения I. Понятие гражданского права II. Источники гражданского права: Международные договоры, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и т.д. III. Субъекты гражданских правоотношений: а) индивидуальные: физические лица (граждане) б) коллективные: юридические лица (предприятия, организации,государство, субъекты государства, органы местного самоуправления,трудовые коллективы, социальные общности) IV. Гражданская правоспособность и дееспособность. V. Объекты гражданских правоотношений: движимое, недвижимое имущество. VI. Основания возникновения гражданских правоотношений: 1) юридические факты: действия и события VII. Осуществление и защита гражданских прав. План "Семейное право". 1. Понятие "Семейное право". 2. Основные источники семейного права: а) Конституция РФ; б) Семейный кодекс РФ. 3. Условия заключения брака: а) взаимное согласие мужчины и женщины; б) достижение брачного возраста. 4. Препятствия к заключению брака: а) состояние в другом зарегистрированном браке; б) близкое родство; в) недееспособность. 5. Способы расторжения брака: а) суд; б) органы ЗАГС. 6. Права и обязанности супругов: а) личные; б) имущественные. 7. Права и обязанности родителей и детей. «Понятие и виды правоотношений». 1) Понятие о правоотношениях./ Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права. 2) Основания для возникновения правоотношений – юридические факты: а) события (зависят от воли и желания людей). б) действия (происходят помимо воли и желания людей). 3) Классификация юридических фактов по правовым последствиям: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие 4) Субъекты правоотношений: а) физические лица (граждане) б) юридические лица (предприятия, организации); в) социальные общности (народы); г) государство. 5) Правоспособность и дееспособность участников правоотношений. 6) Виды правоотношений по отраслям права: а) гражданские; б) конституционные; в) административные; г) трудовые; д) уголовные; е) процессуальные. 7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.
Трудовые правоотношения I.Понятие трудового права II. Источники трудового права:международныедоговоры,КонституцияРФ,Трудовой Кодекс РФ. III.Участники трудовых отношений: а) работники; б) работодатели IV.. Трудовой договор а) Индивидуальный трудовой договор б) Коллективный трудовой договор V.Порядок приёма на работу: а) возрастной ценз; б) дееспособность; в) рудовой стаж VI.Обязательные условия труда: а) безопасность; б) определенная зар. Плата; в) определенное рабочее время VII. Правовой статус субъектов правоотношений: а) права и обязанности работника; б) права и обязанности работодателя VIII. Трудовые отношения а) Оплата труда б) Охрана труда IX. Особенности трудовых правоотношений в современной России Административное право I.Понятие административного права II.Источники административного права: а) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, основные законодательства, акты об амнистии; б) указы и распоряжения Президента РФ; в) акты Банка России; г) акты муниципальных органов; д) акты правосудия; е) административные обыкновенные, которые не закреплены актами власти III.Понятие административно – правовые отношения: а) одна из сторон выступает субъектом административной власти; б) обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации; в) нарушитель несет ответственность перед государством IV.Понятие административной ответственности: а) основание для административной ответственности является административное право; б) она состоит в применении к субъектам административных взысканий менее суровых, чем уголовное наказание; в) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено (суд, судьи); г) должностные лица; е) особый порядок привлечения к административной ответственности отличается от уголовной ответственности; д) регулируется нормами административного права V.Виды административных наказаний: а) предупреждение; б) административный штраф; в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; г) конфискация предмета административного правонарушения; д) лишение специального права; е) выдворение за пределы РФ лиц без гражданства Отклоняющееся поведение (девиантное поведение) 1. Понятие отклоняющегося (девиантного поведения) поведения. 2. Отклонения от социальных норм: позитивные и негативные 3. Формы негативного девиантного поведения: а) пьянство б) курение в) наркомания г) преступление д) азартные игры 3. Причины девиантного поведения: а) биопсихологические б)социальные в) маргинализация г) социальная патология 4. Меры соц. воздействия на девиантное поведение
Правонарушение I. Понятие правонарушения II. Признаки правонарушения: а) противоправность; б) общественная опасность; в) виновность; г) причинение вреда; д) юридическая ответственность III. Виды правонарушения: а) проступки (дисциплинарные, гражданские, административные); б) преступления Уголовное право I. Понятие уголовного права II. Источники: а) Уголовный кодекс III. Задачи УК РФ: а) Защита прав и свобод; б) Предупреждение преступления (превенция); в) Общественная безопасность IV. Принципы УК РФ: а) Законность; б) Равенство; в) Виновность; г) Справедливость; д) Гуманизм Уголовный процесс I.Понятие уголовного процесса II.Субъекты уголовного процесса: • Органы государства и должностные лица; • Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший; • Лица, привлекаемые в процессе: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания III.Органы государства и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному процессу: • Суд; • Прокурор; • Следователь; • Органы дознания IV.Участники уголовного процесса: Гражданский процесс I.Гражданский процесс как отрасль права II.Участники гражданского процесса: • Суд, судебный исполнитель; • Лица, участвующие в деле; • Лица, содействующие правосудию III.Стороны в гражданском процессе: • Истец; • Ответчик; • Соучастники IV.Исковое заявление V.Стадии гражданского процесса: • Возбуждение гражданского дела; • Подготовка дела к судебному разбирательству; • Судебное разбирательство; • Вынесение судом решения VI.Кассационное обжалование судебных решений VII. Виды гражданского судопроизводства: а) гражданские; б) семейные; в) трудовые; г) жилищные  
Юридическая ответственность I.Понятие юридической ответственности II.Признаки юридической ответственности: а)Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления б)официальный характер государственного осуждения поведения правонарушителя в)всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, моральные, физические, политические и иные. III.Принципы юридической ответственности: а) законность; б) справедливость; в) неотвратимость наказания; г) индивидуализация наказания; д) целесообразность; е) ответственность за вину; ж) недопустимость IV.Функции юридической ответственности: а) предупредительная (превентивная); б) воспитательная; в) правовосстанавливающая; г) регулятивная V.Основные виды юридической ответственности: а) материальная; б) дисциплинарная; в) гражданско-правовая; г) административная; д) уголовная Правоохранительные органы 1) Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность. 2) Функции правоохранительных органов: а) охрана государственного и общественного строя; б) защита прав и свобод человека и гражданина; в) укрепление законности и правопорядка; г) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений; д) борьба с преступностью. 3) Виды правоохранительной деятельности: а) конституционный контроль; б) правосудие; в) надзор за исполнением законов; г) выявление и расследование преступлений; д) оказание юридической помощи; е) обеспечение законности и правопорядка. 4) Основные правоохранительные ораны РФ: а) Конституционный суд и суды общей юрисдикции; б) Прокуратура; в) Министерство внутренних дел, органы внутренних дел; г) Министерство юстиции; д) Адвокатура. 5) Деятельность правоохранительных органов в развитии и укреплении демократических традиций. Институт президентства 1) Институт президентства в РФ./ Президент РФ – гарант Конституции. 2) Конституционно-правовой статус Президента РФ: а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ; б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ; в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ. 3) Основные функции Президента РФ: а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. б) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. 4) Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ: а) гражданство РФ; б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; в) возрастной ценз – не менее 35 лет. . 5) Порядок избрания и деятельности Президента РФ: а) выдвижение и сбор подписей избирателей (один млн. подписей, число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.);. б) представление кандидатом в Центризбирком сведений о своем имуществе и доходах за два года, предшествующих выборам; в) избранным признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. г) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ; д) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд. 6) Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ Конституционные гарантии прав и свободI.Средство обеспечения(гарантией) Конституционных прав и свободII.Целью Конституционных гарантий является создание условий для полной реализации прав и свобод гражданIII.Виды гарантий1)экономические 2)политические3)идеологические4)юридическиеIV.Характеристика юридических гарантий1)нормативное обеспечение2)активная деятельность правоохранительных органов3)деятельность уполномоченного по правам человека и ребенка4)право на самозащиту5)судебная защита прав и свобод6)право на международную защиту
Основы конституционного строя РФ I. Россия - гос-во с демократ. Режимом: а) граждане носители полит. обязанностей и прав; б) народ носитель суверенитета и источник власти; в) разделение властей; г) признание полит. и идеолог. Плюрализма; д) гарантированное местное самоуправление II. Россия - страна с федеративным гос. Устройством: а) национал. и территор. Образование; б) администр-территор. Образование; в) равноправие национал- территор. и административ-территор. образований III. Россия - правовое гос-во IV. Россия - гос-во с республиканской формой правления V. Россия - социальное гос-во VI. Россия - светское гос-во   Конституционные гарантии прав и свобод I.Средство обеспечения(гарантией) Конституционных прав и свобод II.Целью Конституционных гарантий является создание условий для полной реализации прав и свобод граждан III.Виды гарантий 1)экономические 2)политические 3)идеологические 4)юридические IV.Характеристика юридических гарантий 1)нормативное обеспечение 2)активная деятельность правоохранительных органов 3)деятельность уполномоченного по правам человека и ребенка 4)право на самозащиту5)судебная защита прав и свобод 6)право на международную защиту     Конституция I.Понятие конституция II.Принципы конституции 1)Конституция РФ имеет учредительный характер 2)Конституция РФ принимается народом 3) Конституцию РФ отличают особые юридические свойства А)верховенство конституции Б)высшая юридическая сила В)конституция является ядром правовой системы Г)особая правовая охрана Д)особый порядок применения, пересмотр конституции 4)конституция носит прямой характер(прямое действие) III.Структура Конституции:преамбула:2 раздела 1)Структура первого раздела А)Основы конституционного строя(статьи 1-16) Б)Права и свободы человека и гражданина(статьи 17-64) В)Федеративное устройство(статьи 65-79) Г)Президент Российской Федерации(статьи 80-93) Ж)Федеральное собрание(статьи 94-109) З)Правительство Российской Федерации (статьи 110-117) И)Судебная власть(статьи 118-129) К)Местное самоуправление(статьи 130-133) Л)Конституционные поправки и пересмотр Конституции(статьи 134-137) Федеративное устройство I.Понятие Федерации II.Основные этапы развития Российской Федерации III.Субъекты РФ:Республики,автономные округа и область,города федерального значения,края,области. VI.Конституционно-правовой статус РФ 1)суверенитет 2)верховенство федеральных законов 3)федеральные органы государственной власти,чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ 4)Гражданство РФ 5)единые вооруженные силы 6)государственный язык 7)единая денежная единица(рубль) 8)государственные символы 9)столица V.Конституционные статусы субъектов VI. Принципы Федеративного устройства 1)Государственная целостность 2)единство системы Государственной власти 3)разграничения предметов ведения и полномочий между органом власти РФ и органами государственной власти субъектов 4)принципы равноправия и самоопределения народов в составе 5)равноправие субъектов VII.Компетенция Российской Федерации VII.Вопросы совместного ведения РФ субъектов    
Издержки в экономике 1) Эко­но­ми­че­ская наука о по­ня­тии «из­держ­ки в эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти». 2) Эко­но­ми­че­ские из­держ­ки: а) внут­рен­ние; б) внеш­ние. 3) Из­держ­ки про­из­вод­ства: а) по­сто­ян­ные; б) пе­ре­мен­ные. 4) Как сни­зить из­держ­ки про­из­вод­ства?   Конституционные гарантии судопроизводства I.Понятие Конституционных гарантий II.Особенности конституционных гарантии судопроизводства 1)гарантия подсудности 2)право на защиту 3)презумпция подсудности 4)недопустимость повторного суждения 5)право на пересмотр дела, на прошение помилования, право не свидетельствовать против себя и своих близких 6)принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения III.Международная защита прав и свобод 1)в комитете ООН 2)Европейский суд     Рынок труда 1. Труд как эко­но­ми­че­ский ре­сурс. 2. Спрос и пред­ло­же­ние на рынке труда. 3. Сег­мен­та­ция рынка труда: а) ру­ко­во­ди­те­ли выс­ше­го звена; б) спе­ци­а­ли­сты с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем; в) пер­со­нал сред­ней ква­ли­фи­ка­ции; г) вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие и др. 4. Мо­ти­ва­ция труда и тру­до­вые от­но­ше­ния: а) опла­та труда; б) раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской де­мо­кра­тии. 5. Без­ра­бо­ти­ца: а) сущ­ность без­ра­бо­ти­цы; б) струк­ту­ра и виды без­ра­бо­ти­цы; в) мас­шта­бы без­ра­бо­ти­цы. 6. Го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние рынка труда: а) сти­му­ли­ро­ва­ние роста за­ня­то­сти; б) про­грам­мы про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния; в) про­грам­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.
Роль государства в экономике 1. Эко­но­ми­че­ские функ­ции го­су­дар­ства: а) за­ко­но­да­тель­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки; б) предо­став­ле­ние об­ще­ствен­ных благ; в) про­ве­де­ние со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки; г) обес­пе­че­ние эко­но­ми­че­ско­го роста; д) ста­би­ли­за­ция эко­но­ми­ки. 2. Фи­нан­си­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства: а) ис­точ­ни­ки до­хо­дов гос­бюд­же­та; б) ос­нов­ные рас­хо­ды гос­бюд­же­та; в) ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния де­фи­ци­та гос­бюд­же­та. 3. Бюд­жет­но-на­ло­го­вая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства: а) цели бюд­жет­но-на­ло­го­вой по­ли­ти­ки; б) ин­стру­мен­ты бюд­жет­но-на­ло­го­вой по­ли­ти­ки; в) сти­му­ли­ру­ю­щая фис­каль­ная по­ли­ти­ка; г) сдер­жи­ва­ю­щая фис­каль­ная по­ли­ти­ка. Роль государства в рыночной экономике 1. Рынок и его функ­ции: а) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния; б) ин­фор­ма­ци­он­ная; в) са­ни­ру­ю­щая; г) по­сред­ни­че­ская и др. 2) Силь­ные и сла­бые сто­ро­ны рынка. 3) Эко­но­ми­че­ские функ­ции лю­бо­го го­су­дар­ства: а) про­из­вод­ство об­ще­ствен­ных благ; б) фис­каль­ная; в) уста­нов­ле­ние пра­во­вых рамок эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. 4) Функ­ции го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка. Семейная экономика 1.Ис­точ­ни­ки до­хо­дов семей: а) за­ра­бот­ная плата; б) при­быль; в) рента; г) бан­ков­ский про­цент по вкла­ду; д) ди­ви­ден­ды; е) доход от про­да­жи про­дук­ции, про­из­ведённой в под­соб­ном хо­зяй­стве и др. 2. Типы семей в за­ви­си­мо­сти от до­хо­да: а) семьи с фик­си­ро­ван­ным до­хо­дом; б) семьи с пе­ре­мен­ны­ми до­хо­да­ми. 3. Но­ми­наль­ный и ре­аль­ный доход семьи. 4. Струк­ту­ра рас­хо­дов семей: а) кварт­пла­та и плата за ком­му­наль­ные услу­ги; б) пи­та­ние; в) транс­порт­ные рас­хо­ды; г) круп­ные по­куп­ки (при­об­ре­те­ние бы­то­вой тех­ни­ки, одеж­ды и др.). 5. Раз­ли­чия в бо­гат­стве семей и их сгла­жи­ва­ние го­су­дар­ством. 6. Вли­я­ние ин­фля­ции на до­хо­ды семей. Инфляция 1. Сущ­ность ин­фля­ции. 2. Виды ин­фля­ции: а) ин­фля­ция пол­зу­чая; б) ин­фля­ция уме­рен­ная; в) ин­фля­ция вы­со­кая; г) ги­пе­рин­фля­ция. 3. При­чи­ны ин­фля­ции. 4. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские по­след­ствия ин­фля­ции: а)за­мед­ле­ние эко­но­ми­че­ско­го роста; б)обес­це­не­ние фон­дов пред­при­я­тий; в)дис­про­пор­ции в сфере про­из­вод­ства; г)пе­ре­рас­пре­де­ле­ние на­ци­о­наль­но­го до­хо­да.
Цикличность экономического развития 1) По­ня­тие эко­но­ми­че­ско­го цикла. 2) Фазы эко­но­ми­че­ско­го цикла: а) эко­но­ми­че­ский подъ­ем; б) спад эко­но­ми­ки; в) фаза де­прес­сии; г) ожив­ле­ние эко­но­ми­ки. 3) Тен­ден­ция со­кра­ще­ния дли­тель­но­сти эко­но­ми­че­ско­го цикла. 4) При­чи­ны цик­ли­че­ско­го раз­ви­тия эко­но­ми­ки в усло­ви­ях рынка: а) не­бла­го­при­ят­ные со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские фак­то­ры (войны, ре­во­лю­ции); б) рез­кий рост цен на энер­го­но­си­те­ли («неф­тя­ной шок»); в) не­об­ду­ман­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка; г) бан­ков­ские спе­ку­ля­ции.   Фирма в экономике 1.Понятие фирмы. 1) Цели де­я­тель­но­сти фирмы. 2) Ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вые формы пред­при­я­тий: а) хо­зяй­ствен­ные то­ва­ри­ще­ства; б) хо­зяй­ствен­ные об­ще­ства и др. 3) Внут­рен­ние и внеш­ние ре­сур­сы фирмы. 4) Фирма в усло­ви­ях ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции. 5) За­тра­ты фирмы: а) по­сто­ян­ные, пе­ре­мен­ные; б) внут­рен­ние, внеш­ние. 6) Виды при­бы­ли фирмы: а) бух­гал­тер­ская; б) эко­но­ми­че­ская.       Государство в рыночной экономике 1) Рынок и его функ­ции: а) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния; б) ин­фор­ма­ци­он­ная; в) са­ни­ру­ю­щая; г) по­сред­ни­че­ская и др. 2) Силь­ные и сла­бые сто­ро­ны рынка. 3) Эко­но­ми­че­ские функ­ции лю­бо­го го­су­дар­ства: а) про­из­вод­ство об­ще­ствен­ных благ; б) фис­каль­ная; в) уста­нов­ле­ние пра­во­вых рамок эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. 4) Функ­ции го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка. Этика и социальная ответственность бизнеса 1. По­ня­тие об этике и со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти биз­не­са. Этика пред­при­ни­ма­тель­ства как ос­но­ва успеш­ной де­я­тель­но­сти фирмы на рынке. 2. При­зна­ки со­ци­аль­но от­вет­ствен­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства: а) со­блю­де­ние кор­по­ра­тив­ной этики; б) парт­нер­ские от­но­ше­ния с об­ще­ством, уча­стие в фи­нан­си­ро­ва­нии со­ци­аль­ных про­грамм; в) со­блю­де­ние за­ко­нов, в том числе, при­ро­до­охран­но­го за­ко­но­да­тель­ства. 3. На­прав­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и об­ще­ства по ре­а­ли­за­ции парт­нер­ских вза­и­мо­дей­ствий: а) охра­на окру­жа­ю­щей среды; б) со­зда­ние со­ци­аль­ной среды на пред­при­я­тии и в быту, ком­форт­ной для че­ло­ве­ка; в) фор­ми­ро­ва­ние по­зи­тив­но­го от­но­ше­ния в об­ще­стве к биз­не­су; г) раз­ви­тие про­грамм в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, фун­да­мен­таль­ной науки, здра­во­охра­не­ния. 4. Этика биз­не­са как ос­но­ва ме­недж­мен­та в со­вре­мен­ной ком­па­нии. 5. Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ние эти­че­ско­го ком­плек­са и со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти биз­не­са в со­вре­мен­ной Рос­сии.
Безработица 1. Сущ­ность без­ра­бо­ти­цы. 2. Струк­ту­ра без­ра­бо­ти­цы: а) лица, уво­лен­ные по раз­ным ос­но­ва­ни­ям; б) лица, доб­ро­воль­но оста­вив­шие ра­бо­ту; в) лица, впер­вые при­шед­шие на рынок труда; г) лица, после пе­ре­ры­ва при­шед­шие на рынок труда. 3. Виды без­ра­бо­ти­цы: а) фрик­ци­он­ная, цик­ли­че­ская, струк­тур­ная; б) от­кры­тая, скры­тая; в) пол­ная, ча­стич­ная. 4. Мас­шта­бы без­ра­бо­ти­цы. 5. Ме­то­ды борь­бы с без­ра­бо­ти­цей: а) биржи труда Б) реструктуризация экономики в) стимулирование на занятие инд. деятельностью Семейный бюджет 1. Се­мей­ный бюд­жет - струк­ту­ра до­хо­дов и рас­хо­дов от­дель­но­го до­мо­хо­зяй­ства, семьи. 2. Ис­точ­ни­ки се­мей­но­го до­хо­да а) за­ра­бот­ная плата; б) при­быль; в) рента; г) бан­ков­ский про­цент по вкла­ду; д) ди­ви­ден­ды; е) доход от про­да­жи про­дук­ции, про­из­ведённой в под­соб­ном хо­зяй­стве и др. 3. Типы семей в за­ви­си­мо­сти от до­хо­да: а) семьи с фик­си­ро­ван­ным до­хо­дом; б) семьи с пе­ре­мен­ны­ми до­хо­да­ми. 3. Но­ми­наль­ный и ре­аль­ный доход семьи. 4. Струк­ту­ра рас­хо­дов семей: а) кварт­пла­та и плата за ком­му­наль­ные услу­ги; б) пи­та­ние; в) транс­порт­ные рас­хо­ды; г) круп­ные по­куп­ки (при­об­ре­те­ние бы­то­вой тех­ни­ки, одеж­ды и др.). 6. Вли­я­ние ин­фля­ции на до­хо­ды семей.     Налоги 1) Понятие налога 2. Струк­ту­ра на­ло­га: а) субъ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния б) объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния в) став­ка на­ло­го­об­ло­же­ния 3. На­ло­го­пла­тель­щи­ки в го­су­дар­стве: а) фи­зи­че­ские лица б) юри­ди­че­ские лица 4. Прин­ци­пы на­ло­го­об­ло­же­ния. а) прин­цип спра­вед­ли­во­сти б) прин­цип опре­де­лен­но­сти и точ­но­сти в) прин­цип эф­фек­тив­но­сти г) прин­цип обя­за­тель­но­сти 5. Функ­ции на­ло­гов: а) фис­каль­ная б) рас­пре­де­ли­тель­ная в) сти­му­ли­ру­ю­щая г) со­ци­аль­но-вос­пи­та­тель­ная д) кон­крет­но-учет­ная 6. Си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния а) про­пор­ци­о­наль­ная б) ре­грес­сив­ная в) про­грес­сив­ная 7. На­ло­ги, упла­чи­ва­е­мые пред­при­я­ти­я­ми: а) налог на до­бав­лен­ную сто­и­мость б) налог на при­быль в) налог на иму­ще­ство 9. На­ло­го­об­ло­же­ния в РФ   Налоги и их воздействие на экономику 1. По­ня­тие на­ло­гов и их виды: а) пря­мые; б) кос­вен­ные. 2. Си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния: а) про­пор­ци­о­наль­ная; б) про­грес­сив­ная; в) ре­грес­сив­ная. 3. Воз­дей­ствие на­ло­гов на эко­но­ми­ку стра­ны, про­яв­ля­ю­ще­е­ся через ре­а­ли­за­цию сле­ду­ю­щих функ­ций: а) фис­каль­ная; б) ча­стич­ное пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов; в) ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний; г) сти­му­ли­ру­ю­щая; д) кон­троль­ная и др. 4. Воз­дей­ствие на­ло­гов на спрос и пред­ло­же­ние как один из ас­пек­тов вли­я­ния на эко­но­ми­ку стра­ны. 5. Вли­я­ние на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства на ин­ве­сти­ци­он­ную ак­тив­ность в стра­не.
Измерители экономической деятельности в макроэкономике 1. Из­ме­ри­те­ли эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти (мак­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли) и си­сте­ма на­ци­о­наль­ных сче­тов. 2. Функ­ции мак­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей: а) из­ме­ре­ние объ­е­ма про­из­вод­ства в кон­крет­ный мо­мент вре­ме­ни б) опре­дел­ние фак­то­ров, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щих на раз­ви­тие эко­но­ми­ки в) про­сле­жи­ва­ние ди­на­ми­ки и опре­де­ле­ние про­гно­зов эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия г) раз­ра­бот­ка го­су­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки. 3. Ос­нов­ные мак­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли а) ВВП ва­ло­вый внут­рен­ний про­дукт (это сто­и­мость ко­неч­ной про­дук­ции, про­из­ве­ден­ный на тер­ри­то­рии дан­ной стра­ны за опре­де­лен­ный пе­ри­од б) ва­ло­вый на­ци­о­наль­ный про­дукт (ВНП) (это сум­мар­ная ры­ноч­ная сто­и­мость всех ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, про­из­ве­ден­ных граж­да­на­ми стра­ны как в дан­ной стра­не, так и в дру­гих стра­нах за опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни в) лич­ный доход (ЛД) (со­во­куп­ный доход, по­лу­чен­ный соб­ствен­ни­ка­ми эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ства)); г) объем ВВП н душу на­се­ле­ния или на од­но­го за­ня­то­го в эко­но­ми­ке д) объем ин­ве­сти­ций в на­ци­о­наль­ную эко­но­ми­ку е) объем на­ци­о­наль­но­го экс­пор­та и им­пор­та и др. 4 Си­сте­ма на­ци­о­наль­ных сче­тов - ин­фор­ма­ция о со­сто­я­нии эко­но­ми­ки. Экономическая свобода и социальная ответственность 1. Эко­но­ми­че­ская сво­бо­да - фун­да­мент функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. 2. Про­яв­ле­ние эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды: а) сво­бо­да про­из­во­ди­те­ля (са­мо­сто­я­тель­но при­ни­ма­ет ре­ше­ния, что и как про­из­во­дить); б) сво­бо­да по­тре­би­те­ля (са­мо­сто­я­тель­но при­ни­ма­ет ре­ше­ния, что и как по­треб­лять) 3. Со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность про­из­во­ди­те­ля: а) не про­из­во­дить в ущерб об­ще­ству (с на­ру­ше­ни­ем за­ко­нов, тра­ди­ций мо­ра­ли); б) не на­ру­шать прин­ци­пы чест­ной кон­ку­рен­ции в) не про­из­во­дить в ущерб при­ро­де (со­блю­дать эко­ло­ги­че­ское за­ко­но­да­тель­ство) 4. Со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность по­тре­би­те­ля: а) не по­треб­лять сверх не­об­хо­ди­мо­го; б) не по­треб­лять в ущерб об­ще­ству, при­ня­тым пра­ви­лам и нор­мам в) не по­треб­лять в ущерб при­ро­де. 5. Не­раз­рыв­ная связь эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды и со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти - усло­вие раз­ви­тия со­вре­мен­ной си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния. Деятельность фирмы в условиях конкуренции 1. По­ня­тие фирмы 2. клас­си­фи­ка­ция фирм по раз­ме­ру: а) мел­кие б)сред­ние в)круп­ные г)круп­ней­шие (мо­но­по­лии) 3. при­зна­ки фирмы: а)со­зда­ние и ре­а­ли­за­ция про­дук­тов и услуг б)фирма – про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив в)по­лу­че­ние при­бы­ли 4.По­ня­тие Кон­ку­рен­ции. 5.а)це­но­вая. Б)не­це­но­вая. 6. Дей­ствия фирмы в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции: а)изу­че­ние по­тре­би­тель­ско­го спро­са, б)поиск путей сни­же­ния се­бе­сто­и­мо­сти то­ва­ра (услу­ги), в) про­ве­де­ние акций 7.Виды мо­но­по­ли­сти­че­ской струк­ту­ры. а)Со­вер­шен­ная. Б)Мо­но­по­лия. В)Оли­гар­хия. Г)Мо­но­по­ли­сти­че­ская- чи­стая мо­но­по­лия. 8.Аб­со­лют­ная мо­но­по­лия. 9. Мо­ноп­со­ния. 10. Кон­ку­рен­ция в Рос­сии, се­год­ня Организация международной торговли 1. Сущ­ность и тео­рия меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли. 1.1 Суть и по­ня­тие меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли 1.2 Клас­си­че­ская тео­рия меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли 1.3. От­рас­ле­вая струк­ту­ра ми­ро­вой тор­гов­ли 1.4. Юри­ди­че­ское обес­пе­че­ние ми­ро­вой тор­гов­ли 2.Клас­си­че­ские тео­рии меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли 2.1 Мер­кан­ти­лизм 2.2 Тео­рия аб­со­лют­ных пре­иму­ществ Адама Смита 2.3 Тео­рия срав­ни­тель­ных пре­иму­ществ Да­ви­да Ри­кар­до 2.4 Тео­рия Хек­ше­ра-Олина 2.5 Па­ра­докс Леон­тье­ва 2.6 Жиз­нен­ный цикл то­ва­ра 2.7 Тео­рия Майк­ла Пор­те­ра 2.8 Тео­ре­ма Рыб­чин­ско­го 2.9 Тео­рия Са­му­эль­со­на и Стол­пе­ра 3. Ди­на­ми­ка раз­ви­тия меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли 4. ИН­КО­ТЕРМС-международные правила 4.1 Тер­ми­но­ло­гия 5 Осо­бен­но­сти це­но­об­ра­зо­ва­ния 6 Ор­га­ни­за­ции 7 Рей­тинг сво­бо­ды тор­гов­ли
  Закон предложения и деятельность фирм 1. По­ня­тие закон пред­ло­же­ния. 2. Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на пред­ло­же­ние: а)цены на ре­сур­сы б)из­ме­не­ния в тех­но­ло­гии про­из­вод­ства в)на­ло­ги и до­та­ции 3.Кри­вая пред­ло­же­ния 4.На эла­стич­ность пред­ло­же­ния вли­я­ет: а)коэффициент эла­стич­но­сти б)про­цент из­ме­не­ния пред­ла­га­е­мо­го то­ва­ра в)про­цент из­ме­не­ния цены 5. Зна­ние за­ко­нов эко­но­ми­ки - ос­но­ва успеш­но­го ве­де­ния биз­не­са Влияние международной торговли на национальную экономику 1. Меж­ду­на­род­ная тор­гов­ля как форма меж­ду­на­род­ных эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний. 2. Прин­ци­пы меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли а. прин­цип аб­со­лют­но­го пре­иму­ще­ства б. прин­цип от­но­си­тель­но­го пре­иму­ще­ства 3. Виды об­мен­ных от­но­ше­ний в меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли а. им­порт б. экс­порт 4. Внеш­не­тор­го­вая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства а. про­тек­ци­о­низм б. уме­рен­ная тор­го­вая по­ли­ти­ка в. сво­бод­ная тор­гов­ля (фри­тре­дер­ство) 5. Ме­то­ды го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния а. та­риф­ные б. не­та­риф­ные 6. По­ло­жи­тель­ное вли­я­ние меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли на на­ци­о­наль­ную по­ли­ти­ку а. эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция б. по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти на­ци­о­наль­ных хо­зяйств в. фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вых эко­но­ми­че­ских свя­зей г. по­лу­че­ние не­об­хо­ди­мых эко­но­ми­че­ских благ д. уве­ли­че­ние до­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та Особенности государственной экономической политики в условиях рынка 1. Го­су­дар­ствен­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка, её сущ­ность и ос­нов­ные на­прав­ле­ния. 2. Эко­но­ми­че­ские цели го­су­дар­ства: а) обес­пе­че­ние эко­но­ми­че­ско­го роста; б) обес­пе­че­ние эко­но­ми­че­ской без­опас­но­сти; в) обес­пе­че­ние пол­ной за­ня­то­сти; г) ока­за­ние со­ци­аль­ной по­мо­щи нуж­да­ю­щим­ся; д) до­сти­же­ние эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти; е) со­зда­ние усло­вий эко­но­ми­че­ской сво­бо­ды. 3. Важ­ней­шие функ­ции го­су­дар­ства в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. 4. Ос­нов­ные эко­но­ми­че­ские за­да­чи го­су­дар­ства: а) за­щи­та основ ры­ноч­ной эко­но­ми­ки; б) про­из­вод­ство об­ще­ствен­ных благ; в) учёт по­боч­ных по­след­ствий внеш­них эф­фек­тов про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния; г) раз­ра­бот­ка про­грамм и фи­нан­си­ро­ва­ние по­мо­щи нуж­да­ю­щим­ся. 5. По­сте­пен­ный пе­ре­ход от ад­ми­ни­стра­тив­ных к эко­но­ми­че­ским ме­то­дам ре­гу­ли­ро­ва­ния рынка: а) осо­бен­но­сти мо­не­тар­ной (де­неж­но-кре­дит­ной) по­ли­ти­ки; б) осо­бен­но­сти фис­каль­ной (бюд­жет­но-на­ло­го­вой) по­ли­ти­ки. 6. Дис­кус­сии о спо­со­бах и мас­шта­бах вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства в эко­но­ми­ку: а) ли­бе­раль­ная (клас­си­че­ская) школа А. Смита; б) кейн­си­ан­ское на­прав­ле­ние.
Банки и банковская система. 1) Понятие о банках и банковской системе. 2) Основные задачи банков: а) аккумулирование свободных финансовых средств; б) инвестирование финансовых средств в перспективные экономические проекты. 3) Структура банковской системы: а) Центральный банк; б) Коммерческие банки. 4) Основные виды банковских операций: а) активные; б) пассивные; в) кредитно-посреднические. 5) Работа банков с клиентами: а) прием вкладов и кредитование физических лиц; б) размещение средств и кредитование юридических лиц. 6) Роль банковских инвестиций в развитии реального сектора экономики. 7) Банки в мировой финансовой системе. 8) Развитие банковской системы в современной российской экономике.     Инфляция 1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег./Инфляция – опасность для экономики. 2) Основные источники появления инфляции: а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда; б) увеличение цен на сырье и энергоносители; в) увеличение налогов на производителя. 3) Инфляция спроса и инфляция предложения. 4) Основные виды инфляции: а) по характеру протекания (открытая и скрытая); б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция). 5) Последствия инфляции для экономики: а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; б) обесценение всего фонда накопления и кредитов; в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления; г) снижение инвестиций; д) потеря деньгами своей ценности. 6) Меры преодоления инфляции: а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег; б) сокращение бюджетных расходов; в) развитие производства, преодоление спада в экономике.
<== предыдущая | следующая ==>
Творческая роль естественного отбора | VIII кубок России и стран СНГ по воздушно-спортивному эквилибру

Date: 2016-07-05; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию