Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского (1592-1670).





Ян Амос Коменский родился в Южной Моравии (Чехия) в общине богемских братьев (религиозное направление «табориты», восходящее к идеям Яна Гуса). Рано осиротел, блестяще окончил латинскую школу, в которой учился за средства общины. На те же общинные деньги прошел обучение в университетах Германии. Вернувшись на родину, стал священником и учителем. Вместе со своей общиной вынужден был скитаться: сначала переехали в Польшу. После того, как приютивший их г.Лешно был сожжен, табориты перебрались в Амстердам. Отверг приглашение шведского короля поступить на службу в качестве учителя наследника престола.

Педагогическим взглядам Коменского присущ гуманизм: «школа должна быть не пугалом для мальчиков, не застенком для умов, а мастерской человечности».

Коменский предложил свою периодизацию детства, основанную на 6-летнем цикле:

От рождения до 6 лет – материнская школа.

От 6 до 12 лет – школа родного языка; она обязательна и для мальчиков, и для девочек.

От 12 до 18 лет – латинская школа, в которой учатся только мальчики.

От 18 до 24 – для самых любознательных и способных – университет.

Педагогические теория и практика, отразившиеся в книге «Великая дидактика».(1632)

Главным трудом Коменского стала его книга «Великая дидактика», рассказавшая миру о новых возможностях школы. В этой книге отражен педагогический опыт автора. Дидактику Коменский определяет как «искусство учить всех всему».

Сформулировал основные принципы дидактики.

Реорганизовал школу, построив ее по классно-урочному принципу:

– единое для всех начало и конец учебного года, приуроченные к окончанию и началу полевых работ;

– объединение учеников в группы (классы) по годам обучения;

– деление учебного дня на уроки по предметам.

В процессе такой реорганизации возникают подвижные перемены, единая для всех классная доска, каникулы.

Выдвинул актуальные и поныне требования к школьной дисциплине; требования к учителям.

Предложил типологию учеников в зависимости от их природных характеристик и тактику поведения учителя в отношении каждого типа учеников, т. е. заложил основы индивидуального подхода к учащимся.

 

 

Коменский о дошкольном воспитании («Материнская школа»).

Книга «Материнская школа», изданная в 1633 г., выдвигает систему требований и дает советы матерям по семейному воспитанию и подготовке детей к школе. Эти советы не потеряли актуальности и в наши дни. Мать, по мнению Коменского должна стать не только первым воспитателем, но и первым учителем ребенка. Естественно, что грамотность матери является для этого одним из необходимых условий. Мать, по мнению педагога должна сформировать у ребенка представления

– о важнейших нравственных ценностях,

– об основных пространственных, временных, количественных понятиях,

– о важнейших природных явлениях

– о мире, стране, населенном пункте, где живет семья,

– о занятиях людей и о профессиях членов семьи и т.д.

 

Требования Коменского к познавательной литературе для детей («Мир чувственных вещей в картинках» - 1658).

Коменский является изобретателем жанра детской иллюстрированной энциклопедии. Такая книга не просто учит – она развивает познавательную активность и навыки самостоятельного приобретения знаний. Книга «Мир чувственных вещей в картинках» была переведена на все европейские языки, ее переиздавали вплоть до конца XIX в. В России эту книгу впервые издал Н.Новиков в конце XVIII в.

Страницы энциклопедии содержат темы:………………………………

 

Оригинальная методика обучения иностранным языкам Коменского («Открытая дверь языков и наук» - 1631).

Опираясь на свой опыт освоения классических и современных иностранных языков, при помощи текстов Библии, Коменский создает методику параллельных текстов. В современном педагогическом процессе эта система не используется в силу низкой эффективности, но известно, что ряд известных людей, обладавших незаурядными способностями (А.Пушкин, Л.Толстой, открыватель Трои Г.Шлиман) пользовались методом параллельных текстов для самостоятельного изучения иностранных языков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

 

1. Как повлияли идеи Реформации на теорию и практику европейского образования?

2. Назовите наиболее яркие примеры воплощения процесса и результата образования в западноевропейском искусстве XVI – XVII вв.

3. Охарактеризуйте классно-урочную систему как педагогическую инновацию. В каком труде Я.А.Коменского она подробно изложена?

4. Что во взглядах Коменского на дошкольное воспитание актуально и сегодня?

5. Какой жанр литературы создан Я.А.Коменским? Приведите современные примеры изданий этого жанра.

6. На каком принципе основана система изучения иностранных языков, созданная Коменским? Почему она не получила широкого распространения?

7. Где раньше стала внедряться классно-урочная система – на Белорусских землях или в России? Почему?

8. Охарактеризуйте современное состояние классно-урочной системы как формы организации учебного процесса.

 


Date: 2016-07-05; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию