Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь в структуре текста и сюжета





 

Речь в структуре текста

 

Композиционно-речевая структура текста всегда личностна и отражает творческую манеру писателя, своеобразие его стиля и языка (грамматики, словаря, фоники и др.).

Категория Автора как иерархически самая высокая поэтическая категория фокусирует идейно - эстетическое, композиционное и языковое (стилевое) единство художественного текста.

Вслед за А.И. Горшковой к композиционно-речевым структурам можно отнести:

- авторское монологическое слово, прямую речь (художественный диалог), внутренний монолог, несобственно-прямую речь.

Они имеют следующие нормативные характеристики:

а) авторское монологическое слово представлено в форме 1 и 3 л. В форме первого лица отправитель выражен эксплицитно в форме «я», в третьеличной форме отправитель не имеет эксплицитного выражения, хотя может выявлять себя в обращениях к читателю, в «метатекстовых» проявлениях [Горшков «О соотношении категории стиля и жанра в истории мировой эстетической мысли» 2011].

Авторское монологическое слово имеет функции описания, повествования и рассуждения и занимает наибольший объем в художественном прозаическом тексте. Авторское монологическое слово опирается на литературный (нормативный) язык;

б) прямая речь - в качестве отправителя и получателя выступают вымышленные лица («герой», «персонажи» произведения), которые принадлежат художественной структуре текста.

Основная функция прямой речи в художественных текстах заключается в характеризации персонажей, создании их словесного портрета. Прямая речь занимает значительно меньший объем, чем авторское монологическое слово, и опирается на литературный язык вкупе со всей стилистической системой. В прямой речи также используются элементы национального языка, не входящие в литературный язык [Качалова «Практическая грамматика английского языка» 2014];

в) внутренний монолог - отправитель и получатель совпадают (автокоммуникация). Функциональное назначение внутреннего монолога - раскрытие внутреннего мира субъекта речи, внутренний монолог имеет ограниченный объем и в канонической форме опирается на литературный язык (стилистический смысл «норма», средства высокого стилистического яруса). Само право на внутренний монолог в традиции выделяет значимость его субъекта;

г) несобственно-прямая речь - композиционно-речевая структура, сформировавшаяся позже остальных.

Коммуникативная рамка характеризуется наличием двух субъектов - формального, представленного в авторском монологическом слове, и глубинного, т.е. лица, являющегося объектом описания («персонажа»). Несобственно-прямую речь определяют поэтому как переключение в план сознания героя без изменения субъекта описания [Виноградов «Несобственно-прямая речь»]. Несобственно-прямая речь не равна косвенной речи и косвенно-прямой (когда в пределах одного предложения происходит смена субъекта речи. Несобственно-прямая речь совпадает по функции с внутренним монологом и предназначена для передачи внутреннего мира героя.

Несобственно-прямая речь может опираться на «речевые средства героя» либо совпадать по языковым характеристикам с авторским монологическим словом.

Речь в составе сюжета

 

Любая речь в художественном произведение кому-то принадлежит.

Можно выделить следующую схему взаимодействия автора и речи в составе сюжета художественного текста.

Автор -> авторская речь -> нарратив.

Нарратив как способ интерпретации жизни не есть простое повествование. Считается, что пределы текста нарратива являются пределами самого человека, его истории. Исследователь шаг за шагом создает картину событий жизни. Он неизбежно дополняет свои впечатления от исследования текста знанием жизни, того, о ком, о чем текст и др. Он необходимо обращается к контекстам: эстетике, литературе, искусству, своему «Я», виртуальному «субъекту-символу», [Брокмейер, Харе «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативы» 2012] открывающим возможности более полного понимания текста. Осваивая первичный текст, исследователь постепенно входит в соответствующую языковую реальность, у него формируется…

При этом сам автор текста находится внутри этой реальности. Читатель-исследователь входит не в мир объективной художественной действительности, интерпретированной в контексте миросозерцания автора, конкретной социокультурной ситуации, а в мир художественной рефлексии, в мир идеального, символического, и в этом случае существование референта становится неэффективным, ориентация на него теряет смысл. Рождается нарративный текст, т.е. никогда не равный тексту самой истории и не имеющий определенных значений и границ.

Выстраивается такая последовательность: авторская интенция – процесс письма – текст – чтение текста – письмо читателя. Последнее звено чрезвычайно важно, так как без него дискурс в принципе невозможен.

Нарратив как символическая структура соотносится с метафорой, которая не воображает характеризуемые вещи, но определяет направление поисков той цепи образов, которые ассоциируются с этими вещами.

Также в составе сюжета художественного текста можно выделить диалогическую и монологическую речь.

Монологическая речь - Монологическая речь, или монолог – это форма речи, когда высказывается одно лицо, остальные лишь слушают. Признаками ее являются длительность высказывания, которое чаще всего имеет различный объем, и структура текста, а тема монолога может меняться в процессе высказывания.

Связная монологическая речь делится на два основных типа. Первый – это обращение к читателю художественного произведения. Монологическая речь второго типа – это разговор с самим собой. Такой монолог направляется неопределенному слушателю и, следовательно, не предполагает ответной реакции.

В художественном произведение можно выделить несколько типов монологов. Они зависят от коммуникативной функции речи и все изучаются еще в школьном курсе: описание, сообщение, повествование.

Для повествования характерно наличие сюжета, чаще всего завязки и развязки. В этом случае монологическая речь употребляется наиболее часто. Для сообщения более характерна четкая хронологическая последовательность действий. А также такой тип речи используется для описания – необходимо наличие фактов, наиболее ярко характеризующих описываемый объект.

Монологическая речь требует от говорящего умения правильно выражать и заканчивать собственные мысли, сочетать разнообразные фразы, дополнять и изменять уже усвоенные речевые конструкции и приспосабливать их в соответствии со своими целями, обсуждать факты и раскрывать известные причины событий.

Диалогическая речь. В современной лингвистике диалог (в том числе и художественный) трактуется как базовая форма речевой коммуникации и как важнейший компонент композиционно-речевой структуры художественного текста, формирующий его полифоничность (Н.Д. Арутюнова, И.Н. Борисова, Е.В. Падучева, Г.Г. Полищук, О.Б. Сиротинина, К.В. Кожевникова и др.). Трудно преувеличить роль диалога в художественной литературе, во-первых, потому, что слово диалогично по своей природе; во-вторых, потому, что в художественном мире произведения действуют персонажи; в-третьих, потому, что каждое высказывание существует среди других и коррелирует с ними. Специфика диалога в художественном произведении заключается в том, что это разговор вымышленных автором людей.

Он включен в авторское повествование и может сопровождаться ремарками, которые структурно вводят реплики диалога и комментируют их. В диалоге сочетаются «зафиксированные» реплики героев произведения, сопровождаемые словами человека, т.е. автора. Диалог художественного произведения – это творчество одного человека. Автору необходимо дать речевые характеристики героям, позаботиться о впечатлении естественности их речи. Диалог продуман и сконструирован автором и адресован читателю, это «органическая часть художественного произведения, подчиненная общим задачам произведения» [Лотман «Асимметрия и диалог» 2012: 591 – 603].

В рамках диалогического речи можно выделить следующие страты:

Многокомпонентный диалог. В многокомпонентных диалогах авторская речь может выражать тему реплики. Диалог представляется автором в форме прямой речи, затем обычное представление прерывается и сообщаются темы нескольких следующих реплик, после чего автор вновь может восстанавливать прямое диалогическое общение, как это показано в следующем диалогическом фрагменте.

Date: 2016-07-05; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию