Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Тренинг осознования





 

 

 

В этой группе психологических упражнений акцент делается на создание непосредственного жизненного опыта, на коррекцию самооценки в целях обучения и личностного роста. Накопление опыта

стимулирует трансформацию уже сложившегося личностного потенциала.

Психологическая коррекция направлена наличность в целом, она

способствует повышению уровня полноценного функционирования личности за счет образования в группе «обратной связи», а также за

счет расширения диапазона сознания через преодоление барьеров (прежде всего неадекватной самооценки).

 

«КТО Я»

 

Цель: обеспечение возможности быстрого психологического контакта на уровне самооценки.

Упражнение подходит для первого занятия; надо иметь в виду, что возможен «щелчок по самолюбию или наоборот.

Каждый участник пишет на листке бумаги отпет на вопрос «Кто я?». Необходимо оговорить количество характеристик, например 10 - 12. Ответ состоит из одного слова, характеризующего черты характера, чувства, интересы, привычки. После написания каждый прикалывает листок у себя на груди. Затем участники медленно ходят по комнате, подходят к другим членам группы, читают их перечни, не стесняясь комментировать прочитанное.

Главное условие выполнения упражнения — отсутствие иронии и положительный, серьезный настрой, который должен обеспечить руководитель. Вариант: чтение вслух своего перечня группе. Если участники группы знакомы друг с другом или упражнение применяется не в первый раз, важно проследить, как меняется самооценка.

 

 

«РОЛЕВОЕ РАЗЫГРЫВАНИЕ»

 

Цель: обеспечение членов группы обратной связью относительно их обычного поведения.

Упражнение относится к первому этапу, поэтому, помимо регуляции самооценки, способствует сплочению группы. Половина группы — наблюдатели, каждый наблюдает за определенным участником из второй, активной, половины. Участники совершают

некое общее дело (не воображаемые действия, а подлинные), например совместно вешают люстру, делают уборку и т. д. Через 15 мин. или по выполнении задания группа наблюдателей делает анализ ролевого

поведения участника в данной акции: продуктивность и непродуктивность поведения для целей группы, доминирование, агрессия, растерянность, неспособность участвовать в общей акции, разыгрывание, представление.

Студентам первого курса особенно свойственно представлять ситуацию, а не участвовать в ней подлинно, поэтому главный принцип упражнения — «Я здесь и теперь». Вариант: может быть использована не общая акция, а общая дискуссия на значимую тему

 

 

«ОБЩЕНИЕ В ПАРЕ»

 

Цель: экспериментирование с вербальным и невербальным общением через установление фактического контакта.

Группа разбивается на пары, каждой парой выполняется одно из приведенных ниже упражнений, затем пары меняются.

Длительность общения — 3-5 мин.

Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Попробуйте вести диалог на определенную руководителем тему, являющуюся значимой для группы. Перед началом диалога нужно провести совместное глубокое дыхание. Внимание — на органах контакта с партнером. По окончании поделитесь ощущениями.

Сидящий и стоящий. Один из партнеров сидит на полу, другой стоит рядом. Ведущим диалога может быть любой из участников. Тема диалога должна иметь действенное содержание. Примеры действия ведущего: спровоцировать партнера на что-нибудь, объясниться в любви, принудить, попросить, приказать. Обстоятельства, оправдывающие мизансцену, не оговариваются заранее, каждый участник ищет свое оправдание в процессе.

Условие: можно менять положение тела, но нельзя менять мизансцену. По окончании участники делятся ощущениями от процесса.

Глаза в глаза. Внимательно смотрите в глаза партнеру, попытаетесь установить, о чем он думает, скажите что-то глазами без слов. Поделитесь ощущениями.

Умные руки. Исследуйте лицо партнера при помощи рук, глаза закрыты. Вложите всю энергию в руки. Познакомьтесь с партнером руками (3 мин.), попрощайтесь (3 мин.). Поделитесь ощущениями. Необходимо, чтобы была возможность взаимодействовать с

людьми обоего пола.

 

«РИСУЮ ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ»

 

Цель: стимулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение.

Все участники должны иметь по карандашу и листу бумаги. Упражнение делается в парах. Участникам предлагается сесть, расслабиться. Вспомнить наиболее значимое событие вчерашнего дня, то есть кусочек жизни, заставивший волноваться, переживать, попробовать прожить его еще раз. В процессе воспоминания участники водят карандашом по листу, иллюстрируя свои чувства, свою внутреннюю речь. (Перед участниками не стоит задача рисовать сюжетные картинки,) Итак, с чего все начиналось'.' Участники каждой пары меняются листками и пытаются разгадать происшедшее с партнером. Они не смогут угадать факты, но качество переживания и ритм существования станут понятны.

 

«РИСОВАНИЕ С ПАРТНЕРОМ»

 

Цель: стимулирование беспрепятственного перехода психического импульса во внешнее выражение, взаимодействие с партнером.

Упражнение хорошо выполнять после упражнения

«Общение в паре — спина к спине». Напомним, что в этом упражнении партнеры после совместного глубокого дыхания обсуждали значимую тему, удерживая внимание на органах контакта.

Группа разбивается на пары. Каждая пара имеет лист бумаги и карандаш. Партнеры садятся рядом или один встает позади другого, берут вместе карандаш и пробуют нарисовать свои ощущения, возникшие в предыдущем упражнении. Важно найти разумный

компромисс: не «предавая» своих желаний, стараться угодить партнеру, не конфликтовать с ним. Можно рисовать любое совместное переживание.

 

 

«КОЛЛЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»

 

Цель: осознание своего состояния и состояния партнера; такое осознание помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе,

Вся группа садится в круг, перед каждым лист бумаги и карандаш. Каждый начинает рисовать что-то значимое для себя. По сигналу руководителя участники передают свой лист партнеру, сидящему справа, и, соответственно, получают лист с другой стороны.

Их задача — продолжить полученный рисунок (можно подправлять уже нарисованное).

Необходимо продолжать передавать рисунки по кругу, пока к каждому не вернется его рисунок. Участники группы делятся своими ощущениями по поводу изменившегося рисунка. Если в группе больше К) человек, то нужно организовать два круга, иначе изменения будет трудно проследить.

 

«ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

 

Цель: тесная коммуникация, регуляция самооценки.

Участники делятся на две группы, которые образуют внешний и внутренний круг. Каждая пара обменивается впечатлениями друг о друге, глядя прямо в глаза партнеру. Необходимо говорить очень честно, но не грубо. Дискуссии и споры запрещаются. Те, кто слушает, должны иметь настрой пациента перед врачом, которому доверяют. «Врачи», в свою очередь, должны понимать, что от точности диагноза, вовремя доведенного до пациента, зависит излечение. Можно

прикасаться к пациенту. Условие: впечатления должны касаться не профессиональных качеств партнера, а только человеческих.

 

«ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА»

 

Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Упражнение можно выполнять по окончании тренинга.

Все участники садятся в круг на пол. «Нужно закрыть глаза и представить, что вы встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это».

 

 

 

III. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ»

 

 

 

Эта часть тренинга направлена на снятие хронических мышечных напряжений, на обучение механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического. В основе упражнений — положение о торможении функционирования организма механизмами психологической защиты, образующими «броню характера», по определению А. Лоуэна. Гротовский называл такое состояние «заблокированным», препятствующим прохождению «внутреннего психического импульса во внешнее выражение». Демидов также настаивал на необходимости развития у будущих актеров способности «отдаваться реакции».

«Броня» является структурой характера в его физической форме. Поэтому тот, кто сможет сломать свою «броню», в той же степени сможет изменить и психическую структуру своего характера. Мышечное напряжение — следствие удержания под контролем сильных и внезапных чувств. Торможение чувств происходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, и, следовательно, снижение энергетического уровня организма.

Биоэнергетика полагает, что тело есть биоэнергетическое пространство обмена энергией. Включение в обмен всех участков тела расширяет потенциальные возможности человека — и психические и физические. «Мышечная броня» ставит энергетические блокировки, притупляет чувства.

 

«ГРУППОВОЕ ДЫХАНИЕ»

 

Цель: биоэнергетическая разминка перед началом занятия для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Участники встают в круг. Ноги надо расставить на расстояние 90 см, вес тела перенести на пальцы ног, колени слегка согнуть, тело расслабить.

Нужно взяться за руки и сделать не менее 16 циклов брюшного дыхания, медленного и глубокого, выдох можно озвучивать, не напрягая связок. Участники ориентированы на то, чтобы осознавать все возникающие ощущения и чувства. Глаза — на партнера. Закончив совместное дыхание, встряхнуть все тело, свесив руки, сгибая и выпрямляя колени. Затем сделать несколько прыжков для энергетизации тела. Прыгать медленно, еле отрывая ноги от пола.

«КРИК»

 

Цель: осознание своих чувств и ощущений, открытая коммуникация, снижение напряжения в очагах хронических мышечных напряжений.

Участники садятся на пол, закрывают глаза; дыхание глубокое (1—2 мин.). Внимание на своем дыхании, надо ощутить течение воздуха-энергии во всем теле: как реагируют мышцы, кости, кровеносные сосуды на поступающую с глубоким дыханием энергию. Через 1—2 мин. участники начинают озвучивать выдох с переходом на крик расслабленным горлом. Медленно встают. Звук делается громче, в нем участвует все тело: помогайте себе руками, ногами, «колотите воздух».

Полное звучание удерживается некоторое время, затем постепенно стихает.

Если участник не может «выдать» полный, свободный крик, ему нужно помочь: во время крика слегка сдавить шею, шок усиливает крик, освобождает напряжения вокруг рта и связок. Губы и челюсти должны быть свободны. Для освобождения челюсти можно массировать ее соединительные мышцы. Крик затихает, внимание опять на дыхании, участники медленно опускаются на пол, ложатся на спину. При вдохе надо произносить «со», при выдохе — «хум» («со хум» в переводе с санскрита означает «это я», кроме того, соответствует естественному озвучиванию дыхания). Дыхание становится все более глубоким. Одна

рука — на диафрагме, другая — на брюшной полости, внимание — на одновременном и плавном движении диафрагмы и брюшной полости. Надо прийти к внутреннему осознанию того, что вдыхаемый воздух — это питание, необходимое организму. Глубокое дыхание и сосредоточенность в течение 5—10 мин. Через 2— 3 мин. можно заменить звуки на жужжание при каждом выдохе. Надо ощутить наэлектризованность в комнате и в своем теле. (Инструкция произносится руководителем в процессе выполнения упражнения.)

Первое условие — условие полной отдачи при выполнении любой команды, оно должно быть поставлено в начале; второе условие — не отвлекаться на разглядывание других, на первых порах все можно делать с закрытыми глазами.

 

«ЗВУЧАЩЕЕ ТЕЛО»

 

Цель: освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений, включение в работу всех резонаторов.

Участники лежат на полу в расслабленном состоянии. Дыхание брюшное, начинают озвучивать выдох без напряжения связок словом «ом». Это элементарная мантра для концентрации внимания на дыхании. Через несколько дыхательных циклов (4—5) нужно направить звук в голову: звучит голова, включены все головные резонаторы (чем большее расслабление будет достигнуто, тем активнее заработают резонаторы, участвующие в извлечении звука). Энергия выдоха увеличивается, звук

наполняет плечи, руки и грудную клетку, далее — солнечное сплетение и живот, все тело «излучает» звук.

Руководитель может сказать, что нужно представить воздух выходящим не через дыхательные пути, а через поры кожи; с ним вместе по телу распространяется и вырывается наружу через каждый участок тела звук «ом». Можно варьировать ритм дыхания. Увеличение

ритма помогает быстрее достичь состояния «звучащего тела», но в этом случае требуется опыт руководителя, так как возможны состояния изменения сознания, из которых нужно уметь вывести участника. Это упражнение вызывает резкое ослабление мышц, выплеск застоявшейся энергии; тело становится пустым и легким.

Требуется небольшой отдых. После выполнения хорошо использовать упражнения на память физических действий и ощущений, которые требуют такого состояния, например жара, пляж, проснулись после сна на солнце: головокружение, тошнота, нет сил подняться и дойти до освежающего душа, но в нем спасение. Участники, преодолевая слабость, поднимаются и идут в душ (кабинки на пляже).

Завершает упражнение «ледяной душ». Состояние расслабления после этого упражнения носит сильный физиологический характер, поэтому важно, чтобы руководитель мог контролировать его уровень. Важна установка, что душ — это лекарство, бальзам, спасение: «Уходит слабость, тошнота, вы наполняетесь энергией».

 

«ЗОНЫ ЗВУЧАНИЯ»

 

Цель: тренировка переключения внимания тела.

Участники лежат на полу в расслабленном состоянии. Дыхание глубокое. Озвучивают выдох словом «ом», при этом каждый подносит руку поочередно к животу, груди, голове, отмечая рукой участки, «если бы» нагреваемые солнцем. Соответственно переключаются зоны звучания (грудная, головная, брюшная). Если группа небольшая, это может делать руководитель.

Следующий этап: участники представляют себя лежащими на берегу моря, набегающие волны омывают разные участки тела (ноги, живот, грудь, шею и плечи, голову). Соответственно работают зоны звучания. До

появления первой волны тело «мертвое», абсолютно расслабленное. Необходимо представить себе, что теплая волна приносит энергию оживления участку тела, которого она достигает, последняя волна, самая сильная, покрывает все тело; чтобы не захлебнуться, нужно вскочить резко. При резком вставании с задержкой дыхания из состояния расслабления с глубоким дыханием тело энергетизируется, кажется, что по телу проходит электрический ток.

«РЕЗОНАНС»

 

Цель: освобождение голосового аппарата от мышечных напряжений (а не постановка голоса).

Качество звучания характеризуют громкость, диапазон, включенность резонаторов. Причиной монотона, то есть ограниченности в самовыражении, являются хронические мышечные напряжения,

Упражнение выполняется стоя, можно ходить по комнате.

Необходимо сконцентрировать внимание (глубокое погружение) на собственном дыхании: движении диафрагмы, дыхательных путях. Далее нужно попробовать «родить» звук, очень осторожно озвучить выдох, ощутить вибрации связок и резонаторов. При следующем выдохе отправить звук в потолок (не смотреть туда, глаза могут быть полузакрыты), попробовать достичь резонанса с потолком, то есть услышать, что звук, отраженный от потолка, слился с новым «рожденным» звуком.

Следующие этапы: резонанс с потолком, стенами, полом, с мягким ковром, с окном, с космосом. Практика показывает, что легче всего резонанс «получается» с полом, поэтому можно начинать с него, чтобы

участники быстрее почувствовали эффект.

Условие: нельзя задавать общую тональность, упражнение может выполняться совместно, но слушать можно только свой диалог с различными объектами.

Вариант: резонанс с воображаемым объектом — животным, врагом, другом, наблюдатели могут отгадывать воображаемый объект. Вариант может выполняться после освоения первого этапа — резонанса с подлинными объектами. При выполнении упражнения можно помогать себе массажем шеи: большой палец правой руки в углу правой челюсти, средний палец сдавливает шею последовательно в трех местах — верх, середина, низ.

 

«ГНЕВ»

 

Цель: стимулирование выражения чувств, исследование чувства в контролируемых условиях; усиление циркуляции крови и кислорода.

Это активное биоэнергетическое упражнение. Может выполняться всеми участниками или каждым членом группы по очереди.

Колоченые: встать на колени перед спортивным матом, наносить удары кулаками по мату сильно, но расслабленно. В ударе участвует все тело. Дыхание глубокое, рот открыт, нельзя сдерживать звуки, они могут быть любыми: крик, слова, выражающие чувства гнева. Как и во всех предыдущих упражнениях, здесь необходимо внутреннее оправдание — на кого или на что направлен гнев. Лишних обстоятельств придумывать

не надо, главное обстоятельство — «здесь и теперь».

Брыкание: лечь на ковер, свободно раскинуть ноги и медленно начать брыкаться, увеличивая темп и интенсивность удара. Надо колотить ковер кулаками, вертеть головой, сопровождая физические движения выкриками: «Нет!», «Не хочу!» и т. д.

Условие: не играть гнев, а выполнять заданную схему действий, включаясь максимально.

 

«УСТРОИТЬ СКАНДАЛ»

 

Цель: чувственное расслабление, освобождение реакций от контроля сознания. Подготовительное упражнение — «Крик» или «Гнев».

Если группа не более 10—12 человек (в противном случае группа делится пополам: одна половина работает, другая наблюдает, выполняя одновременно упражнение «Ролевое разыгрывание»), из нее выбирается водящий — «тихоня». Задача группы — довести «тихоню» до гнева, скандала. Способы обычно с удовольствием предлагают сами участники. Приведем два из них:

1. Группа занимается общим делом (танцует, строит дом, играет в казаков-разбойников), игнорируя «тихоню», прогоняя его; «тихоня» должен пристроиться в общее дело, но ему этого сделать не удается, потому что у группы задача противоположная.

2. Группа издевается над «тихоней», заставляет его принимать глупые позы, говорить дурацкие тексты и т. д. «Тихоня» пробует «заставить» себя уважать, но этого не получается.

И в том и в другом случае «тихоня» должен закончить скандалом, после чего получает желаемое уважение. Это игра. Но любая группа всегда легко вовлекается в обстоятельства события «издевательство», и

«тихоня», зная наперед, что это игра, к моменту скандала не играет, а почти верит, что отношение группы к нему именно такое, поэтому скандал не требуется разыгрывать, нужно только разрешить его себе, а это и есть задание.

Условие: «тихоня» обязан довести дело до конца, то есть добиться внимания группы, и никакие уходы в себя, оправдания типа «ну и не надо», «мне и одному хорошо», «займусь чем-то таким, что их заинтересует», не разрешаются. Проявления гнева, страха и т. д. не только способствуют выходу заблокированных чувств, но и неизбежно предшествуют выражению положительных эмоций.

Телесные терапевты утверждают, что сильное физическое высвобождение аффекта может вести к личностным изменениям (Olsen, 1976).

 

 

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРУГ»

 

Цель: энергетизация тела, повышение мышечной и психической активности.

После выполнения упражнения «Крик» или любого другого релаксационного упражнения все участники ложатся в круг, ногами к центру: ноги разведены и соприкасаются ступнями со ступнями соседей, руки также разведены, глаза смотрят вверх. Группа начинает совместное глубокое дыхание, при выдохе произносится слово «ом».

Руководитель может дирижировать ритмом дыхания, ускоряя его. При дыхании в ускоренном ритме длительное время (5—10 мин.) ощущается покалывание во всех мышцах, возможны легкие судорожные

явления в конечностях. Это показатель эффективности выполнения, освобождения от хронических мускульных напряжений. Внимание — на выдыхаемой энергии и распространении ее по всему телу при выдохе. Длительность упражнения — не менее 5 мин. Участники могут чувствовать теплоту в конечностях, учащенное сердцебиение, вибрации рук и ног.

 

«НАБЛЮДАТЬ ЗА ДЫХАНИЕМ»

 

Цель: «вытягивание» цепочки ассоциаций и включение тела в воображаемый процесс при помощи изменения способов дыхания.

Это древнее дзенское упражнение. После упражнения на расслабление участники лежат или сидят на полу в свободных позах. Объект внимания — собственное дыхание. Задание: дышать, прислушиваясь издалека; дышать, подслушивая; дышать, входя в холодную воду; дышать под душем; дышать, плывя против течения и т. д. Внимание остается на дыхании, но тело непроизвольно откликается на дыхание и будет жить в соответствии с ним, то есть задача противоположна задаче в упражнениях на память физических действий, где начинает тело. Если участник не освоил предыдущий цикл упражнений, связанный с дыханием («Зоны звучания», «Резонанс», «Крик»), то имитация дыхания в данном упражнении не вовлечет

тело в процесс или вовлеченность будет слабая, тело окажется не активным.

 

«ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ»

 

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении, кроме того — тренировка переключения внимания.

После освоения упражнения «Наблюдать за дыханием» участникам предлагается переключение от одного способа дыхания к другому, но задание изменяется коренным образом: не дышать, прислушиваясь,

а прислушиваться и т. д. По команде руководителя происходит переключение. Скорость переключения зависит от уровня подготовки группы, пауза между заданиями — от 2 мин. до 15 сек.


 

 

IV. РИТМОСТИМУЛЯЦИЯ

 

 

Взаимная зависимость ритма существования человека и его психофизического состояния имеет сегодня научное, экспериментальное подтверждение. Ритм является регулятором человека, обеспечивает возможность сознательного самоуправления. Представляется, что понятие ритма в таком качестве еще недостаточно изучено психологией творчества и сценической педагогикой.

Нейрофизиологические исследования (Ухтомский, 1951; Смолянинов, 1984; Охнянская, Мишин, 1981 и др.) указывают на существование универсального механизма передачи информации, регуляции и управления, свойственного всем биосистемам: «...волновые процессы возбуждения лежат, по-видимому, в основе всех актов биологического самоуправления» (Смолянинов, 1984, с. 20). Живой организм в определенном психофизическом состоянии имеет определенный ритм биоколебаний. Внешний импульс (воздействие) воспринимается адекватно, если частота колебаний внешнего импульса соответствует ритму биоколебаний, во многих случаях внешние колебания являются «водителем» ритма биоколебаний. Более того, механизм прохождения психического импульса заключен в конкретной программе, передаваемой по нервной цепи частотным кодом, в ней определено не только построение реакции, но и ее вегетативное обеспечение (Охнянская. Мишин, 1981, с. 32-33). Живая система может

синхронизироваться с навязанным ритмом или стать его «водителем» — это зависит от степени активности системы,

Возможно, искомое театральной практикой взаимодействие «ак­

тер—зритель» может быть описано при помощи теории нелинейных

колебаний, как синхронизация биоколебаний «живых систем», на-холящихся по обе стороны рампы. Представляется, что понятия «ат­

мосферы», «взаимодействия атмосфер», введенные М. Чеховым, на­

ходят, таким образом, научное обоснование и отражают

закономерности человеческого взаимодействия. Исследования био­

электрической активности мозга подтвердили ее тесную связь с час­

тотой дыхания и сердечным ритмом (Охнянская, Мишин, 1981,

с. 32-33). Механизм «ритмостимуляции» активности мозга через ды­

хание был выявлен еще А. А. Ухтомским (Ухтомский, 1951, с. 44, 67).

С процессом усвоения ритма он связывает формирование доминан­

ты. Доминанта — специальный психофизиологический «орган», оп­

ределяющий состояние (и поведение) человека в данный отрезок

времени, при помощи создания в мозгу мощного очага раздражения,

который совершает отбор воздействий внешней среды, имеющих вли­

яние на поведение. С процессом усвоения навязанного ритма связа­

ны некоторые упражнения психотерапии.

Здесь даны примеры упражнений, трансформированных в форму

актерского тренинга.

 

«ТАНЦУЮ МОНОЛОГ»

 

Цель: освобождение от подавленных чувств, изливающихся в накопление хронических мышечных напряжений.

Танцевальная терапия ведет свое происхождение от ритуального танца как средства выражения мыслей и чувств, которые трудно перевести в слова. В актерском тренинге, помимо названного эффекта, упражнение помогает осознанию выразительных средств тела.

Задание выполняется индивидуально: скажите монолог танцем, расскажите о своих мыслях и чувствах за сегодняшний день под «музыку души». Остальные члены группы могут разгадать монолог. На более позднем этапе обучения актеров упражнение может использоваться для ролевого тренинга: передайте внутреннюю речь своего персонажа в этом событии с помощью танца, станцуйте несколько событий. Как меняются ритм и характер движений танца?

 

«ТАНЦУЕМ ТЕМУ»

 

Цель: увеличение эмоциональной подвижности, провоцируемой подвижностью телесной; взаимодействие с партнером, осуществляемое на уровне внутреннего ощущения общей темы.

Перед началом упражнения руководитель задает тему индивидуального танца, выраженную словесной формулой: «любить человека», «осенние сумерки», «восход солнца» И т. д. Участники стоят на площадке «стайкой»; выслушав тему, они должны закрыть глаза

и попытаться пластически выразить тему, ассоциации, которые возникают по этому поводу; можно напевать про себя, но не вслух. Через некоторое время (3 мин.) руководитель предлагает объединиться в общий танец, не открывая глаз. Нужно сохранить характер своего

танца, но вместе с тем «почуять» партнеров, высказывающихся на эту же тему.

Если руководитель видит, что многие участники танцуют что-то резко выбивающееся из общего характера танца, то можно помочь, задавая ритм. Когда общий танец получился, руководитель предлагает

участникам открыть глаза и продолжать танец с открытыми глазами.

«ОПРАВДАТЬ ТАНЕЦ»

 

Цель: тренировка воссоздания состояния участника и вслед за этим — воображаемой ситуации.

«Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но так­же каждая последовательность изменяет внутренние состояния установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности» (Schilder, 1950, р. 208). Не правдали, это

похоже на изложение метода физических действий? Не совсем так, потому что количество мышечных усилий в физических действиях не регламентировано и не контролируемо, поэтому ожидаемый эффект происходит отнюдь не всегда.

В данном упражнении при помощи совершения последовательности регламентированных танцевальных движений тренируется воссоздание состояния участника и вслед за этим — воображаемой ситуации.

Упражнение может выполняться парами или индивидуально, всем участникам задается индивидуальный ритм и последовательность пластических движений.

Задание: начать движение в танце, идти от тела, анализировать свои чувства, вообразить ситуацию, адекватную этим чувствам и характеру движений, быть в этой ситуации (танец можно прекратить).

 

«ДВОЙНИК»

 

Цель: внутреннее подражание (не только телом, координацией в пространстве, но мыслями, эмоциональными переживаниями).

Упражнение активизирует «внимание тела», взаимодействие с партнером, является первым шагом к характерности на уровне внутреннего подражания.

Кто-то первым выходит на площадку и произносит монолог о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Это не речь, а мысли вслух — «переговоры с совестью». Можно двигаться по комнате, совершать любые действия. Через несколько минут второй участник по своей инициативе подходит и встает позади первого, принимая его позу и повторяя движения, слова (с запаздыванием). Нужно попытаться представить себе чувства первого и присвоить их. Обязательное условие — копировать невербальное поведение. Через несколько минут двойник меняется.

 

 

«ОТОБРАЖЕНИЕ»

 

Цель: стимуляция осознания тела, межличностной эмпатии, тренировка внимания.

Используется любая музыка без жесткого ритма.

В каждой паре один из участников становится ведущим, другой — ведомым; они смотрят в глаза друг другу. Ведущий начинает медленные, плавные движения. Ведомый отражает движения ведущего зеркально, стараясь ни о чем не думать: пусть ведет тело. Через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании поделитесь ощущениями.

 

«ОТОБРАЖЕНИЕ ГРУППОЙ»

 

Цель: тренировка внимания, следование импульсу тела, развитие мышечного внимания.

Ведущий свободно двигается по комнате, совершая любые не слишком резкие движения. Остальные члены группы должны следовать за ним, повторяя его движения и «переживая» их. Лучше, чтобы движения были танцевальные, а не носили характер физического действия, так как последние требуют отбора предлагаемых обстоятельств. Через несколько минут ведущий переходит в конец цепочки, следующий

ведущий меняет характер движений. Музыка не нужна, ее ритм через движение задает каждый новый ведущий.

 

«ГРУППОВОЙ ТАНЕЦ»

 

Цель: развитие способности ощутить за ритмом атмосферу и характер движений.

 

«БОРЬБА РИТМОВ»

 

Цель: тренировка способности к тотальной вовлеченности тела и сознания в событие под названием «Борьба ритмов». Ритм же организует тотальную вовлеченность.

Для выполнения упражнения нужно приготовить

две фонограммы с записью различных, но близких по

характеру ритмов. Группа делится на две части — племена «Ту» и «Та»,

которые будут танцевать свои ритуальные танцы. Начинает одно из племен, напевая, соответственно: «Ту-ту-ту» или «Та-та-та». Громкость фонограммы минимальная. Появляется второе племя со своим танцем и

ритмом звучания, их громкость больше. Громкость первой фонограммы увеличивается, начинается борьба ритмов. Каждое племя должно удержать свой ритм. С нарастанием громкости наступает момент, когда

ритмы фонограмм сливаются и почти не различимы, в этой какофонии нужно не потерять свой ритм. Упражнение длится не менее 15 мин.

 

«ЗАСТРЯВШИЙ РИТМ»

 

Цель: развитие способности к запоминанию и воспроизведению психофизического состояния, эмоциональной окраски действия. (Ритм, как известно, является центральным параметром, характеризующим

состояние.)

Спустя некоторое время (до нескольких дней) после выполнения упражнения «Борьба ритмов» можно предложить участникам вспомнить свой ритм. Напойте его, двигайтесь в нем. Как правило, вслед за ритмом участники вспоминают психофизическое состояние во время ритуального танца. Можно предложить вспомнить любой этап борьбы: первая громкость, вторая, какофония. Тренированные участники, услышав первой команду «какофония», покрываются потом почти мгновенно, как будто они танцевали до этого момента пятнадцать—двадцать минут без перерыва.

 

«ЖИЗНЬ В НАВЯЗАНОМ РИТМЕ»

 

Цель: осознание взаимосвязи между ритмом физической жизни и психоэмоциональным состоянием.

Требуется фонограмма, смонтированная из эпизодов различных ритмов, длительность каждого ритма — не менее 2 мин.

Участникам предлагается совершать какое-нибудь физическое действие, требующее усилий: стирать белье, мять виноград ногами. Фонограмма задает темпоритм существования, обстоятельства подсказываются телом, которое должно безусловно подчиняться ритму. На вопрос: «Почему я так быстро начала стирать?» нужно отвечать, прислушавшись к своим чувствам: «Я волнуюсь, следовательно, не хочу, чтобы меня застали за этим занятием; мне весело, следовательно, хочу скорее закончить, чтобы приступить к чему-то очень приятному».

Это задание не означает, что обстоятельствам отводится вторая роль, а первая уступается чувству, но навязанный ритм задает обстоятельства на подсознательном уровне, а не умозрительным их отбором, не всегда приводящим к верному самочувствию. Определению действия вообще не хватает ритмической характеристики, дающей наполнение сухому глаголу.


 

 

Date: 2016-11-17; view: 163; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию